Меню
Поиск



рефераты скачать НАТО

 Появление Комитета по проблемам современного общества в определенной степени стало ответом на доклад Римскому клубу «Пределы роста», подготовленный группой авторов во главе с Медоузом, который стал одним из первых научно обоснованных прогнозов о тупиковости дальнейшего развития цивилизации без учета экологической составляющей. НАТО не могла дистанцироваться от проблем, поставленных в центр внимания международного сообщества, что стало импульсом для создания вышеупомянутого комитета.

С этого момента экологическая деятельность НАТО стала осуществляться в рамках двух комитетов: Научного и Комитета по проблемам современного общества, ставшего «младшим братом» Комитета по науке. Дело в том, что экологическая безопасность является одной из приоритетных сфер сотрудничества Научного комитета наряду с разработкой технологий для разоружения, высоких технологий, компьютерных сетей, а также политики в сфере науки и технологии[110].

Работа этих двух комитетов, занимающихся природоохранной проблематикой, носит взаимодополняющий характер. Различие заключается в том, что в рамках Научного комитета инициативы исходят «снизу», т.е. выдвигаются учеными или группами ученых. Что касается Комитета по проблемам современного общества, то здесь плотные проекты выдвигаются группами стран, и только затем рассматриваются учеными[111].

Поворотным моментом в истории Комитета по проблемам современного общества стал 1991 год, когда в Риме была подписана Декларация о мире и сотрудничестве, в которой было указано, что новые инициативы НАТО расширят «участие наших партнеров в Третьей сфере деятельности по научным и экологическим программам нашего союза»[112]. Так же, как и в случае с Научной программой НАТО, новым моментом в деятельности данного комитета стало активное привлечение восточноевропейских партнеров к его работе, что стало возможным после того, как в странах региона произошли «бархатные революции» и коммунистические правительства были свергнуты.

В основе работы Комитета по проблемам современного общества положены следующие принципы:

Во-первых, конкретные мероприятия финансируются и осуществляются не всеми странами одновременно, а только наиболее заинтересованными. Комитет по проблемам современного общества не ведет никакой научно-исследовательской деятельности, но впоследствии результаты исследований становятся доступными для всех членов НАТО. Схема такова, что сам по себе Комитет не выдвигает инициативы, а лишь рассматривает практические проблемы, уже исследуемые на национальном уровне. Это придает определенную гибкость деятельности Комитета, позволяя другим странам в дальнейшем пользоваться результатами научных изысканий по той или иной проблематике. Официальное решение о проведении экспериментального исследования принимается на пленарном заседании КПСО.

Во-вторых, Комитетом поощряются те проекты, которые способствуют появлению внутри- и внешнеполитических инициатив в социальной сфере государств НАТО, и проведенные исследования обязательно приводят к осуществлению конкретных мероприятий в тех или иных странах.

Третий принцип состоит в том, что Комитет задуман как открытая организация, результаты его исследований являются доступными для всех заинтересованных лиц, что облегчает сотрудничество Комитета с другими международными структурами, особенно в области экологии, метеорологии и океанографии. В частности, это выражается в сотрудничестве Комитета с Европейским Союзом, Организацией Объединенных Наций и рядом национальных научно-исследовательских учреждений.

И, наконец, в-четвертых, деятельность Комитета подразумевает определенную отчетность со стороны государств, проводящих исследования, его центральным органам о проведенных исследованиях и предоставление доказательств о том, что данные изыскания внесут весомый вклад в развитие внутреннего и внешнего сотрудничества НАТО. [113]

С момента образования Комитет был наделен самыми широкими полномочиями в сфере координации социальной политики членов НАТО. В частности его деятельность затрагивает такие аспекты, как городское строительство, очищение воздуха и воды, городского и межгородского транспорта, координация программ по изучению концепций развития западных стран, проекты «многонационального корпуса мира», сбор и систематизация сведений о новейших достижениях научной мысли Запада. Кроме всего прочего, Комитет ведет широкую издательскую деятельность, что нашло свое выражение в выходе более двухсот книг по проблемам экологии[114].

Структурно основные направления работы комитета можно представить следующим образом:

Экспериментальные исследования

Текущие исследования

Семинары и экологические круглые столы[115]

Для того, чтобы начать взаимодействие по одной из вышеперечисленных программ заинтересованные государства могут кооперироваться для наилучшей координации усилий на определенном направлении. Что касается финансирования, то страна, ведущая определенный проект сама решает вопросы распределения ресурсов и научно-технического обеспечения, а данные, полученные в результате определенных исследований, поступают в распоряжение всех стран-участниц НАТО. Как правило, проводятся симпозиумы, семинары или международные конференции, посвященные результатам определенных исследований. Продолжительность исследования обычно составляет 3-4 года.

