[148] Грирорий Нисский, святитель. О чревовещательнице. Письмо к епископу Феодосию.
#"#_ftnref149"
name="_ftn149" title="">[149]Святой Максим Грек. Цит. по: Астрология и магия в свете православного
учения. #"#_ftnref150"
name="_ftn150" title="">[150] Преподобный Амвросий Оптинский. Собрание
писем. Письмо 410-е. #"#_ftnref151"
name="_ftn151" title="">[151] Кроме
свт. Григория Нисского, в его надгробном Слове: «Какай глаз лукавый, какая
зависть злая [какой дурной глаз, какое злое волшебство]» (Дунаев А.Г. Цит по:
Кураев А. Указ. соч. С. 372). Хотя, опять же это «святой Григорий… превращает
просто в литературный прием» (Там же.), проводя аллюзию с языческим волшебством
(См. контекст: Там же).
[152] Цит по Кураев А. Указ. соч. С. 371.
[153] Там же. Письмо 422-е.
[154]Лосский В.Н., профессор. Очерк мистического богословия Восточной
Церкви. М., 1991. С. 55.
[155] Там же. С. 55.
[156] Григорий Палама, Святитель. Цит. по: Лосский В.Н., профессор. Указ.
соч. С. 56.
[157] Григорий Палама, Святитель. Цит. по: Там же. С. 56.
[158] См. Лосский В.Н., профессор. Указ. соч. С. 57.
[159] Там же. С. 57.
[160] Давыденков О., священник. Догматическое богословие. М., 2005. С. 316.
[161] Там же. С. 318.
[162] Цит. по: Сарычев В.Д. Конспект лекций по Догматическому богословию для
студентов 3-го курса МДС. М., 1965. С. 97.
[163] Лосский В.Н. Указ соч. С. 150.
[164] Там же. С. 149.
[165] Давыденков О. Указ соч. С. 332.
[166] Соколов В., диакон. Указ соч. С. 61.
[167] Цит. по: Мень А., протоиерей. Магиия. Оккультизм. Христианство. #"#_ftnref168" name="_ftn168" title="">[168] Шмеман А., протопресв. Исторический путь православия. Русское - ?
[169] Соколов В., диакон. Указ соч. С. 61.
[170] Осипов А.И., проф. Куда идет христианство. www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sm4.cgi?item=17r020710153005.
[171] При чем смешиваются и языческие «святыни» и христианские, «на всякий
случай» (сравни Лк. 16.13).
[172] Языкова И.К. Богословие иконы. www.wco.ru\biblio
[173] Варзанова Т. Во что верят россияне. Колдовство и оккультизм пока
уверенно лидируют // НГ- религии. М., 1997, февраль.
[174] Цит. по: Там же. С. 8.
[175] Мень А., протоиерей. История религий. #"#_ftnref176" name="_ftn176" title="">[176] Мень А. Там же.
[177]Немиро М.М. Хрестоматія з народознавства. Рівне., 1993. С. 124.
[178] Там же. С. 124.
[179] Там же. С. 125.
[180] Там же. С. 125.
[181] Напомним, что именно это пособие «Рекомендовано к изданию
Министерством образования Украины» (Немиро М.М. Указ соч. С. 2.), и по этому
учебнику учится, и будет учиться наша молодежь.
[182] Там же. С. 126.
[183] Там же. С. 128.
[184] Кураев А.В., диакон, проф. Оккультизм в православии… С. 269-270.
[185] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994. Т.
2. С. 1406.
[186] Но следует напомнить,
что Господь всем святым дал равную власть принимать от нас молитвы, и любому
святому можно молиться в любой жизненной ситуации. Просто Церковь показывает
нам пример как выходил из подобной ситуации, в которую попал человек, данный
святой.
[187] Киприан (Керн), архимандрит, профессор. Евхаистия. #"#_ftnref188"
name="_ftn188" title="">[188] Укажем, что отнюдь не все прихожане так
относятся к Евхаристии. Есть множество православных христиан, особенно в
городах, которые правильно, по православному, переживают и Литургию, и всю сакраментальную
жизнь Церкви, которые довольно хорошо ознакомлены со святоотеческой
письменностью, традицией Церкви. Но факт языческих рецидивов в жизни некоторых
прихожан, все-таки, есть и на это надо реагировать пастырю, и реагировать
активно, с инициативой.
