Принципиально важно
подчеркнуть, что синергетику или новую концепцию самоорганизации, нельзя
отнести ни к естественным, ни к общественным, ни к гуманитарным наукам в их
традиционном смысле. Это междисциплинарное направление исследования образования
упорядоченных структур из хаоса. По мнению Ю.Л.Климонтовича, синергетика - это
не новая наука, но новое объединяющее направление в науке. Цель синергетики -
выявление общих идей, общих методов и общих закономерностей в самых разных
областях естествознания и социологии.
Таким образом, новое
научное направление, которое стремится статья ядром постнеклассической научной
картины мира, продолжает сложившуюся в культуре традицию, предлагая в очередной
раз пересмотреть онтологию мира и построить на новой основе постнеклассическую картину
мира. Синергетика, утверждая всеобщность нелинейности, заставляет задуматься,
критически пересмотреть сложившуюся линейную модель знания, линейную модель
прогресса, в том числе и социального прогресса. Если законы синергетики носят
глобальный характер, то не следует ли пересмотреть роль принципа соответствия в
структуре познания и вообще кумулятивистскую модель познавательного процесса?!
Некоторые авторы, например, авторы учебного пособия для студентов и аспирантов
"Концепции самоорганизации: становление нового образа научного
мышления", изданного в 1994 г. считают, что широко распространенная модель
развития познания: классическая, неклассическая и постнеклассическая этапы
развития науки, защищаемая В.С.Степиным и рядом других известных исследователей,
ошибочна, поскольку сама того не замечая, следует старой досинергетической
линейной парадигме. По мнению этих авторов в науке нет такого порядка, который
исследователи post factum устанавливают, в ней больше беспорядка, чем это
представляется сторонникам линейного мышления. В этой связи интересно, что
спорят не только о сути новой концепции самоорганизации, но и о ее названии. И
это не случайно. Так было всегда. Достаточно вспомнить споры о сути и названии
теории относительности, также дискуссии по философским проблемам волновой или
квантовой механики. Споры о названии новых фундаментальных теорий связаны с
тем, что зачастую за тем или иным названием кроется соответствующее
содержание. Все это свидетельствует о том, что предмет новой науки находится в
движении и философия может принять участие и действительно принимает участие в
определении ее сути, возможностей и границ, размышляя над смыслом новых идей.
Синергетика, независимо
от ее будущего, уже привела к расширению наших знаний о мире и даже наших
незнаний. Ведь имеет смысл различать не только разные типы знания, но и разные
типы незнания. Одно дело, когда мы не знаем, что чего-то не знаем, и совсем
другое, когда мы знаем, что чего-то не знаем. Первое не волнует нас, человек и
общество воспринимают подобное незнание как должное, тогда как второй тип
незнания мобилизует исследователей на поиски причин того, что мы не знаем.
Поэтому процесс движения мысли к истине не столь прост, как мы недавно
полагали, думая, что исследование - суть движения от незнания через гипотезу к
знанию. В действительности движение к истине предполагает осознание незнания
чего-то, после которого незнание становится объектом изучения.
В чем
философско-методологическое значение синергетического подхода? На что
претендует новое научное направление?
Во-первых, синергетика
направляет свое внимание, по словам И.Пригожина, не на существующее, а на
возникающее. Ей интересны моменты возникновения из хаоса порядка, для этого она
исследует несколько типов хаоса (равновесный хаос, динамический хаос
(неравномерный, турбулентный) и статистический хаос и специально вводит термин
"бифуркация" как точку ветвления, когда открываются несколько
возможных путей развития и нет ничего предопределенного. Тем самым усиливается
отход от классической модели бытия, поскольку неклассическая картина тоже
суживает границы классического детерминизма, но оставляет возможность действия
статистических законов. Постнеклассическая наука, опираясь на результаты
синергетики, теории диссипативных структур суживает еще больше действие
статистических законов, поскольку по ее мнению, в нестабильном, неравновесном
состоянии "малые воздействия могут привести к большим следствиям".
