Эти
стратегические направления, безусловно, дополняются развитием отношений на
других направлениях, которые представляют интерес для государства.
В
плане развития регионального сотрудничества активно реализуется позиция Украины
относительно Содружества Независимых Государств. Главы государств-участниц СНГ
приняли стратегию реформирования Содружества как раз на тех основах, которые
предложила Украина. И в этой связи особое ударение было сделано на реализации
идеи создания зоны свободной торговли.
Об
активной региональной позиции Украины свидетельствует также активизация
деятельности в рамках объединения ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина,
Азербайджан, Молдова). Сегодня речь идет о возможности вступления в эту
организацию Болгарии и Румынии. В рамках ГУУАМ создан институт национальных
координаторов от стран участниц, которые регулярно проводят свои заседания
поочередно в каждой из стран. По инициативе Украины ныне осуществляются шаги по
дальнейшей структуризации консультативного форума.
Важную
роль играет Украина в миротворческих процессах. Как одно из государств-основателей
Организации Объединенных Наций она придает исключительное значение деятельности
ООН по поддержанию мира и безопасности на всем земном шаре, рассматривая
участие в этой деятельности как важный фактор своей внешней политики.
Представители Украины входят в состав 7 из 17 действующих операций ООН по
поддержанию мира. Начиная с июля 1992 года государство сделало существенный
вклад в миротворческие операции ООН. За 9 лет в них приняли участие свыше 12
тысяч военнослужащих Вооруженных Сил и около 200 работников органов внутренних
дел Украины. Они выполняли почетную миротворческую миссию в Анголе, Гватемале,
Боснии и Герцеговине, Македонии, Таджикистане, Хорватии. К сожалению, за годы
участия Украины в операциях по поддержанию мира погибло 19 военнослужащих и около
60 получили ранения.
В
соответствии с определенными Президентом Украины В. Ющенко задачами, ключевыми
ориентирами внешней политики Украины остаются прогнозированность и
стабильность, а также предсказуемость и взвешенность. Будет продолжаться линия
на реализацию трех самодостаточных, магистральных и взаимодополняющих векторов
внешней политики, а именно: европейский выбор, стратегическое партнерство с
Российской Федерацией, стратегическое партнерство с Соединенными Штатами
Америки. Эти три магистральные вектора внешней политики будут развиваться
параллельно с сотрудничеством со всеми соседними странами, странами-участницами
Содружества Независимых Государств, особое внимание будет уделяться развитию
сотрудничества со странами Европейского Союза. Продолжается работа по
преобразованию Украины в мощное региональное государство, утверждение ее
геостратегической роли в новом мировом порядке. {10}
2.3.5 НАТО и Украина.
Принципиально
важное значение имеют отношения Украины с НАТО, в частности в
сфере миротворческой деятельности, которая осуществляется под политическим
руководством ООН.
Непосредственные
отношения между Украиной и НАТО могут иметь положительный, с точки зрения
национальных интересов Украины, "балансирующий", а при необходимости
- и "сдерживающий" эффект на отношения с РФ.
Отношение
Запада к Украине в контексте расширения НАТО требует более детального
рассмотрения и является одним из самых тонких вопросов, которые будут стоять
перед политиками, аналитиками и другими представителями государственных и
научных кругов как Запада, так и Востока. Вариант вхождения Украины в ближайшее
время в Североатлантический Альянс практически исключен. Поэтому Украине и
Западу нужно разработать стратегический курс, направленный на укрепление
независимости Украины и обеспечение ее развития по западной модели. Лидеры
Украины опасаются, что расширение НАТО на восток может оставить Украину в
"серой зоне", где она, как и раньше, будет ощущать давление РФ, не
имея защиты от ее возможных неоимперских амбиций.
В
НАТО неоднократно делались заявления о том, что расширение военно-политического
союза усилит европейскую безопасность в целом и не создаст новых демаркационных
линий. Справедливость этих утверждений в наибольшей степени будет зависеть от
того, найдется ли для Украины соответствующее место в общей стратегии Запада.
