Переходя к
характеристике пантеона основных славянских божеств, нужно упомянуть,
во-первых, о Роде[75]
и Рожаницах. В «Словаре славянской мифологии» о Роде говорится:
«Первейший славянский бог, творец, «родитель» Вселенной, всего видимого и
невидимого мира. Это «отец и мать» всех богов…»[76]. Видим, что в язычестве
также существует "Единый" Творец, у славян - это Род. Иначе
его еще называли Сварог потомок Ситиврата и Кръта, именно они оставили
Сварогу во владение свет, огонь и эфир, бог-творец, бог-кузнец. «Род - Сущий,
Единый, прародитель богов и творец мира, «Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и
непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ
душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды - и въ томъ ражаются
дети... »»[77]. «Творец
Род - един и двойственен: он и "сатана", и "бог" в одном
лице... Это есть прямое указание как на неоднозначность путей развития,
так и на возможность приближения к Богу (к божественности, к Прави) - путями
разных богов»[78].
Гельмольд (католический священник,
исследователь XII в.), говоря о Роде, сообщает, что «среди
многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости они
(славяне) признают и единого бога, господствующего над ними в небесах,
признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги
повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови
его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу
богов»[79].
Занимавшийся этим
вопросом Фадеев А., говорит, что «Род иногда отождествлялся с фаллосом, иногда
с зерном (в том числе с солнечным дождевым зерном, оплодотворяющим землю)[80]. О Рожаницах
говорится, что они - «женское рождающее начало, дающее жизнь всему живому:
человеку, растительному и животному миру»[81].
С Рожаницами многие отождествляют Ладу и Лелю, «хотя, - по свидетельству
Гаврилова, - ни разу в ППЯ их не именуют так».[82]
Яcно, что Рожаницы - девы жизни и судьбы, которым, как указано в произведении
«Цветник»: «С робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варятъ на собрание
рожаницамъ»[83].
Перун. Гальковский Н.М. видит
происхождение слова Перун «от корня «пар-пь» (е) р-и суффикса «ун»
и сопоставлят с греческим (гром, молния, громовой удар), а также с прозванием
индийского божества Индры-Parjanya-Parganya (молниеносная туча от корни «prg»
(prc) разсекать, окроплять, прыскать. Литовский глагол «perieti»
(наст. вр. periu) означает: производить посредством теплоты,
высиживать, рождать, творить. Слово это стоит в родстве с лат. «pari»
и русским областным «парить», «высиживать яйца»…В санскрите корень «par»
сохранился в двух производных словах: partr-хранитель и «paru»-солнце,
огонь, теплота... Полагают, что от этого корня произошло две формы: одна
действительная Пер-ун, т. е. производитель, творец; другая страдательная –
парень, т. е. произведённый, рождённый, сын»[84].
Это божество явно не славянского происхождения. Оно близко к албанскому «Perunus
deus» и иллирскому. Он ездил по небу с луком и стрелами и бросал громы и
молнии. Был он и богом войны. В договорах с греками русские клялись Перуном и
оружием. После принятия христианства Перун тесно соприкасается с Илией
пророком, по сходству с библейским повествованием о взятии его на небо. Часто отождествлялся с
Дажбогом, Световитом. Перед его идолом горел неугасимый огонь из дубовых дров,
отсюда можно заключить, что его деревом был дуб.
Достоверно не
известно и о богах Трояне и Триглаве: есть мнения об их
идентичности, что справедливо по фонетической схожести их имен. Триглав –
изображался с тремя головами, сообразно делению мира на царства: небо, землю и
потусторонний подземный мир. Троян был божеством стихийным, возможно,
символизировал годовой цикл, имел козьи уши. Он царствовал в Трояновом городе, был
богом триградного Киева, Щетина[85].
Еще одно из
загадочных славянских божеств, доставшееся нам от иранцев, – Семаргл (Симаргл).
Есть попытки деления его на два божества: «Сима» и «Регла». Имеет сходство со
священной птицей иранской мифологии - Сенмургом. «В настоящее время благодаря
трудам К.В. Тревер выяснено, что Семаргл-Сэнмурв - действительно, сходное с
иранским, божество семян и посевов, рано исчезнувшее из русского языческого
обихода и непонятное уже переписчикам XIII-XIV вв.»[86]. Изображался в виде
крылатого пса, например, при Макоши.
Стрибог (Стрибо, Стриба) - бог-отец,
старый бог, дед ветров упомянут в «Слове о Полку Игореве»[87] в русских летописях, в
пересказах Стрыйковского, говорится о нем, как о божестве неба, воздуха
и ветра[88]. Слово “стри” означает –
воздух, поветрие[89]. Вероятно, одно из имен Рода или сторона Рода, как
отца богов. Его день - суббота. Отсюда видим в православии рецепцирование этого
дня в родительские субботы. Войтович В. говорит, что есть «у Стрибога с
женой шесть сыновей и шесть дочек и множество подвластных ветров – то все их
внуки… Ветры помогают богу-громовику в его битвах с демонами и пользуются его
огненными стрелами»[90].
