| НАТО |
В
1918 Румыния заняла Бессарабию и Сев. Буковину (отошли к СССР в 1940). Румыния,
присоединившаяся к Берлинскому пакту 1940, 22 июня 1941 вместе с Германией
вступила в войну против СССР. В обстановке разгрома Советской Армией германских
и румынских войск в 1944 в ходе восстания была свергнута и военно-фашистская
диктатура. Парижским мирным договором 1947 установлены современные границы
Румынии. В декабре 1947 ликвидирована монархия и Румыния провозглашена Народной
Республикой. В феврале 1948 в результате объединения КПР (основана в 1921) и
Социал-демократической партии была создана Румынская рабочая партия ( в 1965
переименована в Румынскую коммунистическую партию, РКП). В 1965-1989
официальное название — Социалистическая Республика Румыния (СРР). Президент СРР
(с 1974) Н. Чаушеску постепенно установил режим личной власти, который в 1980-е
гг. приобрел тоталитарный характер. В результате восстания 21-22 декабря 1989
диктатура Чаушеску ликвидирована. РКП прекратила существование. У власти
находился Совет Фронта национального спасения, с февраля 1990 — Временный совет
национального согласия. В декабре 1991 одобрена конституция. Президент Румынии
в 1990-1996 и с 2000 — И. Илиеску.
Румыния
— индустриально-аграрная страна. Доля в ВВП (%): промышленность 32, сельское
хозяйство 20. Добыча угля 41,1 млн. метрич. т, нефти 50 млн. баррелей,
природного и попутного газа 21,3 млрд. м3. Производство
электроэнергии 59,3 млрд кВт/ч, главным образом на ТЭС. Ведущие отрасли
промышленности: машиностроение (транспортное, сельскохозяйственное, электротехническое,
производство промышленного оборудования) и металлообработка, черная и цветная
(выплавка алюминия, цинка, свинца, меди) металлургия, химическая (производство
кислот, щелочей, минеральных удобрений и др.) и нефтехимическая.
Развита
деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, мебельная, текстильная, швейная,
пищевая промышленность. В сельском хозяйстве преобладает растениеводство
зернового направления, основные зерновые культуры — кукуруза и пшеница,
технические — сахарная свекла, подсолнечник; овощеводство, виноградарство,
плодоводство. В животноводстве разведение крупного рогатого скота, свиней,
овец, домашней птицы. Пчеловодство.
Длина
(тыс. км) железных дорог 11,4, автодорог 153. Главные порты на Дунае — Галац,
Брэила, Джурджу. Главный морской порт — Констанца. Экспорт: машины и
оборудование, транспортные средства, химические продукты.
Денежная
единица — лей.
Характеристика Болгарии:
Республика
Болгария (Республика България), государство на юге Европы, на Балканском
полуострове. Омывается водами Черного моря, граничит с Румынией, Сербией,
Македонией, Грецией, Турцией. Площадь 110,9 тыс км2. Население 7,54
млн чел. (2003). Столица София.
Государственный строй
По
Конституции 1991 парламентская республика. Глава государства — президент,
избирается прямым голосованием. Высший законодательный орган — однопалатное
Народное собрание. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с
премьер-министром — лидером партии, собравшей большинство голосов на выборах в
парламент.
Административно–территориальное деление
Восемь
областей.
Население
Большинство
населения составляют болгары (89%), живут также турки, цыгане, греки, армяне,
русские и др. Официальный язык страны — болгарский. Большинство верующих —
православные. Городское население — 71%. Плотность населения 68,0 чел./км2.
Природа
Горами
занято около 1/3 страны. В центре страны расположена горная система
Стара-Планина (Балканские горы), делящая территорию Болгарии на две части:
северную равнинную (Дунайская равнина) и южную, более гористую. На юго-западе
страны расположен Рила-Родопский горный массив: горы Рила (гора Мусала — 2925 м
— высшая точка Балканского п-ова), Пирин и Родопы. Климат
умеренно-континентальный, на юге — переходный к средиземноморскому.
Ок.
30% площади Болгарии покрыто лесами, гл. обр. широколиственными (бук, дуб), в
горах растут сосна, пихта и ель. Природные условия Болгарии создают
благоприятные предпосылки для развития туризма и курортного хозяйства.
