В целях эффективной координации мер по обеспечению комплексного
развития и дальнейшего совершенствования деятельности по привлечению и
использованию иностранных инвестиций в инфраструктуру туризма в Иссык-Кульском
регионе, распоряжением Президента Кыргызской Республики РП №26 от 6.02.2003г.
образован Межведомственный координационный совет по привлечению инвестиций для
развития инфраструктуры туризма курортной зоны озера Иссык-Куль[51]. В рамках
указанного Межведомственного координационного совета создана рабочая группа и
разработан План мероприятий по привлечению инвестиций для развития
инфраструктуры туризма курортной зоны озера Иссык-Куль.
Одним из инструментов по осуществлению развития
международного туризма в Кыргызстане является маркетинг туризма. Именно
посредством маркетинга, государство увеличивает спрос на туризм, для проведения
которого необходимо иметь четкую постановку цели, знание рынка и продуктов
туризма.
Мероприятия по продвижению туризма в другие
страны являются составной частью маркетинга, проводимого государством, и
преследуют цель пробуждения спроса у потенциальных клиентов. Согласно
рекомендациям Всемирной туристской Организации эти мероприятия должны быть
направлены на создание качественного имиджа страны, основанного на ее
привлекательных символических характеристиках. Существуют разные способы
создания качественного имиджа страны - это встречи специалистов с
журналистами, приглашенными в страну, командировки отечественных специалистов
за рубеж, выступления по телевидению и радио, бесплатное распространение
брошюр, слайдов и видеоматериалов, а также участие в различных
выставках-ярмарках, для чего приобретается стенд.
Следует отметить, что в настоящее время, заметно
активизировалась работа по привлечению российских туристов в Кыргызстан.
Примером является то, что делегация из Кыргызстана в прошлом году приняла
участие в XIII Международной
выставке туристских и оздоровительных услуг - Турсиб-2003(г. Новосибирск)[52], в Московской
международной туристской ярмарке MITF-2003.[53]
Для усиления маркетинговой
политики и поднятия имиджа Кыргызстана, как страны благоприятной для развития
туризма, Государственным комитетом и Иссык-кульской облгосадминистрацией с 16
по 18 мая в санатории «Кыргызское взморье» проведена V Международная туристская
ярмарка «Иссык-Куль 2003».[54]
В работе ярмарки приняли участие: турфирмы и
организации Кыргызстана – 110, здравниц – 101, из Казахстана – 128 турфирм, из
Узбекистана – 10 фирм, из России – 12 фирм, а также представители туристических
фирм Германии, Турции, Кореи, Китая, Туркмении, Афганистана и (СМИ) журналисты
ближнего и дальнего зарубежья. Количество участников 1233 чел. из 11 стран
мира. Всего заключено 951 договоров на более 18000 путевок. В день ярмарки
продано 1250 путевок на сумму более 5 млн. сомов. Отличительной чертой ярмарки явилось проведение презентаций новых
проектов по развитию инфраструктуры туризма области с привлечением инвестиций
из ЮАР, КНР и Швейцарии.
Госкомтурспорт совместно с представителями
частных туристских компаний приняли участие на следующих крупных международных
ярмарках и выставках:
• Международная
туристская выставка «Турсиб-2003» (Новосибирск, 4-6 марта),
• Международная
Берлинская туристская биржа «ITB – 2003» (Берлин, 7-11 марта),
• Х Московская международная туристская
выставка «Путешествия и туризм» - MITT 2003» (Москва, 24-27 марта),
• «Урал Туризм Спорт весна - лето
2003» (Екатеринбург, 14-15 апреля),
• III Казахстанская международная туристская
ярмарка «Туризм и Путешествия» KITF-2003
(Алматы, 24-26 апреля),
• III
Московская международная туристская ярмарка «MITF-2003» (Москва, 14-17 мая).
Госкомтурспортом в марте месяце 2003 года
издан журнал «Kyrgyz Republic» и презентован на Берлинской туристской выставке-ярмарке.[55]
14-16 марта 2003 г. для руководителей и
менеджеров турпредприятий Иссык-Кульской области, а также представителей ВУЗов
при поддержке международных организаций и отеля «Хаятт» проведен обучающий
семинар «Организация современного гостиничного бизнеса».
Совместно с проектом Европейской комиссии по
поддержке реализации соглашения о партнерстве и сотрудничеству между
Европейским Союзом и КР провели 3 семинара с 28-29 марта, 1-3 апреля по трем
направлениям в отеле Достук и Академии туризма:
- «Стандарты Качества и деятельность по
Маркетингу для привлечения туристов из стран Европы».
- «Как привлечь инвестиции в сектор туризма
в Кыргызстане со стороны малых и средних туристических компаний стран Европы».
- «Модель
Договора между кыргызскими туроператорами и турагентствами из стран Европы».
