Субсчет
77-2 предназначен для учета расчетов по причитающимся железным дорогам доходам
от перевозок, а также для учета расчетов по удержанию с железных дорог средств,
направляемых на финансирование операций, осуществляемых МПС России в
централизованном порядке, и некоторых других расчетов с железными дорогами.
Субсчет
77-4 предназначен для учета расчетов с железными дорогами по централизации в
МПС России амортизации, а также по капитальным вложениям, осуществляемым МПС
России в централизованном порядке.
Субсчет
77-5 применяется для учета расчетов с предприятиями основной деятельности
железных дорог, находящимися в непосредственном ведении МПС России.
Внутриведомственные
расчеты учитываются на счете 77 в МПС России, с одной
стороны, и на железных дорогах и на предприятиях, находящихся в
непосредственном ведении МПС России, с другой стороны, в равновеликих суммах по
дебету (кредиту) у одной стороны и соответственно по кредиту (дебету) у другой.
При составлении в МПС России сводной отчетности по основной деятельности
железных дорог внутриведомственные расчеты взаимоисключаются.
Внутрихозяйственные
расчеты учитываются на одноименном балансовом счете 79
"Внутрихозяйственные расчеты", к которому открываются следующие
субсчета:
79-1
"С отделом капитального строительства";
79-2
"По налогу на прибыль";
79-3
"По доходам от перевозок предприятий железной дороги";
79-4
"По средствам в порядке оказания финансовой помощи";
79-5
"За материалы верхнего строения пути";
79-6
"По налогу на добавленную стоимость";
79-7
"По средствам на капитальные вложения";
79-8
"По суммам в составе выручки, не относящимся к доходным
поступлениям";
79-9
"По прочим операциям";
79-10
"По начисленной выручке за перевозки".
Субсчет
79-1 предназначен для учета расчетов финансовой службы дороги с отделом
капитального строительства при осуществлении железной дорогой капитальных
вложений в централизованном порядке; субсчета 79-2 и 79-6 - для учета расчетов
отделения дороги с линейными предприятиями и финансовой службы железной дороги
с отделениями дороги и предприятиями дорожного подчинения по налогам на прибыль
и на добавленную стоимость в связи с централизованной уплатой этих налогов
управлениями железных дорог.
В связи
с введением в действие с 1 января 2001 г. части второй Налогового
кодекса Российской Федерации (глава 21 "Налог на
добавленную стоимость") требует решения вопрос о возможности применения с
1 января 2001 г. субсчета 79-6, так как главой 21 НК РФ централизованная уплата
управлениями железных дорог налога на добавленную стоимость не предусмотрена.
Функции
субсчетов 79-3, 79-4 и 79-7 соответствуют функциям субсчетов 77-2, 77-1 и 77-4.
Субсчет
79-5 применяется для учета расчетов дистанций пути, путевых машинных станций и
рельсосварочных поездов за централизованно приобретенные для них материалы
верхнего строения пути.
Субсчет
79-8 предназначен для учета расчетов между финансовой службой и сектором учета
доходов по суммам, зачисленным на доходные счета МПС, но не относящимся к
доходным поступлениям, а также некоторых других расчетов.
Субсчет
79-9 предназначен для учета расчетов управления железной дороги с отделениями и
предприятиями дорожного подчинения, отделения дороги с линейными предприятиями,
которые не могут быть учтены на других субсчетах к счету 79.
Аналогично
внутриведомственным расчетам при составлении сводной отчетности по основной
деятельности внутрихозяйственные расчеты, учтенные на счете 79,
взаимоисключаются:
на
уровне сводной отчетности отделения дороги - между отделением дороги и
линейными предприятиями;
на
уровне сводной отчетности железной дороги - между управлением и отделениями
железной дороги, управлением железной дороги и предприятиями дорожного
подчинения.
Объективной
причиной использования в учете внутренних расчетов являются технологические и
организационные особенности работы железных дорог, связанные с особенностями
формирования транспортной продукции.
Транспортная
продукция - услуга по перевозке грузов, пассажиров, почты и багажа - формируется
на уровне сети железных дорог в целом. Каждая железная дорога имеет продукцию в
форме законченной транспортной услуги только при осуществлении перевозок в
местном сообщении. При перевозках в прямом сообщении каждая железная дорога
выполняет определенные технологические операции, которые складываются в
законченную транспортную услугу в целом по сети железных дорог после того, как
груз, погруженный на дороге отправления, проследовавший через транзитные
железные дороги, будет выгружен на дороге назначения или после того, как
пассажир, вошедший в вагон, проследовавший через транзитные железные дороги,
выйдет на дороге назначения. По существу это означает, что являющиеся
коммерческими организациями железные дороги сами по себе, рассматриваемые по отдельности,
изолированно от других железных дорог, не имеют законченной продукции, которую
могли бы реализовать. В этом принципиальное отличие железных дорог от
предприятий других отраслей народного хозяйства (например, от промышленных
предприятий).