Экономика
Болгария
— индустриально-аграрная страна. ВНП на душу нас. 1734 долларов. Развита добыча
угля, нефти, природного газа. Ведущая отрасль промышленности — машиностроение.
Традиционные экспортные товары — плодоовощные консервы, табак, вино, эфирные
масла (1 место в мире по производству розового масла). Важная роль традиционно
принадлежит иностранному туризму (св. 8 млн. чел. в год). Крупные горнолыжные
курорты — Боровец, Пампорово, приморские — Золотые Пески, Албена, Солнечный
берег и др.
Денежная
единица лев.
Исторический очерк
Первые
люди появились здесь более 500 тыс. лет назад. В 4 тыс. до н. э. возникли
поселения древних арийцев. Одно из их племен, фракийцы, в 5 в. до н. э. создали
здесь собственное государство — Фракию. Фракия, находившаяся на стыке
современных Болгарии, Турции и Греции, входила в качестве провинции в состав
древнегреческих государств, а в 1-4 вв. — Римской империи. Фракийцем был
легендарный гладиатор Спартак. В 7 в. пришедшие из-за Дуная славяне
ассимилировали местное население и вступили в союз с небольшой группой
протоболгар, образовав в 680 Первое Болгарское царство. На рубеже 9-10 вв. оно
владело почти всем Балканским п-овом. В 865 было введено христианство. Но уже в
середине 10 в. болгаро–славянское государство было покорено Византией. В
результате восстания, поднятого братьями Петром и Асенем, страна вернула себе
независимость. Второе Болгарское царство распалось в кон. 14 в., завоеванное
турками. Мусульманское иго длилось без малого 500 лет и было уничтожено после
поражения Турции в войне с Россией (1877-78). В 1908 возникло независимое
Третье Болгарское царство. В Первой Мировой войне Болгария стала союзником
Германии и Австро-Венгрии. Во время Второй мировой войны Болгария выступила на
стороне Германии (с марта 1941 официально присоединилась к странам оси). После
поражения во Второй мировой войне Болгария попала в сферу влияния СССР, власть
перешла к коммунистам. С нач. 1990-х гг. началось строительство
демократического общества. Болгария стала первой посткоммунистической страной,
где к власти вернулась бывшая правящая династия (правда, демократическим
путем). В 2001 году на парламентских выборах победу одержал Симеон
Саксен-Кобург-Готский, лидер Монархической партии. Но сильны и позиции
Социалистической партии (бывшие коммунисты). Болгария является членом НАТО и
ЕС.
Национальный
праздник — 3 марта (День освобождения от турецкого ига).
Характеристика Турции:
Турецкая Республика (Turkiye Cumhuriyeti), государство
на западе Азии и частично на юге Европы. Омывается Средиземным, Эгейским,
Мраморным и Черным морями. 780,6 тыс. км2. Население 66,6 млн. человек
(2000). 82% населения — турки; курды (10,6%) и др. Городское население 61%
(1990). Официальный язык — турецкий. Большинство верующих — мусульмане-сунниты.
Административно-территориальное деление: 73 вилайета, объединенных в 8
географических областей. Столица — Анкара. Глава государства — президент.
Законодательный орган — Великое национальное собрание.
Большая часть Турции занята Анатолийским плоскогорьем и
Армянским нагорьем (высота до 5165 м, г. Б. Арарат), на севере — Понтийские
горы (высота до 3937 м), на юге — хребты Тавра (высота до 3726 м). Климат
субтропический средиземноморский, на внутренних нагорьях — континентальный,
осадков до 500 мм в год, на склонах прибрежных районов от 1000 до 3000 мм в
год. Средние температуры января от 5 до -15 °С. Преобладают степи. Внешние
склоны прибрежных хребтов покрыты лесами (ок. 25%) и кустарниками. Основные
реки — Евфрат, Тигр, Кызыл-Ирмак, Сакарья. Крупные озера — Ван и Туз (соленые).
Национальные парки Олимпос-Бейдаглари, Мунзур-вадиси, Кепрюлю-Каньон и др.
Турецкое государство возникло в М. Азии в кон. 13 — нач.
