[33] «Тщеславное желание быть не таким, как прочие человеки…, вызывают к
жизни псевдопастырскую деятельность разных лжестарцев.., Некоторые
священнослужители , настоятели… ведут себя на приходе как мини-папы,
мини-цезари и грубо, властно требуют беспрекословного подчинения своей, часто
неразумной, воле, своему эгоизму…» (Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II. «Остерегайтесь производящих разделения и
соблазны…».//Искушения наших дней. М., 2003. С. 9, 10.)
[34] Соколов В., диакон. Младостарчество – соблазн нашего времени.//
Искушения наших дней. М., 2003. С.52.
[35] Там же. С. 52.
[36] Там же. С. 59.
[37] Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни. #"#_ftnref38" name="_ftn38" title="">[38] Там же. С. 54.
[39] Шавельский Г., протопресвитер. Православное пастырство. СПб., 1996. С.
199.
[40] Там же. С. 199.
[41] Там же. С. 34.
[42] «Мы привыкли к выражению «Израиль – богоизбранный народ»… Но при
внимательном чтении Библии история получается совсем иная: Израиль не
богоизбранный народ, а богосозданный. «Этот народ Я образовал для Себя» (Ис.
43, 21). У Израиля не было истории, которая бы предшествовала его вступлению в
Завет с Богом. (Кураев А.В. диакон, проф. Дары и анафемы. Что христианство
принесло в мир. М., 2003. С. 168.
[43] См. Кураев А.В. диакон, проф. Уроки сектоведения. СПб., 2002. С. 79.
[44] Цит. по: Там же. С. 78.
[45] Цит. по: Осипов А.И., проф. Путь разума в поисках истины. 4-е изд. М.,
2005. С. 99.
[46] Зеньковский В., протоиерей. Апологетика. М., 2002.С. 102.
[47]
Осипов А.И. проф. Путь разума в поисках истины… С. 282.
[48]Цит. по :
Рыбаков Б. А. Языческие традиции и христианство в Древней Руси. Язычество. #"#_ftnref49" name="_ftn49" title="">[49] Там же. #"#_ftnref50" name="_ftn50" title="">[50]Перевезенцев С. Славянская мифолонгия, или первый
смысл. #"#_ftnref51" name="_ftn51" title="">[51] Там же.
[52] Шишкин С.П. От Древней Руси до империи Российской.
#"#_ftnref53" name="_ftn53" title="">[53] Там же.
[54] Иванов В.В., Топоров В.Н. Цит.по: Васильев М.А. Указ. соч. #"#_ftnref55" name="_ftn55" title="">[55] Флоренский П., протоиерей. Вопросы религиозного самопознания. М.,
2004. С. 150.
[56] Фадеев А.Ю. Религия древних славян. Кострома, 2002. С. 22.
[57] Каллист (Уэр), епископ. Указ. соч. С. 85.
[58] Рыбаков Б. А. Указ. соч.
[59] Перевезенцев С. Указ. соч.
[60] Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 3.
[61] Цит. по: Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916. С. 95.
[62]
Петрушко В.И. Указ. соч. С. 7.
[63]Василенко. История Православной Церкви в
России. Киевский период. Просветитель. www.seminaria.bel.ru
[64] На
них опирается Васильев М.А. Особенности формирования и развития восточнославянского
язычества.
#"#_ftnref65" name="_ftn65" title="">[65]Эти божества «верованиям других ветвей славянства достоверно не
известны и являются, следовательно, специально восточнославянскими , их
присутствие составляет одну из ярких особенностей дохристианских верований этой
отрасли славян.» (Васильев М.А. #"#_ftnref66" name="_ftn66" title="">[66] Иванов В.В., Топоров В.Н. Цит. по: Васильев М.А.
#"#_ftnref67" name="_ftn67" title="">[67]Рыбаков Б.А. Указ. соч.
[68] Павлюк С.П. Українське народознавство. Навчальний
посібник. К.: «Знання», 2006. С. 99.
[69] Карташев А. В. Указ. соч.. С. 64-69.
[70]
Цит. по: Петрушко В.И. История Русской Церкви. М., 1999. С. 8.
[71] Иоанн
(Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб.:
Издательство Л. С. Яковлевой, 1994 — 352 с.
[72]
Шевчук В. Верховні божества.//Український історичний
календар. К. 1995. С. 33.
[73] Хотя многие сомневаются в подлинности этой
книги, например, см. Творогов О.В. Влесова книга. #"#_ftnref74"
name="_ftn74" title="">[74]
Цит. по: Ребіндер Б. Влесова книга: життя та релігія слов`ян. К., 1999. С. 34.
