Международный туризм и его роль в развитии экономики Кыргызской Республики
ВВЕДЕНИЕ
Международный туризм в настоящее время
является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической
деятельности. Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом,
так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее
значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая сопутствует
формированию и развитию мирового хозяйства. Становится очевидным превращение
туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность
которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения.
Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими
предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение
туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие
экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов,
а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики.
Кыргызстан, обладая уникальными природными
ресурсами и самобытной культурой кочевого народа, имеет огромный
нереализованный потенциал для развития туризма на международном и региональном
рынках.
Туристический потенциал
рекреационных ресурсов и историко-культурного наследия позволяет Кыргызстану
гармонично интегрироваться в международный рынок туризма и достичь интенсивного
развития туризма в стране. Это обеспечит устойчивый рост занятости и доходов населения,
стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличение притока
инвестиций в национальную экономику.
Индустрия туризма в Кыргызстане на
государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики.
Анализ статистических и эмпирических данных свидетельствует о возрастающем
интересе к кыргызстанскому туристическому продукту и благоприятных
тенденциях роста количества туристов и расширения рынков сбыта.
Республика становится
более привлекательной для бизнесменов, спортсменов, ученых, любителей
экстремального отдыха, а также для людей, интересующихся историей и сегодняшним
днем стран, расположенных на Великом Шелковом пути.
Поскольку большую часть
территории Кыргызстана занимают горы, то именно они являются наиболее привлекательным
ресурсом для туристов дальнего зарубежья. Приключенческий туризм пользуется
высоким спросом на мировом туристическом рынке.
Кроме природных достопримечательностей,
Кыргызстан богат историко-культурными памятниками, расположенными на Великом
Шелковом пути, имеющими всемирное значение. Организация транзитных туров на
Великом Шелковом пути особенно актуальна, так как это даст Кыргызстану
возможность вхождения в зону интереса таких стран, как Япония, Малайзия, КНР,
Корея, а также европейских государств.
Целью выпускной работы является исследование современного
состояния международного туризма в Кыргызской Республике, его влияния на
экономику страны
Достижение этой цели потребовало
постановки и решения следующего комплекса задач:
-
исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;
-
раскрыть значение международного туризма в экономике Кыргызской
Республики;
-
исследовать структуру туристической отрасли и потенциал
туристических ресурсов страны;
-
провести анализ факторов оказывающих влияние на развитие;
-
выявить основные направления и перспективы развития международного
туризма в Кыргызской Республике.
Исследование выполнено на основе данных
Национального статистического комитета КР о состоянии и развитии туризма в
Кыргызстане в целом и по регионам в динамике с 1998 г. по 2003 г. Источником
информации также послужили материалы исследований организаций, занимающихся
туристской деятельностью.
Методологической и теоретической основой
работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, положения
экономической теории рыночной экономики, материалы научных семинаров и
конференций.
Выпускная работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава работы «Теоретические основы развития
международного туризма» посвящена раскрытию теоретических аспектов
международного туризма, его роли в мировой экономике. В данной главе
рассматриваются основные направления и тенденции развития международного
туризма в мире, а также в отдельных регионах мира, на основе статистических
данных Всемирной Туристской Организации, Всемирного совета по туризму и
путешествиям и других организаций.
Во второй главе «Потенциальные возможности развития
международного туризма в Кыргызстане» рассматривается современное состояние
международного туризма в Кыргызской Республике, проводится анализ структуры
туристической отрасли в целом, а также отдельных элементов отрасли. В данной
главе проводится исследование потенциала туристических ресурсов. Проводится
анализ туристических ресурсов Кыргызстана в целом и по отдельным областям
республики.
Третья глава «Перспективы развития международного туризма в
Кыргызстане» посвящена изучению основных направлений и перспектив развития
международного туризма в Кыргызской Республике. Также в данной главе
рассматриваются вопросы государственной политики развития международного
туризма. Особое внимание уделяется исследованию концепции развития туризма в
Кыргызской Республике до 2010 года.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
1.1 Место и роль международного туризма в
мировой экономике
Международный
туризм является одной из наиболее динамично-развивающихся сфер
внешнеэкономической деятельности и занимает важное место в современной мировой
экономике, причем его роль постоянно возрастает.
