Синергетический подход к
пониманию эволюции научного знания и креативности человека (синергетика
познания) попадает в рамки эволюционной эпистемологии. Синергетика познания -
это синергетика второго порядка (синергетика II) по отношению к синергетике как
области исследования механизмов эволюции и самоорганизации вообще (синергетика
I).
"Если попытаться
обозреть совокупное знание человечества, то оно предстает для его
"обитателей" в виде Вавилонской башни с такой сложной и развитой
иерархией, что вся система постоянно движется на грани развала и
саморазрушения", - рисует метафорическую картину Э.Эзер, один из известных
специалистов в области эволюционной эпистемологии.
Сложный, неоднозначный и
запутанный исторический ход движения познающего разума выглядит как построение
"Вавилонской башни" знания. Будучи порождением человеческого разума,
идеи, теории, модели - этот третий мир Поппера - начинает свою собственную
жизнь, приобретает собственную историю, порождающую сложность, превосходящую
первоначально созданное человеком. И подобно тому, как в библейском мифе о
строительстве "Вавилонской башни" произошло смешение языков, в
историческом течении научного знания имеет место смешение, синкретичное
переплетение начал организованного и самоорганизующегося, сознательного,
преднамеренного и неосознанного, стихийного, предсказуемого и непредсказуемого.
В этом когнитивном движении смешивается да и нет, истина и заблуждение, наука и
миф, наука и псевдонаука, рассудок как tabula rasa и предрассудок.
Встает вопрос о самой
применимости синергетики к пониманию человеческих когнитивных процессов.
Синергетика применима, ибо ориентирована на раскрытие универсальных механизмов
самоорганизации и эволюции сложных систем, систем любого типа, как природных,
так и человекомерных. Синергетика устанавливает мостики между мертвой и живой
природой, между целеподобностью поведения природных систем и разумностью
человека, между процессом рождения нового в природе, "творчеством
природы" и креативностью человека.
Могут быть выдвинуты три
аргумента в защиту самой возможности синергетического подхода к эволюции
научного знания и представлений культуры. Это, - во-первых, очевидная роль
кооперативных, когерентных эффектов в науке и культуре, во-вторых,
плодотворность структуралистского подхода и, в-третьих, длительная апробация и
ценность информационного подхода к науке и культуре.
Такие черты креативного
мышления как наличие альтернатив, сценариев развертывания мыслей, разнообразие
шагов ментальных движений могут быть рассмотрены с точки зрения
синергетики. Альтернативы, плюрализм, просмотр различных вариантов как
аналог хаоса в когнитивной области играют позитивную, стимулирующую роль в
творческом мышлении. На первоначальном этапе работы творческой интуиции, вероятно,
имеет место максимальное расширение креативного поля, охват максимально
возможного разнообразия элементов знания. При этом уравновешивание главного и
неглавного, существенного и несущественного, т.е. радикальная переоценка
познавательных ценностей перед лицом творческой цели, осознаваемой в большей
или меньшей степени, является основой продуктивного выбора идеи. Первоначальное
брожение по метальному мицелию служит подготовкой к инновационному скачку
мыслей.
Механизм творческого
мышления, "работы" интуиции может быть рассмотрен как механизм
самоорганизации, самодостраивания визуальных и мысленных образов, идей и
представлений. Механизм самодостраивания включает в себя, во-первых,
направленность на возникающее целое. Установка (план, основная идея или образ)
выполняют роль путеводной нити поиска.
Во-вторых, на базе
увеличения разнообразия, переоценки познавательных ценностей происходит отбор,
отсечение "ненужного". Смысл скрытых установок как раз селективный,
фильтрующий. Механизм творческого мышления - это не случайный перебор
вариантов, а выбор главного, чтобы организовать целое. Самоорганизация
осуществляется вокруг этого ключевого звена. Интеллектуальное и словесное
творчество связано с безжалостным отбрасыванием, беспощадным уничтожением
многого из того, что незадолго до этого было допущено как когнитивный аналог
хаоса.
