Международные туристские
прибытия по странам с переходной экономикой, в период с 1990 года по 2002 год,
характеризуют значительный рост в индустрии туризма. Среднегодовой рост туризма
в этих странах, в период с 1990 года по 2000 год составляет 5,8%, что превышает
среднегодовые темпы роста в мире.
ГЛАВА 2. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В КЫРГЫЗСТАНЕ
2.1
Структура туристической отрасли Кыргызстана
В
условиях растущей глобализации мировая туристская индустрия представляет
приоритетный интерес и большие перспективы для Кыргызской Республики. Используя
уникальный потенциал природы и культурного наследия Кыргызстана, необходимо
гармонично интегрироваться в туристическую отрасль мировой экономики и достичь интенсивного
развития туризма в республике, обеспечив устойчивый рост занятости и доходов
населения, стимулирование развития смежных с туризмом отраслей и увеличения
притока иностранных инвестиций в экономику.
Как
известно, туризм в Кыргызстане провозглашен приоритетной отраслью развития
экономики. Благодаря последовательной реализации политики открытости и
осуществлению рыночных реформ в республике, в настоящее время, уже сложился
рынок туристических услуг, в котором на сегодняшний день преобладает доля частного
сектора.
Существующая
на настоящий момент инфраструктура услуг в республике пока что не отвечает
потребностям активно развивающегося туризма, однако, она может стать основой
для создания более современной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам и
учитывающей экологические требования.
По
состоянию на 1 января 2003г. в Кыргызской Республике зарегистрировано около 24
тыс. хозяйствующих субъектов, как юридических лиц, их филиалов и
представительств, так и физических лиц, деятельность которых связана со сферой
туризма.[11]
Среди них 230 гостиниц, 1690 предприятий отдыха и туризма, 83
санаторно-курортных учреждений, а также физкультурно-оздоровительные
учреждения, специализированные торговые предприятия, природные парки и
заповедники, автотранспортные предприятия, рестораны, рекламные агентства и др.
(Таблица 2.10).
Число
предприятий и организаций сферы туризма на 1 января 2003г.
|
Таблица
2.10
|
|
Всего
|
в
том числе:
|
гостиницы
|
предприятия отдыха и туризма
|
санаторно-курортные
учреждения
|
Кыргызская Республика
|
2003
|
230
|
1690
|
83
|
Баткенская область
|
24
|
14
|
8
|
2
|
Джалал-Абадская область
|
93
|
20
|
64
|
9
|
Иссык-Кульская область
|
292
|
38
|
226
|
28
|
Нарынская область
|
109
|
19
|
88
|
о
|
Ошская область
|
150
|
25
|
117
|
8
|
Таласская область
|
13
|
1
|
8
|
4
|
Чуйская область
|
171
|
23
|
134
|
14
|
г. Бишкек
|
1151
|
90
|
1045
|
16
|
Источник: Нацстатком
КР
|
Для понимания основных аспектов и
специфики развития туристической отрасли Кыргызской Республики, необходимо
знать из каких элементов она состоит, каким образом элементы отрасли
взаимодействуют между собой. Кроме того, необходимо понимать содержание и
особенности каждого элемента отрасли. Для этого рассмотрим структуру
туристической отрасли в Кыргызской Республике.[12]
В структуре субъектов отрасли по функциональным особенностям
можно выделить следующие основные институты:
1)
производительные;
2)
законодательные и управляющие отраслью;
3)
контролирующие;
4)
общественные;
5)
инфраструктура;
6)
образовательные;
7) донорские.
Основа отрасли – производители туруслуг и нормативно-правовая
база, регулирующая отрасль и предпринимательство. Как известно, турпродукт
состоит из следующих составляющих: 1) транспорт; 2) размещение; 3) питание; 4)
привлекательность; 5) сопровождение и 6) снабжение. Наглядно, турпродукт можно
проиллюстрировать с помощью Схемы 2.1.
Схема 2.1 Элементы турпродукта
Производители и
организаторы этих составляющих являются основными предприятиями, формирующими ВВП отрасли.
Основной поток туристов проходит
через частные фирмы. Частный сектор туристической индустрии Кыргызстана начал
формироваться с началом перестройки в 1988 году, когда создавалась реальная
возможность для существования частного предпринимательства. Несмотря на то, что
на сегодняшний день в Кыргызстане насчитывается порядка 25 тысяч хозяйствующих
субъектов, связанных со сферой туризма, реально приемом туристов занимаются
около трех десятков частных фирм, которые принимают порядка 90% туристов.[13]
Ниже
представлен список турфирм, предоставляющие туристические услуги на рынке
Кыргызстана[14]:
Aero-Tour
AKC Kyrgyz
Concept
AK-SAI TRAVEL
Amaze Travel
Solution
ASHU TRAVEL
AVANTE Travel
C.A.T.