Вопрос о вхождении Украины в НАТО неминуемо отражается и на внутренней политике
РФ, Соединенных Штатов и европейских стран; этот вопрос станет важным фактором
в деятельности НАТО, в отношениях между Западом и РФ.
Отношение
Запада к Украине остается неоднозначным. Европейцы до сих пор не уверены,
является ли Украина "настоящим государством", и не склонны
инвестировать значительные средства в дело стабилизации Украины, в особенности
в связи с возрастанием количества экономических проблем в их собственных
странах. Кое-кого беспокоит то, что очень большая заинтересованность Запада в
Украине может вызвать противодействие РФ и усложнить отношения с Москвой, и так
уже очень сложные из-за расширения НАТО.
На
Западе не существует единого понимания ее места и роли в европейской системе
безопасности после окончания "холодной войны". Украина не является
членом Западноевропейского Союза или Европейского Союза, и, как считают
западные аналитики, едва ли присоединится к ним в ближайшем будущем, если
вообще когда-нибудь присоединится. Вместе с тем Киев продолжает находиться в
значительной экономической зависимости от РФ и ощущает ее возрастающее
давление, для которого она имеет все рычаги - от политических до экономических,
что приводит к ограничению выбора решений Украиной, в том числе и в сфере
безопасности. Последняя, таким образом, продолжает находиться в стратегической
безысходности, ее раздирают стремление к укреплению связей с Западом и
назойливые попытки РФ погрузить Украину в сферу своих интересов.
Официально
Украина продолжает проводить политику нейтралитета. Украинские государственные
деятели не имеют принципиальных возражений против расширения НАТО. Они
поддержали вступление в НАТО Польши, Чехии и Венгрии, делая ударение на том,
что ни одно государство не имеет права накладывать вето на участие другой в
любом военно-политическом союзе. Вместе с тем они выступили за постепенное,
эволюционное расширение и призывали НАТО принимать во внимание интересы
безопасности и других стран, которые не входят в блок, в частности Украины.
По
мнению украинских официальных лиц, замедленный график расширения даст Украине
время на стабилизацию и уменьшит шансы преобразования ее в буфер между РФ и
расширенным НАТО. Кроме того, это даст возможность сформироваться новой
европейской системе безопасности и будет оказывать содействие преобразованию
НАТО из организации, которая ориентируется на коллективную оборону, в структуру
обеспечения коллективной безопасности.
Стратегия
Украины остается направленной на то, чтобы выиграть время и сохранить
возможность выбора (в пользу западных приоритетов). Украина не готова подавать
заявление о вступлении в НАТО. Украинские официальные лица понимают, что такой
шаг непременно будет расцениваться РФ как провокация и приведет к усилению как
политического, так и экономического давления на Украину.
Вынужденная
временная сдержанность Украины в решении вопроса о вступлении в НАТО вызывает
необходимость разработки надежной стратегии отношений между Западом и Украиной
ради поддержки независимости и безопасности последней. В ней должны быть учтены
четыре императива политического и стратегического характера.
Во-первых,
Запад должен поддерживать Украину и препятствовать формированию
"корейского синдрома", который может возникнуть, если политика
расширения НАТО приведет к разделению украинского общества на сторонников и
противников вступления в НАТО.
Вторым
императивом (неразрывно связанным с первым) является необходимость
прогнозирования возможного влияния расширения Альянса на региональную
безопасность в Центральной Европе и, в частности, в странах, которые не входят
в состав первой волны расширения (высказывается мысль, что второй волны в
ближайшие десять лет может и не быть, то есть это то время, которое будет нужно
Западу, чтобы "переварить" новых членов Альянса).