В-третьих, механизм
самоорганизации в творческом мышлении может быть представлен как механизм
восполнения недостающих звеньев, самодостраивания, самосборки целостного
образа. Происходит не просто "инсайтная перестройка", мгновенная
организация целостной структуры, как это полагают гештальтпсихологи. Согласно
синергетической модели, творческое мышление представляет собой самовырастание
целого из частей в результате самоусложнепния этих частей. Поток мыслей и
образов в силу своих собственных потенций выстраивает себя.
В-четвертых, научное
открытие может быть интерпретировано как реорганизация проблемного поля (поля
вопросов), как кристаллизация знания, выход на структуру. Причем в научном
творчестве, как правило, имеет место целая серия кристаллизаций.
Синергетическое видение
исторического развития науки и культуры складывается из представлений о
принципиальной нелинейности и циклическом характере развития, неравномерности
темпов развития и чередовании периодов "сгущения инноваций"
("всплеска талантливости") и "разрежения инноваций" в науке
и культуре, инерции парадигмального сознания и ценности маргинальных и
архаических элементов в науке и культуре.
С позиции синергетики
научные революции можно истолковать как "точки бифуркации" развития
науки и культуры. Научные революции связаны с выбором между альтернативами и с
поворотом, коренным изменением в научной картине мира. В предреволюционный,
критический период, как правило, происходит "размножение" научный
направлений и школ, т.е. преобладают дивергентные тенденции. И именно это
разнообразие подходов, концепций и интерпретаций конструктивно для выбора в
"точках бифуркации" собственных устойчивых тенденций развития систем
научного знания. Рост альтернативных научных школ перед научной революцией как
бы заранее подготавливает системы знания к многовариантному будущему.
После научной революции,
в период "нормальной науки", напротив, идет формирование мощного
парадигмального течения, т.е. начинают проявляться тенденции конвергенции.
Отметим одно из наиболее
удивительных следствий синергетического видения развития науки и культуры
синергетика показывает нам, что мы должны изменить свое отношение к
маргинальным линиям развития науки и культуры, к так называемым
"тупикам" развития и даже к архаическим элементам. По аналогии с
буддийским образом сознания-сокровищницы можно предложить образ
науки-сокровищницы, науки, в которой не исчезают, а остаются как неуничтожимый
фон реликты ушедших в далекое прошлое эпох.
М.М.Бахтин как-то сделал
замечание, что культура располагается на границах. Границы, побочные линии,
маргиналии культуры - это, может быть, в некотором отношении более ценное и
интересное, чем общепринятое и общераспространенное в культуре. Синергетическое
видение культуры, которое стирает резкие временные и пространственные различия,
сближается здесь с постструктурализмом и постмодернизмом, которые пытаются
придать статус "здесь и теперь" всему ушедшему, полузабытому, утраченному.
Результаты современных
исследований в области эволюционной эпистемологии идут в данном случае в одном
русле с синергетическими представлениями. Эволюционно-эпистемологический взгляд
на историю познания позволяет объяснить ряд фундаментальных "заблуждений"
коллективного человеческого разума в истории науки, например двухтысячелетнее
(с некоторыми изменениями) существование физики Аристотеля.
Для этого вводится
понятие мезокосма - когнитивного окна, которое открывается перед человеком,
обремененным своей биологической природой. Мезокосма - "когнитивная ниша
человека". А физика Аристотеля, видоизмененная Ж.Буриданом в средние века,
- это правильная мезокосмическая физика, это интуитивная физика, неосознанно
используемая и современным человеком.
Предрассудки классической
науки и более ранних этапов развития науки живут в современном человеке. Из-за
своего мезокосмического и эволюционного происхождения они трудно устранимы.
Человек не может выпрыгнуть из своей мезокосмической природы, и продукты его
иннтеллектуального труда носят печать этой его мезокосмической ограниченности.
Синергетической взгляд
на науку позволяет переинтерпретировать и феномен инерции парадигмального
сознания в науке. Процесс становления новой научной парадигмы связан со
своеобразными когерентными, кооперативными эффектами в науке. Но возникнув по
общему согласию и как эффект свободного выбора каждого, парадигмальное знание,
а также вытекающие из него коллективные паттерны мышления и деятельности,
становятся теми "параметрами порядка", которые порабощают каждого
ученого-исследователя, а особенно тех, кто только вступает в научную
деятельность (принцип "порабощения" ввел в синергетику Г.Хакен).
