Использование вышеуказанных отклонений за возможно
меньший отчетный (с учетом производственной программы предприятия и
технологического цикла) период позволит снизить себестоимость продукции предприятия.
Для ДОП [Приложение В] наибольшее положительное
отклонение получено по количеству вагонов, прошедших деповский ремонт(+9), при
этом количество подвижного состава, прошедшего ТО-3 и капитальный ремонт,
снизилось (-39 и -5 соответственно) – эти отклонения показывают неэффективность
планирования затрат по данным центрам ответственности, при этом возможно
увеличение затрат в будущем – подвижный состав, вовремя не прошедший
капитальный ремонт при общем увеличении межремонтного пробега быстрее выйдет из
эксплуатации и потребует внепланового капитального ремонта, таким образом
основными направлениями снижения себестоимости капитальных ремонтов являются:
- комплексный подход к планированию затрат,
предполагающий распределение статей расходов в соответствии с выявленными
отклонениями
- планирование корректировки нормативов материальных
, финансовых и трудовых затрат,
- планирование корректировки норм межремонтного
пробега, с перераспределением потребного для проведения различных видов ТО
количества материальных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования рассмотрены
теоретические аспекты формирования себестоимости продукции предприятия
«Дирекция по обслуживанию пассажиров» - Калининградской железной дороги -
филиала ОАО «Российские железные дороги», при этом в качестве одного из центров
затрат, существенно влияющих на общую себестоимость продукции, на практике выявлены
проводимые капитальные ремонты подвижного состава.
Применение метода стандарт-кост позволило разработать
эффективную методику снижения затрат, возникающих в процессе реализации
производственной программы предприятия.
При планировании капитального ремонта подвижного
состава рассчитаны объективно необходимые затраты на капитальный ремонт с целью
поддержания его в работоспособном состоянии, что позволило, установив характер
изменения стоимостного уровня единицы подвижного состава в любой момент за срок
службы определить необходимый размер договорной цены за каждый капитальный
ремонт, эффективно и оперативно спланировать распределение финансовые средств,
расходуемых на проведение капитальных ремонтов подвижного состава.
Вопросы калькулирования возникают на всех стадиях
кругооборота хозяйственных средств: в процессе заготовления сырья и материалов,
производства и реализации продукции. В самом широком смысле калькулирование
представляет собой способ систематизации затрат и получения информации о
себестоимости продукта для выявления резервов повышения эффективности
производства и управления этим процессом. Сложность вопросов калькулирования
прежде всего связана с многообразием хозяйственных процессов, осложняющихся
технологическими и организационными условиями производства. Сложность
калькулирования заключается в том, что необходимо обеспечить разграничение затрат
между законченными и незаконченными объектами, оценив брак, побочную продукцию
и отходы производства.
Калькулирование является способом оценки
хозяйственных средств и одновременно результатом такой оценки.
Особое внимание в управленческом учете заслуживает
система нормативного учета, как наиболее оперативного. Нормативная
себестоимость продукции исчисляется еще до начала ее производства. При этом
фактическая себестоимость может быть рассчитана как нормативная себестоимость,
скорректированная на отклонение от норм и на изменение норм (плюс или минус).
Поскольку отклонения и изменения норм выявляются оперативно в течение короткого
отчетного периода, то в идеале фактическая себестоимость может быть получена
сколь угодно быстро после завершения процесса изготовления продукции.
Российское положение по бухгалтерскому учету
“Расходы” (ПБУ 10/99), которое вступило в силу с 1 января 2000 года,
предполагает в качестве альтернативного варианта методику формирования
себестоимости, полностью соответствующую международной практике. В настоящее
время предпринимаются попытки ввести жесткую регламентацию состава затрат,
формирования себестоимости, что резко ограничивает свободу предприятий в
формировании учетной политики. Необходимо предоставить предприятиям полную свободу
в выборе учетных методов, методик калькулирования себестоимости продукции,
систем учета затрат, которые бы обеспечивали как составление бухгалтерской
отчетности, так и принятие управленческих решений. Только в этом случае можно
будет говорить о действительном реформировании российского бухгалтерского
учета, о реальном переходе на международные стандарты финансовой отчетности.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
1.
Закон
РФ Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N
146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
2.
Приказ
Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (с
изменениями от 30 декабря 1999 г.)
3.
