В
дальнейшем США заключали другие военные союзы. Но
НАТО продолжала оставаться центральным, самым важным из них, приковавшим к
себе основное внимание госдепартамента США, олицетворявшим послевоенную
глобальную политику Вашингтона, направленную на борьбу с мировой
социалистической системой, с
национально-освободительным и революционным движением
во всем мире.
Подписание
4 апреля 1949 г. в мирное время военного союза с европейскими державами —
неслыханный акт в истории США. Конституция США, выработанная еще в 1787 г., по
существу лишила возможности правительство США заключать военные союзы с
иностранными государствами. Вернее, она лишила военные союзы той надежности,
которую обычно им придают в Европе. Прерогативу объявления войны конституция
США сохранила только за конгрессом. Каждый заседающий в данное время конгресс
обязан руководствоваться конституцией. Но акты правительства и решения прошлых
конгрессов для него необязательны. Правительства Англии и Франции, например,
могут заключать союзные договоры, обязывающие будущие правительства их стран
вступать в войну, если создадутся условия, предусмотренные в этих договорах.
Правительство США может заключить договор о военном союзе. Сенат может его
ратифицировать. Но подобные акты правительства и сената отнюдь не обязывают
конгресс объявлять войну. Конечно, если господствующий в США монополистический
капитал выступает за войну, то большинство в обеих палатах конгресса за нее
голосует. Но автоматически на основании заключенного правительством военного
союза конгресс войну не объявляет. Во всяком случае нет уверенности в том, что
конгресс поступит так, как предусмотрено договором о союзе. Поэтому ни у кого
не было уверенности в прочности военных союзов США.
Совершенно
другое положение создалось после второй мировой войны.
США не только заключали военные союзы с иностранными государствами, но и
выступали как инициатор и создатель таких союзов.
Более того, в отличие от военных союзов в прошлом НАТО создала свои штабы и свои вооруженные силы, куда входят сухопутные
войска, военно-морские и военно-воздушные силы ряда государств. В соответствии
с этим договором суверенные государства Западной Европы позволили Соединенным
Штатам содержать в мирное время вооруженные силы на своей территории. В 1953 г.
вооруженные силы США в Западной Европе насчитывали 427 тыс. человек.
Президент
США и его ближайшие сотрудники сравнивали НАТО с договором о защите Западного
полушария, подписанным в сентябре 1947 г. в Рио-де-Жанейро. Об этом говорил Трумэн в речи, произнесенной в связи с началом второго
срока его президентства. Оба договора сходятся в одной формуле: в
Рио-де-Жанейро было объявлено, что нападение на одну американскую страну будет
рассматриваться как нападение на все американские государства; ст. 5
Северо-Атлантического пакта гласит: «Договаривающиеся стороны считают, что
вооруженное нападение против одной или нескольких из них в Европе или Северной
Америке будет рассматриваться как нападение против них всех».
Однако
договор, подписанный 2 сентября 1947 г. в Рио-де-Жанейро, существенно
отличается от пакта, заключенного 4 апреля 1949 г. в Вашингтоне.
Договор
американских государств 1947 г. предусматривал немедленную
консультацию его участников в случае нападения или угрозы нападения на
кого-либо из них. Но он не предусматривал немедленного, автоматического
применения вооруженной силы. Более того, ст. 20 договора отмечает, что ни один
из его участников без своего согласия не обязан принимать
участие в применении вооруженной силы. Каждый из участников
сохраняет суверенное право решать — воевать или нет.
В
договоре об образовании НАТО такой оговорки нет. НАТО отличается также от
договора американских государств 1947 г. тем, что этот договор не региональный
пакт.
Формально
в преамбуле договора от 4 апреля 1949 г. говорится, что НАТО имеет своей целью
коллективную оборону. Фактически США создали
Северо-Атлантический пакт как агрессивный, наступательный военный союз.
Так
называемый оборонительный Северо-Атлантический пакт
сразу после его возникновения в 1949 г. выработал стратегический план наступательных
военных операций, предусматривавший нападение воздушных
сил США на СССР с применением атомных бомб .
Осведомленный
лидер республиканской партии сенатор Тафт, комментируя
стратегические планы Пентагона, создававшиеся в соответствии с образованием
НАТО, пришел к следующему заключению: «Отсюда явствует,
что предусматривается использование американских армий в сухопутной войне против России на континенте Европы, как
только начнется война. В дальнейшем предполагается предпринять вторжение по тем
направлениям, которые для Наполеона и Гитлера
оказались роковыми».
Даже
Тафт отмечал, что напрасно правительство США, создавая Северо-Атлантический
союз, ссылается па ст. 51 Устава ООН о «праве на индивидуальную и коллективную
самооборону, если вооруженное нападение совершится
против члена Объединенных Наций». При этом Тафт указывал на то, что эта статья
отнюдь не дает права направлять вооруженные силы одного государства на
территорию других стран до того, как такое нападение совершилось.
