В отдельные разделы выделены расходы, основные общие
для всех отраслевых хозяйств (разделы XII Номенклатуры расходов), и
общехозяйственные расходы (раздел XIII).
В отличие от расходов по эксплуатационной
деятельности по подсобно-вспомогательной деятельности в Номенклатуре расходов
приведен лишь перечень статей наиболее типичных для железных дорог основных
прямых расходов. Аналитический учет расходов, по которым в Номенклатуре не
предусмотрены специальные статьи, связанных с выполнением работ, ведется по
свободным статьям Номенклатуры расходов.
Как и статьи основных прямых расходов по
эксплуатационной деятельности, статьи основных прямых расходов по
подсобно-вспомогательной деятельности в Номенклатуре расходов сгруппированы в
разрезе предприятий и отраслевых хозяйств по разделам:
XIV "Хозяйство грузовой и коммерческой
работы";
XV "Локомотивное хозяйство";
XVI "Пассажирское и вагонное хозяйства";
XVII "Хозяйство пути";
XVIII "Хозяйство электрификации и
электроснабжения";
XIX "Хозяйство материально-технического
снабжения";
ХХ "Оказание услуг по международным
перевозкам";
ХХI "Хозяйства гражданских сооружений, водоснабжения
и водоотведения";
ХХI "Автотранспортное хозяйство";
ХХII "Хозяйство рабочего снабжения".
Внутри каждого раздела статьи расходов сгруппированы
по соответствующим местам их возникновения (т.е. по предприятиям).
Учет расходов, основных общих для всех отраслевых
хозяйств, и общехозяйственных расходов ведется по соответствующим статьям
разделов XII и XIII Номенклатуры расходов, если иное не предусмотрено
Указаниями к Номенклатуре расходов, Методическими указаниями по применению
Плана счетов бухгалтерского учета основной деятельности железных дорог и
отраслевыми инструкциями по бухгалтерскому учету.
Следует отметить, что предприятия основной
деятельности железных дорог не применяют метод учета общехозяйственных
расходов, при котором они ежемесячно без распределения между эксплуатационной и
подсобно-вспомогательной деятельностью списываются в дебет счета 46
"Реализация продукции (работ, услуг)". Дело в том, что в основу
такого метода положено деление затрат на постоянные и переменные. При этом
постоянные затраты между объектами калькуляции не распределяются;
соответственно себестоимость продукции исчисляется только в части переменных
затрат и называется "сокращенной" (в отличие от "полной"
себестоимости, включающей все затраты).
Особенность железнодорожного транспорта в том, что
производственный процесс, связанный с осуществлением перевозок грузов,
пассажиров, почты и багажа, является непрерывным. В связи с этим, а также с
учетом специфики формирования транспортной продукции и в целях упрощения учета
затрат незавершенное производство в части перевозочной (эксплуатационной)
деятельности не определяется.
В соответствии с Номенклатурой расходов на
железнодорожном транспорте обеспечивается раздельный учет затрат на грузовые и
пассажирские перевозки с выделением расходов по перевозкам пассажиров в
пригородном сообщении. Организация раздельного учета затрат на грузовые и
пассажирские перевозки осуществляется следующим образом. Все эксплуатационные
расходы предприятий основной деятельности железных дорог подразделяются на три
большие группы:
расходы, которые могут быть непосредственно отнесены
на грузовые перевозки;
расходы, которые могут быть непосредственно отнесены
на пассажирские перевозки;
распределяемые расходы.
Распределяемые расходы сразу на грузовые и
пассажирские перевозки не могут быть отнесены, а должны быть распределены между
ними. Однако линейные предприятия и предприятия дорожного подчинения не имеют
информационной базы для распределения указанных расходов между видами
перевозок. Такое распределение может быть осуществлено только на уровне
отделения или управления железной дороги. Поэтому в линейных предприятиях и
предприятиях дорожного подчинения разделение расходов между грузовыми и
пассажирскими перевозками осуществляется не полностью, а только в части тех
расходов, которые могут быть отнесены на соответствующий вид перевозок прямым
путем (без распределения).