14 вв. В результате завоевательных войн 14-16 вв. сложилась обширная Османская
империя. Национально-освободительная борьба порабощенных османами народов, а
также русско-турецкие войны 19 в. привели к освобождению многих балканских
народов и созданию независимых государств. Младотурецкая революция 1908 привела
к свержению деспотического режима султана Абдул-Хамида II и установлению
конституционной монархии. После поражения Турции в 1-й мировой войне Османская
империя распалась, в Турции развернулась т. н. кемалистская революция под
руководством М. Кемаля (Ататюрка), завершившаяся провозглашением (1923)
турецкой республики. Во 2-й мировой войне Турция объявила нейтралитет, но
оказывала помощь Германии. С 1952 Турция — член НАТО. В 1960 произошел
государственный переворот, приведший к принятию новой конституции. В 1980-83 у
власти находилась военная администрация, которая запретила деятельность всех
политических партий, а затем распустила их. В 1982 на национальном референдуме
одобрена новая конституция. В 1983 состоялись парламентские выборы, осуществлен
переход к гражданскому правлению. В 2002 году на фоне всеобщего социального
недовольства и экономического кризиса победу на выборах одержали умеренно исламистские
силы, что поставило под вопрос дальнейшее принятие страны в Совет Европы.
Турция — индустриально-аграрная страна. Доля в ВВП (%):
сельское хозяйство 16, промышленность 31. Основная отрасль сельского хозяйства
— поливное и богарное земледелие. Возделывают зерновые, хлопчатник, табак (одно
из ведущих мест в мире), сахарную свеклу, масличные, чайный куст.
Виноградарство, плодоводство. Посадки оливкового дерева, инжира, орехов фундук
и грецких. Животноводство (главным образом овцы). Турция — крупный мировой
поставщик ангорской шерсти. Разведение тутового шелкопряда. Рыболовство. Добыча
бурого и каменного угля, нефти, хромовой, железной, марганцевой, медной и
других руд цветных металлов. Производство электроэнергии 81,7 млрд. кВт·ч .
Пищевкусовая, текстильная, химическая промышленность; производство
стройматериалов. Черная и цветная металлургия, нефтепереработка.
Машиностроение. Длина (тыс. км) железных дорог 8,5, автодорог 381,3. Главные
морские порты: Стамбул, Мерсин, Измит, Измир, Трабзон, Искендерун, Самсун.
Экспорт: сельскохозяйственная продукция ( 2/3 стоимости),
а также ткани, напитки, химические товары, руды черных и цветных металлов.
Основные внешнеторговые партнеры: Германия, Иран, Ирак, США, Италия, Франция,
Россия и др.
Денежная единица — турецкая лира.
Итак,
все страны НАТО – это страны с исключительно высокими показателями и очень
высоким уровнем жизни. Во всех этих странах ВНП на душу населения, а также и
ВРП (в общем) огромны, по сравнению с другими странами мирового сообщества.
Доля промышленности в общем объеме составляет более 70 % от мирового объема. Из
этого можно сделать вывод, что НАТО является не только самой мощной
организацией в военном плане, но и самой мощной организацией в экономическом
плане, от которой зависят судьбы всего мирового сообщества. Страны НАТО
располагаются в двух, экономически самых развитых районах (из трех,
существующих в мире). Они имеют самый высокий уровень развития. И это
обстоятельство говорит нам о том, что НАТО – это мощнейшая организация в мире
из ныне существующих и когда-либо существовавших.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
|
Начало
90-х гг. было отмечено глубочайшими и необратимыми структурными изменениями в
мире. Можно говорить о том, что главным из них стало окончание «холодной»
войны. После Парижской встречи СБСЕ в ноябре 1990 года, где было принято
заявление о том, что «страны Западной и Восточной Европы и их союзники больше
не считают друг друга противниками»[119],
«холодная» война перестала существовать в качестве определяющего фактора
мировой политики.
Реакция
НАТО на эти глобальные изменения не заставила себя долго ждать: подписанием
Лондонской декларации в 1990 году на уровне глав государств и правительств НАТО
был дан старт преобразованию альянса из военной организации в политическую.
Вскоре руководство блока приняло принципиальное решение о принятии в состав
НАТО новых членов, началось взаимодействие в рамках двух программ: «Партнерство
ради мира» и «Средиземноморский диалог», о которых подробно рассказывается в
первой главе настоящего исследования.
