Африканский регион стабильно развивается с ростом в 5%. Таким
образом, рост числа международных туристских прибытий в 2003 году увеличился
почти в два раза по сравнению с предыдущим годом и составил 9 миллионов
человек. Доходы от международного туризма составили 12 миллиардов долларов или
в среднем 405 долларов за туристическое прибытие (Таблица 2.5).
Ведущим звеном остается Южная Африка с ростом международных
туристских прибытий в 11 %.
Правительства стран данного региона стали значительно
активнее поддерживать развитие туризма.
Туристские
потоки между африканскими странами все еще остаются очень слабыми и
существенно сдерживают развитие туризма в регионе. Главный туристообразующий
регион – Европа. Основными туристообразующими странами для региона являются:
Франция, Германия, Великобритания, из которых прибывают в Африку почти 20%
числа всех иностранных туристов. Такое положение можно объяснить тем, что до
недавнего времени эти страны были метрополиями для многих африканских колоний.
Международные прибытия
и доходы от туризма в Африке
|
Таблица
2.5
|
Страна
|
Международные туристские прибытия
|
Доходы от международного туризма
|
1000
|
Изменение, %
|
Доля, %
|
Млн. долл.
|
Изменение, %
|
Доля, %
|
2002
|
01/00
|
02/01
|
2002
|
|
01/00
|
02/01
|
2002
|
Африка
|
29,136
|
3,2
|
2,8
|
100
|
11,785
|
7,8
|
1,0
|
100
|
Алжир
|
998
|
4.1
|
10.7
|
3.4
|
133
|
4.2
|
33.0
|
1.1
|
Ботсвана
|
1,037
|
-5.0
|
-1.1
|
3.6
|
309
|
-4.2
|
3.0
|
2.6
|
Гана
|
483
|
10.0
|
10.1
|
1.7
|
520
|
16.1
|
16.1
|
4.4
|
Кения
|
838
|
-6.5
|
-0.4
|
2.9
|
297
|
11.6
|
-3.6
|
2.5
|
Мавритания
|
682
|
0.6
|
3.2
|
2.3
|
612
|
15.1
|
-1.9
|
5.2
|
Марокко
|
4,193
|
2.7
|
-0.7
|
14.4
|
2,152
|
23.8
|
-14.8
|
18.3
|
ЮАР
|
6,550
|
-1.5
|
10.9
|
22.5
|
2,719
|
-0.5
|
8.7
|
23.1
|
Танзания
|
550
|
9.2
|
9.8
|
1.9
|
730
|
-1.9
|
0.7
|
6.2
|
Тунис
|
5,064
|
6.5
|
-6.0
|
17.4
|
1,422
|
7.3
|
-11.4
|
12.1
|
Замбия
|
565
|
7.6
|
14.8
|
1.9
|
–
|
5.4
|
–
|
–
|
Источник: Всемирная Туристская
Организация (ВТО)
|
Сентябрь 2003г.
|
Больше
половины общего количества гостей в регион принимают страны Северной Африки,
такие, как Марокко и Тунис. Доля прибытий в эти страны достигает 35% прибытий в
Африку. В Восточной Африке лидируют Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские
острова и Зимбабве, которые успешно используют свои природные ресурсы. Некоторые
из них, например Мавритания, Сейшельские острова, специализируются на
превосходном пляжном туризме и развивают высококлассную гостиничную
индустрию.
Ближний
Восток не пострадал из-за неблагоприятной ситуации в мире и показал наилучшие
результаты из всех регионов, добившись роста, который составил, по оценкам
Всемирной туристской организации 10%. Число международных туристских прибытий
составило 28 миллионов человек. Ведущие страны данного региона увеличили
показали почти в два раза, так рост туристских прибытий в Иордании составил
10%, Объединенных Арабских Эмиратов 32%. Саудовская Аравия стала одной из
ключевых стран ближневосточного региона, не только по прибытиям, но и по
доходам от международного туризма (Таблица 2.6).
В
целом регион в 2002 году получил 13 миллиардов долларов от международного
туризма, что составляет примерно 470 долларов за одно прибытие.
Международные
прибытия и доходы от туризма на Ближнем Востоке
|
Таблица
2.6
|
Страна
|
Международные туристские прибытия
|
Доходы от международного туризма
|
1000
|
Изменение, %
|
Доля, %
|
Млн. долл.