Финансированию Комитетом по науке подлежат программы стипендий, грантов, а также работа исследовательских институтов и семинаров, в которые входят тысячи ученых, занимающихся проблемами экологии. Кроме вышеперечисленных мероприятий, Научный комитет одобрил ряд специальных экологических проектов по океанографии, взаимодействию воды и суши, глобальным экологическим изменениям и другим сходным проблемам. Так, в рамках программы глобальных экологических изменений было проведено 53 исследовательских семинаров, организовано 11 исследовательских институтов и опубликовано более 30 изданий. Продолжительность жизни каждого исследования составляет от шести до двенадцати лет.[116]

Программа стипендий, существующая в рамках Комитета по проблемам современного общества, нацелена на содействие и поддержку трех групп исследователей: студентов, ученых и молодых исследователей. Первым научные стипендии предоставляются для завершения обучения, вторым—для проведения исследований и третьим—для повышения квалификации.

Что касается сотрудничества Комитета с государствами-партнерами, то первое совместное заседание КПСО/ССАС состоялось в феврале 1993 года в Брюсселе. На нем партнеры отметили многочисленные экологические проблемы, имеющиеся в их странах и выразили заинтересованность в получении содействия со стороны Комитета по проблемам современного общества в решении указанных проблем. После преобразования Совета Североатлантического Сотрудничества в Совет Евроатлантического Партнерства Комитет продолжил сотрудничество с партнерами уже в рамках новой структуры. Комитет проводит свои заседания два раза в год, и ежегодно проводятся встречи в формате КПСО/СЕАП.[117]

В марте 1996 года в связи с активизацией сотрудничества между Востоком и Западом в области защиты окружающей среды был утвержден новый, более гибкий порядок работы Комитета. Кроме «пилотных» экспериментальных исследований КПСО начал осуществлять две новые инициативы: краткосрочные специализированные проекты и тематические симпозиумы. Цель последних—распространение информации по социальным проблемам. Что касается краткосрочных специализированных проектов, то их отличие от экспериментальных исследований заключается в том, что они реализуются в сроки от 6 до 18 месяцев, а исследования могут продолжаться до 4-х лет. В целом КПСО провел 60 исследований и 2 краткосрочных проекта. Еще 16 исследований и 2 проекта находятся в стадии реализации.[118]

Как мы видим, невоенное сотрудничество в НАТО переживает период бурного развития, и прежде всего это касается взаимодействия членов организации и стран-партнеров. Все это говорит о том, что между НАТО и партнерами устанавливается режим взаимозависимости в таких областях, как экономика, экология, наука, информация и социальная сфера. Такое положение вещей крайне благоприятно для НАТО, поскольку дает в руки Запада реальные рычаги влияния на Восточную Европу и ряд других регионов. Для партнеров режим взаимозависимости также выгоден, поскольку он связан с выделением значительных финансовых средств из бюджетов развитых стран на реализацию определенных программ.

Однако, на наш взгляд, данную ситуацию нельзя рассматривать только с положительной точки зрения, поскольку для нашей страны установление режима взаимозависимости между НАТО и Восточной Европой, частным случаем которого является взаимодействие в рамках Североатлантического альянса, означает прекращение существования режима взаимозависимости между Россией и странами бывшего СЭВ. Сейчас уже можно говорить о том, что Российская Федерация практически полностью теряет те возможности влияния на политику этих государств, которыми обладал Советский Союз. Это ставит Россию в положение частичной изоляции по отношению к развитому миру.

Безусловно, российские лидеры должны делать все возможное, чтобы повысить экономическую привлекательность страны для того, чтобы Россия стала равноправным партнером и могла участвовать в невоенном сотрудничестве с Западом на взаимовыгодной основе, что позволит ей впоследствии интегрироваться и в НАТО. Как это сделать—пока не ясно, но в любом случае данный процесс будет достаточно долгим.


5.  Совет Евро-Атлантического партнёрства


Совет Евро-Атлантического партнёрства (СЕАП) был образован министрами иностранных дел стран-членов НАТО после встречи в Синтре, Португалия, 30 мая 1997 года. СЕАП - это совместный механизм, который обеспечивает основу для проведения консультаций по политическим вопросам, проблемам безопасности и сотрудничества между НАТО и её партнёрами. Темы для обсуждения диктуются развитием событий в сферах политики и безопасности: урегулирование кризисов; региональные вопросы; вопросы контроля над вооружениями; готовность к чрезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям; ядерная безопасность; экологические вопросы, научное сотрудничество; вопросы , относящиеся к операциям по поддержанию мира.

Если полномочия Североатлантического совета обусловливаются договорными отношениями между странами-членами НАТО, то Совет Евро-Атлантического партнёрства представляет собой форум для проведения консультаций, диалога и развития сотрудничества в области политики и безопасности. Заседания СЕАП проводятся два раза в год на уровне министров иностранных дел и на уровне министров обороны, а также ежемесячно на уровне послов в Брюсселе. СЕАП стал важной частью архитектуры европейской безопасности.