[189] Бежев. Большой энциклопедический словарь. #"#_ftnref190" name="_ftn190" title="">[190] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый Словарь Русского Языка. М., 1940.
С. 770.
[191] Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.. Энциклопедический словарь. #"#_ftnref192" name="_ftn192" title="">[192] Кураев А.В., диакон, проф. Традиция. Догмат. Обряд. Москва-Клин, 1995.
С. 214.
[193]Цит. по: Евдокимов П. Православие. М., 2002. С. 371.
[194] Антоний (Блум), митрополит. Цит. по: Там же. С. 47.
[195] Цит. по: Евдокимов П. Указ. соч. С. 371.
[196] Евдокимов П. Указ. соч. С. 372.
[197] Протоиерей Фома Хопко. Цит. по: Иларион (Алфеев), епископ. Таинство
веры. Введение в православное догматическое богословие. Клин, 2000. С. 107.
[198] Мейендорф И., протопресвитер. Византийское богословие. Минск: «Лучи
Софии», 2001. С. 271.
[199] Кураев А.В., диакон, проф. Наследие Христа. Тайное предание таинств.
#"#_ftnref200" name="_ftn200" title="">[200] Цит. по: Зайцев А. Число таинств Церкви. #"#_ftnref201" name="_ftn201" title="">[201] Цит. по: Нефедов Г., протоиерей. Таинства и обряды Православной
Церкви. Учебное пособие по литургике. М., 2004. С. 17.
[202] Иларион (Алфеев), игумен. Вы – свет мира. Беседы о христианской жизни.
Клин, 2001. С. 21.
[203] Цит. по: Мейендорф И., протопресвитер. Византийское богословие… С.
272.
[204] Один православный священник города Риги (Латвия) аргументировал свою
практику крещения обливанием тем, что у них в соборе на иконе Крещения Господня
при крещении Господа Иоанном Крестителем Христос стоит в воде по колена. (Из
личного опыта общения автора).
[205] Певцов В., протоиерей. Указ. соч. С. 97.
[206] См. правило о «бытии при Крещении одному восприемнику» (Булгаков С.В.
Настольная книга для священно-церковно-служителей. Изд. 2-е испр. и доп.
Харьков, 1900. С. 907). И Восточная, и Западная Церкви до IX века строго соблюдала
эту практику.
[207] Соколов В., диакон. Указ. соч. С. 82.
[208] Латинское слово "transsubstantiatio", буквально переводится как —
"изменение по сущности".
[209] Из бесед с клириками Латвийской Православной Церкви, а точнее города
Риги, выяснилось, что ряд священников, да и сам митрополит Рижский Александр
(Кудряшов) относятся крайне неодобрительно, а то и прямо запрещают причащаться
прихожанам на Пасху, при чем никто из них, ни митрополит, ни священники, не
могут аргументировать такое свое поведение.
[210] Киприан (Керн), архимандрит, проф. Евхаристия. #"#_ftnref211" name="_ftn211" title="">[211] См. также: Ап. 53; 6 Всел. 13; Анк. 14; Гангр. 1, 2, 4, 14 и 21.
[212] Иоанн Златоуст, святитель. Слово в день Пасхи. #"#_ftnref213" name="_ftn213" title="">[213] Мейендорф И., протопресвитер. Византийское богословие… С. 276.
[214] Кураев А.В. Оккультизм в равославии... С. 270.
[215] Мейендорф И. Брак в православии. #"#_ftnref216" name="_ftn216" title="">[216] Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С.
334.
[217] Иларион (Алфеев), игумен. Вы – свет мира…С. 90.
[218] Цит. по: Евдокимов П. Указ. соч. С. 418.
[219]Хоть, излагая библейскую практику, отец Андрей
Кураев говорит: «Когда Адам видит женщину впервые, он произносит очень странные
слова: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и
будут два одна плоть»… А ведь перед нами формула классического матриархата!
Мужчина оставляет своих отца и мать и приходит к жене в дом… Библия же
изначально предлагает предполагает нечто совершенно непривычное для на: муж
прилепляется к жене… Но затем все изменилось».(Кураев А.В., диакон, проф.
Церковь в мире людей… С. 206-207).
[220] Рыбаков Б. А. Народные обереги. Указ. соч.
[221] При венчании автора эти «парочки» чуть не послужили причиной скандала
с будущей тещей.
[222] Священник Сильченков С. Указывает, что надо «…пред стольцем (от входа
в храм) постилается ковер, или иная какая материя, преимущественно розового
цвета, которая служит подножием брачующимся».(Сильченков С., священник.