|
Изменение, %
|
Доля, %
|
2002
|
01/00
|
02/01
|
2002
|
|
01/00
|
02/01
|
2002
|
Ближний
Восток
|
27,594
|
-1,3
|
16,7
|
100
|
12,963
|
-5,2
|
10,0
|
100
|
Бахрейн
|
3,167
|
15.2
|
13.6
|
11.5
|
–
|
9.9
|
–
|
–
|
Египет
|
4,906
|
-14.8
|
12.6
|
17.8
|
3,764
|
-12.5
|
-0.9
|
29.0
|
Иордания
|
1,622
|
3.6
|
9.8
|
5.9
|
786
|
-3.0
|
12.3
|
6.1
|
Ливан
|
956
|
12.9
|
14.2
|
3.5
|
956
|
12.8
|
14.2
|
7.4
|
Саудовская Аравия
|
7,511
|
2.1
|
11.7
|
27.2
|
–
|
–
|
–
|
–
|
Сирия
|
2,809
|
-6.9
|
–
|
10.2
|
1,366
|
–
|
–
|
10.5
|
ОАЭ
|
5,445
|
5.8
|
31.7
|
19.7
|
1,328
|
5.1
|
24.8
|
10.2
|
Источник: Всемирная Туристская
Организация (ВТО)
|
Сентябрь 2003г.
|
Основные туристские потоки направляются из Великобритании,
Германии, Франции и США, однако в последние годы они сократились.
Постоянные
колебания в развитии туризма региона можно объяснить политической
нестабильностью, а общее сокращение притока туристов в этот регион за последние
годы явилось следствием войны в Персидском заливе, от которой пострадали не
только Ирак, но и некоторые соседние страны.
Основными
туристскими центрами региона являются Египет, Саудовская Аравия, Иордания,
Сирия, Кувейт. Самый крупный туристский центр региона - Египет
предлагает познавательный туристский продукт, а туризм в Саудовской Аравии
имеет религиозный характер, так как там находятся мусульманские святыни. Эти
две страны обеспечивают почти 70% поступлений от туризма и общие доходы
Ближнего Востока от туризма.
Рассматривая
страны с переходной экономикой можно отметить, что в настоящее время туристская
индустрия в этих странах переживает период своего становления как
самостоятельного сектора хозяйствования.
Страны
с переходной экономикой (страны бывшего СССР) занимают огромную территорию,
шестую часть суши земного шара. Естественно, регион обладает огромнейшими
природными и рекреационными ресурсами для развития индустрии туризма.
Богатейшая природа, памятники культуры различных народов, населяющих огромную
территорию и исповедующих разные религии, исторические места и монументы,
созданные народами, жившими в древности, создают благоприятные условия для
развития данной отрасли экономики.
В историческом плане, развитие туризма в бывшем СССР берет
свое начало со дня основания государства, когда идеологические догмы отделили
его жителей от остального мира. В результате такой политики очень мало людей
выезжало из страны, это были в основном дипломаты, люди, уезжающие по частным
приглашениям к своим родственникам и друзьям, оставшимся за рубежом по разным
причинам, и ограниченное число людей, выезжающих в составе туристских групп, как
правило, в социалистические страны. В СССР прибывало также ограниченное число
зарубежных туристов (по некоторым оценкам, 80%) в составе организованных
туристских групп. Однако необходимо заметить, что в СССР развивался
внутренний, социальный туризм по линии профсоюзов, стоимость которого
составляла почти одну десятую часть цены, предлагаемой иностранным туристам.
Туризм в СССР не считался приоритетной сферой экономики, и
ему была предназначена роль непроизводственной индустрии. Поэтому
капиталовложения в инфраструктуру международного туризма были очень низкими,
хотя государство субсидировало развитие внутреннего туризма, как части всей
социальной политики. Следствием такой политики было ограниченное число
иностранных туристов, прибывавших в страну. Положение стало меняться с началом
перестройки в 1985 г. В 1986 г., уровень прибытий сократился по сравнению с
1985 г., из-за чернобыльской аварии. Однако рост прибытий в СССР продолжился
до конца 80-х годов, а самое большое число иностранцев, посетивших страну,
было зафиксировано в 1989 г.
Вместе
с тем ухудшение взаимодействия в области туризма вследствие общих
дезинтеграционных процессов стало определенным стимулятором для возобновления и
дальнейшего развития сотрудничества в данной сфере. У него появились
определенные перспективы.
В
2000 году прибытие туристов из-за границы в страны с переходной экономикой
составило 76,8 млн. человек, причем в государства СНГ составило более 21 млн.
человек. Этот показатель заметно вырос с 1990 г., когда он составлял 43,8 млн.
человек (в 1,7 раза) в странах с переходной экономикой и 5,9 млн. (в 3,4 раза)
в странах СНГ соответственно (Таблица 2.7).
Международные туристские прибытия
|
Таблица 2.7
|
|
Международные туристские прибытия
(миллионов человек)
|
Рост
(%)
|
Среднегодовой рост
(%)
|
|
1990
|
1995
|
2000
|
2001
|
2002
|
00/99
|
01/00
|
02/01
|
90-00
|
В мире
|
456,8
|
551,7
|
696,1
|
692,9
|
702,6
|
6,8
|
-0,5
|
3,1
|
4,3
|
Страны с переходной экономикой
|
43,8
|
67,1
|
76,8
|
78,0
|
81,1
|
4,1
|
1,6
|
3,9
|
5,8
|
Источник: Всемирная Туристская Организация (ВТО)
|
Данные по состоянию на январь 2003г.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|