|
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка Из данных таблицы 3.7 мы видим, что по картофелю, овощам и мясу план реализации не выполнен на 37,8 %, 5,8 % и 2,9 % соответственно. По зерну, сахарной свекле и молоку план перевыполнен на 32,9 %, 35,3 % и 8,1 % соответственно. Если анализировать данный показатель по отраслям и в целом по организации, то объем реализации продукции необходимо брать в стоимостном выражении. В результате получим перевыполнение плана как по отрасли растениеводства и животноводства (на 31,8 % и 14,7 % соответственно), так и в целом по агрокомбинату (на 45,4 %). В процессе последующего анализа рассмотрим показатели динамики объема реализации основных видов продукции МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» (таблица 3.8), используя данные формы № 7-АПК «Реализация продукции» (приложение Ш, Щ, Э). Таблица 3.8. Показатели динамики объема реализации продукции МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Год |
Зерно |
Сахарная свекла |
Картофель |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объем реализации, т |
Индекс |
Объем реализации, т |
Индекс |
Объем реализации, т |
Индекс |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2001 |
2216 |
- |
- |
6041 |
- |
- |
1423 |
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2002 |
2285 |
1,03 |
1,03 |
1175 |
0,19 |
0,19 |
387 |
0,27 |
0,27 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2003 |
6584 |
2,97 |
2,88 |
7945 |
1,32 |
6,76 |
1845 |
1,3 |
4,77 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2004 |
8748 |
3,95 |
1,33 |
10750 |
1,78 |
1,35 |
1148 |
0,81 |
0,62 |
Окончание таблицы 3.8
Год
Овощи
Мясо
Молоко
Объем реализации, т
Индекс
Объем реализации, т
Индекс
Объем реализации, т
Индекс
базисный
цепной
базисный
цепной
базис-
ный
цепной
2001
9333
-
-
323
-
-
3229
-
-
2002
7494
0,8
0,8
153
0,47
0,47
5189
1,61
1,61
2003
9708
1,04
1,3
374
1,16
2,44
8727
2,70
1,68
2004
9145
0,98
0,94
363
1,12
0,97
9438
2,92
1,08
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Из данных таблицы 3.8 видно, что за последние 4 года наблюдается такая ситуация:
- по зерну и молоку – увеличение объемов реализации и по сравнению с базисным 2001 годом, и с предыдущими годами;
- по сахарной свекле – увеличение объемов реализации с 2002 по 2004 год, хотя в 2001 году он был значительно выше, чем в 2002 году;
- по картофелю и овощам – неустойчивость в объемах реализации, так в 2002 и 2004 годах объем реализации был очень низким и составлял по картофелю 387 и 1148 тонн, а по овощам 7494 и 9145 тонн соответственно. Хотя в базисном 2001 году он составил по картофелю 1423 тонны, а по овощам 9333 тонны. В отчетном 2004 году объем реализации по картофелю составил 1148 тонн, что составляет 81 % от базисного 2001 года и 62 % от уровня прошлого года. Что касается овощей, то объем реализации в отчетном году составил 9145 тонн, что соответствует 98 % от уровня базисного и 94 % от уровня прошлого года.
Изменение объема реализации продукции складывается под воздействием многочисленных факторов: увеличение объема производства продукции, сокращение внутрихозяйственных расходов, недопущение потерь и т.д. Важнейшими из них являются – изменение объема производства продукции и уровня товарности. Расчет влияния данных факторов можно провести любым из способов детерминированного факторного анализа.
Используя способ абсолютных разниц, проведем расчет влияния данных факторов на изменение объема реализации продукции (таблица 3.9).
Таблица 3.9 Факторный анализ выполнения плана реализации продукции
МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» за 2004 год
Вид
продукции
Объем
производства, т
Уровень товарности, %
Объем
реализации, т
Изменение
объема продаж, т
общее
в т.ч. за счет:
план
факт
план
факт
план
факт
объема производства
уровня товарности
Зерно
10230
14446
64,4
60,6
6584
8748
+2164
+2715
-551
Сахарная свекла
8822
10105
90,1
100
7945
10105
+2160
+1156
+1004
Картофель
4040
6819
45,7
16,8
1845
1148
-697
+1270
-1967
Овощи
17707
14160
54,8
64,6
9708
9145
-563
-1944
+1381
Итого по растениеводству, млн руб.
