Таким образом, число прибытий с 1960 по 2000
увеличилось почти в 10 раз (Диаграмма 1.4). Среднегодовые темпы роста числа прибытий
иностранных туристов, составившие с 1990 года по 2000 год 4,3%, отражают
жизнестойкость и устойчивость международного туризма перед экономическими
колебаниями. 
Динамика числа прибытий туристов и поступлений
от туризма во всем мире за 1960-2002гг. 
Таблица 1.3 
 
  | 
   | 
  
   Число прибытий, млн. человек 
   | 
  
   Изменения, % 
   | 
  
   Поступления, 
  млрд. долл. 
   | 
  
   Изменения, % 
   | 
  
 
  | 
   1960 
   | 
  
   69,2 
   | 
  
   - 
   | 
  
   6,86 
   | 
  
   - 
   | 
  
 
  | 
   1970 
   | 
  
   159,6 
   | 
  
   130,4 
   | 
  
   17,9 
   | 
  
   163,2 
   | 
  
 
  | 
   1980 
   | 
  
   284,8 
   | 
  
   78,3 
   | 
  
   102,3 
   | 
  
   471,9 
   | 
  
 
  | 
   1990 
   | 
  
   459,2 
   | 
  
   61,2 
   | 
  
   264,7 
   | 
  
   158,5 
   | 
  
 
  | 
   2000 
   | 
  
   687,3 
   | 
  
   49,6 
   | 
  
   473,4 
   | 
  
   78,8 
   | 
  
 
  | 
   Источник:
  Всемирная Туристская Организация (ВТО) 
   | 
  
   | 
  
 
Доходы стран от
продажи услуг туризма выросли в этот период более чем в 69 раз, с 6,8 млрд.
долл. до 473,4 млрд. долл. (Диаграмма 1.5). 
                   
Диаграмма 1.4                                                      Диаграмма
1.5 
     
Возрастающее
значение туризма в экономическом развитии все большего числа стран подтверждает
предположение, что доля поступления от международного туризма в ближайшее
десятилетие будет расти. 
Международный
туризм оказывает значительное влияние на решение проблемы занятости населения,
обеспечения рабочих мест на временной и постоянной основе. По данным Всемирного совета по туризму и
путешествиям(WTTC), в 2004 году в мировом туризме будет занято 8,1% всех
работающих, то есть в сфере туризма будет занят каждый двенадцатый работающий.
Прогнозы показывают, что в 2014 году число работающих в туризме составит 8,6%
всего занятого населения в мире. В США, согласно национальной
статистике, туристская индустрия обеспечивает более 16,7 млн. рабочих мест, что
составляет 11,9 % от общего количества рабочих мест в стране.[8] 
Вклад туризма в занятость населения и открытие новых рабочих мест определяют
социально-экономическое значение данного сектора. 
Развитие туризма
оказывает стимулирующее воздействие на такие ключевые секторы экономики, как
транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство
товаров народного потребления и, с учетом мультипликативного эффекта,
составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки
экономики. 
Увеличение
объемов капитальных инвестиций в туризм также свидетельствует об экономическом
значении этой области на мировом уровне. Так, в 2004 году ожидается, что доля
туризма в общем объеме инвестиций в мире составит 9,4% или 802,3 млрд. долларов. 
В общем числе туристических поездок в мире, 60% составляют поездки в связи с
отдыхом, 30% - деловые поездки. 
Согласно
прогнозам ВТО, развитие международного туризма будет постоянно возрастать. Так,
средние темпы роста международных туристских посещений 4,2% до 2010 года и 4,5%
в период с 2010 по 2020 год. 
 Международный туризм способствует экономическому и социальному развитию в
мировом масштабе. Приведенные данные еще раз подтверждают, что международный
туризм занимает важное и значимое место в мировой экономике. 
1.2..Тенденции развития международного туризма
в отдельных регионах мира 
 