Это принципиальное значительной методологической значимости положение, ибо мир
теряет некий выделенный центр. Оказывается, что в мире нет тех универсальных
законов, которые делали возможным его познание в неклассическом смысле. Ведь
именно универсальность причинно-следственных связей служила ведущим
представителям эпохи Просвещения онтологическим основанием возможности победы
разума, всеобщности рациональности. Теперь подобные суждения ставятся под
вопрос. Итак, идея о том, что мир не имеет центра и в мире нет единых
универсальных причинных цепей, связывающих все сущее - претендует на радикальную
переоценку ценностей не только в науке, но и в области философии.
Во-вторых, синергетика
смотрит на мир из "другой системы координат", чем предшествующая
наука, поскольку она принимает за исходное нестабильность, неравновесность,
нелинейность, тогда как линейность, стабильность, равновесность оказываются
моментами этой нестабильности и неравномерности. Тем самым категориальная
сетка, с позиций которой видится мир в новой постнеклассической парадигме.
принципиально иная, поскольку ее базовыми исходными понятиями выступают такие
категории, как нелинейность, самоорганизация, открытость, сложность,
бифуркация, когерентность, аттрактор, хаос, случайность и другие. Уже одно
перечисление базовых, системообразующих понятий данной научной области
свидетельствует о ее принципиальном отличии не только от классической картины
мира, но и неклассической. Вот почему новая междисциплинарная сфера науки стала
сразу оказывать влияние на философию, в частности, на философию
постмодернизма.
При этом важно
определить концептуальное содержание хотя бы нескольких наиболее важных с
методологической точки зрения категорий, чтобы представить себе контуры нового
научного направления. Например, традиционно хаос считался чем-то лежащим за
пределами науки, играл лишь роль первоначала в греческой философии. В новой
постнеклассической синергетической картине хаос означает неструктурированность
бытия, и потому хаос не подчиняется детерминистическим законам. Согласно
синергетике, мир имеет всегда определенные структуры, упорядоченные тем или
иным образом. Нет абсолютной бесструктурности и абсолютного беспорядка. Есть
структура и упорядоченные формы, не укладывающиеся в известной науке модели
описания. Структуры зарождаются, эволюционируют, претерпевая самые разные
катаклизмы и трансформации и они могут быть вписаны с помощью
"законов" хаоса, если хаос разделить на различные типы: равновесный,
неравновесный (динамический) и статистический. Тем самым хаос становится
предметом изучения науки и осмысливается философией.
Далее, принципиальным
для всей новой системы размышлений выступает категория самоорганизации, под
которой понимается способность тех или иных систем к саморазвитию,
самозарождению, используя при этом не только и не столько приток энергии,
информации, вещества извне, сколько пользуясь возможностями, заложенными внутри
системы.
Принципиально важно для
синергетики то обстоятельство, что она имеет дело не только с нелинейными,
нестабильными системами, но и с тем, что она рассматривает сложные,
эволюционирующие и открытые системы. Таковы общество, различные его подсистемы,
система "человек-природа", рост народонаселения и т.д. и т.п. При
этом открытыми называются системы, которые обмениваются с внешним миром
веществом, энергией и информацией.
Не менее интересны и
методологически значимы и другие базовые категории синергетики, но и
приведенные положения достаточно ясно показывают, что новая синергетическая
концепция вводит новую онтологию, новую категориальную сетку для изучения
процессов находящихся в состоянии нестабильности, неравновесности и вдали от
равновесия. Все эти утверждения имеют принципиальное значение для философии и
методологии науки. Концептуально важно, что в новой системе хаос, случайность,
дезорганизация и т.д. не разрушительны, а в ряде случаев могут быть созидательными,
конструктивными. Вот почему актуализируется задача: научить жить человека в
состоянии неопределенности, нестабильности, хаоса, показав ему, что и хаос, и
неопределенность и нестабильность можно использовать конструктивно для решения
тех или иных задач. Ведь многие явления социальной жизни, например,
формирование общественного мнения, сложные экономические процессы в период
кризисов, распространение научной информации и т.д. носят нелинейный характер и
подчиняются законам самоорганизации. Все это доказывает обоснованность интереса
философских систем к новым достижениям научной мысли и ставит сложные задачи
перед образованием.