Практическое руководство при совершении приходских треб. К., 2002. С. 111).
[223] См. Украiнськi символи. К., 1994. Немиро М.М. Указ. Соч.
[224] Некоторые священники полесья Украинской Православной Церкви,
Сарненской и Полесской епархии, Дубровицкого благочиния, даже останавливают
венчание и ждут, пока им принесут рушник, чтобы связать руки венчающимся. (Из
личных наблюдений авт.).
[225]Мельников В. Приметы о женихах и невестах.
#"#_ftnref226" name="_ftn226" title="">[226] См. Обращения святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходских советов храмов г. Москвы
на епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. М., 1998. С. 22-23.
[227] Цит. по: Евдокимов П. Указ. соч. С. 413.
[228] Совет священника УПЦ, Сарненская и Полесская епархия, прихода пгт.
Томашгород.
[229] Думитрашков
К. Указ. соч. С. 676.
[230] Игнатий (Брянчанинов),
святитель. Полное собрание творений. Т. 3. М.: Паломник, 2002. С. 67.
[231] Серафим (Роуз) иеромонах. Душа после смерти. Современные «посмертные»
опыты в свете учения Православной Церкви. М.: Сретенский монастырь, 1997. С.
232.
[232] Гук А.И. Учение Святых отцов о мытарствах и его отличие от
римо-католического учения о чистилище. Жировичи., 2005. С. 49.
[233] Гальковский Н. М. Указ. соч.
[234] Мельников В. Приметы о смерти и похоронах.
#"#_ftnref235" name="_ftn235" title="">[235] Там же.
[236] Там же.
[237] Таким образом, мнение, что «поминать» покойника на могиле со спиртным
обычай, навязанный нам из советских времен, не совсем верен. Видим, что этот,
не совсем православный, обычай практиковался еще в дореволюционной России, и
конечно же, находил осуждение Церкви.
[238] Пригорский А., священник. Обычай так называемого печатания умерших на
юго-западной России и борьба из-за него. // Руководство для сельских пастырей.
1880. Т. 1. С. 94, 95.
[239] Странно уже само желание прихожанина православной Церкви навести
«порчу» (?!).
[240] Питирим, митрополит. Воспоминания. О служении священника. www.pravoslavie.ru
[241] Булгаков С.В. описывает подробно эту практику. См. Булгаков С.В. Указ.
соч. С. 1204.
[242] Там же.
[243] Там же.
[244] Там же. С. 1205.
[245] Пригорский А., священник. Обычай так называемого… С. 98.
[246] Пантин В., священник. Леность духовная. // Искушения наших дней… С.
111.
[247] Цит. по: Кураев А.В., диакон, проф. Традиция. Догмат. Обряд… С. 214.
[248] Кураев А.В., диакон, проф. Церковь в мире людей... С. 414.
[249] «Народная, массовая
религия может быть только языческой. Собственно, это просто тавтология:
народное и есть языческое. Народная религия может быть не-языческой лишь в том
случае, если эта религия не выработана им самим, но предложена ему извне. Но
тут нужно очень четко следить за своим языком, терминами: в этом случае народ
не "хранит религию", а «держится религии»». (Кураев А.В., диакон,
проф. Церковь в мире людей… С. 308).
[250] Петрушко В.И. Указ. соч. С. 11.
[251] Карташев А.В. Указ. соч. С. 239-240.
[252] Гальковский Н.М. Указ. соч.
[253] Гальковский Н.М. Указ. соч.
[254] Турилов А.А. Духовная литература и
письменность 10-17 вв. // Православная энциклопедия Русской Православной
Церкви. М., 2000. С. 379.
[255] Петрушко В.И. Указ. соч. С. 17.
[256] Там же. С. 30.
[257] Там же. С. 40.
[258] Думитрашков
К. Указ. соч. С. 134.
[259] Пикалев А., священник. Церковные суеверия.www.pravoslavie.ru/cgibin/polemika.cgi?item=9r041007110656
[260] Цит. по: Амвросий (Юрасов), архимандрит. О вере и спасении. #"#_ftnref261" name="_ftn261" title="">[261] Бердяев Н. О назначении человека. М., 1993. С. 156.