И
дальше Тафт, доказывая, что создание НАТО нарушает принципы ООН, писал: «Оно
противоречит всему духу Устава Объединенных Наций. Этот Устав предусматривает сокращение вооружений соглашением между
отдельными государствами. Атлантический пакт действует как раз в направлении,
противоположном целям Устава, и превращает в фарс дальнейшие попытки обеспечить
международный мир с помощью права и справедливости. Он предопределяет
разделение мира на два вооруженных лагеря... Этот договор неизбежно означает
гонку вооружений, а гонка вооружений в прошлом вела к войне».
Так
авторитетный вожак республиканской партии, непримиримый враг Советского Союза
сенатор Тафт аттестовал НАТО, которую правительство
США и их союзники выдавали за оборонительное, миролюбивое творение.
Президент
США Трумэн и другие официальные лица Вашингтона
пытались оправдать создание НАТО событиями, происшедшими в Чехословакии в
феврале 1948 г., и закрытием свободного доступа в Западный Берлин в июне того
же года.
Объяснение,
что НАТО была создана как ответное мероприятие на события, происшедшие в 1948
г., так же неверно, как неверно утверждение, что Северо-Атлантический пакт
является оборонительным, миролюбивым союзом. Вашингтон активно готовил почву
для НАТО в Америке и в Европе в 1946—1947 гг. В результате этой активной
подготовки появилось выражение «холодная война».
Обсуждение
правительством в сентябре 1946 г. вопроса о предоставлении военной и
экономической «помощи» Турции и Греции положило начало, как мы видели,
подготовке к объединению капиталистических стран Европы против Советского
Союза. Когда в марте был заключен Брюссельский пакт на 50 лет между Англией,
Францией и странами Бенилюкса, правительство США не сочло возможным в разгар
президентской кампании объявить себя официальным членом Брюссельского пакта, но
оно вдохновляло и благословляло его, обещало ему всяческую поддержку.
Договаривающиеся стороны обязались оказывать друг другу военную помощь в случае
нападения на территорию одной из них в Европе. В день подписания пакта, 17
марта 1948 г., Трумэн, выступая в конгрессе, заявил, что этот пакт
«заслуживает, чтобы мы оказывали ему всевозможную помощь». С целью оказания военной помощи Брюссельскому пакту
сенат США принял 11 июня 1948 г. соответствующую резолюцию Ванденберга. В то же время правительство США решило
отправить своих представителей в Лондон для участия в обсуждении военных
вопросов стран Брюссельского пакта.
6 июня 1948 г.
начались секретные переговоры между представителями США и стран, образовавших
Брюссельский пакт. Об этих переговорах Трумэн впоследствии писал: «Переговоры
велись в строжайшей тайне. Применялась специальная система безопасности —
фигурировало только самое минимальное число документов… Только очень
ограниченному числу лиц разрешался допуск к какому бы то ни было из относящихся
к данным переговорам документов». В этих секретных
переговорах принимали участие также представители
Канады. Канаду Вашингтон начал готовить одновременно с европейскими
государствами к участию в осуществлении задуманного
им общего антисоветского курса.
В
1949 г. был образован Европейский совет с привлечением
более широкого круга стран, чем Брюссельский пакт.
Через два месяца была создана НАТО.
НАТО,
таким образом, готовили более двух лет. Эта подготовка началась за один-полтора года до тех событий 1948 г. в
Чехословакии и в Западном Берлине, на которые правители
США ссылались как на причины, побудившие Вашингтон организовать
Северо-Атлантический военный пакт. И это признавали в самих Соединенных
Штатах.
Нарушение
исторической традиции и особенности конституции США обусловливали длительность
этой подготовки. Правительство США могло надеяться
на одобрение Северо-Атлантического пакта сенатом лишь после того, как была
найдена удобная для этого формулировка, на которую согласились другие участники
НАТО. Эта формулировка сводилась к тому, что каждая из договаривающихся сторон
обязуется (в соответствии со своей конституцией) оказывать всестороннюю помощь той из сторон, которая подвергнется
нападению.
Ст.
11 Северо-Атлантического договора гласит: «Этот договор будет ратифицирован, и его условия будут выполняться его участниками в
соответствии с конституционными особенностями». Такая формулировка, в отличие
от оговорки в договоре, заключенном в сентябре 1947
г. в Рио-де-Жанейро, поставила в привилегированное положение только одну из
договаривающихся сторон. Только США, ссылаясь на свою конституцию,
получили свободу действий. Все остальные участники НАТО оказались в менее
выгодных условиях. Создавая НАТО, США обеспечили себе
в этом военном союзе не только руководящее, господствующее, но и особо
привилегированное положение.
12 апреля 1949
г. Трумэн отправил договор о создании НАТО в сенат для ратификации. Лидер
республиканцев Тафт голосовал против его ратификации. Он еще раньше
предупреждал, что согласится с Северо-Атлантическим пактом лишь в том случае,
если этот пакт будет составлен так, как договор в Рио-де-Жанейро.
Ванденберг,
Коннели и комиссия по иностранным делам сената, заверяли, что большие
американские гарнизоны не будут постоянно дислоцированы в Западной Германии,
что она не будет вооружена и что договор НАТО не обязывает США защищать
Западную Европу в этом районе. Эти заверения нужны были для ратификации сенатом
Северо-Атлантического договора. Уже в следующем году правительство США активно
выступало за вооружение Западной Германии. В сентябре 1950 г. государственный
секретарь Д. Ачесон призвал к ремилитаризации Западной Германии и к включению
ее 12 дивизий в вооруженные силы НАТО.
