С учетом тенденций развития мирового рынка можно выделить три
основных вида туризма в Кыргызстане[40]:
1) курортно-рекреационный туризм или отдых в пансионатах, санаториях
и домах отдыха, в основном на Иссык-Кульском побережье (80-90% доходов всей
отрасли);
2) туризм на Великом Шелковом пути, представляющий собой различные
вариации маршрутов историко-культурной и этнографической направленности, как
правило, имеющих транзитное прохождение через территорию Кыргызстана (7-14%);
3) горно-приключенческий туризм: альпинизм,
треккинг, конный туризм, рафтинг, охота, туры, связанные с изучением фауны,
флоры, географии, археологии, геологии, и т. д. (3-6%).
Эти виды туризма являются наиболее перспективными
до 2010 года, так как привлекательны для туристов и имеют высокую экономическую
отдачу от вложенных средств за короткий промежуток времени.
Рассмотрим курортно-рекреационный
туризм. Основными целями туристических поездок на данном рынке являются отдых,
рекреация, здоровье и спорт. Самое главное - наличие великолепной первозданной
природы, озер, пляжей, чистого горного воздуха. Рынок ориентирован прежде всего
на внутренних туристов, туристов из Казахстана, Узбекистана и регионов России
(Сибири и Урала). Это типичный рынок для представителей среднего класса,
которые имеют средства для того, чтобы отправиться на отдых, но не могут
заплатить цену тура в другие страны.
Туры по Великому Шелковому пути представляют
собой различные вариации маршрутов историко-культурной и этнографической направленности,
как правило, имеющих транзитное прохождение через территорию Кыргызстана с
посещением одновременно нескольких государств (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан,
Кыргызстан, Китай).
Этот вид туризма сочетает в себе изучение местной
культуры с получением непосредственных впечатлений от контактов с природой и
местным сообществом. Культурно-познавательные туры интересны для людей
старшего поколения (пенсионного возраста), имеющего свободное время и
стабильные доходы, и ориентированы на туристов из развитых стран - США, стран
ЕС, Японии, Южной Кореи и др.
Горно-приключенческий туризм имеет
более продолжительный сезон, чем курортно-рекреационный, и хотя количество
прибытий здесь существенно меньше, туристы прибывают группами и тратят больше.
Такого рода туризм имеет достаточно устойчивый рост и в случае благоприятных
условий в регионе будет расти опережающими темпами относительно
курортно-рекреационного туризма. Представляет интерес развитие экстремального
горно-приключенческого туризма. Объем данного рынка небольшой, но уровень
расходов туристов покрывает затраты на его развитие. Приключенческий туризм
ориентирован прежде всего, на туристов из развитых стран - США, стран ЕС,
Японии и Южной Кореи.
Планомерное развитие туристической
отрасли невозможно без объединения усилий и распределения обязанностей между
субъектами отрасли, а также выработки общей стратегии и плана действий на
ближайшее будущее.
Данный вопрос Правительство начало
рассматривать еще в начале 1990-хх годов. Так, первый вариант Концепции
развития туризма был принят 6 ноября 1995 года, на пятилетний срок.
8 сентября 2000 года вступила в силу Концепция развития
туристической отрасли в Кыргызской Республике до 2010 года. Реализация
Программы мероприятий по развитию туризма в Республике до 2010 года
предполагает осуществление трех этапов:
I.
2000-2002 гг. первый этап
II.
2002-2005 гг. второй этап
III.
2005-2010 гг. третий этап
На каждом из этих этапов, исходя из складывающейся в республике
экономической ситуации и основных установок Концепции развития туристической
отрасли в Кыргызской Республике на период до 2010 года, будут решаться свои
специфические задачи.
Основные принципы реализации концепции являются:
- открытость и прозрачность;
- преемственность и последовательность
действий;
- вовлеченность в процесс разрешения проблем
всех заинтересованных сторон.
Для достижения целей Концепции развития
туристической индустрии необходимо обеспечить:
- согласованность политики в области туризма на
национальном и региональном уровнях и четкое разграничение функций, полномочий
и ответственности всех заинтересованных в развитии туризма сторон: государства,
частного сектора, профессиональных неправительственных организаций и местного
сообщества;
- объединение и координацию усилий и инициатив
государства, международных организаций, оказывающих техническую помощь Кыргызстану
в развитии туризма, представителей частного сектора и их профессиональных объединений;
- внедрение горизонтально и вертикально
интегрированного института социального партнерства: государство - частный
сектор и их профессиональные ассоциации и объединения - местные сообщества как
механизма обеспечения равноправного диалога.
Основная философия этого подхода заключается в максимальном
использовании государственных возможностей, рыночных механизмов и инициативы
местного сообщества для решения существующих проблем в развитии туристической
индустрии.
Источниками финансирования концепции являются:
государственные средства, прямые иностранные инвестиции, инвестиции частного
сектора, ресурсы местных сообществ и международных организаций. Эффективным
механизмом привлечения дополнительных ресурсов и аккумулирования средств для
развития туристической индустрии являются фонды развития туризма.
Выполнение концепции предусматривает разработку программ и планов
по их реализации.