Синергетика, хочет она
этого или нет, но если иметь в виду ее смысловую интенцию, то она стремится
пересмотреть онтологию бытия, делает значительный, еще больший шаг в
возвращении субъекта в мир теории, нежели квантовая механика, поскольку субъект
участвует в формировании объекта исследования. Объекты согласно синергетике
должны стать человекоразмерными. И в этом чрезвычайно важном для философии
положении синергетика продолжает и углубляет начатую неклассической наукой
традицию, особенно квантовой механикой со своим принципом, дополнительности,
традицию возвращения субъекта в мир теории. Тем самым усложняется вопрос о
критериях реальности затрудняется решение проблемы демаркации между реальным и
вымышленным. Не случайно встает проблема полионтологичности бытия.
Между тем на этом пути
встают сложные философско-методологические вопросы. Ведь ценность науки и в
определенном отношении философии, проистекают из того, что они формулируют
некие общеобязательные, интерсубъективные, асоциальные положения. Таким
образом, встает вопрос о социокультурной ценности самого направления развития
мысли, которая стремится уйти от общеобязательности, интерсубъективности и
асоциальное.
В этой связи первая
проблема, актуализируемая синергетической концепцией, - отношение к прошлому,
тем достижениям научного знания, которые исходили из всеобщности линейности,
порядка и стабильности. Вторая не менее сложная проблема, имеющая
философско-мировоззренческий характер, - культурные последствия деонтологизации
знания, усиления участия субъекта в формировании познаваемого объекта. Ситуация
осложняется тем, что подобное расширение роли субъекта может быть интерпретировано
как отрицание реальности объекта. Не случайно некоторые видные постмодернисты,
например, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Делез и др. широко используют идеи синергетики.
Последнее естественно, поскольку между децентрацией субъекта и деконструкцией
текста в постмодернизме и деонтологизацией объекта познания в синергетике
имеется не внешняя, а более органичная, содержательная связь.
В новых условиях
необходимо научить человека жить в условиях неопределенности, сложности,
открытости, в мире, где нет единого центра, который не только линейно не
стремится ни к какому прогрессу, но возможно и никуда не стремится. Важно
понять, что определенность ищем мы, это мы хотим, чтобы мир был похож на наш
дом, двери которого закрыты, это нам хочется, чтобы у мира был единый центр и
чтобы он линейно развивался по пути прогресса. Но все наши субъективные
предпочтения ставятся под вопрос новой стратегической концепцией и потому нам
нужно готовить учеников к этому новому видению бытия. Подобная радикальная
переоценка ценностей, затрагивающая не только ценностно-мировоззренческие
установки людей, но и сложившиеся психологические стереотипы, не может пройти
безболезненно. Но, видимо, подобная переоценка ценностей неизбежна.
СИНЕРГЕТИКА И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОСТИ
Суриков Я.Я.
Обсуждается
дискуссионность ситуации с термином "синергетика". Обосновывается
своевременность появления данного направления исследований. Синергетика
трактуется как начало многовекового процесса синтеза различных наук. Применение
синергетических подходов к изучению сложнейшего объекта - биосферы - в
сочетании с современной термодинамикой позволяет глубже понять суть
современного глобального кризиса. Делается вывод, что выход из кризиса без
учета законов термодинамики существенно затрудняется.
