Научное обоснование
методологии информатизации специализированного образования в области
информатики и вычислительной техники. Методологические проблемы разработки и
оптимального применения новых информационных технологий в сфере образования.
Разработка новых
принципов и методов представления, обработки данных и знаний.
Разработка компьютерных
обучающих систем.
Создание системы
стандартизации информационных технологий, разработка методик сертификации
программных и технических образовательных средств.
Разработка
конструктивных подходов и организационных форм создания товарного методического
компьютерного обеспечения образовательного процесса.
Создание единого
телекоммуникационного сетевого пространства сферы образования.
Развитие единой системы
баз данных и информационных ресурсов в сфере образования.
Обеспечение массового
доступа к единой системе баз данных и информационных ресурсов сферы образования
России для всех групп пользователей.
Внедрение информационных
технологий в сферу образования имеет смысл, если это позволяет создать
дополнительные возможности и организационно-технические ресурсы, а именно:
(1) доступ к большому
объему учебной информации;
(2) образная наглядная
форма представления изучаемого материала;
(3) поддержка активных
методов обучения;
(4) модульный принцип
построения, что позволяет тиражировать отдельные составные части
информационной технологии;
(5) поддержка
информационной технологии соответствующим научно-методическим материалом.
Основными направлениями
развития информатизации национальной системы образования должны являться:
Информатизация процессов
обучения в общем и профессиональном образовании.
Получение обучаемыми
необходимого, определенного государственными образовательными стандартами
уровня знаний, умений и навыков в области общей и профессиональной
"информационной культуры".
Создание информационной
инфраструктуры сферы образования.
Информатизация процессов
управления образованием.
Информатизация научных
исследований и разработок, которые проводятся в национальной системе
образования.
Оснащение сферы
образования современными информационно-вычислительными средствами и
телекоммуникационной техникой.
Создание и развитие
современной системы дистанционного образования.
Для научного обоснования
методов и средств проведения работ по информатизации сферы образования должны
быть в опережающем порядке проведены исследования по следующим направлениям:
1.Разработка методов
моделирования и концептуального проектирования процессов информатизации
образования.
2.Содержание и
методология преподавания знаний, умений и навыков по информационным
технологиям общего назначения (информатика) от начального до послевузовского
образования и обеспечения преемственности в развитии знаний, умений и навыков
на всех этапах непрерывного образования.
3.Анализ и обоснование
целесообразности и пропорций использования ИТ и традиционных методов в обучении
по всему образовательному циклу от начального до послевузовского.
4.Исследование проблем
обеспечения всех видов безопасности обучаемых в условиях использования ИТ и
компьютерной техники.
5.Методология создания
автоматизированных систем обучения (АСО) и их компонент (автоматизированные
учебники, курсы, практикумы и т.д.).
6.Анализ и обоснование
содержания и структуры АСО в различных видах профессионального образования
(гуманитарного, технического и др.).
7.Создание методик
преподавания в условиях применения АСО.
8.Методология контроля
качества обучения с использованием ИТ по всему образовательному циклу и во
время профессиональной переподготовки специалистов.
9.Анализ и обоснование
целесообразного соотношения профессионального обучения в реальных и
моделируемых с использованием ИТ профессиональных средах.
10.Исследования в
области перспективных базовых ИТ - программно-технических,
телекоммуникационных, мультимедийных и т.д.
Пo результатам выполнения
НИР по всем приведенным направлениям после авторитетной экспертизы должны
вырабатываться нормативные и/или рекомендательные документы Минобразования
России.
2. Непрерывность
образования как основная идеология его реформирования, развития и информатизации.
Для России сегодня
первостепенными являются вопросы не о том, что будет с системой образования
через 50 лет, хотя это тоже очень важно, а о том, что необходимо сделать
сегодня, завтра, в ближайшие годы, чтобы выйти из кризисного состояния,
стабилизировать обстановку в сфере образования и направить его в русло
общемировых тенденций. Для разработки комплекса мер, гарантирующих достижение
целей развития образования в России необходимо:
Сформулировать философию
образования и развития информатизации образования.