Для
изучения развития международного туризма и его воздействие на мировую экономику
необходимо рассмотреть отдельные регионы мира. Всемирная туристская организация
(ВТО), выделяет пять основных регионов мира: 
· 
Америка 
· 
Африка 
· 
Азиатско-Тихоокеанский регион 
· 
Ближний Восток 
· 
Европа 
Международный
туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными
уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее
развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю
этого региона приходится около 60% мирового туристического рынка и около 50%
валютных поступлений. Свыше 18% мирового туристического рынка и 20% валютных
поступлений приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, менее 17% рынка и 24%
валютных поступлений - на Америку, и около 8% рынка и 5% валютных поступлений
на Африку и Ближний Восток, вместе взятых.[9] 
Каждый
регион мира делится на более мелкие регионы, которые в свою очередь
представлены составляющими их странами (Таблица 2.1). 
Географическое сосредоточение международных
туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, однако
имеет два важных отличия. [10] 
 
  | 
   Во-первых, страны с
  положительным балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания,
  Португалия, Греция, часто имеют отрицательный баланс в торговле. Страны с
  отрицательным балансом по туристским обменам имеют положительный торговый
  баланс, например Германия, Япония. 
  Состав регионов мира 
   | 
  
 
  | 
   Таблица 2.1 
   | 
  
 
  | 
   Регион 
   | 
  
   Субрегион 
   | 
  
   Страны региона 
   | 
  
 
  | 
   Америка 
   | 
  
   Северная
  Америка  
  Страны
  Карибского бассейна 
  Центральная
  Америка 
  Южная
  Америка 
   
   | 
  
   США,
  Канада, Мексика, Багамские острова, Пуэрто-Рико, Доминиканская Республика,
  Аргентина, Бразилия 
   | 
  
 
  | 
   Африка 
   | 
  
   Северная
  Африка 
  Западная
  Африка 
  Центральная
  Африка 
  Восточная
  Африка 
  Южная
  Африка 
   
   | 
  
   Тунис,
  Марокко, Алжир, ЮАР, Ботсвана, Кения, Зимбабве, Свазиленд, Кения, Мавритания,
  Танзания, Сейшельские острова 
   | 
  
 
  | 
   Азиатско-Тихоокеанский
  регион 
   | 
  
   Северо-Восточная
  Азия 
  Юго-Восточная
  Азия 
  Океания 
  Южная
  Азия 
   | 
  
   Китай,
  Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия, Тайвань,
  Япония, Корея, Австралия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Непал, Иран, Мальдивы 
   | 
  
 
  | 
   Европа 
   | 
  
   Северная
  Европа 
  Западная
  Европа 
  Центральная/Восточная
  Европа 
  Южная
  Европа 
  Восточное-Средиземноморье 
   | 
  
   Франция,
  Испания, Италия, Великобритания, Венгрия, Польша, Австрия, Германия,
  Швейцария, Чехия, Португалия, Нидерланды 
   | 
  
 
  | 
   Ближний
  Восток 
   | 
  
   - 
   | 
  
   Иордания,
  Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ, Сирия, Бахрейн, Кувейт, Ливия, Оман, Катар,
  Ирак 
   | 
  