Министерства, государственные комитеты, административные
ведомства, местные государственные администрации и местное самоуправление
города Бишкек и организации, ответственные за выполнение Программы мероприятий
по развитию туризма в Кыргызской Республике до 2010 года, ежеквартально до 25
числа последнего месяца отчетного квартала представляют в Государственный
комитет Кыргызской Республики по туризму, спорту и молодежной политике о ходе
выполнения Программы мероприятий по разработанной Государственным комитетом
Кыргызской Республики по туризму, спорту и молодежной политике форме.
Государственный комитет Кыргызской Республики по туризму, спорту и
молодежной политике проводит ежеквартальный мониторинг, анализ хода выполнения
Программы мероприятий по развитию туризма в Кыргызской Республике до 2010 года
и представляет ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом,
сводный отчет о выполнении Программы мероприятий и предложения по решению
проблем, препятствующих развитию туристической отрасли республики, на
рассмотрение Координационного совета по туризму при Правительстве Кыргызской
Республики.
Главной целью развития туризма в
Кыргызстане является формирование экологически и социально ориентированной,
высокорентабельной и конкурентоспособной туристической индустрии, способной
удовлетворять широкие потребности туристов в разнообразных туристических
услугах, приносящих доходы стране и новые рабочие места, в том числе и в
смежных с туризмом отраслях экономики.
Для достижения главной цели выдвинуты следующие
приоритеты:
1) совершенствование системы управления
туристической индустрией на всех уровнях, обеспечение постоянного,
равноправного и взаимовыгодного диалога через развитие горизонтально и
вертикально интегрированного института социального партнерства: государство -
частный сектор - местные сообщества дли обеспечения равных возможностей,
прозрачности и согласования деятельности сторон;
2) разработка и реализация маркетинговой
стратегии развития туристической индустрии;
3) создание благоприятной
административно-правовой среды для привлечения внутренних и внешних инвестиций
в развитие и модернизацию инфраструктуры туристической индустрии;
4) совершенствование системы
подготовки кадров для туризма и развитие человеческих ресурсов.
Для осуществление широкого комплекса
мер государственного регулирования, направленных на стимулирование развития
туризма требуется создать современную систему подготовки, переподготовки и
повышения квалификации кадров, работающих в государственных и частных
структурах сферы туризма.
На настоящий момент Госкомтурспортом
совместно с международными организациями Хельветас, ТАСИС, КАТОС, ГТЦ, JICA, ПРАГМА, ВТО, СПС постоянно ведется
переподготовка и повышение квалификации кадров, работающих в государственных и
частных структурах сферы туризма. Ведется работа по развитию агротуризма и
маркетинга, активизации деятельности комитетов и центров, проведению обучающих
семинаров для работников посольств и представительств Кыргызской Республики за
рубежом по вопросам презентации и рекламы турпотенциала Кыргызстана,
турассоциаций Кыргызстана, предпринимателей, преподавателей ВУЗов по части
туризма, руководителей и менеджеров турпредприятий Иссык-Кульской области и др.
Одним
из важных моментов является завершение приватизации курортно-рекреационных и
туристических объектов и создание конкурентной среды, способствующей повышению
качества туристических услуг и расширению их ассортимента. Постановлениями СНП
ЖК КР от 15.11.01г. П№ 335-II-7 и постановлением ЖК КР от 31.01.02г. З№ 574-II. утверждена программа
приватизации государственной собственности в КР на 2001-2003гг.
Всего
за 2002 год приватизированы 15 объектов КРХ на сумму 61,7 млн.сом.
За 1 полугодие 2003 года
осуществлена продажа 14 объектов курортно-рекреационного хозяйства в виде
отдельных имущественных комплексов и целых объектов на общую сумму 38610,1 тыс.
сомов при их оценочной стоимости 24948, 7 тыс. сомов.[41]
На
конкурсной основе продано 7 объектов, на аукционе – 2, через аренду с выкупом –
4, напрямую продан трудовому коллективу пансионат Хан-Сарай в с.Каджи-Сай
Тонского района после многократного выставления на открытые торги.
Приватизация объектов
курортно-рекреацинного хозяйства по Программе приватизации государственной
собственности Кыргызской Республики на 2001-2003 годы на сегодняшний день
практически завершена, за исключением нескольких объектов, зарезервированных
Правительства Кыргызской Республики.
Конечно же, необходимо
постоянно наблюдать и совершенствовать законодательную базу, способствующую
созданию благоприятных условий для пребывания в республике туристов из дальнего
и ближнего зарубежья, а также для вложения инвестиций в индустрию туризма.
Госкомтурспортом разработаны и приняты постановления Правительства Кыргызской
Республики от 25 ноября 2002 года №802 «О плане мероприятий по реализации
предложений по комплексному развитию туризма в Иссык-Кульском регионе,
разработанных Организацией Ага-Хана по развитию»[42], от 17 февраля
2003 года № 71 «О неотложных мерах по улучшению экономических индикаторов
туристического сезона 2003 года», от 16 июня 2003 года № 349«О работе
Госкомтурспорта и госадминистрации Иссык-Кульской области по развитию туризма в
Иссык-Кульской области » и Распоряжение Президента Кыргызской Республики от 6
февраля 2003 года № 26 «О Межведомственном координационном совете по
привлечению инвестиций для развития инфраструктуры туризма курортной зоны оз.