Сформулировать
государственную образовательную политику и доктрину образования.
Определить стратегию,
глобальные и локальные цели образования.
Сформулировать новую
миссию, роль и место сферы образования в современной России.
Исключительно важным
является условие, в соответствии с которым реформирование сферы образования и
ее информатизация должны в обязательном порядке идти одновременно и
взаимозависимо, а не последовательно или параллельно. Переход сферы образования
на качественно новый уровень без информатизации просто невозможен. Центральным
понятием настоящего документа является понятие "образования". При
всей распространенности и, казалось бы, устойчивости понятия
"образования" смысл, вкладываемый в него, все еще требует серьезного
научного анализа и обоснования. Можно выделить, по меньшей мере, четыре аспекта
его содержательной трактовки:
образование как
ценность;
образование
как система;
образование
как процесс;
образование
как результат.
Понять и оценить
истинную сущность образования как сложного, многопланового явления можно лишь в
единстве этих аспектных характеристик. При этом не следует смешивать
макросистемную характеристику образования как целостного социального явления и
его же системную характеристику KBK совокупности взаимосвязанных подсистем
различных звеньев общего и профессионального образования - дошкольного,
школьного, среднего и высшего профессионального, послевузовского и т.д. Среди
наиболее прогрессивных идей человечества конца нынешнего столетия существенное
место занимает идея непрерывного образования. Ее главный смысл - постоянное
творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на
протяжении всей жизни. Это влечет за собой и процветание всего общества. Характерно,
что понятие "непрерывное образование" впервые прозвучало в 1972 году,
то есть практически одновременно с зарождением рыночной экономики. Именно
рыночная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает
людей постоянно учиться и переучиваться - и в случае перемены работы или
профессии, и в случае, когда человек остается на своем рабочем месте длительное
время - к этому его вынуждают постоянные поиски производства новых товаров или
услуг, повышение их качества, удешевления технологий в условиях острейшей
конкуренции. На новом этапе экономической реформы в России необходимо
обеспечить системное реформирование содержания образования, создать механизм
его постоянного обновления. При этом основополагающая цель состоит в переходе к
многообразному и непрерывному образованию, охватывающему всю активную жизнь
человека. Многообразие и непрерывность должны выступать не только как
перспективные тенденции, но и как условия достижения нового качества
образования. Построение системы непрерывного образования - проблема
чрезвычайно сложная. Создание ее потребует в перспективе коренной перестройки
всего содержания образования, начиная с детского сада, переналадки
организационных основ образования и т.д. Сегодня Россия находится в самом
начале этого пути. На этом этапе основными противоречиями, по-видимому,
являются противоречия, обусловленные корпоративностью, ведомственной
разобщенностью образовательных структур, их замкнутостью и самоизоляцией во
многих аспектах их деятельности: содержательной, организационной, кадровой и
т.д. Переход к непрерывному образованию должен преодолеть ориентацию
традиционных образовательных процессов на поверхностную
"энциклопедичность" содержания, перегруженность информационным и
фактологическим материалом, не связанным с запросами учащихся или нуждами
общества. Предстоит переориентировать учебно-воспитательный процесс с
воспроизводства только образцов прошлого опыта человечества на освоение
способов преобразования действительности, овладение средствами и методами самообразования,
умением учиться. Образование должно быть обращено к будущему, к тем проблемным
ситуациям, разрешение которых предполагает использование научных знаний в
качестве средства практической деятельности. Такая постановка целей общего
образования, естественно, должна вывести на ведущее место трудовую подготовку
школьников. Аналогично - профессиональные учебные заведения всех уровней
должны быть переориентированы - от обучения студентов каким-либо конкретным
профессиям "на всю жизнь" к предоставлению им, в первую очередь,
широкого базового профессионального образования. Приводимые ниже принципы
развития непрерывного профессионального образования разделены по основанию пары
категорий диалектики "содержание-форма". Причем, содержательный аспект,
в свою очередь, делится на два: состав подсистемы "содержание" и ее
структурные связи. Целесообразно выделить три принципа построения состава
"содержания", соответствующих разным векторам движения человека в
образовательном пространстве непрерывного образования:
(1) Принцип
многоуровневости профессиональных образовательных программ предполагает наличие
многих уровней и ситуаций базового профессионального образования (вектор
движения вверх).
