Митрополит
Иоанн (Снычев)
Язычество...
лжерелигиозно и лжедуховно. Оно - искажение, извращение, растление истинной
веры, присущей человечеству изначала, и, вместе, мучительная попытка выбраться
из духовной смуты, так сказать «духовное барахтанье». Язычество - это прелесть.
Протоиерей П.Флоренский
Человечество в основной своей массе после отпадения от Бога в акте
первородного греха ушло далеко в понимании Самого Бога. Единственными
носителями богооткровенной религии, религии монотеистической был богоизбранный,
а вернее сказать богосозданный[42]
народ – евреи, Израиль Божий. Все другие народы, по мере отпадения, измышляли
себе новых богов, так как жить нерелигиозно не могли, потому что стремление
человека к Богу неискоренимо. Стремление человека, как Homo Sapiens, к
Истине, искреннее искание ее приводит к идее Бога, к религии.
Слово «религия» происходит от латинского “re-legare” – «связывать», «соединять»,
«воссоединять», к такой этимологии приводят нас и христианский писатель
Лактанций (+330 г.), и блаженный Августин (+430 г.), а начиная со времен Боэция[43], так
(стремление человека возвратиться к Богу, как источнику своего бытия) ее
существо понимают практически повсеместно.
Русский философ Трубецкой С.Н. определяет религию «как организованное
поклонение высшим силам… Религия не только представляет собой веру в
существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она
есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам»[44].
По словам протоиерея Сергия Булгакова, «религия есть непосредственное
опознание Божества и живой связи с Ним, она возможна благодаря религиозной
одаренности человека, существованию религиозного органа, воспринимающего
Божество и Его воздействие. Без такого органа было бы, конечно, невозможно то
пышное многоцветное развитие религии и религий, какое мы наблюдаем в истории человечества,
а также все ее своеобразие»[45].
Все народы, исповедовавшие небогооткровенную религию, утопали в
невежестве язычества. Слово «язычество» - буквально «народничество», от
славянского «языки» - «народы». Все языческие религии являются плодом
народного творчества, хоть у них с разной силой просматриваются остатки
божественного откровения. «Если язычество не имело прямых откровений свыше, то
все же и ему были открыты, или по крайней мере им предчувствовались, многие
истины, в полноте и ясности данные христианством в Откровении»[46].
Наши предки, восточные славяне исповедовали эту языческую религию во всех
ее проявлениях. Профессор Осипов А.И. называет несколько форм проявления
язычества: «Существует множество его видов: магия, шаманство, все
политеистические религии, сатанизм, атеизм, материализм и др. Однако есть
признаки, наиболее характерные для большинства из них: натурализм,
идолопоклонство, магизм, мистицизм»[47].
В основе религиозных языческих верований восточнославянских народностей с
особой силой практиковалась первоначальная религия - культ предков, культ
мертвых, выражавшийся в поклонениях упырям и берегиням (по Гальковскому Н., это
умершие души, русалки), а также и культ природы (то есть натурализм).
Данная
глава это лишь попытка восстановить тот пантеон восточнославянских богов,
которых чтили славяне. Точно же указать имена и назначения божеств, практически
не реально, мы можем лишь гадать и предполагать. Вот как характеризует
источники по восточнославянскому язычеству В.Н. Топоров: «Источники сведений о
богах довольно разнообразны, но среди них нет ни одного прямого, достаточно
полного и, главное, «внутреннего», представляющего саму языческую традицию,
источника, который можно было бы признать вполне надежным и адекватным
передаваемому содержанию. Информация о богах заведомо неполна, обычно дается в
освещении «внешнего» наблюдателя с неизбежными ошибками, искажениями, вне
соответствующего контекста»[48].
О том же, хоть и немного смещает акценты, пишет и Рыбаков Б.: «Учитывая обилие
разных имен у одного и того же божества, накопившееся за многие столетия
существования культа, мы должны осторожнее судить о количестве славянских
богов. Но, пожалуй, самым трудным является определение времени возникновения
представлений о том или ином божестве… Заранее следует оговориться, что на
достижение полной ясности у нас надежды нет: слишком фрагментарен материал
средневековых славянских источников и слишком много трудностей как в его осмыслении,
так и в привлечении сопоставительного материала других народов»[49].
О той
же проблеме доктор исторических наук Сергей Перевезенцев: «…В нашем
распоряжении почти совершенно нет свидетельств о древнейшей славянской религии
и мифологии в период до VI века нашей эры. Крайне мало сохранилось
свидетельств, относящихся и к периоду с VI по XI вв.»[50].
Одной
из основных проблем в изучении славянского язычества, является отсутствие
единой мифологической системы у славян. По замечанию того же исследователя: «Славянская мифология не была подробно разработана и
структурирована, как, допустим, древнегреческая.
Славяне не имели строго регламентированной, иерархической структуры общества,
как это было у народов с кровнородственной общиной (древние греки, германцы)…»[51].