[75]
Хоть, к примеру, Шнирельман В., ссылаясь на В.Н. Топорова и Е.Е. Левкинскую,
говорит, что и сами неоязычники, и вообще исследователи славянского язычества
«…нередко включают в пантеон славянских богов, по сути либо не были таковыми в
прямом смысле слова, либо отражают вторичный процесс переосмысления и являются
результатом «кабинетного» мифотворчества. К таковым относятся Дана, Лель,
Полель, Дидо, Ладо, Купало, Коляда, Ярила, Курент, Троян, Род, Морена… Чернобог
и несомненно Белобог» (Шнирельман В.А. Перун, Сварог и другие: русское
неоязычество в поисках себя.//Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001. С. 15.).
[76]
Грушко Е. Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород: «Русский
купец», 1995. С. 262.
[77]
Гаврилов Д. Указ. соч.
[78]
Егоров В., Крылов К. Боги славян. paganism.ru.
[79]
Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч. Божество Род упоминается в таких памятниках как
«"О вдохновении святаго духа", "Слове об Идолах",
"Слово Исайи пророка", рукописи Четьи Минеи из древнерусского
духовника. Возможно, как Стрибог, т.е. стрый (старый) бог-отец упомянут в
"Слове о Полку Игореве" и русских летописях, а также как Бог в
договоре русов Игоря с ромеями». (Там же.).
[80]
Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 6.
[81] Там
же. С. 8.
[82] Гаврилов Д. Указ. соч.
[83] Цит. по: Там же.
[84]
Гальковский Н.М. Указ. соч.
[85] См. Шевчук В. Указ. соч. С. 34.
[86] Рыбаков Б. А. Цит. по: Гаврилов
Д. Указ. соч. #"#_ftnref87" name="_ftn87" title="">[87] "Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы
Игоревы" (Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч.).
[88] См. Гаврилов Д. Указ. соч.
[89] «Стри – моравские чехи называют ветер, приносящий
непогоду. По этимологическому составу, слову стри присуще значение
порыва, ветра, бури. Стри по значению и по этимологическому основанию равен
индийскому Saramejas и греческому Έρμείας»
(Гальковский Н.М. Указ. соч.).
[90] Войтович В. Українська міфологія. К.: Либiдь, С. 510.
[91] Гаврилов Д. Указ. соч.
[92]Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч.
[93]Там же.
[94] Мельников В. Белая Баба. #"#_ftnref95" name="_ftn95" title="">[95] Там же.
[96] «Среди исследователей славянской культуры нет единого ответа на
вопрос, кто был у древних славян богом солнца? Некоторые полагают, что бог
солнца у древних славян был Ярило, другие – Даждьбог, третьи называют Световида
– это не совсем так. Отчасти каждому из главных племенных языческих богов,
какими являлись Даждьбог и Световид, были присущи черты Бога Солнца, с другой
стороны, и этим богам и солнцу придавали свойства мужские, свойства Рода
(Ярилы)» (Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 11).
[97]Гальковский Н.М. Указ. соч.
[98] Мельников В. Приметы связанные с пищей.
#"#_ftnref99" name="_ftn99" title="">[99] См. Там же.
[100] Современные язычники, да и вообще недоброжелатели христианства,
упрекают его в ущемлении прав женщины, унижении ее роли в мире и обществе,
якобы в отличие от язычества, которое всегда возвышало женщину. Ярким
представителем такого мнения, является автор нашумевшего бестселлера «Код Да
Винчи» - американский журналист Ден Браун, который очень популярен не только
зарубежем, но и на просторах бывшего Советского Союза. Говоря словами своего
героя Тибинга, он пишет: «Власть женщины, ее способность дарить жизнь, некогда
считалась священной. Но она представляла угрозу подъему и возвышению новой
(имеется в виду христианской –А.И.) Церкви, где всегда доминировал (?! – А.И.)
мужской образ, главенствовало мужское начало. И вот церковники стали
демонизировать священное женское начало, называть женщин нечистыми… Женщина,
некогда священная дарительница жизни, превратилась во врага…» (Браун Д. Код Да
Винчи. М. С. 387.). Но мы видим, что в язычестве вообще, а в восточнославянском
в частности, женское начало всегда начало темное, злое. И это не какая-то
персона женщины, а женское начало в принципе. А вот упоминание арабского
путешественника писателя Масуди, описывающего славянский обряд погребения:
«Когда умирает мужчина, то сожигают с ним жену его живою; если же умирает
женщина, то муж не сожигается; а если у них умирает холостой, то его женят по
смерти» (Цит. по: Гальковский Н.М. Указ. соч).