Страны-члены Совета Евро-Атлантического Партнёрства


19 Стран-членов НАТО
плюс

Албания

Армения

Австрия

Азербайджан

Белоруссия

Болгария

Россия

Финляндия

Грузия

Казахстан

Кыргызстан

Молдова

Таджикистан

Туркменистан

Украина

Узбекистан

бывшая Югославская Республика Македония

Швеция

Швейцария

Государства-участники ОБСЕ, которые могут и готовы принять принципы и цели СЕАП, могут стать её членами путём присоединения к программе ПРМ.


ГЛАВА 4:

 

1.  ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР:

На историю образования НАТО, а точнее на историю отношения мирового сообщества к СССР есть несколько точек зрения. Одна из них, достаточно агрессивная по отношению к СССР и оправдывающая крайне враждебное отношение бывших стран – участниц Варшавского договора к нынешней России и к бывшему Советскому Союзу, опубликована на официальном сайте НАТО. Это вызывает возмущение российской общественности, так как на взгляд российских и советских историков, а также авторитетных деятелей науки, чье мнение очень ценится, в данном очерке идет открытая антироссийская, а точнее антисоветская пропаганда. Сам этот факт вызывает удивление, потому что наши партнеры по ПРМ уверяют нас в своем дружелюбии. Заметка эта начинается очень пафосно и сразу же указывает на якобы настоящего виновника развязывания «холодной войны» – СССР. Обидно, знаете ли, за Родину!…

Но сначала хотелось бы сказать несколько слов о том, как создавался Североатлантический договор:

«План Маршалла», вступивший в силу в апреле 1948 г., рассматри­вался в Вашингтоне как экономическая основа и подготовка к объеди­нению капиталистических стран Европы в военном союзе с Соединенными Штатами Америки для неизбежной, как тогда считали во влиятельных кругах США, войны с СССР. Еще до принятия «плана Маршалла» Западноевропейские страны в 1947 году начали  создавать  структуру для сотрудничества в защите, поскольку чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от советского союза. Результатом этого в марте 1948 года, 5 стран: Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который впоследствии стал основой для организации НАТО.

 В это время в Вашингтоне обсуждались про­екты военного союза с будущими «маршаллизованными» государствами. Без такого союза, твердили его поборники в США, Западной Европе угрожает включение в орбиту СССР, и тогда ресурсы и мощь Советского Союза настолько увеличатся, соотношение сил настолько изменится, что США окажутся в очень опасном положении.

В разгар выборной кампании в июне 1948 г., сенат большинством 64 против 4 при­нял резолюцию А. Ванденберга, одобрявшую оказание помощи регио­нальным военным союзам. Впервые в истории сенат США одобрил предо­ставление в мирное время военной помощи иностранным государствам, расположенным за пределами Западного полушария.

В сенате большинство принадлежало респуб­ликанцам. Одобрение этим большинством подобных резолюций в июне 1948 г. свидетельствовало о том, что республиканцы в кон­грессе, как и на национальном конвенте, желают демонстрировать перед выборами, что они всячески открещиваются от изоляционизма. По суще­ству эти резолюции санкционировали участие США в военных союзах.

     Они служили прелюдией к заключению Соединенными Штатами военно­го союза со многими капиталистическими странами.

После выборов правительство США действовало более энергично и открыто. 20 января 1949 г. в речи, посвященной началу второго срока своего президентства, Трумэн заявил: «Мы сейчас вырабатываем с рядом государств общее соглашение, предназначенное для укрепления безопас­ности района Северной Атлантики... Мы уже создали такой оборонитель­ный пакт для Западного полушария договором в Рио-де-Жанейро... Я на­деюсь скоро послать в сенат договор, содержащий план обеспечения безопасности Северной Атлантики».

Через два с половиной месяца 4 апреля 1949 г. представители 12 правительств подписали в Вашингтоне договор о Северо-Атлантиче­ском военном союзе, названном НАТО. Его подписали США, Канада, Бельгия, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания. Вашингтон оказывал сильное давление на Стокгольм. Но Швеция, сохранившая нейтралитет в двух мировых войнах, предпочла не вступать в военный союз, созданный для подго­товки третьей мировой войны. Спустя некоторое время США объявили Грецию и Турцию североатлантическими государствами и добились включения их в НАТО в 1952 году. Впоследствии в 1955 г. по настоянию амери­канцев полноправным членом этого военного союза официально стала и Федеративная Республика Германия. А еще позже в 1982 году и Испания. И вот совсем недавно в январе 1999   Польша, Чехия и Венгрия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.