Меню
Поиск



рефераты скачать Организация учета и контроля реализации готовой продукции и анализ финансовых результатов от реализа...

Пусл2 = VРПi1*(Цi1 – Ci0) = 8748*(194 – 166,6) = 239695 тыс. руб.

П1= VРПi1*(Цi1 – Ci1) = 8748*(194 - 161,5) = 284310 тыс. руб.

∆Побщ = П1 – П0 = 284310 – (-183694) = 468004 тыс. руб.

∆Пvрп = (VРП1 - VРП0)*(Ц0 - C0)=(8748 – 6584)*(138, - 166,6) = -60375 тыс. руб.  

∆Пц = (Ц1 – Ц0)* VРП1 = (194 – 138,7)*8748 = 483764 тыс. руб.

∆Пс = -(С1 – С0)* VРП1 = -(161,5 – 166,)* 8748 = 44615 тыс. руб.

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции.

Из данных таблицы 3.17 видно, что по зерну план по сумме прибыли перевыполнен на 468 млн руб., на что положительно повлияло увеличение среднереализационных цен и снижение себестоимости. От реализации картофеля в 2004 году был получен убыток в размере 135 млн руб., хотя планировался убыток в размере 66 млн руб. На увеличение размера убытка повлияло снижение цены реализации и увеличение себестоимости.

Наибольший размер прибыли  в 2004 году организация получила от реализации овощей в размере 1019 млн руб., хотя он ниже запланированного на 804 млн руб. На размер прибыли повлияло снижение объема реализации овощей и увеличение их себестоимости.

Наибольший убыток в 2004 году наблюдается по реализации мяса – 678 млн руб. По сравнению с прошлым годом он увеличился на 566 млн руб. в основном за счет увеличения себестоимости живой массы.

Следовательно, по основным видам продукции (зерну, сахарной свекле, овощам и молоку) в отчетном 2004 году организация получила прибыль, на что, в общем, положительно повлияло увеличение среднереализационных цен, снижение уровня себестоимости и увеличение объема реализации.

Рентабельность является одним из важнейших обобщающих показателей, используемых для экономической оценки эффективности работы предприятия. Она полнее, чем прибыль, отражает конечные результаты деятельности, так как ее величина характеризует соотношение эффекта с имеющимися в наличии или потребленными ресурсами. [51, с.29].

Проводимый комплексный и глубокий анализ показателей рентабельности позволяет изучать и оценивать эффективность деятельности организации, определить финансовую устойчивость, разработать оптимальные стратегические и тактические управленческие решения.

Методика анализа рентабельности реализованной продукции состоит в определении величины и факторов изменения рентабельности.

Для расчета уровня рентабельности товарной продукции за предыдущий и отчетный период, изучения влияния различных факторов на изменение уровня рентабельности используются следующие источники информации: ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», (приложение Ф, Х, Ц), ф. № 7 «Реализация продукции» (приложение Ш, Щ, Э).

Рентабельность продукции (Рпр) исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции (П) к полной ее себестоимости (С). Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов продукции, внедрение в производство новых видов продукции и снятие с производства нерентабельной продукции. Исчисляется по формуле:                                               Рпр = П/С*100 %.

Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью продукции, так и с ценой, по которой она реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, т.е. к выручке от продаж (В).

Рентабельность продаж (Рп) показывает, сколько прибыли приходится на рубль реализуемой продукции:  Рп = П/В*100 %.

Рост показателя является свидетельством роста цен на продукцию при постоянных затратах на производство реализованной продукции или снижение затрат на производство при постоянных ценах. Соответственно снижение рентабельности продаж говорит о росте затрат на производство при постоянных ценах на продукцию или снижении цен на реализованную продукцию рассматриваемого предприятия, т.е. о падении спроса на нее.

Показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. Поэтому при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции.

Весьма важно сформировать структуру производимой продукции в зависимости от изменения удельных весов продукции с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (Рd) рассчитывается путем отношения прибыли от реализации к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):  Рd = П/З*100 %.

Данный показатель рентабельности может рассчитываться в целом по организации, по отдельным отраслям и видам продукции. Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции. Показатель рентабельности производственной деятельности в значительной степени дублирует коэффициент рентабельности продаж, т.е. снижение значения показателя также свидетельствует о росте затрат на производство реализуемой продукции или о снижении цен на нее, с той лишь разницей, что рентабельность производственной деятельности более наглядно показывает влияние роста или снижения затрат на производство.

Теперь проанализируем рассмотренные показатели применительно к деятельности МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи», используя форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2003 и 2004 год (приложение Ф, Х).

Рентабельность продукции:  Рпр = (П/С)*100 %.

                 Отчетный период: Рпр = 1053/19965*100 % = 5,3 %.

                              Базовый период: Рпр = 891/16121*100 % = 5,5 %.

За анализируемый период рентабельность продукции снизилась на 0,2 процентных пункта, далее будут выявлены причины падения рентабельности продукции.

Рентабельность продаж:  Рп = П/В*100 %.

           Отчетный период: Рп = 1053/21018*100 % = 5 %.

              Базовый период: Рп = 891/17012*100 % = 5,2 %.

Рентабельность продаж за данный период уменьшилась на 0,2 процентных пункта.

Рентабельность производственной деятельности:  Рd = П/З*100 %.    Совпадает с рентабельностью продукции.

Более подробно остановимся на факторном анализе рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

  Ri = Пi/Зi = VРПi*(Цi – Сi)/VРПi*Сi = (Цi – Сi)/Сi = Цi/Сi – 1. [41, с. 273].