Белобог или Свентовит (Svantevit) – «добрый»
бог, бог плодородия и противостоящий Чернобогу, одна из сторон Рода. Свентовит
(Святовит, Световик, Светич) - бог Белого света, бог богов, верховный
бог, бог-всадник, сражающийся с ночью. У западных славян, к примеру, Свентовита
именуется Богом богов (у них же и «Светулуша - богиня света согласно
чешскому средневековому словарю "Mater Verborum", вероятно, женское
воплощение белого бога Свентовита»[91]).
Саксон, описывая языческий храм города Аркона, так говорит о статуе бога
Световида (после принятия христианства, этот кумир был истреблен епископом
Абсалоном в 1168 году): «Стоял большой, превосходящий рост человеческий,
кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из
груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна
смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко…
В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год
обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего
года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов,
которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были
соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было
различить фуги. Ноги стояли наравне с землей, фундамент сделан был под полом. В
небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями.
Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, черен
которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой...»[92]. Световита
символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из
которых называлось Станица.
Немалое значение
для наших предков-язычников имело пришедшее в детские сказки и оставшееся в них
до сих пор как Баба-Яга божество Яга. Слово «Яга» огрублённое от «Яшка».
Яша в славянских песнях называли ящура – некогда жившего на земле и
исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда наше более понятное – пращур. Вот
одна из таких песен:
Сядзе Яшчар пад пiралушчам
На арэхавам
кусце,
Дзе арэхавая
лусна...
(Жанiцiся хачу)
Возьме сабе
дзеуку,
Катораю хочаш...[93]
Баба-Яга
изначально – прародительница, очень древнее, зачастую, положительное божество
славянского пантеона, хранительница рода и традиций, детей и околодомашнего
(часто лесного) пространства. Не следует, однако путать ее с предвестницей
несчастья так называемой Белой Бабой (иногда ее называют Девка). «Внешне
Белая Баба - это высокая женщина одетая в белую ткань с головы до ног. Она
внезапно появляется чаще всего из лесу на дороге… Своим появлением она
предвещает несчастье, войну, болезнь, смерть…»[94].
Именно от нее защищались славяне, приколачивая к порогу подкову.
По академику
Рыбакову Б.А., «...славянский Ящер, женившийся на утопленной девушке,
соответствует Аиду, богу подземного мира, супругу Персефоны. А жертва
приносилась не самим этим силам сезонного действия, а постоянно существующему
повелителю всех подземно-подводных сил, содействующих плодородию, т. е. Ящеру…»[95].
О собственно славянском боге солнца говорить сложно[96]. Хоть, например,
Гальковский Н.М. прямо утверждает: «Сварог, Дажьбог, Хорс, Ярило, были
солнечные божества»[97].
Так что говорить что-либо однозначно определенное трудно, да и вряд ли возможно. Вероятно, все эти
божества имели отношение к солнцу, но каждый символизировал какую-то его
сторону. Но тот факт, что божество солнца сильно почиталось славянами -
неоспорим. Об этом свидетельствует частое употребление символики связанное с
солнечными божествами. Касаясь этой символики, Мельников В. пишет, что «блины у
славян - любимое обрядовое блюдо. Это связано с тем, что блин олицетворял собою
Солнце, солнечный диск, а Солнцу славяне в древности поклонялись как верховному
богу. Потому блины пекли и на Масленицу (встречая приход весны, яркого Солнца),
и на свадьбу, и на поминки»[98],
это же можно применить и к караваю, белому ритуальному хлебу, также имевшему
отношение к богу солнца.
Особо, в этом контексте, отметим Хороса, написание его имени очень
различно: Хръсъ, Хърсъ, Харсъ, Хорсъ, Херсъ, Хурсъ, Хросъ. Он известен больше
всего у юго-восточных славян, где солнца очень много. Возможно, Хорос пришел к
нам от древних персов, об отношениях которых по Каспийскому морю и Закавказье с
восточными славянами говорит Н.М. Гальковский[99].
Этимологически, это слово можно проследить от «hvare» - родительный
падеж от «huro» – «солнце», перс. «hur», «hor»;
можно указать и греческое «χρυσός»
- золотой, изображение из золота, золотое изваяние – явная параллель с солнцем.
По Креку (да и вообще, вспомним наличие индоиранских заимствований) не исключено,
что здесь имеет место иранское влияние и божество это не чисто славянского
происхождения.