Следующий,
третий императив, состоит в необходимости облегчения для стран Центральной
Европы процесса вступления в Европейский Союз путем решения вопросов, связанных
с их безопасностью. Не вызывает сомнений, что случаи расхождения политических
позиций при обсуждении проблем расширения состава участников ЕС связаны с
распределением финансовых обязательств среди членов союза и с процессом
политических и экономических реформ в государствах-кандидатах. При этом
официальные представители ЕС считают, что вступление центрально-европейских
стран в эту организацию без выяснения возможных последствий в сфере
безопасности и обороны не представляется возможным.
Четвертый
императив является самым актуальным для стран - членов НАТО. Любая стратегия
относительно Украины должна отвечать не только внутренним политическим
потребностям НАТО, но и принципу консенсуса, который Альянс признает ведущим. В
более широком контексте решение украинского вопроса будет рассматриваться как
основное испытание на прочность многократно провозглашенных заверений
Североатлантического Альянса о том, что его расширение укрепит не только
безопасность новых участников, но и стабильность во всей Европе.
То
есть украинский вопрос должен учитывать и проблему взаимоотношений РФ и Запада.
Именно это является сложным и деликатным моментом как в переговорном процессе
РФ и НАТО, так и в диалоге РФ - США. И если расширение НАТО будет происходить
неосторожно, то это может усложнить проблемы безопасности Украины и вызвать
противодействие со стороны РФ, не исключая стремления последней ускорить
интеграционные процессы в СНГ с всеми отрицательными следствиями такого
развития событий.
Для
того, чтобы отвечать вышеизложенным императивам, которые часто противоречат
друг другу, стратегия НАТО относительно Украины должна быть основана на
нескольких принципах, которые взаимодополняют друг друга, и учитывать интересы
всех заинтересованных сторон. При условии надлежащего уровня координации
дальнейшей деятельности кумулятивный эффект всех составных стратегии будет
превышать арифметическую сумму результатов отдельно взятых компонентов.
Ключевыми составными элементами будущей стратегии должны стать нижеприведенные
факторы.
Поддержка
политических и экономических реформ. Не основным ли ручательством независимости
и безопасности Украины в будущем является процесс реформ? Их успех, причем как
политических, так и экономических, есть первичное условие независимости
Украины, ее интеграции в западный мир и поддержки ее внешнеполитических усилий
со стороны государств Запада. Чем быстрее Украина будет продвигаться по пути
внутренних политических и экономических реформ, тем вероятней может быть помощь
Запада. В случае успеха внутренних реформ Украине будет легче интегрироваться в
европейские структуры; более того, успешные реформы укрепят ее независимость и
отдалят от советского прошлого. И наоборот, торможение процесса реформ до сих
пор является опасным препятствием на пути к успешной интеграции Украинского
государства в европейский мир.
Оборонительное
сотрудничество с НАТО. Сотрудничество в области обороны и безопасности также
может стать важным компонентом любой стратегии, призванной укрепить
независимость Украины. Естественно, что региональная безопасность стран
Центральной Европы должна начинаться именно с Востока, то есть со стран,
которые географически расположены на восточных границах Европы и в которых все
еще длятся процессы создания и развития собственных систем национальной
безопасности и обороны. В настоящее время вооруженное нападение какой-либо
страны региона на своего соседа является маловероятным, но полностью исключать
такую возможность не следует.
В
связи с этим НАТО следует оказывать содействие Украинскому государству в
наращивании уже существующих между ними договоренностей о воинском
сотрудничестве и общем обеспечении региональной безопасности. При условиях,
когда в политической элите страны не всегда есть единое мнение относительно
целесообразности вступления в Альянс, расширенное военное сотрудничество между
Украиной и НАТО заслуживает поддержки как шаг на пути к более эффективной
системе региональной безопасности и организации обороны. Общие действия в
области военного сотрудничества, во-первых, будут оказывать содействие
оборонительному строительству Украинского государства, а во-вторых, создадут
условия для дальнейшего продвижения Украины к западной модели развития,
независимо от того, вступит ли она с течением времени в Альянсу или нет. В
конце концов, с политической точки зрения для Украины важно продемонстрировать,
что она является активным членом строительства европейской архитектуры
безопасности, а не наблюдателем событий, которые происходят в Европе.
