Итак, версия первая, заставившая глубоко задуматься над тем,
насколько можно доверять «дружественной политике» некоторых стран мирового
сообщества:
Берлин,
1945 г. На ещё тёплых руинах полуразрушенной Европы, казалось, что войны не
будет никогда. До начала новой конфронтации оставалось 4 года. На состоявшийся
с 4 по 11 февраля ялтинской конференции Черчилль и Рузвельт отдали Сталину
половину Европы, фактически признав его право решать судьбы народов
освобождённых красной армией. Англия и США осознали свою ошибку лишь тогда,
когда Сталин захотел большего и конфронтация стала неизбежна. Разумеется,
политики понимали, что с окончанием Второй мировой войны основной вопрос “Кто
будет управлять миром?” и “Какая система эффективнее?” не решён и решаться он
будет все последующие годы. Выяснилось, что бывшие союзники совершенно по
разному представляют себе принципы организации жизни в Европе.
26
июня 1945 г. в Сан-Франциско представителями 51-ой страны был подписан Устав Организация
Объединённых Наций. Целью ООН стало поддержание мира и безопасности, исходя из
принципов, которые позже получили название принципов мирного сосуществования. В
отличие от евро-центристской Лиги Наций (1919-1939 гг.) ООН стала поистине
всемирной организацией. В Статье 51 Устава ООН устанавливается
неотъемлемое право независимых государств на индивидуальную и коллективную
оборону. Вскоре этот Устав обеспечит правовую базу для создания будущего
Североатлантического альянса.
5
июня 1947 г. Маршал изложил в Гарварде основные направления экономического
плана, призванного “помочь европейцам снова обрести экономическое здоровье, без
которого невозможны ни стабильность, ни мир”. К началу 1948 г. европейцы
откликнулись на содержавшиеся в плане Маршалла предложения по оказанию
широкомасштабной помощи, выдвинув дополняющие их планы самостоятельного
развития и взаимопомощи. От самых истоков европейской интеграции, сразу после
окончания войны, политические деятели и руководители европейских стран начали
продвигать идею оборонно-политического союза в Западной Европе.
Целый
ряд тревожных политических событий в 1947-1949 гг. ещё больше обострил
обстановку. К ним относятся прямые угрозы суверенитету Норвегии, Греции, Турции
и других западноевропейских стран, а также переворот в Чехословакии. В июне
1948 г. Советский Союз блокировал доступ союзников в разделённый на
оккупационные зоны Берлин, что привело к использованию союзниками Берлинского
воздушного моста для доставки гуманитарных грузов транспортными самолётами.
Стало
очевидно, что призывами к соблюдению Советским Союзом устава ООН и
международных договорённостей, достигнутых в конце войны, не удастся
гарантировать национального суверенитета и независимости демократических
государств, столкнувшихся с угрозой внешней агрессии или внутренней подрывной
деятельности. Введение недемократических форм правления и подавление активной
оппозиции, попрание основных прав человека, гражданских прав и свобод во многих
странах Центральной и Восточной Европы, а также сохранение и наращивание
Советским Союзом своего собственного военного устройства, вызывали новые
опасения со стороны Европейцев.
Подписанием
в марте 1948 г. Брюссельского договора пять западноевропейских стран - Бельгия,
Люксембург, Нидерланды, Соединённое Королевство и Франции - решительно
продемонстрировали своё намерение создать общую систему обороны и укрепить вои
связи таким образом, чтобы иметь возможность противостоять идеологической и
военной угрозе своей безопасности.
Затем
последовали переговоры с Соединёнными Штатами и Канадой по вопросу о создании
Североатлантического альянса, основанного на гарантиях безопасности и взаимных
обязательствах между Европой и северной Америкой. Державы, подписавшие
Брюссельский договор, предложили Дании, Исландии, Италии, Норвегии и Португалии
стать участниками этого процесса. Упомянутые переговоры завершились подписанием
4 апреля 1949 г. Североатлантического договора, вводящего в действие систему
общей безопасности, основанной на партнёрстве указанных 12 стран. В 1952 г. к
указанному договору присоединились Греция и Турция. Федеративная Республика
Германия в 1955 г. и Испания в 1982 г. вступили в альянс.