«Даждьбог – один из наиболее известных богов восточнославянских
племён. Автор «Слова о полку Игореве» называет всех русских даждьбожьими
внуками. То есть это буквально наш дед, предок, пращур, прародитель. Это бог
дающий, податель земных благ, а также бог, охраняющий свой род… К тому же, как
и все родовые боги, нёс светлое, творческое мужское начало, небесное начало, в
отличие от тёмного, женского[100],
рождающего, земного. Метафорически его называют «огонь Сварожич». Сварог
– бог неба (как космоса), значит Даждьбог – огонь (свет) небесный»[101].
«Предполагается, что обязанности богини судьбы в восточнославянских
племёнах выполняла Макошь (Мокощ, Мокош, Мокуша), – одна из главных
богинь восточных славян, которая покровительствовала домашним работам и, в том
числе, прядению»[102].
Как свидетельствуют некоторые исследователи[103],
среди всех божеств «Пантеона Владимира», лиш она одна, судя по имени, имела
исконно славянское происхождение. О ней мы упоминаем в контексте разговора о
женских божествах. К судьбе у славян всегда было особое отношение. Это
подтверждает тот факт, что гадание, желание узнать, что приготовила человеку
судьба, составляло неотъемлемую часть языческого богослужения. Об этом
указывает Прокопий Кесарийский, который писал: «Поклонялись они славяне также
нимфам и некоторым другим духам, которым точно также жертвовали и притом гадали
о будующем»[104].
Неоязычники при гадании рекомендуют «…соблюдать некоторые правила:
предварительно исключить мясное, табак, алкоголь; во время гадания соблюдать
тишину и не скрещивать конечности»[105].
Этимологически имя богини судьбы можно разобрать так: оно составлено из
двух частей: «ма» – мать, и «кошь» – кошёлка, корзина, кошара.
Мокошь, - богиня всей Судьбы, богиня плодородия[106] и мать наполненных
кошей, связана с урожаем, мать хорошего урожая, подательница благ,
покровительствовала домашнему очагу (для чехов Мокошь - божество дождя и
сырости). Е. Барсов говорит о Мокоше как богине-покровительнице овцеводства,
пряжи, шерсти, «вообще бабьего хозяйства»[107].
Имеет двенадцать годовых праздников, иногда изображена с рогами, упомянутая в
русских летописях и многочисленных поучениях против язычества (можно видеть в
"Слове о мздоимании" XVI века, "Слове о покаянии" XVI века[108]). Есть вероятность, что Мокошь
заимствована нашими предками от финнов, так как Мокша правый приток Оки, а там
ещё не так давно обитали финны[109].
Она - матерь богов, возможно жена или воплощение Велеса.
Нельзя не упомянуть и Переплута (от глагола – «плутать», что
значит – сбиться с дороги, заблудиться в лесу, а это можно приписать лешему;
«плути» – значит плыть, путешествовать по воде»[110]), который также
относится к одним из таинственных и загадочных славянских божеств. «Переплут
упоминается в «Слове св. Григория» по
Софийск. списку, ркп. № 1295 и «Слове Иоанна Златоуста о том, како первое погании веровали в идолы»»[111]. Весьма
возможно, что Переплутом называли божество леса, которое вполне может заплутать
человека в чуждой для него стихии. Гальковский Н. прямо указывает - «под
Переплутом следует разуметь лешего»[112].
Знали славяне и Ладу
– богиню любви, красоты, очарования, как прототип Венеры. Являлась одной
из проявлений Рожаниц. Ее месяцем считался апрель, металлом - золото,
медь или бронза, а камнем - изумруд. На Украине, к примеру, «верили, что Ладо
по весне превращается в кукушку для возвещения человеку долгожительства»[113]. Практикующий язычник
ровенщины Войтович утверждает, что Ладо является
посредником между богом солнца и людьми[114].
Есть мнение о
существовании так называемых божеств Леля и Полеля: «С Ладой
связано дитя её, имя которого встречается в женской и мужской ипостасях: Лель
(Леля, Лелио) или Ляля (Лелия). Лель – дитя Лады, он побуждает природу к
оплодотворению, а людей – к брачным союзам... Полеля – второй сын Лады, бог супружества.
Не случайно он изображался в белой простой будничной рубахе и терновом венке,
такой же венок он подавал супруге. Он благословлял людей на будничную жизнь,
полный терний семейный путь»[115].
Но, как показывают исследования, этих божеств язычество славян никогда не
знало. Эти божества, так называемой, «сомнительной достоверности»: «О
Позвизде, Усладе, Леле и Полеле упоминается в памятниках не раньше XVII века, к таковому времени о древнем
язычестве и языческих богах не сохранилось никакого представления. Древняя Русь
таких богов не знала. Имена указанных богов – это измышление наших книжников
позднейшего времени»[116].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|