Указом
президента Украины Л.Кучмы от 4 ноября 1998 года утверждена Государственная
программа сотрудничества Украины с Организацией североатлантического
договора (НАТО) на период до 2001 года. (Это многостраничный документ,
детально определяющий аспекты взаимодействия: от целей до ответственных
исполнителей.) По своей сути эта программа реализует механизм вступления
Украины в НАТО.
1. Общие положения.
Стратегической
целью Украины является полномасштабная интеграция в европейские и
евроатлантические структуры.
Украина
рассматривает НАТО как наиболее эффективную структуру коллективной безопасности
в Европе и весомую составляющую системы общеевропейской безопасности.
Новый
уровень и характер отношений между Украиной и НАТО определяется Хартией об
особом партнерстве от 9 июля 1997 года (далее Хартия).
Государственная
программа сотрудничества Украины с НАТО (далее Программа) рассчитана на период
до 2001 года и имеет целью обеспечить полное и качественное выполнение Хартии.
Цели Программы:
достигнуть
до конца 2000 года выполнения основных задач, определенных Хартией;
углубить
сотрудничество в рамках Совета Евро-Атлантического Партнерства (СЕАП), Комиссии
Украина-НАТО и Программы "Партнерство ради мира" (ПРМ) с тем, чтобы
вывести его на уровень, которому должны соответствовать отношения особого
партнерства между Украиной и НАТО;
служить
основой для формирования ежегодного Рабочего плана имплементации Хартии и
Индивидуальной программы партнерства (ИПП), а также инструментом,
обеспечивающим их полное и качественное выполнение;
достигнуть
определенных Украиной целей взаимосовместимости в соответствии с процессом планирования
и оценки (ПАРП);
содействовать
установлению тесных связей между министерствами и другими центральными органами
исполнительной власти Украины, которые принимают участие в реализации Хартии, и
соответствующими структурами НАТО;
создать
действенный механизм информационного обеспечения сотрудничества с НАТО.
2. Сотрудничество в политической сфере
Украина
развивает сотрудничество с НАТО в политической сфере, исходя из существующих
политических реалий.
Цели сотрудничества:
повышение
уровня гарантий политической независимости, территориальной целостности и
нерушимости границ Украины;
ускорение
интеграции Украины в европейские и евроатлантические структуры;
расширение
и укрепление позиций Украины в механизмах, созданных под эгидой НАТО.
Направления
сотрудничества:
Кризисный
консультативный механизм разрабатывается совместно с НАТО на случай угрозы
территориальной целостности, суверенитету или безопасности Украины. Его
основные параметры должны предусматривать:
проведение
консультаций по инициативе Украины или НАТО (срок созыва 12 часов);
налаживание
прямой телефонной связи между президентом Украины и генеральным секретарем
НАТО;
предоставление
контактному посольству государства-члена НАТО в Киеве статуса уполномоченного
по рассмотрению кризисных ситуаций.
Региональное
сотрудничество
Украина
осуществляет шаги, направленные на начало регионального сотрудничества в таких
форматах:
Украина-НАТО-государства,
приглашенные вступить в НАТО (Польша, Чешская Республика, Венгрия);
Украина-НАТО-другие
государства ЦВЕ - потенциальные кандидаты на вступление в НАТО (Румыния,
Словения, Болгария, государства Балтии);
НАТО-ГУАМ
(Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова).
Направления
сотрудничества:
обсуждение
вопросов региональной безопасности, изучение опыта подготовки государств ЦВЕ к
вступлению в НАТО, участие Украины в субрегиональных и общеевропейских проектах
и программах сотрудничества, открывающихся для будущих членов Альянса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35
|