На уровне отделения или управления железной дороги
распределяемые расходы распределяются между грузовыми и пассажирскими
перевозками пропорционально статистическим показателям (локомотиво-километрам,
поездо-километрам, вагоно-километрам, электровозо-километрам, тонно-километрам,
поездо-часам, эксплуатационным расходам по тем или иным статьям (группам
статей) Номенклатуры расходов и т.д.). При этом для каждой статьи расходов (или
группы статей) подобраны те или иные индивидуальные экономически обоснованные
показатели распределения.
Таким образом, на уровне отделений и управлений
железных дорог в сводной отчетности формируется полная величина расходов по грузовым
перевозкам и полная величина расходов по пассажирским перевозкам.
Из расходов по пассажирским перевозкам на уровне
отделений и управлений железных дорог выделяются расходы по перевозкам
пассажиров в пригородном сообщении.
В настоящее время железные дороги обеспечивают также
раздельный учет затрат на перевозки экспортных грузов, на перевозки
периодических печатных изданий и книжной продукции, на международные
пассажирские перевозки.
Все указанные виды раздельного учета затрат являются
уникальными, так как совмещают бухгалтерский и статистический учет.
Ввести в соответствии с налоговым законодательством и
в иных случаях новые виды раздельного учета довольно сложно, тем более что
железнодорожный транспорт не является собственником перевозимых им грузов.
Так как каждое линейное предприятие не имеет
законченной продукции, а перевозка формируется в целом по сети железных дорог,
обеспечить раздельный учет затрат по видам перевозок, по родам перевозимых
грузов, на экспорт и внутри России с отнесением расходов к той или иной
классификационной группе прямым путем на основании первичных документов в
большинстве случаев невозможно. Наиболее характерный пример здесь -
распределение расходов по содержанию и ремонту пути и постоянных устройств. По
железнодорожному пути проезжают разные поезда: грузовые и пассажирские,
перевозящие различные грузы как внутри России, так и на экспорт. Поэтому
увязать прямым путем расходы по содержанию пути и постоянных устройств с видами
перевозок, дифференцированными по родам перевозимых грузов, невозможно. В связи
с этим расходы распределяются калькуляционно, пропорционально статистическим
показателям. Одни и те же расходы распределяются несколько раз по разным
принципам (так как государство предъявляет к железнодорожному транспорту требования
о ведении сразу нескольких видов раздельного учета затрат). Прямым путем на
соответствующие виды перевозок относится только часть расходов при раздельном
учете затрат на грузовые и пассажирские перевозки.
3.2.
Совершенствование системы управления издержками на
предприятии
Принятие решения о возможности и необходимости
использования нормативного метода учета затрат должно быть основано на анализе
возможностей организации по подготовке и постоянной корректировке норм и смет
расходов. В ДОП предусмотрено наличие планово –экономического и технического
отделов, осуществляющих формирование обоснованных норм и нормативов, анализ
отклонений фактических затрат от нормативных, корректировку действующих норм и
подготовку предложений об устранении непроизводительных затрат и снижении
фактической себестоимости продукции. Без этого условия внедрение нормативного
метода учета реальной пользы организации принести не может.
Преимущество нормативного метода учета в его
оперативности. Нормативная себестоимость продукции исчисляется еще до начала ее
производства. Фактическая себестоимость - по завершении производства. Возможно
два алгоритма расчета фактической себестоимости. Первый путь - считать
фактическую себестоимость как нормативную себестоимость, скорректированную на
отклонение от норм и на изменение норм (плюс или минус). Поскольку отклонения и
изменения норм выявляются оперативно в течение месяца, то есть внутри отчетного
периода, то в идеале фактическая себестоимость может быть получена сколь угодно
быстро после завершения процесса изготовления продукции. Второй путь -
исчисление фактической себестоимости традиционным методом, а затем выявление
отклонений путем сравнения фактической себестоимости с ее нормативной
(плановой) величиной. В этом случае расчеты могут быть выполнены только после
завершения отчетного периода, то есть оперативный учет затрат подменяется их
последующим учетом, а значит, нормативный метод в таком исполнении теряет
всякое значение.