11079
17198
76,4
64,9
8466
11154
+2688
+4675
-1987
Мясо
468
431
79,9
84,2
374
363
-11
-30
+19
Молоко
9458
10069
92,3
93,7
8727
9438
+711
+564
+147
Итого по животноводству, млн руб.
5473
5839
82,4
88,6
4512
5175
+663
+302
+361
Всего,
млн руб.
16552
23037
78,4
70,9
12978
16329
+3351
+5084
-1733
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Из таблицы 3.9 мы видим, что в отчетном 2004 году на увеличение объема реализации зерна на 2164 тонны по сравнению с планом повлияло увеличение объема производства на 2715 тонн и уменьшение уровня товарности на 551 тонну.
Объем реализации по сахарной свекле и молоку в отчетном 2004 году по сравнению с планом увеличился на 2160 и 711 тонн соответственно, на что положительно повышение объема производства и уровня товарности.
По картофелю объем реализации снизился на 697 тонн, в том числе за счет объема производства он увеличился на 1270 тонн, а за счет уровня товарности уменьшился на 1967 тонн. Объем реализации овощей снизился на 563 тонны, на что большое влияние оказало снижение объема производства на 1944 тонны, несмотря на увеличение уровня товарности на 1381 тонну.
По отраслям растениеводства и животноводства объем реализации в стоимостном выражении в отчетном 2004 году увеличился на 2688 и 663 млн руб. соответственно, на что положительно повлияло увеличение объема производства, а отрицательно – снижение уровня товарности.
В целом по организации объем реализации продукции увеличился на 3351 млн руб., в том числе за счет повышения объема производства объем реализации продукции увеличился на 5084 млн руб., а за счет снижения уровня товарности – уменьшился на 1733 млн руб. В процессе последующего анализа эти данные будут рассмотрены при подсчете резервов увеличения объема реализации продукции.
Существующая система экономических отношений главенствующую роль в укреплении экономики хозяйствования отдает ценам на сельскохозяйственную продукцию. Цена, обеспечивающая покрытие затрат на производимую продукцию, стимулирует рост объемов ее производства и получения прибыли.
Перейдем к рассмотрению факторов, влияющих на уровень среднереализационных цен. Средняя цена реализации единицы продукции определяется путем деления выручки от реализации соответствующей продукции на объем продаж данной продукции. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы:
- качество реализуемой продукции;
- рынки сбыта;
- конъюнктура рынка;
- сроки реализации;
- инфляционные процессы.
Качество товарной продукции непосредственно влияет на уровень средней цены реализации. За продукцию более высокого качества устанавливают более высокие цены, доплаты, надбавки. За низкокачественную, не сортовую продукцию производятся скидки с цены, или применяются пониженные уровни цен.
При определении степени влияния качества продукции на изменение среднереализационной цены нужно учитывать существующий порядок установления цен в зависимости от качества продукции.
По тем видам продукции, по которым цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, расчет влияния качества продукции на изменение средней цены можно произвести двумя способами.
В основе первого из них лежит использование принципа цепной подстановки: сравнивается сумма выручки за общий объем фактически реализованной продукции i-го вида при ее фактическом и плановом сортовом составе. Если полученную разность разделить на общее количество фактически реализованной продукции, полученная величина отразит изменение средней цены за счет ее качества.
В данной работе будет использован второй способ, в основу которого положен прием абсолютных разниц: отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту (кондиции) умножается на фактическую цену единицы продукции соответствующего сорта (кондиции) и делится на 100.
По данным расчета, произведенного в таблице 3.10, видно, что увеличение доли молока первого сорта и снижение удельного веса молока второго сорта привело к увеличению выручки от реализации на 14 млн руб., а средней цены за 1 т – на 1,6 тыс. руб.
∆Ц = ∑(Уdi1 – Уdi0)*Цi0/100.
∆Ц = (4,3*435) + (-4,3*398)/100 = 1,6 тыс. руб.
Сорт
продукции
Цена за 1 т,
тыс. руб.
Объем реализации, т
Структура сортов, %
план
факт
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.