В дальнейшем изложении материала под восточными славянами будем иметь в
виду русских, украинцев и беларусов, племена, проживавшие на территории этих
народностей. «Это были предки ариев, то есть индоевропейцев, чья прародина
локализуется наукой в степном Поволжье и Причерноморье... В III тысячелетии до
н.э. в междуречьях Волги, Дона, Днепра, Днестра сложилась индоиранская или
арийская (индоевропейская) языковая и культурная общность. Арии тесно
соседствовали или даже составляли близкородственную общность с протобалтославянскими
племенами»[52].
Таким образом, как указывает Топоров В.Н., не нужно забывать и факт «глубокого
и благотворного языкового и культурного влияния иранцев на славян, особенно
восточноевропейских (т.е. на восточных славян – А.И.). На тот момент, когда
религиозно-языческие воззрения иранцев имели немаловажное влияние на
формирование восточнославянского язычества, есть и другие указания, в
частности, это отмечает исследователь «туранского» наследия в русской культуре
Топоров В.Н.[53].
Изучение этого периода в истории нашего народа бесспорно важно для нас,
особенно в контексте данного исследования, так как «обращение к дохристианским
языческим верованиям позволяет вскрыть глубинные пласты культуры современных
восточнославянских народов, некоторые особенности их менталитета, равно как и
выявить мировоззренческие основы представлений древних славян, являющиеся одной
из базисных составляющих духовной культуры восточнославянских этносов. Поэтому
не случайным является выход в последние десятилетия целого ряда обобщающих
трудов, посвященных (про)славянской, в том числе восточнославянской, языческой
архаике»[54].
Потому как при раскрытии хотя бы поверхностных пластов ее, мы будем видеть в
какую почву брошено зерно Христовой веры, принесенной Святым князем Владимиром
и воспринятой нашим народом. Священник Павел Флоренский, говоря о русском
Православии, пишет: «Русская вера сложилась из взаимодействия трех сил:
греческой веры, принесенной нам монахами и священниками Византии, славянского
язычества, которое встретило эту новую веру, и русского народного характера,
который по-своему принял византийское Православие и переработал его в своем
духе»[55].
И
хоть христианство не претерпело при столкновении со славянским язычеством
существенных изменений, в принципе своем оно осталось тем же, но мы можем
говорить с определенной долей и опаской о некоем синкретизме или, точнее,
рецепции. Но сказать, что « и та (язычество – А.И.), и другая (христианство –
А.И.) вера от изначального своего естества претерпели немало изменений и теперь
уже существуют слитно и монолитно, получив не случайно название Русское
Православие»[56], -
мы, все-таки, не можем. Ведь христианство подрывало сами основы язычества, о
чем говорит довольно длительная борьба христианства с язычеством, столь
длительное сопротивление со стороны народа принятие новой веры. «Киевская Русь
не в одночасье стала христианской: сперва Церковь утвердилась только в городах,
в то время как значительное число сельского населения оставалось языческим до XIV и XV вв.»[57].
Видим, что в основном сельское население проявляло сопротивление в принятии новой
христианской веры. «В силу исторических условий своего развития деревня
оказалась хранительницей народных традиций и архаичных пластов древней
культуры. Христианство, которое в XI - XII вв. многое видоизменило в культуре
русского города, долгое время не проникало в деревню, и сельскую Русь (особенно
лесную, северную) долго еще можно было считать языческой»[58]. Не даром язычник с
латыни – “paganus”- «сельский житель,
поселянин, крестьянин». Как свидетельствует С. Перевезенцев: «…В славянском язычестве в мифологизированном виде
отражался весь жизненный цикл крестьянина-общинника: цикл сельскохозяйственных
работ, домашний быт, свадьбы, похороны и т.д. Поиск гармоничного существования
в природе и с природой — вот один из важнейших смыслов славянского язычества.
Славянские божества напрямую связаны с природными объектами,
которые находились в сфере жизненной и производительной деятельности славян —
землей, лесом, водой, небом, солнцем»[59].
«Славянское
язычество развивалось по разным направлениям: одни племена верили в силы
космоса и природы; другие - в Рода и Рожаниц, третьи - в души умерших предков и
духов (одухотворённые силы); четвёртые - в тотемных животных-пращуров и т.д.»[60]. Но и все это
могло спокойно сосуществовать, так как не являлось противным самому принципу
языческого политеизма. Таким образом, можно наблюдать отсутствие единства в
верованиях, но это закончилось с приходом на княжеский престол Святого
равноапостольного князя Владимира.
В религиозной
жизни он пошел путем реформ. Первой реформой (980 - 988 гг., по хронологии
"Повести временных лет") князь Владимир значительно упорядочил
официальное восточнославянское язычество. Об этой реформе преподобный Нестор
Летописец пишет: «Нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на
хълме въне двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат,
и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семарьгла, и Макошь. И жьряху им, наричюще я
богы и привожаху сыны своя и дъщери и жьряху бесом и осквьрняху землю требами
своими»[61].
