В противовес добрым богам и духам противопоставлялись боги смерти и
подземного царства. Среди них – Чернобог, (одно из его имен, также,
Мокос - муж Макоши (известно четыре упоминания Мокоса в мужском роде),
посмертный судья, бог магии, бог Нави; «…именно он носит имя Чернобога у
славян», - уточняет Гаврилов[117]).
Властитель подземного мира, представитель тьмы. Чернобог или Велес[118] (особо
почитался славянами, как бог скота, воловий бог, а также бог песен) – «злой»
бог, обычно отождествляется с Черноголовом, имеет воинские функции. «Петр
Альбин в «Миснейской летописи» говорит: «славяне для того почитали Чернобога,
как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти,
и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной
жизни не причинил он им вреда»»[119].
Его день - среда, камень - опал или обсидиан, металл - свинец или ртуть,
дерево - ель, орех или ясень, день его празднуют 2 и 6 января, а также в дни
чествования Ярилы. Аль-Масуди дает такое описание этого бога: «Они
(славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в
виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из
могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой
- пречерных воронов, черных крыльев и других, а также изображения странных
хабашцев и занджцев (т.е. абиссинцев)»[120].
Намек на схожесть с Чернобогом, упоминаемого в «Слове о полку Игореве», некоего
Дива. Говоря о бедствии надвинувшегося на Руссов, автор «Слова» говорит:
«Уже вьрьжеся Див на землю»[121].
В основном можно опираться на украинские пословицы, например: «Щоб тебе чорный
бог убив», «щоб на тебе див пришов», на схожести этих пословиц и акцентирует
свое внимание Мочульский Г. Некоторые (Миллер В.) видят в Диве и деву Обиду.
Это божество относится к сомнительным и до конца не выясненным. Гальковский Н.,
к примеру, считает: «Во всяком случае, Див не был божеством русских славян»[122]. По другим
источникам, Див (Дивия, Дива)
рассматривается как богиня земли, супруга Дыя Богиня Мать-Сыра-Земля,
оплодотворяемая небесными водами Дыя. Дивия, дивица и прочие производные именно
отсюда.
С Чернобогом связаны отрицательные понятия типа «чёрная душа», «чёрный
день», служителем которого был Вий[123]
(Ний); считался судьёй над мёртвыми, связан со смертью природы во время зимы[124], насылателем
ночных кошмаров, видений и привидений, особенно для тех, у кого не чиста
совесть.
Богиней смерти считали Мару (отсюда, видимо, - «мор», «смерть» и
так далее), а также Карны, Жели, Кручины и Журбы, но они уже не абсолютные
владелицы смертью, а лишь постольку, поскольку имеют причастность к Маре.
Домовых духов
было множество, их часто называли «дедушками» и они имели непосредственное
отношение к почитанию умерших предков. Их имен было множество: «домовой,
кутный, дрёма (домашнее мирное божество сна), баюнок (сказочник, сказочник
ночной, песенник колыбельный), лень, отеть (крайняя степень лени), окоёмы,
прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники), банник (дух бани), злыдни
(украинское «бодай вас злиднi
побыли!»), бесы, черти, шишиги (черти, с торчащими шишом волосами), кикимора
или шишимора (чертиха с торчащими шишом волосами, божество неспокойных снов и
ночных явлений)»[125].
Относительно духов-обитателей леса, и как родного (именно в лесу добывали
наши предки пропитание), но и как враждебного (там же многие и погибали, так
что, выходя из дома в лес, поле, человек настраивался на постоянную борьбу с
немилосердными стихиями) человеку пространства, можно упоминать о
многочисленных божках-берегинях: лесовик, лесунок, лешак, дикий мужик, Микола
(Никола) Дуплянский, боровик, дед; а также шишиги; мавки лесные; упыри;
оборотни; нетопыри; чудо-юдо (особенно часто упоминаются в сказках); лесной
царь; судички и гарцуки (мелкие духи, помощники Перуна); лихо одноглазое; птица
Страх-Рах. Особое отношение было к так называемым калинникам (от «калить»):
Морозко, Трескунец, Карачун и так далее[126].
В чем причина такого особого отношения человека-язычника к природе и ее
явлениям? Он всегда мог рассчитывать на неожиданную помощь лесного божества,
лесного хозяина, поэтому старался ему понравиться: не вредить лесу, не бить без
нужды зверей, не ломать зря деревьев и кустов, не засорять лес, даже не кричать
громко, не нарушать тишину и покой природы.
Наши предки видели природу живой, одухотворенной, наделяли ее
сознанием, потому как видели ее движение. Весной она просыпалась, оживала,
затем она засыпала, потом круг начинался снова. Бурно протекала ее жизнь с
благодеяниями человеку, за что он был благодарен ей, выражая это в почтительном
отношении к ее проявлениям, обоготворяя их. Терпел наш предок от нее же и
лишения, на что язычнику нужно было тоже как-то реагировать.