21 июля 1949 г.
сенат большинством голосов (82 против 13) одобрил Северо-Атлантический
договор. Из 13 сенаторов, голосовавших против, 11 были республиканцами,
оставшимися верными своему старому лидеру Тафту.
Через
четыре дня 25 июля президент Трумэн подписал ратифицированный сенатом договор.
США сразу вступили в военный союз с 10 европейскими государствами.
Даже
после того, как сенат подавляющим большинством ратифицировал
Северо-Атлантический пакт, борьба вокруг вопросов о роли и участии США в этом
пакте продолжалась дальше и в конгрессе, и за его пределами. Существенные
разногласия обнаружились, когда речь зашла о финансировании НАТО, о вооружении
Соединенными Штатами Западной Европы.
17 сентября 1949
г. был создан Совет НАТО. В него вошли министры иностранных дел государств -
членов Северо-Атлантического пакта. Через год этот совет принял решение
формировать общие вооруженные силы НАТО.
Вооруженные
силы НАТО были созданы в 1950 году в ответ на корейскую войну, которая
началась в июне 1950 года, и воспринималась западными странами, как часть
всемирного коммунистического наступления. Война закончилась перемирием в 1953
г, причем на тех же позициях, на которых и начиналась.
18 декабря 1950
г. генерал Эйзенхауэр был назначен командующим этими вооруженными силами. Совет
НАТО образовал также его высший военный орган, состоящий из начальников штабов
вооруженных сил всех стран, входящих в Северо-Атлантический пакт, за исключением
не имеющей вооруженных сил Исландии, которую в этом созданном военном органе
представляет гражданское лицо. Начальники штабов стран НАТО должны собираться
не менее 2 раз в год. В промежуток между этими собраниями всю оперативную
работу проводят постоянные представители начальников штабов. Вооруженные силы
НАТО имеют три командования: европейское — со штабом в Париже (впоследствии в
Брюсселе), атлантическое — со штабом в Норфолке (штат Виржиния) и на Ла-Манше —
со штабом в Англии (в г. Портсмуте). Вся военная организация НАТО ответственна
перед его советом, состоящим из министров иностранных дел стран-участниц.
Вскоре
после создания совета НАТО, 6 октября 1949 г., конгресс-США принял акт о так
называемой взаимной помощи, предусматривавший ассигнование 1314 млн. долл. на
оказание военной помощи членам НАТО. Но этого оказалось далеко не достаточно.
Эйзенхауэр доказывал, что американские союзники в Европе сами вооружиться не
смогут и что поэтому их должны вооружить Соединенные Штаты.
Правда,
конгресс, ассигнуя миллиарды долларов на военную помощь членам НАТО, требовал
тут же определенных компенсаций. Северо-Атлантический пакт формально был
создан как военный союз равноправных членов. Акт конгресса от 6 октября 1949
г. обусловил получение союзниками американской военной помощи особыми,
односторонними правами для США. От американского правительства зависят не
только размеры и характер помощи каждой стране, но оно может по своему усмотрению
в любое время прекратить предоставление этой помощи. В акте конгресса от 6
октября США выступают не только как руководящая, доминирующая сила
Северо-Атлантического союза, но и как единственный и окончательный арбитр в
вопросах вооружения этого военного союза.
В
конце 1949 и начале 1950 г. правительство США активно обсуждало со своими
союзниками вопрос об организации вооруженных сил НАТО. Впоследствии Трумэн об
этом периоде писал: «Основной проблемой в этих дискуссиях вскоре оказался
вопрос об участии Западной Германии в защите Европы... Без этого защита Европы
представляет арьергардные действия у берегов Атлантического океана. С Западной
Германией там может быть создана глубинная оборона, достаточно мощная, чтобы
оказывать эффективное сопротивление наступлению с Востока». В сентябре 1950 г.
Ачесон в личном донесении Трумэну из Нью-Йорка о происходившей там сессии
совета НАТО, где он настаивал на вооружении Западной Германии, писал: «Я
продолжал доказывать, что это предусматривает защиту Европы так далеко на
востоке, как это только возможно, и что такая защита немыслима без прямого и
разумного решения вопроса о германском участии». А в донесении из
Брюсселя в декабре того же года, где тогда заседал совет НАТО, Ачесон сообщал:
«Мы сняли препятствия, стоявшие на пути к участию Западной Германии» ".
В
мае 1952 г. США, Англия и Франция подписали соглашение о Западной Германии - о
включении ее через проектировавшееся Европейское оборонительное сообщество в
НАТО. Ратификация этого соглашения соответствующими парламентами затянулась
вопреки усилиям и нажиму Вашингтона на три года. ФРГ стала официально
полноправным членом НАТО в мае 1955 г. В Вашингтоне начали смотреть на
западногерманскую армию, на бундесвер, как на основу агрессивной политики США
в Европе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35
|