 
Во-вторых, обмен туристскими услугами между
индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно
является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами. 
Действительно, обмен товарами между индустриальными
странами является, прежде всего, обменом продуктами одной и той же категории,
например торговля автомобилями между США и Японией или продуктами питания
между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В
туризме обмен подобными продуктами также существует, например, в секторе
культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены
традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном
проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран
отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах. 
Европа прочно удерживает первое место среди
других регионов мира по числу принятых иностранных туристов. В 2002 году,
несмотря на незначительный рост в 2%, международные туристские прибытия
составили  400 миллионов человек. Доходы от международного туризма возросли до
240 миллиардов долларов, что составляет цифру в 600 долларов за одно
туристическое прибытие. Наиболее яркими лидерами в этом регионе являются
Франция и Испания, которые показывают наилучшие результаты по числу принятых
международных туристов и по доходам от международного туризма. Турция 
лидирует  в этом регионе по объемам роста международного туризма, составляя
19%.  Российская Федерация, Украина и страны СНГ  развиваются довольно
стабильно. Великобритания последние три года имеет отрицательный тренд развития
(Таблица 2.2). 
За относительной потерей доминирующего положения
Европы стоят следующие факторы: 
•  некоторые западноевропейские страны, в частности
на юге Европы, такие, как Италия и Греция, в меньшей степени Испания и
Португалия, терпят падение  конкурентоспособности вследствие старения их
туристского продукта; 
• некоторые североевропейские страны, например
Великобритания, Дания, Норвегия и Швеция, очень дорогие для туристов. Это
неизбежно влияет на их конкурентоспособность; 
•   растет   популярность   стран   Юго-Восточной
Азии, которые с недавнего времени успешно развивают свою туристскую индустрию. 
Тем не менее, снижение доли европейского рынка в
международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и
поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха
Западной и Южной Европы. Эти зоны насчитывают 64,5% всех прибытий в Европу.
Такая туристская концентрация - результат привычки проводить летние каникулы
на пляжах. 
 