Варшавский
договор будет создан позднее (в мае 1955 г.). В августе 1949 года СССР, вслед
за США, создал и испытал свою ядерную бомбу. Новый 50-тый мир встретил
фактически расколовшись на две части. Два Берлина, две Германии ГДР и ФРГ - на
долгие десятилетия стали символом этого противостояния.
В
конце марта 1953 г. в ряде стран Восточной Европы обозначились признаки
массового недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в Чехословакии,
обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьёзные выступления прошли в июне
1953 г. в ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением уровня жизни
населения, привели страну на грань всеобщей забастовки. Рабочие выступления
были подавлены полицией ГДР.
В
июне 1953 г. Советский Союз одобрил нападение Северной Кореи на Южную, что
побудило Североатлантический альянс на адекватное реагирование. Опасаясь, что
Корейская война является прелюдией к советскому нападению на Западную Германию,
лидеры стран-членов НАТО трансформировали альянс в военную организацию с единой
командной структурой и образовали верховное главнокомандование объединёнными
вооружёнными силами (ОВС) в Европе и на Атлантике.
После
принятия ФРГ в НАТО в противовес этому блоку 14 июня 1955 г. была создана
Организация Варшавского Договора (ОВД) как военно-политическое объединение всех
соцстран Восточной Европы, кроме Югославии.
Но
Западная Европа не хотела быть заложницей, нейтральной полосой в противостоянии
между СССР и США. Поэтому в октябре 1956 г. Венгрия поставила СССР в
известность о желании выйти из Варшавского договора и объявить о нейтральной
позиции по отношению как к Востоку, так и к Западу. В ответ на это 31 октября
Советский Союз вёл свои танки в Будапешт, ввод танков явился грубым
вмешательством СССР. На улицах разгорелись бои, в ходе которых погибло много
граждан Венгрии. 5 ноября все выступления за демократические свободы были
жёстко подавлены советскими войсками. Руководство СССР было готово применить
вооружённую силу и для наведения “порядка” в Польше, где в том же году
проходили народные волнения. Но здесь удалось снизить накал страстей мирными
средствами.
Особую
позицию в “социалистическом лагере” заняла Румыния, которая больше других стран
Восточной Европы испытала потребность в национальном утверждении. В 1958 г. она
добилась вывода советских войск со своей территории и отказала поддерживать действия руководства СССР. Всё это свидетельствовало
о начале раскола “социалистического лагеря”.
В
1959 г. вновь разразился Берлинский кризис. И тогда восточногерманские войска
12 августа 1961 г. возвели в одну ночь стену вокруг Западного Берлина и
установили контрольно-пропускные пункты на границе. Строительство стены вызвало
ещё большее напряжение, что повлекло за собой массовый исход людей из
советского сектора Берлина. Вскоре у Бранденбургских ворот, у главных
пропускных пунктов, сконцентрировались советские и американские танки. Советско-американское
танковое противостояние закончилось отводом советских танков от
командно-пропускных пунктов.
Развёртывание
на Кубе советских наступательных ракет в следующем году стало событием, которое
едва не разожгло глобальную катастрофу. Вывод советских ракет с Кубы ,
американских - из Турции и обязательство США не прибегать к каким-либо
действиям против Кубы позволили предотвратить конфликт.
Европу
в середине 60-ых захлестнули антивоенные демонстрации. 21 августа 1968 г.
Советский Союз ввёл свои танки в Прагу “пражская весна”, это была агрессивная
акция против суверенной страны. В этот день мир вступил в новую историческую
эпоху крушения советской идеологии, эпоху окончательного заката СССР.
Правительства быстро забывают свои ошибки, но у народов долгая память. В
Венгрии и Чехословакии выросло несколько поколений твёрдо знающих, что от СССР
исходит угроза. В 1981 г. Польша избежала национального унижения быть
наказанной за желание свободы, за поиск собственного мирового пути.
