Согласно Положению о Координационном совете, он призван
обеспечивать слаженную и скоординированную работу государственных органов
исполнительной власти и представителей частного сектора по развитию туризма в
КР и осуществлению мониторинга и контроля над исполнением принятых решений.
Совет был создан в начале 2001г., Года поддержки и развития туризма. В тот год
Совет работал очень активно и много сделал для отрасли. Уже в 2002 г. активность
Совета резко снизилась. Если в 2001 г. состоялось шесть заседаний Совета, то в
2002 г. – только одно. Сегодня трудно объяснить причины этого. Впечатление
такое, что интерес к туризму у правительства резко упал, и кампания в
поддержку туризма за кончилась. 
До недавнего времени в аппарате Премьер-министра существовал отдел
туризма и предпринимательства, который курировал вопросы туристической
отрасли. После очередной структурной реорганизации в Правительстве осенью 2002
г. этот отдел был упразднен, и туризм был передан в отдел социально-культурного
развития, куда в числе других секторов входит и сектор науки, образования,
культуры, туризма и спорта.[20]
Туризмом, этой производственной отраслью стало заниматься в Правительстве
подразделение социальных вопросов. Как говорится, комментарии излишни. 
Из анализа структуры законодательных и управляющих отраслью
институтов видно, что отношение у государства к туристическом отрасли не как к
производственной отрасли экономики, а как к отрасли социальной
направленности. Если бы это было иначе, туризмом бы занимались подразделения и
специалисты отраслей материального производства. Это одна из причин
пробуксовки отраслевых планов и программ. В свое время мы много иронизировали
по поводу того, что в Казахстане, например, туризм находился в министерстве,
ведающем нефтью. Представляется, что напрасно иронизировали - «в чужом глазу
соринку видно ...». Отношение к туризму у нас в республике, по-видимому, опять
меняется в худшую сторону. 
Другой важной доставляющей структуры отрасли являются общеобразовательные
институты. Сюда относятся предприятия и организации по подготовке кадров для
отрасли. Сегодня в республике их более 15. Ежегодная потребность отрасли
составляет около 350 специалистов различного уровня в год. Из них до 10 человек
высшего управленческого персонала, около 40 человек среднего управленческого
персонала, около 100 человек низового управленческого персонала и около 200
человек исполнительского уровня. Ежегодный выпуск специалистов по республике,
составляет около 150 человек. В основном - это средний управленческий персонал.
Подавляющая часть выпускников остается невостребованной отраслью из-за несоответствия
потребностям производителей турпродукта. Подготовка или переподготовка высшего
управленческого персонала не проводится. Низовой управленческий персонал
готовится в недостаточном количестве и в ограниченном ассортименте.
Исполнительский персонал готовится только для гостиничного хозяйства и не
удовлетворяет потребности других отраслей по производству туруслуг. На сегодня
система подготовки кадров для отрасли неудовлетворительная. Адаптация
деятельности образовательных институтов к потребностям отрасли не
осуществляется. 
Важную роль в отрасли играют донорские институты. Это
разнообразные международные организации, оказывающие помощь в создании
инфраструктуры туризма в республике и помогающие в продвижении национального
турпродукта на международном рынке Среди наиболее активных организации можно
назвать такие, как ГТЦ (GTZ), ТАСИС (ТACIS), Xельветас (Helvetas), ПРАГМА, Фонд Aга Хана и некоторые другие, имеющие
представительства в Кыргызстане. Среди иностранных организации, не имеющих
представительств в Кыргызстане, но активно оказывающих помощь, можно отметить CBI (Голландия). GTZ (Общество немецкой
технической помощи) реализовало за последние восемь лет несколько крупных
проектов по туризму, базирующихся на оказании консультативной и технической
помощи в области маркетинга и информации. Неоценимую помощь в становлении
туристической отрасли республики оказал консультант ГТЦ Макс Хаберштро,
проработавший в Кыргызстане с 1994 по 2002г. Первые два года Макс Хаберштро
работал с Госкомтурспортом, но с 1997 г. из-за отсутствия понимания и поддержки
его инициатив со стороны руководства Госкомтурспорта сконцентрировался на
работе с частным сектором. Программа TACIS в последние годы реализовала и реализует
несколько проектов в области туризма. При этом сотрудничество идет в основном с
производителями туруслуг и их профессиональными объединениями. Усилия Helvetas сосредоточены на
развитии туристических услуг среди сельского населения[21]. Практически все
донорские организации концентрируют свою деятельность на кооперации с
предпринимательским сектором и очень мало уделяют внимания совершенствованию
работы государственных институтов. Причины этого часто лежат в неприятии
государственными институтами тех новшеств и идей, которые идут от донорских
организаций, как, например, это было в случае с работой Макса Хаберштро. В то
же время именно от качества работы государственных институтов, формирующих
нормативно-правовое поле отрасли, зависит качество функционирования отрасли в
целом. 
Существует
несколько ассоциаций, объединяющих в своих рядах предпринимательские структуры,
связанные с туристической отраслью. Это Кыргызская ассоциация туроператоров,
Ассоциация туризма Шелкового пути, Ассоциация экотуристов, Конгресс
бизнес-ассоциаций туризма, Кыргызская Ассоциация Туризма, основанного на
Сообществах (КАТОС). На стадии формирования находится  ассоциация
