Таким образом, число прибытий с 1960 по 2000
увеличилось почти в 10 раз (Диаграмма 1.4). Среднегодовые темпы роста числа прибытий
иностранных туристов, составившие с 1990 года по 2000 год 4,3%, отражают
жизнестойкость и устойчивость международного туризма перед экономическими
колебаниями.
Динамика числа прибытий туристов и поступлений
от туризма во всем мире за 1960-2002гг.
Таблица 1.3
|
Число прибытий, млн. человек
|
Изменения, %
|
Поступления,
млрд. долл.
|
Изменения, %
|
1960
|
69,2
|
-
|
6,86
|
-
|
1970
|
159,6
|
130,4
|
17,9
|
163,2
|
1980
|
284,8
|
78,3
|
102,3
|
471,9
|
1990
|
459,2
|
61,2
|
264,7
|
158,5
|
2000
|
687,3
|
49,6
|
473,4
|
78,8
|
Источник:
Всемирная Туристская Организация (ВТО)
|
|
Доходы стран от
продажи услуг туризма выросли в этот период более чем в 69 раз, с 6,8 млрд.
долл. до 473,4 млрд. долл. (Диаграмма 1.5).
Диаграмма 1.4 Диаграмма
1.5
Возрастающее
значение туризма в экономическом развитии все большего числа стран подтверждает
предположение, что доля поступления от международного туризма в ближайшее
десятилетие будет расти.
Международный
туризм оказывает значительное влияние на решение проблемы занятости населения,
обеспечения рабочих мест на временной и постоянной основе. По данным Всемирного совета по туризму и
путешествиям(WTTC), в 2004 году в мировом туризме будет занято 8,1% всех
работающих, то есть в сфере туризма будет занят каждый двенадцатый работающий.
Прогнозы показывают, что в 2014 году число работающих в туризме составит 8,6%
всего занятого населения в мире. В США, согласно национальной
статистике, туристская индустрия обеспечивает более 16,7 млн. рабочих мест, что
составляет 11,9 % от общего количества рабочих мест в стране.[8]
Вклад туризма в занятость населения и открытие новых рабочих мест определяют
социально-экономическое значение данного сектора.
Развитие туризма
оказывает стимулирующее воздействие на такие ключевые секторы экономики, как
транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство
товаров народного потребления и, с учетом мультипликативного эффекта,
составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки
экономики.
Увеличение
объемов капитальных инвестиций в туризм также свидетельствует об экономическом
значении этой области на мировом уровне. Так, в 2004 году ожидается, что доля
туризма в общем объеме инвестиций в мире составит 9,4% или 802,3 млрд. долларов.
В общем числе туристических поездок в мире, 60% составляют поездки в связи с
отдыхом, 30% - деловые поездки.
Согласно
прогнозам ВТО, развитие международного туризма будет постоянно возрастать. Так,
средние темпы роста международных туристских посещений 4,2% до 2010 года и 4,5%
в период с 2010 по 2020 год.
Международный туризм способствует экономическому и социальному развитию в
мировом масштабе. Приведенные данные еще раз подтверждают, что международный
туризм занимает важное и значимое место в мировой экономике.
1.2..Тенденции развития международного туризма
в отдельных регионах мира
Для
изучения развития международного туризма и его воздействие на мировую экономику
необходимо рассмотреть отдельные регионы мира. Всемирная туристская организация
(ВТО), выделяет пять основных регионов мира:
·
Америка
·
Африка
·
Азиатско-Тихоокеанский регион
·
Ближний Восток
·
Европа
Международный
туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными
уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее
развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю
этого региона приходится около 60% мирового туристического рынка и около 50%
валютных поступлений. Свыше 18% мирового туристического рынка и 20% валютных
поступлений приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, менее 17% рынка и 24%
валютных поступлений - на Америку, и около 8% рынка и 5% валютных поступлений
на Африку и Ближний Восток, вместе взятых.[9]
Каждый
регион мира делится на более мелкие регионы, которые в свою очередь
представлены составляющими их странами (Таблица 2.1).
Географическое сосредоточение международных
туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, однако
имеет два важных отличия. [10]
Во-первых, страны с
положительным балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания,
Португалия, Греция, часто имеют отрицательный баланс в торговле. Страны с
отрицательным балансом по туристским обменам имеют положительный торговый
баланс, например Германия, Япония.
Состав регионов мира
|
Таблица 2.1
|
Регион
|
Субрегион
|
Страны региона
|
Америка
|
Северная
Америка
Страны
Карибского бассейна
Центральная
Америка
Южная
Америка
|
США,
Канада, Мексика, Багамские острова, Пуэрто-Рико, Доминиканская Республика,
Аргентина, Бразилия
|
Африка
|
Северная
Африка
Западная
Африка
Центральная
Африка
Восточная
Африка
Южная
Африка
|
Тунис,
Марокко, Алжир, ЮАР, Ботсвана, Кения, Зимбабве, Свазиленд, Кения, Мавритания,
Танзания, Сейшельские острова
|
Азиатско-Тихоокеанский
регион
|
Северо-Восточная
Азия
Юго-Восточная
Азия
Океания
Южная
Азия
|
Китай,
Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия, Тайвань,
Япония, Корея, Австралия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Иран, Мальдивы
|
Европа
|
Северная
Европа
Западная
Европа
Центральная/Восточная
Европа
Южная
Европа
Восточное-Средиземноморье
|
Франция,
Испания, Италия, Великобритания, Венгрия, Польша, Австрия, Германия,
Швейцария, Чехия, Португалия, Нидерланды
|
Ближний
Восток
|
-
|
Иордания,
Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сирия, Бахрейн, Кувейт, Ливия, Оман, Катар,
Ирак
|
Во-вторых, обмен туристскими услугами между
индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно
является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами.
