Концепция
предполагает совершенствование системы образования и профессиональной
подготовки кадров для сферы туризма, подготовка преподавательских кадров для
системы туристского образования, в том числе за рубежом.
Конечно
же, развитие туризма требует огромных инвестиций во все сферы экономики,
начиная от транспорта и коммуникаций и заканчивая медицинским обслуживанием. За
государством в этом плане стоит решение проблем в масштабе всей республики -
совершенствование нормативно-правовой базы, создание экономических условий,
благоприятствующих притоку инвестиций, реализация таких больших проектов, как
реконструкция дорог, аэропортов, связь и т.д. На сегодня существующая
законодательная база - Земельный кодекс, Государственная программа
разгосударствления и приватизации, Закон "Об инвестициях" -
предлагает инвесторам достаточно благоприятные условия для вложения средств.
Активизировался частный сектор, почти все объекты уже приватизированы, что
явилось мощным стимулом для инвестирования.
Итак,
принятие и осуществление Концепции развития туристической отрасли способствует
развитию отрасли, рациональному распределению ресурсов, распределению обязанностей
между субъектами туристской отрасли, позволяет концентрировать усилия для
достижения более эффективных результатов.
3.2 Государственная политика развития
международного туризма
Туризм является одной из приоритетных отраслей
развития экономики Кыргызстана. Поэтому государство создает благоприятные
экономические, политические, правовые и другие условия, необходимые для
развития международного туризма. Таким образом, государство проводит политику
развития международного туризма, для того, чтобы отрасль превратилась в
реальный источник доходов бюджета.
Политику развития международного туризма и
регулирование туристического сектора государство проводит непосредственно
через Государственный комитет Кыргызской Республики по туризму, спорту и
молодежной политике. Косвенное регулирование осуществляется с помощью правовых
рычагов и международной политики.
До 1991 года руководство туристической отраслью
осуществлялось профсоюзами. Основная политика государства была направлена на
развитие внутреннего туризма и развивалась в направлении предоставления
дешевого отдыха для трудящихся. Таким образом, туристическая отрасль не была
интегрирована в мировую систему туризма, и с распадом СССР, столкнулась с
множеством проблем. По многим параметрам данная область экономики не
соответствовала мировым стандартам. С начала 90-хх отрасль начала развиваться,
однако серьезных разработок по плану развития туризма со стороны государства
предложено не было.
В 1995 году экспертами Всемирного банка были
проведены исследования в области туризма, которые были положены в основу
разработки концепции, принятой государством лишь четыре года спустя.
Отсутствие в это время четкой концепции и
координации действий частного сектора, общественных и Государственных структур
и ведомств, связанных с туризмом, объясняет неэффективность и стихийность
работы государственного административного аппарата. Так, в 1991 году
государственный орган регулирующий сферу туризма назывался Министерством
туризма, в 1993 году – Государственным агентством по иностранному туризму, в
1994 году – Государственным комитетом по туризму и спорту, в 1996 году –
Министерством Туризма и Спорта, в 1997 году – Государственным Агентством по
туризму и спорту, и, наконец, 2001 году он стал называться Государственным
Комитетом по туризму, спорту и молодежной политике.
Функциональный анализ
деятельности Государственного комитета Кыргызской Республики по туризму,
спорту и молодежной политике, осуществленный в рамках проекта ПРООН KYR /01/003 "Программа
по политическому и административному управлению на центральном уровне"
при поддержке Министерства международного развития Великобритании (DFID), показал всю
неэффективность такого сочетания.
Учитывая, что вопросы
развития туризма выходят за рамки одного ведомства, в соответствии с постановлением
правительства Кыргызской Республики был организован Координационный совет по
туризму при правительстве Кыргызской Республики, куда вошли представители
государственных ведомств, частного сектора и неправительственных организаций в
сфере туризма. Рабочим органом Координационного совета был назначен
Государственный комитет по туризму.
Прошедшие заседания Координационного совета
продемонстрировали эффективность такой структуры. Были оперативно решены
некоторые проблемы, препятствующие развитию туризма в Кыргызстане. Но, к
сожалению, начиная с 2002 года Координационный совет фактически нивелировал
свою работу.
Отсутствие четкой планомерной политики, частая
смена руководства, низкий профессиональный уровень служащих привели к слабому
развитию туристической отрасли.
Однако, к началу 1999 года в государственной
политике начались позитивные изменения. Так, в 1999 году был принят и вступил в
силу Закон КР «О туризме»[46].
В 2000 году была принята концепция развития и
программа мероприятий по развитию туризма в Кыргызской Республике до 2010 года[47], что явилось
важным фактом в развитии туризма. Основной смысл концепции заключается в
обеспечении в стране правовой, организационной и экономической среды для
формирования современной туристической индустрии.