пансионатов и курортов. 
Что
отличает их сегодняшнее состояние? На сколько представители бизнеса готовы
участвовать в реализации программ, определенных Концепцией развития туризма,
неважно существующей, или той, которая будет написана? 
Небольшие
ассоциации, объединяющие, прежде всего посредников на рынке туристических
услуг, предпринимают попытки консолидироваться … с целью? 
Создание
различного рода ассоциаций предпринимателей, работающих в сфере туризма,
консолидированные выступления по защите прав туристических операторов на свободную
предпринимательскую деятельность обнадеживают, но этого явно недостаточно и не
конструктивно. 
Складывается
впечатление, что представители туристического бизнеса, представленные, прежде
всего посредниками, стоят на позиции просителя, или вернее даже требователя, и
требуют от государства – а создайте-ка нам условия для нашего процветания.  
В
высказываниях  многих представителей туристических ассоциаций так и слышно
– дайте, создайте, обеспечьте, вы обязаны. 
Необходим
новый подход к формированию  позиции предпринимательства в туризме. 
Ассоциации
туризма должны стать теми, кто будет локомотивом продвижения и развития
туристической отрасли в Кыргызской Республике.  
Бизнес
должен участвовать в формировании нормативной правовой базы, осуществлять
инвестиционную деятельность. Предприниматели должны осознать, что только с их
подачи, при их настойчивости, возможны сдвиги в сфере придания туристической
деятельности экономических стимулов, позволяющих получать доход и приносить
благо государству в целом.  
Инициатива
должна исходить от предпринимателей. Роль бизнеса в реализации Концепции
является самой существенной. Бизнес должен стать двигателем всех тех программ,
которые должны быть  выработаны с их непосредственным участием.  
Создание
действенной ассоциации туризма, основанной на профессионализме ее участников,
финансируемой за счет поступлений от предпринимательских структур, должно стать
приоритетной задачей представителей бизнеса, конечно в том случае, если они
готовы. 
В качестве примера рассмотрим КАТОС, которая
была зарегистрирована в январе 2003 года.[22]
КАТОС - членская национальная организация, которая продвигает услуги
предприятий, занимающихся туризмом, основанным на сообществах, и представляет
интересы своих членов. КАТОС поддерживается Проектом поддержки туризма,
основанного на сообществах (ППТОС), который был инициирован в
мае 2000 г. Данная инициатива нашла поддержку со стороны местного населения, и
на сегодняшний день в Кыргызстане активно работают 10 групп развития туризма на
основе сообществ. 
Своей основной целью Ассоциация ставит повышение жизненного уровня
в отдаленных горных регионах посредством развития инфраструктуры и объектов
туризма без ущерба для окружающей среды и культуры местных жителей. Ассоциация
предоставляет поддержку своим членам - организациям посредством разработки и
реализации маркетинговых стратегий, продвижения товаров и услуг, обучения
основам туризма и бизнеса, помощи в организационном развитии своих членов, а
также путем представления интересов своих членов в разработке политики отрасли
на национальном уровне и в переговорах с представителями базовой индустрии
туризма.   
КАТОС также проводит активную обучающую и просветительную
политику, направленную прежде всего на приобретение практического опыта туритической
деятельности членами Ассоциации. Среди методов обучения широко применяются
разнопрофильные тренинги, семинары и ознакомительные мероприятия для сельских
сервис-провайдеров и партнеров организации. КАТОС содействует созданию
дополнительных рабочих мест внутри  Ассоциации через прием новых членов (в
настоящее время в Ассоциацию входят 10 НПО - общественные объединения, что
составляет более 170 человек), и путем привлечения средств в регионы через
туризм, что повышает уровень доходов и самих сельских сервис-провайдеров, и
местного населения этих районов.  
2.2 Оценка потенциала ресурсов Кыргызстана
для развития туристической отрасли 
Кыргызстан издревле входил в зону
среднеазиатской цивилизации и являлся важным узлом на оживленных трассах
международных, дипломатических и культурных коммуникаций между Востоком и
Западом. Занимая выгодное географическое положение на торговых путях, он
впитывал в себя культурные достижения Востока и Запада. 
В настоящее время Кыргызстан
становится все более привлекательным для любителей экстремального отдыха,
бизнесменов, ученых, спортсменов, а также для людей интересующихся историей и
сегодняшним днем стран, расположенных на Великом Шелковом пути. 
Кыргызстан 
обладает уникальными  природными ресурсами, историко-культурными
достопримечательностями мирового масштаба, а также, необходимыми условиями для
развития международного туризма.  
Опыт
развития зарубежных стран показывает, что международный туризм является крупным
источником пополнения бюджета многих государств и играет роль стимулятора
внешней и внутренней торговли. 
Значение
туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма
на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный
туризм выполняет ряд важных функций: 
1.          
Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и
средство для обеспечения занятости; 
2.          
Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП
страны; 
3.          
Международный туризм способствует диверсификации экономики,
создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма; 
4.          
С ростом занятости в сфере туризма, растут доходы населения, и
повышается уровень благосостояния нации. 
 