(2) Принцип
дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного
профессионального образования. Этот принцип относится к "вектору движения
вперед" человека в профессиональном образовательном пространстве.
(3) Принцип
маневренности профессиональных образовательных программ относится к вектору
движения человека в профессиональном образовательном пространстве - "по
горизонтали".
Другим направлением
реализации является рассмотрение непрерывного профессионального образования как
системы образовательных процессов (образовательных программ), направленных на
обеспечение становления и дальнейшего развития профессионализма специалистов в
соответствии с их личностными потребностями и социально-экономическими
требованиями общества.
3. Концептуальные
принципы развития информатизации сферы образования
Нынешнюю ситуацию в мире
информационных технологий можно сравнить с положением, создавшимся вскоре после
изобретения печатного станка. Станок изобретен и теперь все зависит от того,
кто и какие книги будет печатать. В сравнении с этим проблемы совершенствования
полиграфии оказываются вторичными. Лимитирующим фактором в современных ИТ
являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить
содержательные задачи и находить новые области эффективного приложения и
использования компьютеров. Успехи нашей страны в обозримом будущем, ее
возможности выбрать и реализовать оптимальную историческую траекторию во многом
связаны с развитием информационной сферы. Последнее, в первую очередь, зависит
от квалификации кадров, которая в решающей степени определяется системой
образования. В Концепции информатизации высшего образования Российской
Федерации (утверждена 28 сентября 1993 г.) был выдвинут, исходя из общих
представлений синергетики, принцип "островной" информатизации. В
соответствии с ним "фазовый переход" системы образования к новым
информационным технологиям должен был начаться с помощью нескольких
"центров кристаллизации" в отдельных региональных структурах.
Последние играли роль флагманов, на опыте и ошибках которых могут учиться
другие, в которые должны быть вложены основные средства. Жизнь полностью
подтвердила положительную роль принципа "островной" информатизации.
Выживание части российских ВУЗов во многом обусловлено необходимостью и
гетерохронностью процессов, разворачивающихся в образовательном пространстве
России.
Поскольку принцип
"островной" информатизации все еще сохраняет свою актуальность для
целого ряда образовательных учреждений во многих регионах, полезно повторить,
что практически этот принцип означает следующее:
а) выделение и/или
создание в системе образования ключевых opгaнизационных, учебных, социальных и
управленческих подструктур, допускающих интегральную информатизацию и способных
служить "островами", начиная с которых может начать развертываться
процесс глобальной информатизации образования;
б) проведение и
обеспечение в этих подструктурах процесса системной интеграции информационных
технологий, включающего одновременно, как адаптацию информатизируемых учебных
курсов и структур к современным ИТ и адаптацию уже существующих образовательных
технологий к требованиям, предъявляемым этими структурами, так и одновременное
создание взаимно совместимых новых организационных структур и новых
информационных технологий;
в) создание и поддержку
условий, обеспечивающих pacпрocтpaнeниe процесса разработки и использования
информационных технологий в системе образования с этих "островов"
информатизации на систему образования в целом. При этом предлагаемая
"островная" методология должна и дальше учитывать и допускать существование,
развитие и конкуренцию различных информационных технологий. С системных
позиций необходимо обеспечить существование, взаимосвязь и взаимовлияние
популяции информационных технологий в образовании, науке, промышленности,
экологических структурах и т.п., в том числе и резко отличающихся от
"островных" информационных технологий. Недооценка этого приводит,
как это уже неоднократно имело место, к насильственному директивному внедрению
НИТ в несвойственную им среду различных по своему характеру образовательных учреждений,
где они могут быть отторгнуты, и в результате - к отрыву существующих
образовательных технологий от динамики процесса информатизации сферы
образования и общества в целом. Поэтому "островная" методология
должна использовать различные методы сбалансированной финансовой и специальной поддержки
и конкуренции pазноpодных информационных технологий в образовательном процессе.