По
данным Всемирной туристской организации, годовой доход от международного
туризма в 2002 г. составил 474,2 млрд. долл. при 702,6 млн. совершенных международных
путешествий.
Кроме того, среди различных видов услуг туризм
занимает одно из ведущих мест, уже сегодня представляя собой одну из крупнейших
отраслей, которая дает свыше 12% от мирового экспорта товаров и услуг, что
составляет 1,289,8 млрд. долларов.[1] Международный туризм входит в число трех
крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и
автомобилестроению.
Международный туризм оказывает значительное
влияние на мировой ВВП. Так, согласно оценкам Всемирного совета по туризму и
путешествиям (WTTC), в 2004 году доля туризма составит 10,4% мирового ВВП, а в
последующие 10 лет, согласно прогнозам, доля туризма возрастет до 10,9%.
Туризм числится в первых пяти позициях общего экспорта 80% стран мира, особенно
Европы, Среднего Востока и США.
Туризм – это феномен. Термин «туризм» нельзя было
найти ни в одном языке мира до середины XIX века. Слово «tour» чаще всего
ассоциировалось с поездкой, затем с фактом временного отсутствия человека в
своем доме по делу или во имя приятного времяпрепровождения, то есть постепенно
вырабатывалась современная интерпретация слова «tourism».
Словарь Вебстера поясняет слово «турист» как «кто-либо
совершающий путешествие для удовольствия или из интереса»[2], другой словарь XIX века содержит
более интересные значения: «люди, которые путешествуют для удовольствия, из
любопытства и оттого, что им нечего делать» и даже «для удовольствия хвастаться
этим потом».
Одно из первоначальных и наиболее точных определений
туризма дано профессорами Бернского университета Гунзикером и Крапфом, которое
позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов туризма.
Первоначально эти ученые были того мнения, что туризм можно определить как ряд явлений
и взаимоотношений, возникающих как результат путешествий людей, до тех пор,
пока это приводит к постоянному пребыванию вне места постоянного проживания и
не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли). Это определение не
касается экскурсий, деловых путешествий, связанных с получением прибыли, даже
когда прибыль не получена в стране пребывания. Необходимо заметить, что трудно
установить различия между деловыми путешествиями и теми, которые
предпринимаются с целью развлечения, так как большинство путешествий являются
комбинацией этих двух видов путешествий.
Со временем базовая концепция туризма расширилась и
стала включать различные виды деловых путешествий, которые не приводят к
постоянному пребыванию в стране и не подразумевают получение прибыли.
Для того чтобы выявить особенности современного этапа
развития туризма, необходимо рассмотреть историю его возникновения.
Современный туризм – явление, с одной стороны,
молодое, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны, с
другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия
известны человечеству с древнейших времен.
Периодизация развития туризма в Западной Европе очень
подробно освещена В.Б.Сапруновой[3]. В ее основу положены
следующие критерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки;
целевые функции туризма на разных этапах развития. Согласно этой периодизации,
в истории развития туризма различается 4 этапа:
1.
до начала
XIX века – предыстория туризма;
2.
начало
XIX века – начало XX века – элитарный туризм; зарождение специализированных
предприятий по производству туристских услуг;
3.
начало XX
века – до Второй мировой войны – начало становления социального туризма;
4.
после
Второй мировой войны – современный этап – массовый туризм, формирование
туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и
услуг для туризма. Именно в этот период туризм приобретает действительно
массовый характер: из предмета роскоши он становится потребностью для
большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В определенной
степени, этому способствовало сокращение рабочего времени, и, соответственно,
рост свободного времени. Формируется мощная индустрия отдыха со своими
институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и
управления производством.
Итак, на определенном этапе развития экономики,
когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители
услуг для путешествий. Это привело к формированию товара особого вида -
туризма. Таким образом, туризм возник как товар, который можно купить и продать
на потребительском рынке и который реализуется в форме материальных и
нематериальных услуг. Своеобразным достоинством туристских услуг как товара
является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными
затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.
Туризм не является товаром первой жизненной
необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при
определенном уровне его дохода и определенном уровне богатства общества.