Любое
промышленное предприятие имеет законченную продукцию, может реализовать ее на
внутреннем или внешнем рынке и в связи с этим может существовать автономно и
независимо от других подобных ему предприятий. Любое другое предприятие,
изготавливающее аналогичную продукцию, может рассматриваться промышленным
предприятием только в качестве конкурента. Но именно такой подход не может быть
применен к осуществляющим перевозки железным дорогам.
Пассажир,
приобретая билет от Москвы до Владивостока, покупает не отдельные технологические
операции железных дорог отправления, назначения и транзитных железных дорог,
через которые он будет следовать, а возможность проехать от Москвы до
Владивостока. То же самое делает, оплачивая перевозку груза, грузоотправитель.
Таким образом, покупая на какой-либо железной дороге услугу по перевозке,
клиент оплачивает не совокупность технологических операций данной железной
дороги, а работу всех железных дорог, которые обеспечивают его проезд или
перевозку груза от станции отправления до станции назначения.
Линейные
предприятия в составе железной дороги, таким образом, тоже не имеют законченной
продукции. Каждое линейное предприятие выполняет лишь определенные
технологические операции перевозочного процесса. Продукция линейного
предприятия не имеет формы законченной транспортной услуги и у нее только один
потребитель - железная дорога или ее отделение. Других потребителей продукция
линейных предприятий не имеет.
Оплатить
продукцию линейного предприятия отделение дороги может только после того, как получит
средства от управления железной дороги за работу, выполненную отделением дороги
в целом, а управление железной дороги в свою очередь должно получить средства
от МПС России.
Совокупность
технологических операций, выполняемых линейными предприятиями и (или)
отделениями дорог, оплачивается вышестоящей организацией (отделением или
управлением железной дороги) по расчетным ценам. Грузоотправители,
грузополучатели и пассажиры в свою очередь оплачивают услуги по перевозкам по
регулируемым государством ценам (тарифам).
Особенности
формирования транспортной продукции определяют и специфический для железных
дорог механизм формирования выручки, доходных поступлений и доходов от
перевозок.
Для
предприятий других отраслей народного хозяйства существует только одно понятие
- выручка, т.е. доходы от обычных видов деятельности. В бухгалтерском учете
выручка таких предприятий отражается в общеустановленном порядке по кредиту счета 46
"Реализация продукции (работ, услуг)". Определение величины выручки и
ее признание в бухгалтерском учете осуществляются в соответствии с положением по
бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99).
На
железнодорожном транспорте при сохранении установленных ПБУ 9/99 общих
методологических принципов определения величины доходов и их признания в
бухгалтерском учете, учитывая специфику формирования транспортной продукции,
вместо одного понятия "выручка" применяется несколько понятий:
"выручка", "доходные поступления" и "доходы от
перевозок".
Доходы
железных дорог формируются МПС России посредством распределения между железными
дорогами доходных поступлений. При этом доходные поступления в прямом сообщении
(т.е. когда в перевозке участвуют несколько железных дорог) распределяются
между железными дорогами, участвующими в перевозке, и включаются в их доходы.
Доходные
поступления в местном сообщении (т.е. при осуществлении перевозки в рамках
одной железной дороги) между железными дорогами не распределяются, а включаются
в доходы железной дороги, осуществляющей перевозку.
Отражение
в бухгалтерском учете железных дорог выручки и доходных поступлений
осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке бухгалтерского учета
выручки, доходных поступлений и доходов на железных дорогах.
Для
учета сумм доходных поступлений используется балансовый счет 77
"Внутриведомственные расчеты", к которому открывается субсчет 3
"По доходным поступлениям". При этом начисление провозных платежей
отражается бухгалтерской записью по дебету счета 62 "Расчеты с
покупателями и заказчиками" в корреспонденции с кредитом субсчета 77-3
"По доходным поступлениям". Субсчет 77-3 имеет подробную аналитику,
позволяющую детализировать в учете движение сумм по этому субсчету с выделением
важнейших позиций.
Полученные
железной дорогой по выписке взаимных расчетов от МПС России суммы доходов от
перевозок учитываются по дебету субсчета 77-2 "По доходам от перевозок и
прочим операциям железной дороги" в корреспонденции с кредитом субсчета
46-1 "Доходы железной дороги от перевозок". По дебету субсчета 46-1 в
корреспонденции с кредитом субсчета 79-3 "По доходам от перевозок
предприятий железной дороги" учитываются суммы доходов от перевозок,
причитающиеся отделениям дорог и предприятиям дорожного подчинения, которые
финансовая служба железной дороги передает этим предприятиям по авизо.
Отделения
железных дорог, линейные предприятия и предприятия дорожного подчинения
причитающиеся им доходы от перевозок учитывают по дебету субсчета 79-3 в
корреспонденции с кредитом субсчета 46-2 "Доходы предприятий железной
дороги от перевозок".
Приведенный
выше порядок бухгалтерского учета выручки, доходных поступлений и доходов от
перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа ориентирован на действующее
законодательство, в том числе налоговое. При изменении законодательства этот
порядок может уточняться (изменяться).