Научное сообщество
весьма консервативно, настороженно настроено по отношению к инновациям.
Можно говорить,
по-видимому, о феномене инерции парадигмального сознания в науке. Инерция - это
своеобразный иммунитет науки как организма, как целостной системы. Это -
стремление сохранить существующие структуры знания, направленность и схемы
научно-исследовательской работы. Это - отторжение всего чуждого,
несвойственного для организма науки. Новое, как правило, по началу
воспринимается блюстителями чистоты парадигмального знания как непростительное
инакомыслие. С утверждением новой системы знания оно начинает приветствоваться
и распространяться. Последняя стадия собственной эволюции научных идей - это
стадия инволюции идеи, ее жесткой кристаллизации, догматизации.
Суммируем, что нового
вносит синергетический подход по сравнению с близкими к нему и более развитыми
теоретико-информационным и структуралистским подходами к анализу эволюции
научного знания и феноменов культуры. Специфика синергетического подхода - в
исследовании - механизмов становления когерентности, связности событий,
возникновения общепринятых образцов когнитивного поведения и мышления (ибо
наука представляет собой коллективное предприятие, в котором проявляют себя
кооперативные, корпоративные эффекты, подобные формированию коллективного
мнения в той или иной общественной группе);
- роли аналогов хаоса,
разнообразия элементов знания и опыта, испытания ряда ментальных альтернатив
для устойчивого и продуктивного функционирования когнитивных систем;
- быстрых процессов
роста научного знания и научной информации, режимов с обострением (blow-up regimes),
а также смены двух взаимодополнительных режимов на научной среде - быстрого
развития и локализации процессов, с одной стороны, и замедления, спада
активности и "растекания" - с другой;
- соотношения элементов
преддетерминации и открытости эволюционных процессов, связанных с событием
выпадения на структуру-аттрактор как одну из спектра возможных структур знания,
с выбором дальнейшего пути эволюции на поле большого, но ограниченного, спектра
возможностей;
- конструктивных
механизмов коэволюции сложных, иерархически организованных и
"разновозрастных" структур индивидуального сознания, знания и
коллективной когнитивной деятельности (системы сознания-подсознания ученого;
научных школ, как правило, охватывающих несколько поколений ученых;
- науки как сложной
системы, включающей в себя слой интуитивного знания, скажем, интуитивные
представления о движении современного человека, близкие к физике Аристотеля,
народную науку, институализированную науку и неукладывающийся на сегодня в
рамки установленного и объяснимого слой паранормального знания -
паранауку);
- возможности
эффективного управления нелинейными системами сознания и знания посредством
топологически правильно организованных, так называемых резонансных,
воздействий.
5. "Детство науки"
и детское сознание с точки зрения синергетики
С синергетической точки
зрения могут быть проанализированы образы сознания в филогенезе и онтогенезе
человека, представления "детства науки и культуры" (первобытного
сознания) и образы детского сознания. Как для архаического, так и для детского
сознания характерны образы древа познания и поиска, образы мандалы,
цикличности, возвратов к прошлому, к сокровищнице сознания, а также
синкретичность пространственных и временных представлений.
Образы "древа
познания" показывают наличие интуитивного чувства (и у древнего человека,
и у ребенка) о плодотворности разнообразия, элементов хаоса для надлежащей
мироориентации. Причем плюрализм жизненных и когнитивных путей означает не
только развертывание возможностей, но и их свертывание, не только элементы
дивергенции в творчестве, познании, жизненной практике, но и элементы
конвергенции в них.