Существенное значение для развития международного туризма
имело также стремление отдельных стран к увеличению валютных поступлений от
туризма и создание с этой целью целой отрасли хозяйства — туристской индустрии.
Под туристской индустрией понимается совокупность производственных,
транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристские
услуги и товары туристского спроса. Сюда относятся гостиницы и другие средства
размещения, средства транспорта, предприятия общественного питания,
предприятия, выпускающие сувениры и другие товары туристского спроса. В
туристской индустрии во всем мире занято более 214 млн. человек.[4]
Туристская терминология претерпевает существенные
изменения сообразно стремительному темпу развития и формирования, как
общественных отношений, так и туризма, его отраслей и видов. Толкование туристских
терминов – предмет ожесточенных дискуссий разработчиков теории туризма. Для
того чтобы определить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности,
необходимо, в первую очередь, выделить различные группы субъектов, которые
взаимодействуют в туризме:
1. Туристы. Это люди, которые испытывают различные
психические и физические потребности, природа которых определяет направление и
виды участия этих людей в туристской деятельности в качестве потребителей.
2. Организации, предоставляющие туристам товары и
услуги. Это предприниматели, которые видят в туризме возможность получать
прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на
туристском рынке.
3. Местные органы власти. Рассматривают туризм как
важнейший фактор экономики, связанный с доходами, которые местные граждане
могут получать от этого бизнеса в виде налогов, поступающих в местный бюджет.
4. Принимающая сторона. Местное население,
воспринимающее туризм, в первую очередь, как фактор занятости населения. Для
этой группы важным является результат взаимодействия с туристами, в том числе и
с иностранными.
Таким образом, туризм может быть определен как
совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии
туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе
туристской деятельности.
Путешествия, туризм – это комплекс родственных сфер
бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров,
то есть работа туристских агентств. Непосредственно привлечены к туризму транспортные
организации, предприятия общественного питания и учреждения размещения. К
сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые
финансируют развитие сферы обслуживания.
Изучение туризма с научной точки зрения с недавних пор
привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла
необходимость в разработке точных и согласованных определений и терминов. Этой
проблемой ежегодно занимаются различные организации, включая Организацию
Объединенных Наций, Всемирную Туристскую Организацию, Организацию
Экономического Сотрудничества и Развития.
Международные организации постоянно обращаются к теме
туристской терминологии, в основном с целью согласования принципов
международной статистики. Так, в 1937 году определение «международный турист»
было дано на Конференции экспертов по статистике Лиги Наций. В 1950 году International Union of Official Travel
Organization(IUOTO) – Международный союз
официальных туристских организаций (МСОТО), преобразованный в 1975 году во
Всемирную Туристскую Организацию (ВТО), уточнил определение «турист», введя
новые понятия: «экскурсант» и «транзитный путешественник». При этом было дано
четкое разграничение этих категорий от категории «турист».
Приведем классическое определение туризма, данное В.А.
Квартальновым: «Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного
проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное
время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых,
познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой
работой в посещаемом месте»[5].
Рассмотрим основные понятия и категории с точки зрения
норм. В законе Кыргызской Республики «О туризме»[6], дается
следующее определение. Туризм - временные выезды (путешествия)
граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства
за пределы постоянного места жительства в оздоровительных,
познавательных или профессионально-деловых, спортивных, религиозных и
других целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте)
временного пребывания.
Изучение туризма осуществляется с помощью различных
подходов и методов, в выборе которых нет единодушия среди специалистов.
Например, авторитетные американские профессора Р. Макинтош, Ч. Голднер и Б.
Ритчи рекомендуют следующие подходы[7]:
1. Институциональный подход к изучению туризма
подразумевает изучение разных туристских институтов и посредников, таких, как
отели, рестораны, туроператоры, турагенты и др. Этот метод требует исследования
организационного процесса, операционных методов, экономической среды бизнеса и
др.
2. Подход, основанный на изучении продукта, исследует
различные туристские продукты во взаимосвязи с их производством, продвижением
на рынке и реализацией. Однако этот подход требует много времени для изучения и
не позволяет исследователям быстро определить основы туризма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|