Помимо
доходов от перевозок предприятия основной деятельности железных дорог имеют
доходы от подсобно-вспомогательной деятельности, получаемые в основном за счет
реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) предприятиям, не
входящим в состав основной деятельности железных дорог, и населению. Перечень
таких работ и услуг чрезвычайно разнообразен и включает, в частности,
погрузочно-разгрузочные работы, ремонт подвижного состава и контейнеров,
транспортно-экспедиторские операции, реализацию населению товаров народного
потребления и т.д.
Железные
дороги заинтересованы в расширении ассортимента, повышении качества и
доходности работ и услуг, связанных с подсобно-вспомогательной деятельностью. С
целью стимулирования развития этой деятельности МПС России утверждает перечень
наиболее типичных работ и услуг, по которым железным дорогам устанавливаются
плановые задания по получению доходов и сбору выручки денежными средствами. МПС
России и железные дороги контролируют выполнение этих заданий.
Помимо
доходов от подсобно-вспомогательной деятельности МПС России планирует получение
железными дорогами некоторых видов операционных доходов.
Учет
расходов, связанных с осуществлением перевозочной (эксплуатационной) и
подсобно-вспомогательной деятельности, осуществляется в соответствии с Положением о составе
затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых
результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 (с последующими дополнениями и
изменениями), отраслевыми особенностями состава затрат, согласованными с
Минфином России и Минэкономики России, положением по бухгалтерскому учету
"Расходы организации" (ПБУ 10/99) и Номенклатурой
расходов по основной деятельности железных дорог Российской Федерации.
Номенклатура расходов разработана во исполнение постановления Правительства
Российской Федерации от 18.02.98 г. N 215, согласована с Минфином России,
Минэкономики России и ФСЕМТ России (в настоящее время - МАП России) и
утверждена МПС России.
Все
расходы предприятий основной деятельности железных дорог подразделяются на
расходы по эксплуатационной и по подсобно-вспомогательной деятельности. В
соответствии с этим Номенклатура расходов разделена на две части: часть А
"Эксплуатационная деятельность железных дорог" и часть Б
"Подсобно-вспомогательная деятельность". Далее расходы (как по
эксплуатационной, так и по подсобно-вспомогательной деятельности)
подразделяются на расходы, непосредственно связанные с перевозочной или
подсобно-вспомогательной деятельностью (основные расходы), и на расходы,
связанные с обслуживанием производства и содержанием аппарата управления
(общехозяйственные расходы).
К
основным расходам относятся, например, расходы по начислению амортизации,
деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов, пассажирских и багажных
вагонов, локомотивов, по текущему содержанию пути и постоянных устройств,
защитных лесонасаждений и т.д. В качестве примера общехозяйственных расходов
можно привести затраты на оплату труда работников аппарата управления, расходы
по содержанию служебных легковых автомобилей, используемых для обслуживания
работников аппарата управления, затраты на оплату труда работников, занятых
обслуживанием и текущим ремонтом зданий, сооружений и инвентаря
общехозяйственного назначения, расходы по содержанию военизированной, пожарной
и сторожевой охраны, амортизацию нематериальных активов и т.д.
Некоторые
из основных расходов являются специфическими для тех или иных отраслевых
хозяйств (пассажирского, локомотивного, вагонного, грузовой и коммерческой
работы, перевозок и т.д.). Например, расходы по деповскому и капитальному
ремонту грузовых вагонов характерны для предприятий вагонного хозяйства
(грузовых вагонных депо), расходы по ремонту локомотивов - для предприятий
локомотивного хозяйства (локомотивных депо), а отчисления в резерв на
капитальный ремонт основных средств и в резерв по подготовительным
ремонтно-путевым работам в связи с сезонным характером производства
осуществляют только предприятия хозяйства пути (дистанции пути, путевые
машинные станции и рельсосварочные поезда). Такие расходы, специфические для
соответствующих отраслевых хозяйств, называются основными прямыми расходами.
Кроме
основных прямых расходов существуют расходы, основные общие для всех отраслевых
хозяйств (в Номенклатуре расходов для них сохранено традиционное название
"Расходы, основные общие для всех отраслей хозяйства железных
дорог"). Как следует из названия, указанные расходы непосредственно
связаны с производственным процессом, но могут иметь место во всех отраслевых
хозяйствах (поэтому и называются основными общими расходами). В составе таких
расходов, в частности, традиционно учитываются затраты на оплату труда
производственного персонала за неотработанное время, отчисления в
государственные внебюджетные фонды (кроме соответствующих расходов, относящихся
к работникам, затраты на оплату труда которых учитываются в составе
общехозяйственных расходов) и др.
Общехозяйственные
расходы подразделяются на общехозяйственные без расходов по содержанию аппарата
управления и расходы по содержанию аппарата управления. Отдельно в составе
общехозяйственных расходов выделяются непроизводительные расходы. Непроизводительными
являются расходы, обусловленные технологическими, организационными и другими
нарушениями, бесхозяйственностью или естественными свойствами предметов и
средств труда (средств производства). Они не образуют новых потребительных
стоимостей и с точки зрения предприятий и общества представляют собой потери
ресурсов (материальных, денежных, трудовых и т.д.). Величина непроизводительных
расходов характеризует качество работы предприятий железнодорожного транспорта.
Непроизводительные
расходы учитываются по следующим статьям Номенклатуры расходов:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|