Corporation
Club
Vezdekhod
Daana Travel
Dostuck-Trekking
Exotic Tour
Glavtour
Homestay in
Kyrgyzstan
Horizon
Travel
International
Mountaineering Camp "Pamir"
ITMC
Tien-Shan
NoviNomad
The Celestial
Mountains Tour Company
TopAsia
Travel Agency
Wanderlust
Travel Company
Welcome to
Shepherds' Life
Макмал Тур
Макс
Тур
Миллениум
Турсервис
ОсОО
"Восход"
Свободный
альпинист
Туркестан
Наиболее
крупными из них являются AKC Kyrgyz Concept, Ak-Sai Travel, C.A.T. Corporation, Glavtour, Макмал Тур.
Данные компании характеризуются тем, что предоставляют довольно широкий спектр
услуг. Основными туристическими услугами, которые предоставляют данные
компании, являются:
·
резервирование и продажа авиабилетов;
·
резервирование гостиниц и транспорта;
·
размещение и встреча туристов;
·
оказание услуг по оформлению загранпаспортов, виз, страховых
полисов;
·
услуги гида-переводчика;
·
организация туров и поездок
·
предоставление транспортного и экскурсионного обслуживания с
помощью своих ресурсов, а также с помощью зарубежных партнеров.
·
оказание прочих услуг.
Из
перечисленного выше понятно, что турфирма формирует туристический пакет из
услуг предприятий различных отраслей. Предприятия участвующие в формировании
турпакета образуют инфраструктуру туризма.
Инфраструктура
туризма в Кыргызстане представлена совокупностью средств размещения,
транспортных средств, объектов питания, развлекательного, познавательного,
делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения.
Таким образом, основополагающими элементами
инфраструктуры являются:
v
транспортная индустрия (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный
транспорт);
v
гостиничная индустрия
(гостиницы, специализированные средства размещения);
v
индустрия питания (рестораны,
кафе, бары, столовые и другие предприятия по поставке готовой пищи);
v
индустрия развлечений (парки, театры,
цирки, музеи и др.).
Каждый элемент инфраструктуры туристической
отрасли Кыргызстана имеет свои специфические особенности. Так, например, в
связи с географическим положением, в Кыргызстане наиболее развитым является
автомобильный транспорт. Менее развитыми являются - водный и железнодорожный
транспорт, хотя, наибольшее количество туристов прибывают в Кыргызстан
железнодорожным транспортом.[15]
Очевидно, что отрасль туризма предполагает
параллельное развитие всех элементов и взаимных связей социально-экономического
комплекса. При таком условии достигается максимальная эффективность.
Кроме того, наряду с основными сегментами функционируют
дополнительные, предоставляющие сопутствующие услуги, такие как, банковские и финансовые, информационные, услуги
страхования и услуги связи и др.
Туристские перевозки являются одним из важнейших
элементов туристской индустрии. Перевозки туристов в Кыргызской Республике
осуществляются воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом.
Кыргызская Республика расположена в центре Евразии, на стыке
перспективных авиационных, транспортных и экономических артерий между Европой и
Азией, Севером и Югом. Главная задача в этой области - сделать республику
доступной для зарубежных туристов, наладив прямые международные воздушные
сообщения, для чего необходимо провести ряд мероприятий, в том числе: завершить
реконструкцию аэропорта "Манас"; создать условия для функционирования
на рынке авиационных перевозок конкурентоспособных авиакомпаний,
зарегистрированных на территории Кыргызской Республики; повысить безопасность
полетов и качество обслуживания пассажиров.
Согласно данным НСК КР, в 2002 году всеми видами
транспорта перевезено 566,3 тысячи человек[16].(Таблица
2.11)
Таблица 2.11
|
Перевозки туристов по видам
сообщений
(тысяч человек)
|
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
Перевезено туристов - всего
|
968,8
|
570,2
|
608,4
|
544,8
|
566,3
|
Воздушным транспортом
|
|
|
|
|
|
въездные международные
|
44,1
|
24,1
|
14,4
|
46,4
|
39,8
|
выездные международные
|
117,9
|
112,8
|
130,0
|
60,2
|
50,7
|
внутренние
|
269,8
|
175,1
|
128,5
|
91,1
|
94,1
|
Железнодорожным транспортом
|
|
|
|
|
|
въездные международные
|
70,6
|
39,5
|
49,9
|
61,2
|
72,7
|
выездные международные
|
187,1
|
80,6
|
130,9
|
159,3
|
159,7
|
внутренние
|
104,5
|
36,7
|
46,4
|
35,5
|
21,2
|
Автомобильным транспортом
|
|
|
|
|
|
выездные
|
174,8
|
101,4
|
108,3
|
91Д
|
70,4
|
в дальнее зарубежье
|
2,9
|
3,2
|
5,3
|
2,4
|
2,2
|
в страны СНГ
|
171,9
|
98,2
|
103,0
|
88,7
|
68,2
|
внутренние
|
-
|
-
|
-
|
-
|
57,7
|
Источник: Нацстатком КР
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|