После
того, как 1 сентября 1983 г. советские истребители сбили самолёт “Боинг”
южнокорейской авиакомпании с 269 пассажирами на борту, мировое общественное
мнение отвернулось от СССР. Внешняя политика Советского Союза зашла в тупик.
Ни
Америка, ни Европа не ожидали быстрого взрыва коммунистической системы изнутри.
Вместе с остальным миром НАТО оказалась совершенно не готовой к столь
стремительному развитию событий – от свободных выборов в Польше и открытых
границ в Венгрии до разрушения ноября 1989 г. Берлинской стены, рождение объединённой
Германии и последующего окончания “холодной войны”. Развал социалистической
системы в Восточной Европе неизбежно привёл к прекращению в 1991 г.
деятельности Организации Варшавского Договора.
Крах
коммунизма позволил союзникам планировать новый мировой порядок. Но
одновременно он открыл дорогу к новым региональным и этническим конфликтам в
расколотом Советском союзе и в Югославии, что в последствии привело к созданию
сил НАТО по выполнению соглашений (ИФОР) и сил стабилизации (СФОР). Последующие
инициативы НАТО, такие как ПРМ и СЕАП, а также подписание Основополагающего
Акта Россия-НАТО и хартии НАТО-Украина говорит о колоссальной гибкости и
способности адаптации альянса к новым условиям. Альянс пережил потрясения 90-х
и продемонстрировал готовность к решению глобальных проблем нарастающего
масштаба в XXI веке.
Версия вторая, оправдывающая якобы агрессивную политику Советского
Союза и заставляющая задуматься о том, что политика СССР была все же более
оборонительной, нежели наступательной и агрессивной. Так как в 1946 году в
Фултоне (США) Уинстон Черчилль произнес речь, в которой призвал бывших
союзников СССР собирать оружие и идти против Советского Союза, это было началом
холодной войны, то есть холодную войну СССР объявил Запад, а не наоборот:
Рассмотрим
сначала, что представляет собой Организация Варшавского договора и что
предпринимало СССР в годы организации НАТО. Организация Варшавского договора
была основана в 1955 году - через 6 лет после образования НАТО. Однако
сотрудничество стран соцлагеря существовало задолго до этого: после второй
мировой войны в странах восточной Европы пришли к власти правительства во главе
с коммунистами, отчасти это было связано с тем, что после второй мировой войны
в восточной Европе остались советские войска, создававшие психологический фон.
В 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи, в который
первоначально вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а
затем и ряд других стран.
В
связи с некоторыми перекосами в отношениях СССР со своими союзниками (еще не
доказано из-за кого возникли эти самые «перекосы») после марта 1953 года в
Восточной Европе, в некоторых странах соцлагеря обозначились признаки массового
недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в некоторых городах Чехословакии,
обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьезные волнения в июне 1953 года в
ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением уровня жизни
населения, привели страну на грань всеобщей забастовки. Советское правительство
было вынуждено ввести в ГДР танки, которые с помощью полиции подавили
выступления рабочих. После смерти И. В. Сталина новое советское руководство
предприняло ряд поездок за рубеж, с целью переговоров и личного знакомства с
лидерами соцстран. В результате этих поездок в 1955 году и была образована
организация Варшавского договора, в которую вошли почти все страны Восточной
Европы, кроме Югославии, которая традиционно придерживалась политики
неприсоединения. В рамках ОВД были созданы объединенное командование
Вооруженных сил и Политический консультативный комитет- орган, координирующий
внешнеполитическую деятельность стран Восточной Европы. Определяющую роль во
всех военно-политических структурах ОВД играли представители советской армии.
Итак, только ОВД была способна противостоять блоку НАТО.
Создание
НАТО было следствием холодной войны и поэтому вся его деятельность была
направлена на противоборство с Советским Союзом и другими соцстранами
(впоследствии объединившимися в Варшавский договор). В 1949 году была
ликвидирована атомная монополия США, что привело к резкому усилению
тенденции соперничества и наращиванию производств оружия массового
уничтожения. После создания термоядерного оружия в 50-х годах, а вслед за
тем доставки его к цели СССР направил свои усилия на установление
военно-стратегического паритета с США, которое произошло на рубеже 60-70-х
годов.