Помимо оперативности получения данных о величине
себестоимости использование нормативного метода преследует цель оптимизации
издержек путем их приближения к нормативным значениям. Именно поэтому в
западных системах бухгалтерского и управленческого учета данный метод получил
название стандарт-кост. В этом случае разработанные нормы рассматриваются как
обязательные стандарты для того, чтобы привести фактические затраты в
соответствие с нормами путем выполнения тех или иных управленческих
воздействий. Эти нормы не изменяют в течение всего установленного периода, а
исключения делаются только для серьезных отклонений, вызываемых объективными
причинами - ростом цен у поставщиков, колебаниями уровня оплаты труда,
изменениями самих условий производства или используемых технологических
процессов.
Стандарт-кост - это система оперативного управления
ходом процесса производства и уровнем производственных затрат, основанная на
постоянном контроле значения отклонений фактических показателей от нормативных,
анализа причин возникновения этих отклонений и тенденций их изменения во
времени, использовании управленческих воздействий для минимизации отклонений
или осуществлении корректировки норм.
Необходимость изменения учетной политики должна быть
вызвана серьезными объективными причинами. Например, если функционирующая в
организации система нормативного учета не позволяет своевременно корректировать
применяемые нормы и нормативы и учет готовой продукции по нормативной
себестоимости становится неэффективным и даже недостоверным, тогда он
заменяется учетом по фактической себестоимости.
При переходе от учета готовой продукции по
нормативной себестоимости к учету по фактической себестоимости или наоборот
должна быть осуществлена переоценка остатков готовой продукции на 1 января
следующего за отчетным года. Для проведения переоценки издается соответствующий
приказ (распоряжение) руководителя организации, в котором указываются сроки и
порядок проведения переоценки, состав комиссии, прилагаются данные о
нормативной и фактической себестоимости готовой продукции и т.п.
В затратах предприятия «Дирекция по обслуживанию
пассажиров» отмечена отрицательная сумма в подразделе материалы таблицы 2.6
(Капитальный ремонт пассажирских вагонов) – для ее анализа возможно применение нормативного
метода, как наиболее подходящего инструмента финансового анализа различных
вариантов прогнозирования событий:
- отрицательное значение сумму является отклонением
от запланированного результата в результате изменения цены на материалы, при
этом традиционные методы оценки отклонения по цене материалов мало могут дать
нам для оценки деятельности менеджера, отвечающего за снабжение, поскольку они
не могут определить, чем вызваны изменения цен: рыночными колебаниями или,
напротив, неудачной закупочной политикой. Рассмотрим пример:
Нормативная стоимость единицы материала была
определена в 6 единиц. Средняя рыночная цена к моменту покупки составляла 6,30
единицы, а покупка была сделана по цене 6,25 за единицу. Всего за период было
закуплено 10 000 ед. материала.
Отклонение, посчитанное традиционным способом,
составит - 2500 (10000ед. по 0,25). Это отклонение, однако, состоит из
отрицательного отклонения по плану в 3000, которое показывает, насколько
рыночные цены отличаются от ожидаемого уровня, и положительного операционного
отклонения по эффективности закупок в 500. Отклонение по плану считается
следующим образом:
= (ожидаемые рыночные цены - рыночная цена на момент
покупки) х количество купленного сырья = (6 - 6,30) х 10 000 = = - 3 000
Отклонение по планам нельзя проконтролировать, зато
оно наглядно демонстрирует, насколько успешно менеджер по снабжению
прогнозирует цены на сырье и материалы, помогая ему тем самым улучшить данное
направление деятельности. Также это отклонение по планам может оказать
значительную помощь при ответе на вопрос, необходим ли пересмотр планов
компании (например, цен на продукцию или изменение технологии) в связи с
изменением рыночных цен.