Это не значит, что если язычество с такой почтительностью
относилось к природе, то христианам нужно всячески этому противостоять. Отнюдь,
мы также почитаем природу, но уже лишь постольку, поскольку ее создал и наш
Творец, мы создания одного Создателя, а все, что Он сотворил, было весьма
хорошим, таким божественным одобрением заканчивается каждый творческий день
(Быт. 1). Язычество же начинается тогда, когда сама природа или ее явления
становятся почитаемыми вне Творца, а словами Апостола: «Они заменили истину
Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1. 25).
ГЛАВА III
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И СВЯТЫЕ ОТЦЫ О
СУЕВЕРИЯХ
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для
обличения, для исправления, для наставления в праведности.
2 Тим. 3,
16
Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и
вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и
сберегается то и другое.
Мф.
9, 17
Священное Писание – это наука на всю жизнь: не только
юноши-ученика, но и самого великого богослова, не мирянина лишь и
новоначального, но и высшего духовного чина и мудрого старца.
Епископ Александр
(Милеант)
Отеческая письменность есть не только неприкосновенная
сокровищница Предания... Отеческие творения являются для нас источником
творческого вдохновения, примером христианского мужества и мудрости. Это есть
школа христианской мысли, христианского любомудрия... вечный мир нестареющего
опыта и умозрения...
Протоиерей Георгий
Флоровский
Для каждого православного христианина Священное Писание, как
Откровение Самого Бога человеку, является эталоном всей его жизни, является той
призмой, через которую он должен пропускать все свои мысли, желания, поступки.
Этой, поистине Книгой книг, прихожанин, как меркой, должен измерять все новые идеи, витающие в его обществе, мнения,
навязываемые вне церковной ограды.
Но, к сожалению, Библия, зачастую, не является настольной
книгой прихожанина, особенно это справедливо относительно прихожан сельской
местности. Слухи, распространяемые протестантами, о том, что «православные
Библию только целуют», все-таки, имеют под собой опору. Знание Священного
Писания многими православными прихожанами и даже священнослужителями оставляет
желать лучшего. Об этом остро замечает современный богослов епископ Иларион
(Алфеев), он пишет: «Вопрос о роли Священного Писания в Православной Церкви приобретает
сегодня особую остроту. Библия не является частью жизни большинства русских
(опять же, актуально это на всем постсоветском пространстве – А.И.)
православных христианин. Православные любят говорить о том, что, в отличие от
протестантов, у которых sola Scriptura («только Писание»), у них есть Писание и
Предание. Однако Предание (именно Предание с большой буквы, а не «предания
старцев», которыми многие православные христиане сегодня предпочитают
руководствоваться) включает в себя Писание в качестве неотъемлемой составной
части: быть православным христианином и не знать Библию нелепо и грешно».[127]
Вот и в оценке места суеверий и остатков язычества в жизни и
мировоззрении верующего человека, к Священному Писанию, мы должны прибегать в
первую очередь.
Обратимся сначала к Ветхому Завету, ведь через него Господь
обращается к нам, новому Израилю.
Уже первыми книгами, Торой Моисеевой, строжайшим образом
общение с чародеями, гадателями, представителями оккультизма того времени и
даже присутствие их среди народа Божьего было строго запрещено Законом: «Не
ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте… Не обращайтесь к вызывающим мертвых,
и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь,
Бог ваш» (Лев. 19. 26, 31). «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и
к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и
истреблю ее из народа ее… Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать
мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их,
кровь их на них» (Лев. 20. 6, 27). Ясно видим, что Господь ревнует о Себе, а
отступление от Него именует блудом. Ибо отношения души человека с Богом, а здесь и целого народа, схожи с
таинством брака[128].
И если один из супругов совершает прелюбодеяние, то тем самым, причиняет
огромный вред и себе, и другому супругу. То же и в наших отношениях с Богом.
Господь предупреждает не ходить путями языческих народов, потому что их боги
лживы, на самом же деле «Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19. 31). В противном случае
ветхозаветному человеку Господь грозит смертью, в наше же новозаветное время -
это смерть духовная.
«Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь
свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий
духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий,
делающий это… Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и
прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18. 10-14). Опять видим
Божественное запрещение даже иметь среди народа человека, участвующего в делах
тьмы.
Довольно знаменателен также факт, описываемый пророком
Моисеем в связи с исходом еврейского народа из Египта. Когда Аарон
подтверждал перед фараоном истинность Бога Израиля и серьезность своих
намерений, то бросил жезл свой, и Господь претворил его в змея, тем самым показывая Свое могущество.