Иссык-Куль».
Согласно Концепции развития туризма
до 2010, посольствам и представительствам КР за рубежом необходимо активно
содействовать привлечению кредитов и инвестиций для финансирования
реконструкции и строительства объектов туризма и санаторно-оздоровительных
комплексов. Другой задачей является, активизация работы по распространению
информации через СМИ для иностранных и местных инвесторов с целью привлечения
их к участию в прямых переговорах, аукционах, тендерах на приобретение объектов
курортно-рекреационного хозяйства и туризма.
Государственным
комитетом по туризму, спорту и молодежной политике постоянно направляются
инвестпроекты в посольства КР за рубежом. Так были направлены 14 инвестиционных
резюме с инвестиционными проектами в сфере туризма. Также в целях поиска
инвесторов данные инвестиционные проекты размещены на сайте www.Kyrgyzinvest.org.
Осуществляется
активная работа по широкому распространению информации через СМИ о продаже
объектов курортно-рекреационного комплекса и туризма, государственных пакетов
акций АО, о передаче гособъектов в управление по конкурсу.
Объекты
реализовывались только через конкурсы и аукционы, прямая продажа применялась
только в исключительных случаях, после двукратного применения других методов.
В 2002
году создана пресс-служба и печатный орган – журнал «Менчик»[43]. На сей день,
выпущены шесть номеров этого экономического издания, в котором освещается тема
реформирования собственности, приватизации, привлечения инвестиций, банкротства
и другие экономические вопросы.
Одним
из важнейших элементов Концепции развития туризма в КР является реконструкция и
строительство важнейших туристических объектов (гостиниц преимущественно малой
и средней вместимости, развитие транспортных коммуникаций, систем связи и
других элементов туристской инфраструктуры). 3 августа 2003 года на Иссык-Куле
было открытие аэропорта «Тамчы».[44]
Кроме того, важную роль играет реконструкция и модернизация автомагистралей в
соответствии с международными стандартами:
- Бишкек - Ош;
- Бишкек -
Торугарт;
- Бишкек -
Иссык-Куль;
- Иссык-Кульское
кольцо;
- Ош – Сары-Таш –
Иркештам;
- Ош - Исфана;
- Отмек – Талас -
Тараз;
-
Чолпон-Ата - Алматы
В настоящее время создаются
благоприятные условия для развития сопутствующих услуг, предоставляемых малым и
средним бизнесом, таких как: автостоянки, точки общепита, общественные туалеты,
киоски по продаже печатной продукции, службы гидов-экскурсоводов, издание
рекламно-информационных буклетов, картосхем и другой рекламной продукции.
Следует отметить, что необходимо оборудовать основные автотрассы, вдоль которых
расположены туристические альпинистские зоны, санаторно-курортные,
оздоровительные комплексы знаками, табличками и надписями на государственном и иностранном
языках.
Автомобильные дороги общего пользования
оборудованы знаками на 109%, работы по установке знаков продолжаются.
Дальнейшее
развитие воздушного транспорта в республике с целью создания комфортности и
удобств для иностранных туристов:
- завершить
реконструкцию аэропорта в г. Ош;
-
создать условия для увеличения количества международных воздушных перевозок в
Кыргызстан;
- продолжить постоянные курсы
повышения квалификации для членов экипажей и сотрудников сферы обслуживания
авиапассажиров НАП «КАЖ».
Увеличена
частота выполнения регулярных рейсов авиакомпаниями «Алтын эйр» в Москву.
Начаты полеты по маршруту Бишкек-Новосибирск-Бишкек. Открыты прямые регулярные
рейсы в города Санкт-Петербург, Красноярск, Худжанд, Чолпоната-Алматы.[45]
Не
решен вопрос реконструкции аэропорта «Ош», несмотря, что между ПКР и Исламским
банком развития подписано Кредитное соглашение по финансированию проекта
реконструкции аэропорта «Ош», т.к. одним из условий упомянутого соглашения
является участие в софинансировании проекта Кувейтским Фондом Арабского
экономического развития (КФАЭР). Начиная с 2000 года, кыргызская сторона ведет
переговоры с КФАЭР о смягчении финансовых условий кредитования проекта, что
также не решается по настоящее время.
Активно
развиваютя телекоммуникационные связи как одна из составных частей туристской
индустрии, для чего:
- создается сеть
международных таксофонов на кредитных карточках в аэропортах, отелях, банках,
ресторанах и т.д.;
- автомобильные
трассы обеспечиваются спутниковой связью и системами быстрого оповещения и
вызова помощи;
- на территории
альптурзон внедряют спутниковую систему поиска и спасения пропавших групп
альпинистов и горных туристов;
- организовывают
сеть междугородной, международной связи, систем передачи данных, радиосвязи,
радиовещания и телевидения при строительстве туристических комплексов, баз,
кемпингов и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|