В апреле месяце 2003 г. проведена
презентация турпотенциала Кыргызстана на Экономическом форуме ЕврАзЭс в г.
Москве.[56]
С 10 по 19 июня 2003 г. совместно с
французской организацией «Raid Gauloises» на территории Кыргызстана
проведен 12-ый Финал Чемпионата Мира по мультиспорту «Ред Голуаз» с участием 39
команд из 18 стран мира.[57]
В результате проведения такого международного пробега с участием отечественной
команды, на достаточно большой период времени Кыргызстан остается в центре
внимания мировой общественности и позволит уже в ближайшие годы ожидать
увеличения иностранных туристов-экстремалов. Мировая реклама страны и ее
туристических возможностей, обеспечивается гарантированными 300 часами прямой
трансляции на каналах 42 телекомпаний мира (Евроспорт, Дискавери, американская NBC, японская NHK, французская TF 1, российские РТР, НТВ +
и др.) на 14 языках плюс информация на радио, в прессе и Интернете.
В мае 2003 года в Госкомтурспорте проведена встреча с
представителями корейской телекомпании «KBS». По вопросу съемок фильма о традициях, культуре
и обычаях кыргызского народа, с дальнейшим показом (рекламой) этого фильма в
Японии и Корее.
Проведена работа с японской телекомпанией NHK по снятию фильмов о Кыргызстане с последующим показом по каналам NHK.
Эффективность мероприятий по продвижению может увеличиться с
помощью международных соглашений по кооперации между частными и
государственными организациями. Так, 10 марта 2003 г. был подписан Протокол
намерений о сотрудничестве в области развития инфраструктуры туризма и
транспорта с японскими корпорациями «Шимидзу» и «Марубени» по строительству
международного аэропорта «Тамчи» (Иссык-Куль).[58]
Итак, Концепция развития
туризма в Кыргызской Республике до 2010 года была разработана в рамках
Комплексной основы развития Кыргызской Республики (КОР) и Национальной
стратегии сокращения бедности (НССБ).
Реализация настоящей
концепции способствует созданию современной конкурентоспособной туристической
индустрии. Решение задач эффективного развития туризма позволит значительно
увеличить поток туристов в Кыргызстан и приток денежных поступлений в экономику
страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в
бюджеты различных уровней и повышение занятости, а с другой развитие регионов и
смежных отраслей экономики.
В ходе реализации в концепцию и в ее программные документы могут
вноситься изменения и коррективы, совместно выработанные субъектами
туристической индустрии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кыргызская Республика обладает объективными предпосылками для
более активного выхода на мировые туристические рынки. Основным туристическим
продуктом Кыргызстана являются разнообразные природные ресурсы, историческое и
культурное наследие. Анализ статистических и эмпирических данных
свидетельствует о возрастающем интересе к туристическим продуктам
Кыргызстана и позитивных тенденциях развития туризма.
Главной целью развития туризма в Кыргызстане является
формирование экологически и социально ориентированной, высокорентабельной и
конкурентоспособной туристской индустрии, способной обеспечивать потребности
туристов в разнообразных туристических услугах, приносящие доходы стране и
новые рабочие места, в том числе и в смежных с туризмом отраслях экономики.
Роль международного туризма в экономике Кыргызской Республики определяется
степенью достижения этой цели.
Реализация Концепции
развития туризма в Кыргызской Республике до 2010 года, разработанная в рамках
Комплексной основы развития Кыргызской Республики (КОР) и Национальной
стратегии сокращения бедности (НССБ), способствует созданию современной
конкурентоспособной туристической индустрии.
Для достижения целей
Концепции развития туристической индустрии необходимо обеспечить:
- согласованность
политики в области туризма на национальном и региональном уровнях и четкое
разграничение функций, полномочий и ответственности всех заинтересованных в
развитии туризма сторон: государства, частного сектора, профессиональных
неправительственных организаций и местного сообщества;
- объединение и
координацию усилий и инициатив государства, международных организаций,
оказывающих техническую помощь Кыргызстану в развитии туризма, представителей
частного сектора и их профессиональных объединений;
- внедрение горизонтально и вертикально интегрированного
института социального партнерства: государство - частный сектор и их
профессиональные ассоциации и объединения - местные сообщества как механизма
обеспечения равноправного диалога.
Решение задач
эффективного развития туризма позволит значительно увеличить поток туристов в
Кыргызстан и приток денежных поступлений в экономику страны, а также
обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных
уровней и повышение занятости, а с другой развитие регионов и смежных отраслей
экономики. Все это будет способствовать увеличению роли международного туризма
в экономике Кыргызстана.
В ходе исследования было
выяснено, что туристическая индустрия Кыргызстана способна максимально реализовать
свои конкурентные преимущества при концентрации рыночных усилий на определенных
видах туризма и целевых рынках. Наиболее конкурентоспособными и
привлекательными видами являются:
-
курортно-рекреационный туризм;
- горно-приключенческий
туризм;
- туризм на Великом
Шелковом пути;
- деловой туризм.