Концептуальными принципами, обеспечивающими реализацию процесса информатизации сферы
образования являются нижеследующие. Принцип системности. Изменения современного
мира связаны не только переменами в технологиях, культуре, идеологии, в образе
жизни, но и с изменением системных свойств нашего мира - усложнением,
появлением новых субъектов и уровней управления, новых механизмов и
пpичинно-следственных связей. Поэтому ответ на этот вызов современности должен
быть связан не с отдельными пусть даже очень полезными мерами, а с изменением
системных свойств объектов информатизации. Таким образом, цель процесса информатизации
образования России - это изменение системных свойств сферы образования и, в первую
очередь, высшей школы, с целью повышения ее восприимчивости к инновациям, предоставления
возможностей активного целенаправленного использования мировой информационной магистрали,
новых возможностей влиять на свою образовательную научную, профессиональную
тpаектоpию, а с ними и на историческую тpаектоpию России. Принцип инвариантности.
В настоящее время широко обсуждаются различные концепции дальнейшего
pефоpмиpования сферы образования нашей страны. Они отражают различные
политические курсы, разное отношение к пpеобpазованиям экономической и
социальной системы, представления об идеалах и целях развития. Пpедлагаемая
Концепция является независимой, инваpиантной относительно выбоpа того или иного
ваpианта pефоpмы системы образования, котоpый является в большой степени
выбоpом, пpежде всего, в политических, экономических и управленческих сфеpах.
Принцип "точки
опоpы". Аpхимед утвеpждал, что если ему дать точку опоpы, то он пеpевеpнет
Земной шаp. В pоссийской сфеpе образования такой точкой опоpы, ключом к pешению
многих пpоблем, сегодня является инфоpматизация, котоpая облегчает pешение
многих пpоблем, накопившихся в обpазовательных учpеждениях и в оpганах управления
ими.
Инфоpматизация - не
мода, не компания и не одна из многих временных социальных пpогpамм. Она -
инфpастpуктуpа, несущая конструкция, точка опоpы, на которой можно строить
самые разные образовательные, научные, социальные проекты. Принцип
"критической массы". Сфера образования и, в первую очередь, высшая
школа является открытой нелинейной системой, способной к парадоксальному
"антиинтуитивному" поведению. При этом "очевидные" и
"естественные" решения могут приводить к противоположным от ожидаемых
результатам. Например, решение сделать все "по справедливости" и
раздать всем поровну в большинстве случаев в нынешней российской системе
образования является неэффективным и неприемлемым. Исходя из этого, настоящую
Концепцию не следует рассматривать как выполненное "домашнее задание",
где отличную оценку обеспечивает правильное и хорошо записанное решение всех
задач. Здесь более уместна метафора "степной реакции ". Если
"критическая масса " не достигнута, то положительные обратные связи
не начинают работать в полную силу. Если достигнута, то возникает качественно
новый режим процесса информатизации. Цель настоящей Концепции - указать меры и
проекты, ведущие к достижению "критической массы" и создание
необходимых условий получения "цепной реакции". Принцип
самовоспроизводства. Информатизация связана с рождением нового мира, с новыми
индивидуальными, социальными, научными технологиями, с новыми алгоритмами
развития цивилизации. Информатизация одновременно является и следствием этих
глубинных процессов, и их необходимым условием. При этом схема самовоспроизводства
выглядит следующим образом. Педагогические ВУЗы готовят учителей для
общеобразовательной школы. Педагоги школ готовят своих выпускников для
поступления в ВУЗы. Высшая школа готовит специалистов по информатике, дает
знания, соответствующие определенному уровню информационной культуры.
Специалисты по информатике создают новые информационные технологии и проекты,
развивают информатику как науку. Достигнутый уровень информатики и
информационной культуры педагогические ВУЗы используют для подготовки учителей
для общеобразовательных школ и так далее ...
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|