В 2001 году по инициативе Президента страны в
республике был объявлен «Год поддержки и развития туризма», что говорит о
повышении значения данного сектора экономики для государства.[48]
Таким образом, к настоящему времени со стороны
Государственных структур появилось понимание необходимости в поддержки частного
сектора в туризме, создание для него благоприятных условий.
Государственная политика развития туризма Кыргызской
Республике состоит из принятия и осуществления следующих мер:
В области совершенствования нормативно правовой
базы туризма:
· создание благоприятных
условий для привлечения инвестиций путем совершенствования законодательной
базы, неуклонного ее соблюдения и запрета внесения в нее нормативных актов,
ухудшающих инвестиционную среду;
· либерализация пограничных
и таможенных процедур, требований и правил;
· создание равных условий
для субъектов бизнеса, снижение инвестиционного риска и обеспечение
экономического стимулирования развития туристической индустрии.
В области обеспечении
безопасности:
· проведение рекреационного
районирования страны для разработки стандартов и строительных нормативов,
учитывающих природно-климатические условия и их экологическую емкость;
· разработка мер,
усиливающих обеспечение физической, имущественной и пищевой безопасности
туристов.
В области
разгосударствления и приватизации:
· обеспечение максимальной
прозрачности процесса приватизации объектов курортно-рекрсационного хозяйства и
туризма.
В области информационного
обеспечения туризма:
· разработка и реализация
эффективной информационной стратегии, в том числе организация постоянных
информационных кампаний в отечественных и зарубежных средствах массовой
информации, проведение исследований по состоянию и возможностям развития
туризма в Кыргызстане;
· оказание всемерной
поддержки при проведении мероприятий по сохранению и популяризации
историко-культурного наследия и традиций народов, населяющих Кыргызстан.
Информационная кампания основывается на положениях доктрины «Дипломатия Великого
Шелкового пути».
В области визового
регулирования:
· упрощение процедур выдачи
въездных виз для туристов, беспрепятственное их получение на всех пограничных
пунктах республики в установленном законодательством порядке;
· развитие региональной
кооперации с соседними государствами.
В области подготовки
кадров для индустрии туризма:
· формирование
многоуровневой системы подготовки кадров, начиная с профориентации школьников
и заканчивая организацией переподготовки кадров сферы управления и
специалистов, занятых непосредственно в туристической индустрии.
В области развития
местных сообществ горных и отдаленных районов:
· предоставление
консультационно-информационных услуг населению, разработка и внедрение специальных
программ обучения и формирование у них культуры туризма.
В области развития
инфраструктуры индустрии туризма:
· обеспечение
доступности к кредитным ресурсам через развитие финансово-кредитной
системы;
· продолжение реконструкции
автомагистралей Бишкек - Ош, Бишкек - Нарын - Торугарт, Бишкек - Балыкчи -
Каракол, Ош - Иркеш-там, а также автомобильных дорог, ведущих к
историко-архитск-турным и историческим достопримечательностям страны;
· расширение географии и
увеличение количества прямых международных воздушных сообщений;
· проведение реконструкции
имеющихся и строительство новых гостиниц различной классности;
·
обеспечение условий для создания кемпингов, гостевых домов, семейных
и частных пансионов.
Фактический размер финансовой помощи, оказываемой туризму со
стороны государства, определяется важностью туристского сектора в экономике
страны и специфическим отличием этого сектора от других. В Кыргызской
Республике туризм объявлен приоритетной отраслью развития экономики. Правительством
КР утверждена программа мероприятий по развитию туризма в Кыргызстане,
принятая во исполнение Указа Президента КР “О концепции развития туристической
отрасли до 2010 года.
Государственные дотации проявляются в разных
формах, начиная от мероприятий по продвижению положительного имиджа страны до
предоставления налоговых льгот на туристскую деятельность. Среди основных видов
государственных инвестиций можно выделить: снижение цены инвестиций в
туристские проекты, которая включает выгодные займы по выгодным процентным
ставкам (правительство возмещает разницу между фиксированной процентной
ставкой и рыночной), продажу или аренду земли или инфраструктуры по цене ниже
рыночной, налоговые льготы, защиту от двойного налогообложения с помощью
заключения соглашений с другими странами, снижение пошлин, прямые субсидии или
предоставление гарантий на инвестиции с целью привлечения зарубежных
инвесторов и др. Для этого правительство либо гарантирует предоставление
займа, либо гарантирует репатриацию капитала и прибыли.
Правительство должно следить за тем, чтобы
вышеназванные виды поощрений были использованы по назначению и проекты
соответствовали целям, на которые были выделены деньги.
Справедливости ради надо сказать, что
инвестирование туризма - очень рискованное мероприятие, так как этот вид
деятельности очень чувствителен к экономическим, политическим, климатическим и
другим изменениям, которые могут резко сократить поток туристов и тем самым
существенно повлиять на поступления от туризма. Поэтому государство должно
предпринимать больше усилий для привлечения инвестиций в туристский сектор, чем
в другие сектора экономики.