Создание
Северо-Атлантического пакта и его вооруженных сил, сопровождаемое
ремилитаризацией Западной Германии, чрезвычайно усилило международную
напряженность. В то время как правительство США вопреки существовавшим
соглашениям между великими державами — победителями во второй мировой войне
принимало все меры к ремилитаризации Западной Германии, правительство
Советского Союза прилагало все усилия к тому, чтобы разрешить германский вопрос
на основе, предохраняющей от превращения ФРГ в опасное для всеобщего мира милитаризованное
государство.
В
октябре 1950 г. на совещании министров иностранных дел Советского Союза и
стран народной демократии в Праге была разработана и предложена программа
решения германского вопроса, 3-й пункт этой программы гласил:
«Безотлагательное заключение мирного договора с Германией с восстановлением
единства германского государства в соответствии с Потсдамским соглашением, с
тем чтобы оккупационные войска всех держав были выведены из Германии в годичный
срок после заключения мирного договора». Подобное предложение, естественно, не
гармонировало с американскими планами вооружения Западной Германии. Оно было
оставлено без последствий.
10 марта 1952 г.
Советское правительство в нотах, посланных США, Англии и Франции, предложило
восстановление единой Германии и образование обще германского правительства,
выражающего волю германского народа. Восстановленная единая Германия должна
была быть совершенно независимой, не вступающей в какие-либо коалиции или
военные союзы. Обще германское правительство должно было гарантировать
полностью гражданские свободы на всей территории государства отдельным лицам и
организациям, не допуская в то же время существования организаций, враждебных
демократии и делу сохранения мира ".
Правительство
США отклонило это предложение, как «не содержащее ничего нового».
Уолтер
Липпман, комментируя этот ответ, писал, что государственный департамент будет
препятствовать организации общих выборов в Германии до окончательного
вовлечения ФРГ в НАТО.
Таким
образом, усилия Советского Союза, направленные на решение германской проблемы и
на ослабление международной напряженности, не находили отклика в Вашингтоне.
Первый
кризис начался уже через год после образования НАТО в 1950 году - это был
кризис в Корее. Военное командование США намеревалось применить атомное оружие,
его удержало только опасение аналогичных ответных мер со стороны СССР. В
сложившейся ситуации СССР счел необходимым оказать военно-техническую помощь
Корее. Кроме СССР, помощь КНДР оказывали КНР и другие социалистические страны.
К середине 1951 года обстановка в Корее стабилизировалась, начались мирные
переговоры, в результате которых 27 июля в 1953 года было подписано соглашение
о перемирии.
Благодаря
смене высшего руководства СССР и так называемой Хрущевской оттепели в 1954 году
состоялось совещание министров иностранный дел США, Великобритании, Франции и
СССР. По ряду вопросов о коллективной безопасности в Европе и ряде кризисов.
Поскольку западные представители рекламировали на совещании оборонительный
характер НАТО, то после совещания советское правительство выступило с
предложением вступления СССР в НАТО и заключению договора о коллективной
безопасности в Европе с участием США. Все эти предложения были отвергнуты
западом. На все дальнейшие инициативы Советского союза по началу переговоров о
заключении пакта о не нападении между НАТО и странами Варшавского договора
НАТО отвечало отказом и объявляло эти инициативы как пропагандистские.
Самый
опасный международный кризис возник осенью 1962 года в связи с обстановкой
вокруг Кубы. После революции на Кубе и установления там социализма, Советский
Союз, в связи с территориальной близостью Кубы с США, разместил там атомные
ракеты. В ответ на это США стянуло к острову свой флот и выдвинуло ультиматум.
На начавшихся переговорах был достигнут компромисс, и атомные ракеты с Кубы
были выведены. Руководителям США и СССР в ходе Карибского и корейского
кризисов, несмотря на взаимную неприязнь удалось избежать прямого военного
столкновения, которое вероятно привело бы к атомной войне со всеми ее
последствиями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35
|