Тогда «призвал фараон мудрецов Египетских и чародеев; и эти волхвы Египетские
сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались
змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы». (Исх. 7. 10-12). Господь попустил
волхвам языческим сотворить чудо, но для того, чтобы их же и посрамить, и в
последующих чудесах Он показал их слабость, ибо сила Божия во много раз
превосходила силы языческих богов, которым поклонялись языческие чародеи. Это
мы должны помнить и сейчас – Господь в любой момент может посрамить служителей
бесовских.
Через пророка Иезекииля Господь грозит судом над язычниками:
«Они отвергли постановления Мои и по уставам Моим не поступают. Посему так
говорит Господь Бог: за то, что вы умножили беззакония ваши более, нежели
язычники, которые вокруг вас, по уставам Моим не поступаете и постановлений
Моих не исполняете… посему так говорит Господь Бог: вот и Я против тебя, Я Сам,
и произведу среди тебя суд перед глазами язычников» (Иез. 5. 6-8).
А пророк Осия называет прорицателя «безумцем» и «глупцом»:
«Да узнает Израиль, что глуп прорицатель, безумен выдающий себя за
вдохновенного, по причине множества беззаконий твоих и великой враждебности»
(Ос. 9. 7).
Пророк
Захария говорит, что лживые прорицатели сами устыдятся дел своих: «Тогда, если
кто будет прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не
должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа; и поразят его отец его
и мать его, родившие его, когда он будет прорицать. И будет в тот день,
устыдятся такие прорицатели, каждый видения своего, когда будут прорицать, и не
будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать. И каждый скажет: я не
пророк, я земледелец, потому что некто сделал меня рабом от детства моего»
(Зах. 13. 3, 4).
В Новом Завете язычник с предельной ясностью
противопоставляется христианину: «Если и церкви не послушает, то да будет он
тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18. 17), (Мф. 5. 47; 6. 7, 32; 10. 5; Лк. 21.
24 и так далее).
Апостол Павел прямо утверждает, что «…имя Божие хулится у
язычников» (Рим. 2. 24). Они «…называя себя мудрыми, обезумели, и славу
нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и
четвероногим, и пресмыкающимся… (Рим. 1. 23, 24). Вот в чем их основное заблуждение
– вместо прославления творения как создания Божия, «они заменили истину Божию
ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца...» (Рим. 1. 25).
И поэтому христианством решительно не приемлется хоть
какое-либо раздвоение в делах веры, малейшее проявление остатков языческих
практик и обрядов. Должно следовать немедленное искоренение их. Вопрос
консенсуса отпадает сам собой, потому как неприемлем в принципе. Сам Господь
указывает: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет
ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом
нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16. 13), а также: «Кто не со
Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12. 30).
Против такого рода синкретизма выступает и апостол Павел: «Не
можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в
трапезе Господней и в трапезе бесовской… Язычники, принося жертвы, приносят
бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1 Кор. 10.
20, 21).
Апостол прямо указывает на сходство волшебства, которое
является явным проявлением магизма и оккультизма, с ужаснейшими пороками
человечества: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота,
непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри,
разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому
подобное…, - и как приговор, - поступающие так Царствия Божия не наследуют»
(Гал. 5. 19-21).
А вот случай, описываемый апостолом Лукой в его «Деяниях»,
ярко характеризующий суть волхвований: отвратить от веры истинной в веру
ложную, суетную. Когда, по приглашению проконсула
Сергия Павла, апостолы Павел и Варнава излагали ему истины христианской веры,
то «…Елима волхв (ибо то значит имя его) противился им, стараясь отвратить
проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и
устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого
злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с
прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не
увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь
туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал,
дивясь учению Господню» (Деян. 13. 8-12).
Еще один случай столкновения апостолов с прорицателями,
описанный в Деяниях: «Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом,
встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным… Идя за Павлом и
за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые
возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав,
обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И
дух вышел в тот же час» (Деян. 16. 16-18). Толкуя это место, Блаженный
Феофилакт Болгарский прямо называет этот дух «демоном». Далее святитель
говорит: «Заградив ей уста, хотя она говорила и истину, он научает нас не
допускать к себе демонов, хотя бы они принимали вид, что защищают истину, но
преграждать им всякий повод к соблазну…»[129].
Из той же книги Деяний Апостолов мы узнаем о том, что под
действием апостольской проповеди «из занимавшихся чародейством довольно многие,
собрав книги свои, сожгли перед всеми» (Деян. 19. 18). Таким образом, они
отреклись от связи с демонами и засвидетельствовали несовместимость веры во
Христа и чернокнижие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|