[101] Фадеев А.Ю. Указ. Соч. С.14.
[102] Там же. С. 13.
[103] См. Перевезенцев С. Указ соч.
[104] Мельников В. Язычество славян. Гадания (Ворожба).
#"#_ftnref105" name="_ftn105" title="">[105] Там же. А скрещивать конечности, особенно в храме, до сих пор
некоторые прихожане считают дурным знаком.
[106] Хоть, например, по Фадееву, «Макошь –это не богиня плодородия, а именно
богиня итогов сельскохозяйственного года…» (Там же. С. 18).
[107] Цит. по: Гальковский Н.М. Указ. соч.
[108] См. Гаврилов Д. Указ. соч.
[109] Смотри Гальковский Н.М. Указ. соч.
[110] Там же.
[111] Там же.
[112]Там же.
[113] Войтович В. Указ. соч. С. 273.
[114] Там же. С. 273.
[115] Фадеев А.Ю. Указ. соч. С.22.
[116] Гальковский Н.М. Указ. соч.
[117] Гаврилов Д. Указ. соч.
[118] На это указывает А. Фадеев: «Велес – …покровительствовал
охотникам. Вследствие табу на обожествляемого зверя назывался «волохатый»,
«волосатый», «волос», «велес». Обозначал также духа убитого зверя, охотничьей
добычей. «Vel» – корень слов со значеним «мёртвый»…
С древнейших времён скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому
скотий бог Велес был ещё и бог богатства. Корень «воло» и «вло» стал составной
частью слова «володеть» (владеть)». (Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 16).
[119] Там же.
[120] Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч.
[121] Цит. по: Там же.
[122] Там же.
[123] Проник он и в русскую литературу, вспомним одноименное произведение
Николая Васильевича Гоголя.
[124] Сюда же можно отнести Кащея – божество подземного царства. ««Кошь» - также «кошт»,
«кость», «костлявый»… Кащей – не настоящий бог смерти, власть его недолговечна»
( Фадеев А.Ю. Указ. соч. С.20).
[125] Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 8.
[126] См. Фадеев А.Ю. Указ. соч.; Васильев М.А. Указ. соч.
[127] Иларион (Алфеев), епископ. Православное богословие на рубеже эпох. К.,
2002. С. 411.
[128] «Посему оставит человек отца своего и мать и
прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…» (Еф. 5.
31,32).
[129] Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкования на Деяния Святых
Апостолов. Просветитель. Электронная библиотека православной информации. www.seminaria.bel.ru.
[130] Тертуллиан. Цит. по: Астрология и магия в свете православного учения. #"#_ftnref131" name="_ftn131" title="">[131] Цит. по: Кураев А.В., диакон, проф. Почему православные такие?.. М.,
2006. С. 353.
[132] Там же. С. 353
[133] Там же. С. 353
[134] Там же. С. 353
[135] В наше время люди боятся встретить черную кошку (это как классический
вариант суеверия), человека с пустыми ведрами, сумкой и даже встреча со священником
сулит встретившему несчастье.
[136] Иоанн Златоуст., святитель. Цит по: О суевериях.
#"#_ftnref137"
name="_ftn137" title="">[137] (Лев. 19. 26; Втор. 18. 12, 14)
[138]Василий Великий., святитель. Цит по: О
суевериях.#"#_ftnref139"
name="_ftn139" title="">[139] Всем известно утверждение типа «понедельник – день тяжелый» и т.д.
[140] Цит по: О
суевериях.#"#_ftnref141" name="_ftn141" title="">[141] Иоанн Златоуст., святитель.
#"#_ftnref142" name="_ftn142" title="">[142] Иоанн Златоуст., святитель.
#"#_ftnref143" name="_ftn143" title="">[143] Иоанн Златоуст., святитель. Слово на Новый год.
#"#_ftnref144" name="_ftn144" title="">[144] Аврелий Августин., блаженный. Цит по: О Суевериях. #"#_ftnref145" name="_ftn145" title="">[145] Православное исповедание веры. Цит по: О Суевериях.
#"#_ftnref146" name="_ftn146" title="">[146] Макарий Великий., преподобный. О терпении и рассудительности. Слово
4-е. О Суевериях. #"#_ftnref147"
name="_ftn147" title="">[147] Григорий Нисский., святитель. О чревовещательнице. Антология.
Восточные Отцы и учители Церкви IV века. Том II. Издательство МФТИ, 2000, сс.
346.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|