По данным таблицы 3.17 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности на примере зерна способом цепной подстановки, используя данные ф. № 7-АПК «Реализация продукции» (приложение Ш, Щ).

R0 = (Ц0 – С0)/С0 = (138,7 - 166,6)/166,6*100 = -16,7 %;

Rусл = (Ц1 – С0)/С0 = (194 –166,6)/166,6*100 = 16,4 %;

R1 = (Ц1 – С1)/С1 = (194 – 161,5)/161,5 = 20,1 %.

Уровень рентабельности зерна вырос в целом на 36,8 процентных пункта  (20,1-(-16,7)), в том числе за счет повышения цены – на 33,1 процентных пункта (16,4-(-16,7)), а из-за снижения себестоимости продукции уровень рентабельности повысился на 3,7 процентных пункта (20,1-16,4).

Аналогичные расчеты делаются по каждому виду товарной продукции с отражением результатов в таблице 3.18.

Таблица 3.18. Факторный анализ рентабельности отдельных видов

                        продукции МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» за 2004 г.


Вид

 продукции

Средняя цена реализации,

тыс. руб.

Себестоимость 1 т, тыс. руб.

Рентабельность, %

план

факт

план

факт

план

условная

факт

Зерно

138,7

194

166,6

161,5

-16,7

16,4

20,1

Сахарная свекла

62,9

58,6

45,3

40,7

38,9

29,4

44

Картофель

242,8

181,2

278,6

298,8

-12,8

-35

-39,4

Овощи

841,4

1072,9

653,6

961,5

28,7

64,2

11,6

Мясо

1107

1482,1

1406,4

3349,9

-21,3

5,4

-55,8

Молоко

305,4

430,5

356,0

405,1

-14,2

20,9

6,3

Окончание таблицы 3.18

Вид

 продукции

Изменение, %

общее

за счет

цены

себестоимости

Зерно

+36,8

+33,1

+3,7

Сахарная свекла

+5,1

-9,5

+14,6

Картофель

-26,6

-22,2

-4,4

Овощи

-17,1

+35,5

-52,6

Мясо

-34,5

+26,7

-61,2

Молоко

+20,5

+35,1

-14,6

П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка


Данные таблицы 3.18 показывают, что наибольшее увеличение уровня рентабельности наблюдается по зерну – на 36,8 процентных пунктов. По мясу, напротив, уровень рентабельности снизился – на 34,5 процентных пунктов, в том числе за счет повышения цены увеличился - на 26,7 процентных пунктов, а за счет повышения себестоимости, напротив, снизился - на 61,2 процентных пунктов.

Методика анализа рентабельности, изложенная выше, не учитывает взаимосвязь факторов, определяющих ее уровень. По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. С точки зрения Савицкой Г.В. и прибыль, и издержки организации не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов постоянна.

Таблица 3.19. Данные для факторного анализа рентабельности отдельных

                        видов продукции МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи»


Показатель

Зерно

Сахарная

 свекла

Картофель

2003

2004

2003

2004

2003

2004

Объем реализации, т

6584

8748

7945

10750

1845

1148

Цена за 1 т, тыс. руб.

138,7

194

62,9

58,6

242,8

181,2

Себестоимость 1 т, тыс. руб.

166,6

161,5

45,3

40,7

278,6

298,8

В том числе

удельные переменные расходы, тыс. руб.

108,3

110

29,4

27,7

181,1

203,2

Сумма постоянных затрат на весь объем производства, тыс. руб.

383847

450522

126326

139750

179888

109749

    Окончание таблицы 3.19

Показатель

Овощи

Мясо

Молоко

2003

2004

2003

2004

2003

2004

Объем реализации, т

9708

9145

374

363

8727

9438

Цена за 1 т, тыс. руб.

841,4

1072,9

1107

1482,1

305,4

430,5

Себестоимость 1 т,

тыс. руб.

653,6

961,5

1406,4

3349,9

356

405,1

В том числе

удельные переменные расходы, тыс. руб.

424,8

653,8

914,2

2277,9

231,4

275,5

Сумма постоянных затрат на весь объем производства, тыс. руб.

2221190

2813917

184083

389136

1087384

1223165

П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка

По данным таблицы 3.19 проведем факторный анализ рентабельности одного вида продукции (зерна), для чего используем следующую факторную модель:

Ri = Пi/Зi = VРПi*(pi – bi) - Ai/VРПi*bi + Ai;

R0 = П0/З0 = VРП0*(p0 – b0) – A0/VРП0*b0 + A0 =

= 6584*(138,7-108,3) – 383847/6584*108,3 + 383847 =

= -183693,4/1096894,2*100 = -16,7 %;

Rусл1 = Пусл1/Зусл1 = VРП1*(p0 – b0) – A0/VРП1*b0 + A0 =

= 8748*(138,7 – 108,3) – 383847/8748*108,3 + 383847 =

= -117907,8/1331255,4*100 = -8,8 %;

Rусл2 = Пусл2/Зусл2 = VРП1*(p1 – b0) – A0/VРП1*b0 + A0 =

= 8748*(194 – 108,3) – 383847/8748*108,3 + 383847 =

= 365856,6/1331255,4*100 = 27,5 %;

Rусл3 = Пусл3/Зусл3 = VРП1*(p1 – b1) – A0/VРП1*b1 + A0 =

= 8748*(194 – 110) – 383847/8748*110 + 383847 =

= 350985/1346127*100 = 26,1 %;

R1 = П1/З1 = VРП1*(p1 – b1) – A1/VРП1*b1 + A1 =

= 8748*(194 – 110) – 450522/8748*110 + 450522 =

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.