Исходя
из самого факта появления средиземноморской инициативы, нацеленной на
сотрудничество со странами Северной Африки и Ближнего Востока, в первой главе
данной работы мы делаем следующий вывод: в новой международной обстановке НАТО
перестает быть исключительно региональной организацией, и сфера интересов
Североатлантического альянса постепенно выходит за рамки региона Северной
Атлантики. Этот процесс, как нам кажется, можно назвать глобализацией НАТО,
поскольку при условии принятия в состав организации ряда стран Северной Африки,
Ближнего Востока и СНГ деятельность альянса будет оказывать влияние на всю
международную систему, а не только на регион, указанный в статье 6
учредительного Вашингтонского договора.
Уже
сейчас НАТО проводит военные акции в бывшей Югославии, что было немыслимо в
условиях биполярной системы. В случае территориального межрегионального
расширения и сохранения структурной гомогенности НАТО, влияние альянса на
международные отношения в целом имеет шанс превзойти вес таких организаций, как
ООН и ОБСЕ. Последние, скорее всего, будут сохранены в качестве дискуссионных
клубов, основной функцией которых будет обмен мнениями по ключевым вопросам, а
все принципиальные решения будут приниматься в рамках обновленной и расширенной
НАТО. Вряд ли можно надеяться, что повысится эффективность ООН и ОБСЕ,
поскольку эти организации гетерогенны по своей структуре и имеют в своем
составе государства, чья позиция по ряду вопросов в корне отличается от позиций
ведущих стран Запада.
Вторая
тенденция, появившаяся в последние время в деятельности НАТО, связана с
постепенной универсализацией альянса. Иными словами, Североатлантический союз
из военной организации постепенно превращается в универсальную и занимается
вопросами, связанными не столько с обороной, сколько с общей экономической,
экологической, информационной и научной политикой. Этот тезис доказывается во
второй главе данной работы на основе анализа приведенных в ней фактов.
Надо
сказать, что невоенное сотрудничество НАТО получило свое развитие еще в 50-е
годы, но никогда прежде оно не приобретало столь внушительных масштабов. В
настоящий момент оно ориентируется в большей степени на государства-партнеры,
что также свидетельствует о стремлении НАТО к расширению как числа участников,
так и к качественному функциональному расширению. Последнее превращает НАТО в
универсальную структуру, подобную Организации Объединенных Наций. Чтобы сделать
аналогию еще более очевидной, можно предположить, что невоенные комитеты НАТО
будут исполнять роль специализированных учреждений ООН.
В
работе также делается попытка оценить основные тенденции в развитии НАТО с
точки зрения внешнеполитических интересов России. Вне всяких сомнений,
превращение НАТО в единственного глобального актора с универсальными
полномочиями не будет соответствовать интересам Российской Федерации, если
разногласия по ключевым вопросам между Западом и российской элитой будут
сохраняться. Кроме того, активное привлечение восточноевропейских партнеров к
невоенным программам НАТО также неблагоприятно для России, поскольку в
результате этого устанавливается режим комплексной взаимозависимости, что дает
Западу реальный рычаг контроля и влияния на политику бывших союзников СССР по
ОВД, который был утрачен Россией в ходе демократических преобразований.
Что
касается лидеров нашей страны, то для них универсализация НАТО может быть
благотворной, поскольку поможет им «сохранить лицо» и объявить о снижении роли
военной составляющей в НАТО, что можно представить как очередную победу
российской дипломатии. Однако не следует забывать, что это снижение достигается
за счет роста влияния других функциональных подразделений, а не за счет
разоружения и сокращения численности личного состава в подразделениях НАТО.
В
связи с этим закономерен вопрос: каков оптимальный алгоритм действий России в
данной ситуации? В условиях, когда еще рано говорить о полном преодолении
политического и экономического кризиса в нашей стране, о возобновлении
соперничества с НАТО не может быть и речи.
Другой
вариант взаимодействия с Североатлантическим союзом, который рассматривается в
качестве оптимального некоторыми российскими исследователями—развивать
сотрудничество с НАТО прежде всего в тех областях, где наблюдается наибольшее
совпадение интересов России и Запада (экономика, природоохранная деятельность,
научные исследования и т.д.), что подготовит почву для перехода к
полномасштабному сотрудничеству с альянсом и в сфере военной безопасности [120]. На наш взгляд, это может
принести политические дивиденды лишь в долгосрочной перспективе, а в ближайшем
будущем влияние России на решения НАТО останется крайне незначительным,
несмотря на формирование Совета Россия—НАТО и механизма так называемой
«двадцадки».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35
|