[262] Осипов А.И. Куда идет христианство. www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sm4.cgi?item=17r020710153005
[263] Петрушко В.И. Указ. соч. С. 13
[264] Кротов Я. Дневник литератора. #"#_ftnref265"
name="_ftn265" title="">[265] Иларион (Алфеев), епископ. Православное богословие на рубеже эпох… С.
414.
[266] Цит. по: Там же. С. 414.
[267] Цит. по: Каллист (Уэр). Богословское образование в писании святых
отцов. #"#_ftnref268" name="_ftn268" title="">[268] Там же.
[269] Осипов А.И. Куда идет христианство. www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sm4.cgi?item=17r020710153005.
[270] Зеньковский В., протоиерей. Апологетика. М.: Издательский дом
«Грааль», 2001. С. 104.
[271] Думитрашков
К. Свадебные обычаи, требующие отменения. // Руководство для сельских пастырей.
1865. № 4. С. 126.
[272] Там же. С. 127.
[273] Здесь имеем в виду сомнительные обычаи, значения которых прихожане не
понимают, но сильно привязались к ним. Говоря о явных языческих традициях,
которые в корне подрывают основные идеи христианства, то такие нужно пресекать
решительным запрещением и удалением из практики прихожан.
[274] Зеньковский В., протоиерей. Указ. соч. С. 103.
[275] Кураев А.В., диакон, проф. Оккультизм в православии… С. 179-180.
[276]Пикалев А., священник. Указ. соч. www.pravoslavie.ru/cgibin/polemika.cgi?item=9r041007110656
[277] Кураев А.В., диакон, профессор. О нашем поражении. М., 1996. С. 12-13.
[278] Кураев А.В. диакон, проф. Оккультизм в православии… С. 22.
[279] Там же. С.183.
[280] См. Иларион (Алфеев), епископ. Православное богословие на рубеже эпох…
С. 417.
[281] Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Часть I.
СПб., 1906. С. 148.
[282] Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. О миссии Русской
Православной Церкви в современном мире. Речь на торжественном акте по случаю
присвоения ученой степени доктора богословия honoris causa Тбилисской духовной
академии. // Церковь и время. № 1 (4). 1998. С. 12.
[283] Пикалев А., священник. Указ. соч. www.pravoslavie.ru/cgibin/polemika.cgi?item=9r041007110656
[284] Никольский Н. Несколько слов о ворожбе. // Минские епархиальные
ведомости. Мн., 1975. С. 675.
[285] Там же. С. 675.
[286] Там же. С. 676.
[287] По этому поводу, Церковные правила гласят: «Не подобает христианам на
браки ходящим скакати или плясати (βαλλειζειν
ή ορχεισθαι), но
скромно вечеряти…» (Лаод. 53 пр. Цит. по: там же. С. 134).
[288] Думитрашков
К. Указ. соч. С. 134.
[289] Шавельский Г., протопресвитер. Указ. соч. С. 353.
[290] Там же. С. 353, 354.
[291] Шавельский Г., протопресвитер. Указ. соч. С. 358.
[292] По его мнению, она должна являться «некоей параллельной областью
пастырского душепопечения, которая тем не менее не должна быть оставлена
священником без внимания… Существуют такие состояния души, которые требуют
совсем иной (…не могут быть определяемы категориями нравственного богословия… )
оценки… которые принадлежат к области психопатологической, а не аскетической…
». (Киприан (Керн), архимандрит, профессор. Православное пастырское… С. 304,
305).
[293] Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. I. Ч.
2. М., 1997. С. 834, 835.
[294] Из богослужения проскомидии.
[295] Сысоев Д., священник. Секты и ереси, паразитирующие на
православии.//Искушения наших дней… С. 143.
[296] Шнирельман В.А. Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках
себя.//Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001. С. 12.
[297] О нежелании неоязычников выдавать себя за таковых, чтобы не отпугнуть
людей, говорит и тот факт, что они не хотят себя афишировать, и даже
легализовать, а прикрываются разными именами. Говоря о беларуских неоязычниках,
Дерманис А. пишет: «в общем, отказываются (беларуские
неоязычники - А.И.) от употребления терминов «поганство», «язычество», считая их как
навязанные, и называют себя Друвингами (от ятвясского druvis –
«вера»)» (Дзерманіс А. Пра паганства і
Друвінгав. www.lib.by/nn/2001/44/24.htm).
[298] См. Неоязычество на просторах Евразии. Под редакцей Шнирельмана В.А.
М., 2001.
[299] См. Лозко Г. Іменослов. К., 1998. С. 8.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|