Итак, на развитие туризма в 2003 году из бюджета
Госкомтурспорта профинансировано 3460,4 тыс. сомов[49] из них:
Международные туристические биржи и ярмарки в Берлине, Ташкенте и
Алма-Ате – 852,3 тыс. сомов;
Журнал о Кыргызстане – 169,5 тыс. сомов;
Международный пробег «Ред-Голуаз» и реклама-трансляция по CNN (прокрутка видеоклипов о
Кыргызстане 295 раз, из них 177 раз для Европы, 118 раз для Азии) – 1020,0 тыс.
сомов;
Иссык-Кульская ярмарка-выставка – 280,0 тыс. сомов.
Наряду с тем что, инвестиции в данный сектор
экономики поступают от частного и государственного секторов экономики, они
также поступают и от международных организаций.
Основным зарубежным заемщиком является
Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР). Его деятельность направлена
на обеспечение нормального жизненного уровня в развивающихся странах с помощью
долгосрочного финансирования развития инфраструктуры этих стран. Прямое
инвестирование развития туризма – неприоритетное направление этого банка,
однако он финансирует совместные проекты, применяя экспортные кредиты. Также,
МБРР поощряет учреждения страхующие кредиты в странах потенциальных
поставщиков, выдает гарантии преимущественно курентоспособным поставщикам,
выбранным по тендеру.
Так, по кредитной линии Всемирного Банка «Поддержка частных
предприятий» одобрен бизнес-проект ОсОО «Колэмир» на сумму 45 тыс. долл. США
для реконструкции пансионата в Иссык-Кульской области.[50] Условия
кредитования для конечных получателей по данной кредитной линии: срок – до 7
лет, льготный период – до 2 лет, процентная ставка – LIBOR + 9 % (в
настоящее время LIBOR составляет 1.5 %), залоговое обеспечение не менее 120 % от
суммы кредита. Коммерческие банки, участвующие в реализации кредитной линии
полностью принимают на себя все кредитные риски. В свою очередь, НБКР принимает
на себя риск банкротства участвующих коммерческих банков.
Госкомтурспортом в рамках проекта Фонда «Сорос-Кыргызстан»
«Перспективы развития туристической отрасли в Кыргызской Республике» совместно
с представителями государственных органов, коммерческих банков, микрофинансовых
и консалтинговых компаний, бизнес структур, СМИ и международных финансовых
организаций 21.11.03 г. проведен круглый стол на тему «Механизмы по развитию
системы кредитования туротрасли Кыргызской Республики», где рассматривались
вопросы:
-
о слабой государственной поддержке сферы туризма;
-
недоступности для бизнесменов внутренних и внешних кредитных
средств;
-
нескоординированности работы участвующих сторон;
-
маленькой емкости, низкой инвестиционной привлекательности,
неразвитости внутреннего рынка и отсутствия внутренних инвестиций.
Итогом совместного обсуждения было предложение о создании
специализированного Финансового Фонда, с привлечением внутренних и внешних
доноров, для развития туристической отрасли, который был поддержан всеми
участниками и предложен как один из основных механизмов разрешения ситуации в
области туризма.
В целях создания благоприятного инвестиционного
климата и стимулирования привлечения прямых иностранных инвестиций Жогорку
Кенешем Кыргызской Республики 7 февраля 2003 года одобрен Закон Кыргызской
Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике». Данным законом
предусмотрен ряд льгот для иностранных инвесторов, в частности:
§
либеральные условия для прямых иностранных инвестиций;
§
открытость всех секторов экономики для иностранных инвестиций;
§
полная защита инвестиций;
§
защита от национализации и последующих изменений
законодательства;
§
национальный режим;
§
отсутствие требования местного участия;
§
неограниченная репатриация прибыли.
Для инвесторов имеются определенные негативные
стороны, связанные с риском инвестирования. Один из основных источников риска
при инвестировании в туризм - его огромная капиталоемкость по отношению к
операционным расходам. Это обусловлено высокой стоимостью помещений и оборудования.
Капитал накапливается медленно за большой промежуток времени, и возврат
вложенных средств тоже происходит медленно. Поэтому первостепенной задачей
является снижение стоимости капитала.
Кроме того, в настоящее время реализуется
Государственная программа поддержки привлечения прямых иностранных инвестиций,
направленная на устранение необоснованных и неэффективных административных
барьеров и ограничений, сокращение числа необоснованных проверок деятельности
хозяйствующих субъектов органами государственной власти.
Также, в настоящее время, введен годичный мораторий на
разработку и принятие новых нормативных правовых актов, создающих
административные барьеры и ограничивающие свободу инвестиционной и
предпринимательской деятельности, включая замену одного административного
барьера и ограничения другим.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|