Действительно, обмен товарами между индустриальными
странами является, прежде всего, обменом продуктами одной и той же категории,
например торговля автомобилями между США и Японией или продуктами питания
между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В
туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе
культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены
традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном
проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран
отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.
Европа прочно удерживает первое место среди
других регионов мира по числу принятых иностранных туристов. В 2002 году,
несмотря на незначительный рост в 2%, международные туристские прибытия
составили 400 миллионов человек. Доходы от международного туризма возросли до
240 миллиардов долларов, что составляет цифру в 600 долларов за одно
туристическое прибытие. Наиболее яркими лидерами в этом регионе являются
Франция и Испания, которые показывают наилучшие результаты по числу принятых
международных туристов и по доходам от международного туризма. Турция
лидирует в этом регионе по объемам роста международного туризма, составляя
19%. Российская Федерация, Украина и страны СНГ развиваются довольно
стабильно. Великобритания последние три года имеет отрицательный тренд развития
(Таблица 2.2).
За относительной потерей доминирующего положения
Европы стоят следующие факторы:
• некоторые западноевропейские страны, в частности
на юге Европы, такие, как Италия и Греция, в меньшей степени Испания и
Португалия, терпят падение конкурентоспособности вследствие старения их
туристского продукта;
• некоторые североевропейские страны, например
Великобритания, Дания, Норвегия и Швеция, очень дорогие для туристов. Это
неизбежно влияет на их конкурентоспособность;
• растет популярность стран Юго-Восточной
Азии, которые с недавнего времени успешно развивают свою туристскую индустрию.
Тем не менее, снижение доли европейского рынка в
международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и
поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха
Западной и Южной Европы. Эти зоны насчитывают 64,5% всех прибытий в Европу.
Такая туристская концентрация - результат привычки проводить летние каникулы
на пляжах.
Международные прибытия и доходы от туризма в
Европе
|
Таблица
2.2
|
Страна
|
Международные туристские прибытия
|
Доходы от международного туризма
|
1000
|
Изменение, %
|
Доля, %
|
Млн. долл.
|
Изменение, %
|
Доля, %
|
2002
|
01/00
|
02/01
|
2002
|
|
01/00
|
02/01
|
2002
|
Европа
|
399,759
|
-0,5
|
2,3
|
100
|
240,490
|
-1,7
|
6,5
|
100
|
Австрия
|
18,611
|
1.1
|
2.4
|
4.7
|
11,237
|
1.9
|
11.1
|
4.7
|
Бельгия
|
6,724
|
-0.1
|
4.2
|
1.7
|
6,892
|
4.7
|
-0.2
|
2.9
|
Хорватия
|
6,944
|
12.2
|
6.1
|
1.7
|
3,811
|
20.9
|
14.3
|
1.6
|
Франция
|
77,012
|
-2.6
|
2.4
|
19.3
|
32,329
|
-2.5
|
7.8
|
13.4
|
Германия
|
17,969
|
-5.9
|
0.6
|
4.5
|
19,158
|
-0.3
|
4.0
|
8.0
|
Греция
|
14,180
|
7.3
|
0.9
|
3.5
|
9,741
|
2.4
|
3.1
|
4.1
|
Венгрия
|
15,870
|
-1.5
|
3.5
|
4.0
|
3,273
|
9.4
|
-13.2
|
1.4
|
Ирландия
|
6,476
|
-4.4
|
1.9
|
1.6
|
3,089
|
7.0
|
10.7
|
1.3
|
Италия
|
39,799
|
-3.9
|
0.6
|
10.0
|
26,915
|
-6.2
|
4.3
|
11.2
|
Нидерланды
|
9,595
|
-5.0
|
1.0
|
2.4
|
7,706
|
-6.8
|
14.6
|
3.2
|
Польша
|
13,980
|
-13.8
|
-6.8
|
3.5
|
4,500
|
-21.1
|
-6.5
|
1.9
|
Португалия
|
11,666
|
0.6
|
-4.1
|
2.9
|
5,919
|
4.2
|
7.5
|
2.5
|
Россия
|
7,943
|
5.3
|
7.3
|
2.0
|
4,188
|
3.8
|
17.6
|
1.7
|
Испания
|
51,748
|
4.6
|
3.3
|
12.9
|
33,609
|
4.5
|
2.2
|
14.0
|
Швейцария
|
10,000
|
-1.8
|
-7.4
|
2.5
|
7,628
|
-3.5
|
4.4
|
3.2
|
Турция
|
12,782
|
12.5
|
18.5
|
3.2
|
9,010
|
-3.3
|
22.0
|
3.7
|
Украина
|
6,326
|
31.4
|
9.2
|
1.6
|
2,992
|
23.5
|
9.8
|
1.2
|
Великобритания
|
24,180
|
-9.4
|
5.9
|
6.0
|
17,591
|
-16.7
|
8.0
|
7.3
|
Источник: Всемирная Туристская
Организация (ВТО)
|
Сентябрь 2003г.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|