В
мировой практике въездной туризм считается основным генератором поступлений
иностранной валюты, поэтому необходимо рассмотреть динамику прибытий и доходов
от въездного туризма в Кыргызстане (Таблица 2.21). 
 
Динамика числа прибытий туристов и поступлений от
туризма в Кыргызстане с 1999 по 2003 г. 
Таблица 2.21 
 
  | 
   Год 
   | 
  
   Число прибытий, человек 
   | 
  
   Среднегодовые 
  изменения, % 
   | 
  
   Поступления, 
  мл. долл. 
   | 
  
   Среднегодовые 
  изменения, % 
   | 
  
 
  | 
   1999 
   | 
  
   48272 
   | 
  
   - 
   | 
  
   14,1 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   2000 
   | 
  
   58756 
   | 
  
   21,7 
   | 
  
   15,3 
   | 
  
   8,5 
   | 
  
 
  | 
   2001 
   | 
  
   98558 
   | 
  
   67,7 
   | 
  
   24,4 
   | 
  
   59,4 
   | 
  
 
  | 
   2002 
   | 
  
   139589 
   | 
  
   41,6 
   | 
  
   35,7 
   | 
  
   46,3 
   | 
  
 
  | 
   2003 
   | 
  
   144100 
   | 
  
   3,2 
   | 
  
   30,8 
   | 
  
   -13,7 
   | 
  
 
  | 
   Источник:
  Нацстатком КР 
   | 
  
   | 
  
 
 
Согласно данным, представленным в
Таблице 2.21,  число прибытий за пять лет возросло почти в 3 раза, и достигло
144100 человек (График 2.21). Поступления за этот же период, возросли более чем
в два раза и составили 30,8 миллионов долларов, что составляет примерно 213
долларов за одно туристское прибытие[23]
(График 2.22). Вышеизложенные данные свидетельствуют о росте, как числа
прибытий в Кыргызскую Республику, так и о росте денежных поступлений от
туризма. 
В 2002 году удельный вес экспорта
туристских услуг в общем объеме экспорта услуг составил 25,8 процента (в 1998г.
– 13,4 процентов).[24] 
Прибывающих в Кыргызстан туристов
можно разделить на туристов из стран СНГ и туристов из стран вне СНГ. Так в
2002 году Кыргызскую Республику посетило 80,5 тыс. граждан из 11 стран СНГ и
59,1 тыс. граждан из 118 стран мира. Таким образом, в 2002 году число прибытий
составило 139589 человек.[25]
 
 
              Диаграмма 2.21                                           Диаграмма 2.22 
Поступления от экспорта
туристических услуг также делятся  на поступления из стран СНГ и из стран вне
СНГ. В 2002 году поступления из стран СНГ составили 16,9 миллионов долларов
США, а из стран вне СНГ – 18,8 миллионов долларов США. Динамика поступления
доходов, как из стран СНГ, так и из стран вне СНГ имеет положительную тенденцию.[26]  
Итак, объединив вышеназванные два
показателя, то есть число прибытий и доход от экспорта туристских услуг можно
получить такой показатель, как средние расходы одного туриста за время
пребывания в Кыргызской Республике. Проанализируем средние расходы одного
туриста из стран СНГ (Таблица 2.22). 
 
  | 
   Средние расходы одного туриста из СНГ за время пребывания
  в КР 
   | 
  
 
  | 
   Таблица 2.22 
   | 
  
 
  | 
   Годы 
   | 
  
   Количество прибывших из
  стран СНГ, чел. 
   | 
  
   Доход, млн. долл. США 
   | 
  
   Средние расходы одного
  туриста за время пребывания в КР, долл. США 
   | 
  
 
  | 
   1998 
  1999 
  2000 
  2001 
  2002 
   | 
  
   42027 
  31180 
  40355 
  68279 
  80457 
   | 
  
   2,4 
  6,0 
  8,8 
  14,5 
  16,9 
   | 
  
   57,10 
  192,43 
  218,06 
  212,36 
  210,05 
   | 
  
 
  | 
   Источник: Нацстатком КР 
   | 
  
   
   | 
  
 
Таким образом, средние расходы
одного туриста из стран СНГ за период с 1998 года по 2002 год возросли более
чем в 3,5 раза, с 57,1 до 210,05 доллара США. 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 
   
 |