Динамичность развития
поддерживается, с синергетической точки зрения, только за счет чередования двух
взаимодополнительных режимов возрастания интенсивности процессов и их спада,
стекания на центральное традиционное ядро процессов и растекания от него,
только за счет частичных возвратов к старому, к традиции, к
"прасреде" сознания, что интуитивно отражается в устойчиво повторяющихся
образах мандалы. Получается, что "прошлое ещё впереди", как однажды
выразилась М.Цветаева. Подобным образом Р.М.Рильке отмечает, что "будет
скрыто многое и впредь, чтобы наши завтрашние дали мы в себе сегодня
обретали". Аттракторы развития как будущие состояния предданы. Они
предстают как "память о будущем", "воспоминание будущего".
В детском и в
архаическом сознании имеется глубокая связь между пространственными и
временными представлениями. Пространственные и временные характеристики,
оказывается, здесь взаимооборачиваемы. Имеет место опространствование времени
или овременение пространства. В архаическом мышлении и языке, как показывает
Л.Леви-Брюль, "быть здесь", "быть в том, или ином месте"
означает в то же время "быть в тот или иной момент". "Вообще,
все, что относится ко времени, выражается здесь словами, которые применялись
раньше к пространственным отношениям". Это коррелирует с синергетическими
представлениями о структурах-аттракторах эволюции, в которых пространство и
время не свободны, но связаны друг с другом. Последнее обстоятельство дает
возможность "вычитывать" прошлое и будущее структуры из сегодняшней
картины эволюционных процессов в различных пространственных фрагментах этой
структуры. Оказывается, можно не моделировать будущее, а увидеть будущую
картину процесса сегодня. Можно не восстанавливать "по крохам"
прошлое, а найти его в целостности в настоящем.
6. Синергетика как
позитивная эвристика: как далеко мы можем идти?
В предыдущих разделах я
пыталась продемонстрировать широкие эвристические возможности синергетики,
плодотворность ее применения в различных областях естественной и гуманитарной
науки.
Претензии синергетики на
универсальность и на некий род позитивной эвристики рождают целый спектр
человеческих эмоций и рациональных отношений - от неподдельного интереса или
простого любопытства до явного сомнения или даже раздражения. Это вынуждает нас
возвращаться к наиболее глубоким вопросам. Насколько оправданы синергетические
интенции выявить универсальные паттерны эволюции? Как возможно синергетическое
видение мира? Как возможна трансдисциплинарная или кросс-профессиональная
коммуникация на основе синергетики? Ведь известно, что теория, которая
объясняет все, не объясняет ничего. Вольфганг Паули как-то заметил, что
установил для себя эмпирическое правило: если теоретик говорит
"универсальное", это означает пустую бессмыслицу.
Сегодня, когда проходит
волна первого восторженного отношения к синергетике, а равно и ее активного
неприятия или простого отрицания, становится очевидным, что возможности
синергетики как позитивной эвристики достаточно фундированы. Синергетика имеет
достаточно сформированное "твердое ядро" в виде выявленных и
естественнонаучно описанных механизмов эволюции сложных систем. Некоторые
результаты, из которых мы выводим мивоззренческие следствия, доказаны в форме
математических теорем.
Стоит упомянуть также о
том, что "твердое ядро" новой теории самоорганизации составляют также
два фундаментальных открытия: открытие странных аттракторов и открытие режимов
с обострением (blow-up regimes). Оба эти открытия имеют большое философское
значение. Именно они создают возможность построения моста между синергетикой,
имеющей истоки главным образом в естествознании (в нелинейном анализе,
неравновесной теормодинамике, теории хаоса, фрактальной геометрии), и
гуманитарными науками (когнитологией, эпистемологией, культурологией,
социологией, демографией, экономикой).
Наличие странных, или
хаотических аттракторов - один из фундаментальных фактов в теории
самоорганизации. К настоящему времени странные аттракторы обнаружены в самых
разных фрагментах мира природы и человека, начиная с метеорологии и кончая
нейрофизиологией, исследованиями активности человеческого мозга. Странные
аттракторы показывают нам пределы предсказуемости эволюционных процессов и
наличие областей их принципиальной непредсказуемости. Это означает понимание
вероятностного, стохастического поведения сложных динамических систем, которое
обусловлено не ограниченностью наших исследовательских возможностей, а самой
природой этих систем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|