Термин
"синергетика" привлекает внимание, как своих сторонников, так и
противников. Раздаются голоса о возможности развития науки без использования
данного термина. Способствует ситуации несколько обстоятельств, из которых
можно выделить два. Действительно, много конкретных задач решается, и будет
решаться без понятий синергетики. Существеннее второе - отсутствие точного
общепринятого определения самого термина "синергетика". Но никакого
трагизма здесь нет, если учесть, что сравнительно молодое слово, обладая ярко
выраженной междисциплинарностью, привлекает внимание специалистов из столь
различных наук, в которых и само слово "термин" понимается по-разному
и дается с различной степенью точности и размытости. Последовательное и
терпеливое обсуждение вопроса, безусловно, приведет к уточнению понятия.
Плодотворность синергетики видна каждому, кто знакомится с её достижениями.
Сильное впечатление оставляют работы по синергетике искусства. Привлечение
точных естественнонаучных подходов и моделей позволяет существенно продвинуться
в понимании закономерностей творческого мышления и функционирования
человеческого мозга. Например, теория фазовых переходов в ферромагнетиках
является важной аналогией для локального описания нейрофизиологических свойств
мозговой деятельности человека. Математическая модель нейронной активности
обладает многими свойствами, характерными для ферромагнетиков.
Психология человека,
казалось бы, далека от математики. Но и здесь все шире успешно используются
математические модели, основанные на физических, биофизических, эволюционных и
других аналогиях. Физической моделью распределения нейронной памяти может
служить так называемое спиновое стекло - магнитное вещество с аморфной
неупорядоченной структурой. Качественно свойства распределенной памяти можно
понять из энергетических представлений. Зависимость свободной энергии спинового
стекла как функции некоторой координаты в N-мерном пространстве конфигураций
имеет множество минимумов, а значит и возможных состояний. Система оказывается
способной создавать картины-образы, хранящие определенную информацию. Такая
система способна распознавать вводимые извне образы по степени их близости к
одной из записанных картин. Автор модели распределенной нейронной памяти
Хопфилд показал глубокую аналогию свойств такой физической модели со свойствами
нейронной сети.
Много аргументов в
пользу синергетики можно найти и в сборнике "Синергетика" (изд. МГУ,
1998). В работе О.П. Мелеховой показано, что эмбриогенез - это природная
синергетическая модель, и основные понятия эмбриологии могут быть изложены в
терминах синергетики. Е.Д. Никитин отмечает некоторые почвенно-синергетические
положения. В частности, делается вывод, что большинство чернозема России вышли
за пределы порога своей устойчивости и оказались в критическом состоянии -- в
точке бифуркации. Убедительно и аргументировано отмечаются важнейшие
особенности самоорганизации Земли и Биосферы в работе О.П. Иванова. Не имея
возможности говорить обо всех особенностях, нельзя не согласиться с самой
трагичной - человечество действительно движется методом проб и ошибок, а
корректировки всегда носили запаздывающий характер.
Соглашаясь с В.Г.
Будановым, что объем и содержание синергетики взрывным образом расширяются,
попытаемся понять этот феномен.
Человечество в процессе
познания окружающего нас сложного мира двигалось по пути его анализа, что
привело к созданию многих естественных и гуманитарных наук. На этом пути
человечество добилось больших успехов и решило множество актуальных проблем. А
какова главная цель науки? Мир един, все части, на которые мы его поделили при
анализе, существуют только в единстве, а не порознь, поэтому наша главная
задача -постигнуть его именно в единстве. Нам совершенно недостаточно знать, из
чего состоит мир, нам необходимо знать, как все эти части взаимодействуют, куда
мир движется и как развивается. Познание мира в его единстве, то есть во всей
его сложности и многообразии позволяет следить за его динамикой и делать
прогноз. Наука тогда становится наукой, когда она способна прогнозировать.
С этой точки зрения
многовековой процесс развития науки обладает существенным недостатком:
гипертрофированное внимание уделялось анализу, а объединяющий все науки процесс
синтеза практически не развивался. В результате человечество столкнулось с
серьезнейшими проблемами существования биосферы, что заставило в последние
десятилетия заняться и объединительным процессом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|