  | 
   Международные прибытия и доходы от туризма в
  Европе 
   | 
  
 
  | 
   Таблица
  2.2 
   | 
  
 
  | 
   Страна 
   | 
  
   Международные туристские прибытия 
   | 
  
   Доходы от международного туризма 
   | 
  
 
  | 
   1000 
   | 
  
   Изменение, % 
   | 
  
   Доля, % 
   | 
  
   Млн. долл. 
   | 
  
   Изменение, % 
   | 
  
   Доля, % 
   | 
  
 
  | 
   2002 
   | 
  
   01/00 
   | 
  
   02/01 
   | 
  
   2002 
   | 
  
   
   | 
  
   01/00 
   | 
  
   02/01 
   | 
  
   2002 
   | 
  
 
  | 
   Европа 
   | 
  
   399,759 
   | 
  
   -0,5 
   | 
  
   2,3 
   | 
  
   100 
   | 
  
   240,490 
   | 
  
   -1,7 
   | 
  
   6,5 
   | 
  
   100 
   | 
  
 
  | 
   Австрия 
   | 
  
   18,611 
   | 
  
   1.1 
   | 
  
   2.4 
   | 
  
   4.7 
   | 
  
   11,237 
   | 
  
   1.9 
   | 
  
   11.1 
   | 
  
   4.7 
   | 
  
 
  | 
   Бельгия 
   | 
  
   6,724 
   | 
  
   -0.1 
   | 
  
   4.2 
   | 
  
   1.7 
   | 
  
   6,892 
   | 
  
   4.7 
   | 
  
   -0.2 
   | 
  
   2.9 
   | 
  
 
  | 
   Хорватия 
   | 
  
   6,944 
   | 
  
   12.2 
   | 
  
   6.1 
   | 
  
   1.7 
   | 
  
   3,811 
   | 
  
   20.9 
   | 
  
   14.3 
   | 
  
   1.6 
   | 
  
 
  | 
   Франция 
   | 
  
   77,012 
   | 
  
   -2.6 
   | 
  
   2.4 
   | 
  
   19.3 
   | 
  
   32,329 
   | 
  
   -2.5 
   | 
  
   7.8 
   | 
  
   13.4 
   | 
  
 
  | 
   Германия 
   | 
  
   17,969 
   | 
  
   -5.9 
   | 
  
   0.6 
   | 
  
   4.5 
   | 
  
   19,158 
   | 
  
   -0.3 
   | 
  
   4.0 
   | 
  
   8.0 
   | 
  
 
  | 
   Греция 
   | 
  
   14,180 
   | 
  
   7.3 
   | 
  
   0.9 
   | 
  
   3.5 
   | 
  
   9,741 
   | 
  
   2.4 
   | 
  
   3.1 
   | 
  
   4.1 
   | 
  
 
  | 
   Венгрия 
   | 
  
   15,870 
   | 
  
   -1.5 
   | 
  
   3.5 
   | 
  
   4.0 
   | 
  
   3,273 
   | 
  
   9.4 
   | 
  
   -13.2 
   | 
  
   1.4 
   | 
  
 
  | 
   Ирландия 
   | 
  
   6,476 
   | 
  
   -4.4 
   | 
  
   1.9 
   | 
  
   1.6 
   | 
  
   3,089 
   | 
  
   7.0 
   | 
  
   10.7 
   | 
  
   1.3 
   | 
  
 
  | 
   Италия 
   | 
  
   39,799 
   | 
  
   -3.9 
   | 
  
   0.6 
   | 
  
   10.0 
   | 
  
   26,915 
   | 
  
   -6.2 
   | 
  
   4.3 
   | 
  
   11.2 
   | 
  
 
  | 
   Нидерланды 
   | 
  
   9,595 
   | 
  
   -5.0 
   | 
  
   1.0 
   | 
  
   2.4 
   | 
  
   7,706 
   | 
  
   -6.8 
   | 
  
   14.6 
   | 
  
   3.2 
   | 
  
 
  | 
   Польша 
   | 
  
   13,980 
   | 
  
   -13.8 
   | 
  
   -6.8 
   | 
  
   3.5 
   | 
  
   4,500 
   | 
  
   -21.1 
   | 
  
   -6.5 
   | 
  
   1.9 
   | 
  
 
  | 
   Португалия 
   | 
  
   11,666 
   | 
  
   0.6 
   | 
  
   -4.1 
   | 
  
   2.9 
   | 
  
   5,919 
   | 
  
   4.2 
   | 
  
   7.5 
   | 
  
   2.5 
   | 
  
 
  | 
   Россия 
   | 
  
   7,943 
   | 
  
   5.3 
   | 
  
   7.3 
   | 
  
   2.0 
   | 
  
   4,188 
   | 
  
   3.8 
   | 
  
   17.6 
   | 
  
   1.7 
   | 
  
 
  | 
   Испания 
   | 
  
   51,748 
   | 
  
   4.6 
   | 
  
   3.3 
   | 
  
   12.9 
   | 
  
   33,609 
   | 
  
   4.5 
   | 
  
   2.2 
   | 
  
   14.0 
   | 
  
 
  | 
   Швейцария 
   | 
  
   10,000 
   | 
  
   -1.8 
   | 
  
   -7.4 
   | 
  
   2.5 
   | 
  
   7,628 
   | 
  
   -3.5 
   | 
  
   4.4 
   | 
  
   3.2 
   | 
  
 
  | 
   Турция 
   | 
  
   12,782 
   | 
  
   12.5 
   | 
  
   18.5 
   | 
  
   3.2 
   | 
  
   9,010 
   | 
  
   -3.3 
   | 
  
   22.0 
   | 
  
   3.7 
   | 
  
 
  | 
   Украина 
   | 
  
   6,326 
   | 
  
   31.4 
   | 
  
   9.2 
   | 
  
   1.6 
   | 
  
   2,992 
   | 
  
   23.5 
   | 
  
   9.8 
   | 
  
   1.2 
   | 
  
 
  | 
   Великобритания 
   | 
  
   24,180 
   | 
  
   -9.4 
   | 
  
   5.9 
   | 
  
   6.0 
   | 
  
   17,591 
   | 
  
   -16.7 
   | 
  
   8.0 
   | 
  
   7.3 
   | 
  
 
  | 
   Источник: Всемирная Туристская
  Организация (ВТО) 
   | 
  
   Сентябрь 2003г. 
   | 
  
 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 
   
 |