Известно, что
«до сих пор различные племена, населявшие Русь, поклонялись своим местным
богам. Варяги поклонялись одним, славяне другим, у финнов были третьи. Правда,
часто они заимствовали культы друг у друга. Но никакого единообразия в
языческих верованиях на Руси не было. Владимир же повелел собрать воедино всех
языческих богов и создал общий языческий пантеон, - своего рода «Русский
Олимп»… в Киеве он поставил на капища идолов Хорса, Даж-бога, Стрибога,
Симаргла и Мокоши. Возглавлял же все это, отныне «единое» семейство, Перун, бог
грома и огня, признанный верховным (божество имевшее, скорее всего
балто-варяжское, а не славянское происхождение)»[62]. «Начиная княжить,
победитель (святой князь Владимир Великий – А.И.) поставил на берегу
Днепра кумиры Перуна, Хорса, Даждь-бога, Стрибога и др. идолов разных народов и
племен. Это был языческий плюрализм, созданный искусственно и ненадолго. Перун
выразил весомость победы князя на Руси и его желание противопоставить себя и
этого бога христианству»[63].
Во всех источниках видим упорядочивание Владимиром-язычником пантеона
славянских божеств.
В контексте этих
реформистских действий можно говорить (об этом пишут ученые Иванов В.В.,
Топоров В.Н.[64]) о
так называемом «высшем уровне» (Семаргл, Хорса[65],
Перун, Волос, Велес, Дажьбог, Стрибог, Мокошь, Сварог, вероятно, Троян) божеств
восточнославянского пантеона. Он «характеризуется наиболее обобщенным типом
функций богов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная), их
связью с официальным культом»[66].
Этой реформой
князь Владимир «преследовал три цели: во-первых, она подчеркивала суверенность
молодого русского государства по отношению к христианской Византии; во-вторых,
она укрепляла положение великого князя, главного военачальника державы, так как
во главе пантеона стал бог грозы и воинских успехов... В-третьих, реформа
значительно расширяла религиозно-идеологическое воздействие многогранностью и
глубокими историческими корнями нового пантеона…»[67].
Имеем множество
свидетельств, что языческие верования восточных славян были ужасно
бесчеловечны. Профессор Повлюк С.П., характеризуя языческую веру наших предков,
пишет: «По своей природе поганство – жестоко. С ним связаны различные
жертвоприношения, в том числе и человеческие. Говорится, в частности, о
ритуальных убийствах пожилых людей»[68].
Например, в житии Стефана Сурожского (+VIII в.) мы читаем: «Было нашествие варваров Руси, народа... в
высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов
человеколюбия...»[69].
Еще одно
свидетельство о бесчеловечных и ужасных формах язычества на просторах восточных
славян находим у арабского путешественника Ибн-Фадлана, пребывавшего на Руси.
Он, мусульманин по вероисповеданию, удивляется гнусностям и аморальным
церемониям славянских язычников. Описывая церемонию похоронного обряда,
говорит, что «вместе с умершим руссом в могилу клали убитого коня, какие-то
предметы и вещи. Вместе с ним в загробный мир в принудительном порядке
отправляли и жену. Ее убивали самим изуверским образом, предварительно изнасиловав
в ритуальном порядке. Затем, все сжигалось на погребальном корабле»[70].
Не так безобидно
было наше язычество и во внутрисемейных отношениях. Митрополит Иоанн (Снычев),
исследовавший эту проблему пишет: «Закон дозволял матери умертвить
новорожденную дочь, если ее рождение казалось излишним. В свою очередь,
признавалось и право детей на убийство родителей, обременяющих семейство
старостью или болезнью. Межродовые распри передавались из поколения в
поколение, подогреваемые обычаем кровной мести, удовлетворявшейся лишь смертью
обидчика или его потомков»[71].
Итак, у первобытных славян был культ природы и культ умерших предков.
Уважение к грозным силам природы, осознание своего бессилия перед ней приводит
к обожествлению последней, отдельных ее проявлений. Оба эти культа в
большинстве случаев соприкасались между собою.
Имели славяне и
особенности в своем эпосе, что касается богов и их функций, так как «…их
признаки, часто наслаивались один на другого и сливались при определенном их
разнообразии, то есть каждое название божества не соединялось с одним качеством
так, чтоб не касаться другого, каждое имело отдельные и совместные черты.
Религия наших предков… - это, так сказать полимонотеизм – разнообразие
совместного»[72].
Это подтверждает и Влесова книга[73].
Относительно бога Сварога там говорится: «И если бы появился какой заблудший,
который отделяет богов от Сварога, его надобно изгнать вон из племени ибо нет у
нас богов помимо Сварога и нет им числа, поскольку бог единый и неделимый,
никто не может утверждать, что у нас много богов…»[74].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|