Письмо
МПС РФ, Минфина РФ и Минэкономики РФ от 31 марта 1993 г. "Особенности
состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)
предприятий эксплуатационной деятельности железных дорог Российской Федерации"
Информационно-правовые системы :
4.
«Гарант.ru»,
свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. 77-2137 от 3
декабря 1999 года., , г. Москва, Воробьевы горы, д.1, стр. 77
5.
«Консультант
- Плюс» , свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл N
77-6731 от 8.01.2003, , г. Москва, ул. Шверника, д.4.
Литература :
6.
Андросов
А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет.- М.: Андросов, 2000.-1024 с.
7.
Баканов
М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и
перераб. – М.:Финансы, 1997.- 460 с.
8.
Бочаров
В.В. «Финансовый анализ»: Учебное пособие . – СПб: Питер, 2003
9.
Бухалков
М.И. «Внутрифирменное планирование». Учебник – М.: Изд. «Инфра-М», 2001, с.
400.
10.
Вестник
ВНИИЖТ «Принцип формирования договорной цены за капитальный ремонт подвижного
состава», №5, 2002 г. с. 67
11.
Вестник
ВНИИЖТ «Применение принципов производительности к учету и устранению потерь», №3,
2003 г. с. 72
12.
Долгопятова
Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и
поведение. – М.: Дело Лтд, 1995.
13.
Друри
К. «Учет затрат методом стандарт-костс». – М.; Изд. «Аудит», 1998, с.224
14.
Друри
К. «Введение в управленческий и производственный учет» Учебное пособие. – М.;
Изд. «Аудит», 1998, с.774
15.
Карпова
Т.П. Основы управленческого учета: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997.- 392
с.
16.
Ковалев
В.В. «Финансовый анализ»:2-е изд., перераб. и доп. –М: Финансы и статистика, 1999.
17.
Курс
переходной экономики : Учебник для ВУЗов / Под. ред. Л.И. Абалкина.-М.:ЗАО
«Финстатинформ»,1997
18.
Минькин
Ю.В. «Управленческий учет и системы учета» М.: Финансы и статистика, 1995
19.
Николаева
С. А.Особенности учета затрат в условиях рынка: система “Стандарт – кост”.
М.: Финансы и статистика, 1993
20.
Рузавин
Г.И. Основы рыночной экономики : Учебное пособие для вузов. -М.:Банки и биржи,
ЮНИТИ, 1996
21.
Савицкая
Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»- Минск.: изд. «Новое
знание», 2000 г, с.672
22.
Самойлова
Л.Б. «Практикум по экономике и планированию производственной фирмы» -
Калининград.: Изд. КГУ, 2002, с.78
23.
Селиванов
А. И. «Основы старения машин». М.: Машиностроение, 1971. с. 408
24.
Ткач
В. И., Ткач М. В. Управленческий учет: международный опыт. М.: Финансы и
статистика, 1994
25.
Хорнгрен
Э. С., Ван Бреда М. Д. Бухгалтерский учет: управленческий аспект // пер. с
англ. / Под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1995
26.
Шумпетер
И. «Теория экономического развития», - М: Прогресс, 1982 г, с.250
27.
Шеремет
А.Д. Управленческий учет: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 364 с.
28.
Шеховцова
Л.С. «Стратегический менеджмент»- Калининград. : Изд. КГУ, 2001 г.,с.121
29.
Ульф
Э. Ульсон, Р. Лёнквист. Калькуляция продукции и капиталовложений. пер.
DidaktEcon AB, 1993, Uppsala, Sweden.
30.
Хабарова
Л.И. Учетная политика коммерческой фирмы. - М.: АО "Интеллект-свис”, 1994.
- 355 с.
31.
«Экономика
железных дорог», журнал, официальное издание нормативных правовых актов МПС
России, № 2, 2003 г.
32.
«Экономика
железных дорог», журнал, официальное издание нормативных правовых актов МПС
России, № 7, 2003 г.
33.
«Экономика
железных дорог», журнал, официальное издание нормативных правовых актов МПС
России, № 8, 2003 г.
34.
«Экономика
железных дорог», журнал, официальное издание нормативных правовых актов МПС
России, № 11, 2003 г.
35.
Энтони
Р., Рис Дж. Учет: ситуации, примеры. М., 1993
Приложение А
Отчетные материалы предприятия ДОП КЛГ ЖД
АНАЛИЗ
выполнения основных
показателей по вагонному депо ДОП КЛГ ж.д.
за 2002 год.
|