В некоторых ситуациях покупатель может попытаться
снизить цену путем покупки такого количества сырья, которое явно превышает
потребности предприятия, для того чтобы избежать ожидаемого повышения цен. В
данном случае нам следует несколько изменить наш анализ и рассмотреть
отклонение по эффективности закупок скорее с позиции потребления, а не покупки
сырья.
Предположим, что нормативная цена сырья — 5 руб. за
единицу. На момент заключения сделки рыночные цены на это сырье составляют 6
руб. За анализируемый период было куплено 5 000 ед. сырья по 6 руб. Это
количество превышает производственные потребности фирмы. Оно было куплено,
чтобы избежать ожидаемого повышения цен. Обычно же материалы закупаются по мере
возникновения потребности в них. Ожидаемые и действительные рыночные цены в
следующем периоде составили 8 и 7,50 соответственно Если использовать подход,
продемонстрированный в предыдущем примере, то обнаружится отрицательное
отклонение по планам в 5000 и нулевое отклонение по эффективности закупок. Эта
информация бесполезна при оценке деятельности снабженческого отдела, или при
определении, насколько верным было решение о спекулятивной закупке лишнего
сырья. В данной ситуации отклонение по эффективности закупок определяется
разницей между рыночной ценой в следующем периоде (7,50), по которой бы
пришлось покупать сырье в будущем, и ценой, уплаченной при заключении сделки
(6). Как видим, появляется положительное отклонение в 7500 (5000 х 1,50).
Для измерения прибыльности подобной спекулятивной
деятельности необходимо вычесть стоимость хранения сырья и стоимость
иммобилизации оборотных средств (т. е. те проценты, которые могли быть получены
за 30000, если бы оставили их в банке, а не потратили) из отклонения в 7500.
Сравнивая же прогнозную (8) и действительную (7,50) рыночные цены будущего
периода можно оценить, насколько верным был прогноз покупателя.
Рассмотренный выше пример демонстрирует, что для
целей контроля и оценки эффективности деятельности анализ отклонений должен
быть привязан к конкретным экономическим фактам, а также учитывать все
альтернативные возможности использования средств. Крайне важно не ограничивать
расчет отклонений строгим применением одних и тех же стандартных формул для
всех ситуаций. Подход должен быть гибким, а его цель — показать, насколько
хорошо менеджер проявил себя в сложившейся ситуации, а также помочь избежать
ошибок в будущем.
Разница между нормативными и фактическими издержками
составляет отклонения, которые включаются в состав затрат отчетного периода.
Таким образом, для целей бухгалтерского учета в примере 2 должно быть выявлено
отрицательное отклонение в 5000. Однако с позиции управленческого учета необходимо
измерить успех спекулятивной покупки сырья и выявить положительное отклонение в
7500. Важно, чтобы отклонения, рассчитываемые для бухгалтерской отчетности, не
заменяли отклонений, рассчитываемых для управленческих целей.
3.3.
Рекомендации применения нормативного метода для капитального
ремонта подвижного состава предприятия
Учет отклонений от норм является наиболее сложным в
организации и ведении нормативного учета затрат производства. Для учета
отклонений на всех этапах, стадиях и фазах производства от момента выявления и
регистрации до включения в себестоимость калькуляционной единицы продукции
необходимо решить ряд методических и организационных вопросов, к которым
относятся: отбор учетных номенклатур (мест, видов, причин отклонения) и их
классификация; организация первичного учета (документирования) отклонений;
текущий учет отклонений; суммирование отклонений по центрам учета затрат
(группировки, перегруппировки, своды); расчет доли отклонений в себестоимости
калькуляционной единицы.
По степени полноты выполнения и оформления
документами отклонения от норм подразделяются на документированные и
недокументированные.
К документированным относятся отклонения, выявленные
по данным первичной сигнальной документации до начала процесса производства или
по ходу его осуществления, а также определяемые расчетным путем (до начала
процесса производства или сразу же после окончания процесса производства или
отчетного периода). При этом период, за который выявляются отклонения расчетным
путем, должен быть предельно минимальным (вплоть до смены).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|