Эти виды туризма являются
наиболее перспективными до 2010 года, так как привлекательны для туристов и
имеют высокую экономическую отдачу от вложенных средств за короткий промежуток
времени.
В настоящее время доходы
туристической отрасли составляют около 90 миллионов долларов США, к 2010 году
они могут составить около 160 миллионов долларов США, что может стать
существенным вкладом в ВВП страны, а также в формирование платежного баланса.
В последние годы идет
заметное увеличение въезда в Кыргызстан граждан стран дальнего зарубежья. Если
эта тенденция роста сохранится, то можно ожидать увеличения потока посетителей
из стран дальнего зарубежья к 2010 году до 200 тыс. человек (в 2001 г. - 30
тыс., в 2002 г. - 59 тыс.)
По оценкам и данным
Госкомтурспорта, число туристов из стран СНГ и Кыргызстана, посещающих
Иссык-Куль, составляет около 700 тысяч в год. Число туристов по данной
категории растет из года в год в среднем не менее чем на 5% и является на
сегодня самым большим как по объему прибытий, так по объему доходов.
Таким образом,
вышеприведенные данные свидетельствуют о растущей роли международного туризма в
экономике Кыргызстана в настоящее время, а также о перспективах развития
туризма в ближайшем будущем.
Список использованной литературы
- Азар
В.И. Экономика и организация туризма. -М: Профиздат, 1993
- Александрова А. Ю.
Международный туризм: Учеб/ пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
- Александрова А. Ю.
Структура туристского рынка: Учеб/ пособие для вузов. М.: Соло-Пресс, 2002.
- Ананьев М.А.
Международный туризм. - М.: Международные отношения, 1968
- Балабанов
И. Т. Экономика туризма. - М.: "Финансы и стаистика", 2001.
- Биржаков
М. Б. Введение в туризм СПб: "Изд. дом "Герда", 2001
- Зорин И.В., Зорин А.И.,
Ирисова Т.А. Туризм и отраслевые системы. Учебник для вузов туристического
профиля М. 2001
- Исмаев
Д.К. Основы стратегии планирования и маркетинга в иностранном туризме. -
М.: ТОО «Луч», 1993.
- Кабушкин
Н.И. Менеджмент туризма. - Мн.: БГЭУ, 1999.
- Квартальнов
В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития. -
М.:2000
- Квартальнов В. А.,
Зорин И. В. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2001.
- Кириллов А.Т., Волкова
Л.А. Маркетинг в туризме. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.
- Квартальнов
В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000
- Котлер
Ф., Боуэн Д., Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов; пер.
с англ, под ред. Р.Б. Ноздревой. - М.: Юнити, 1998.
- Максименко,
С. В. Туризм в Кыргызстане. – Б., 2001
16. Папирян Г.А.
Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме.– М.: Финансы и
статистика, 2000.
17. Папирян Г.А.
Международные экономические отношения: Экономика туризма. – М.: Финансы и
статистика, 2000.
- Пирожник И. И.
Международный туризм в мировом хозяйстве: Учеб. пособие. Мн.:
Белгосуниверситет, 1996.
19. Пузакова
Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес.-М.,1997
20. Сапрунова
В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось-89», 1997.
- Сенин
B.C. Введение в туризм. - М.,
1993.
- Сенин
В. С. Организация международного туризма - М: Финансы и статистика ,
2003.
Переодические
издания:
23. Адамс
Гордон Туризм в Кыргызской Республике. Стратегия развития, , Б.: Прагма май
2001г.
24. Алмакучуков
О. М. Обзор ситуации в туристической отрасли Кыргызстана Б.: 2002
- Камчыбеков
Т.К. Туризм в Кыргызстане: проблемы, пути решения, перспективы развития. –
Б.: БГИЭК, 2001
26. Койчуманов Т. Отчет о
функциональном анализе в Государственном комитете Кыргызской Республики по
туризму, спорту и молодежной политике, Б.: январь 2003г.
27. Комисаров В.
Проблемы туристической отрасли КР, Реформа №3/2003, ст 18-20
28. Лэссер Кристиан, Вера
Магистр Стратегия Туризма для Кыргызстана, отчет Б.: ноябрь 2002г.
- Маринин
М. Впервые в России принят закон, регулирующий сферу туризма:
Комментарий к закону//Экономика и жизнь. - 1997. -№ 2.
30. Ослунд Андерс,
Кыргызская Республика: Необходимость улучшения государственного управления и
расширения экспорта, Вашингтон, Округ Колумбия, 8 мая 2003 года.
31.
Рустамбек
Ибрагим Стране необходим качественный прорыв в экономике, Аргументы и факты
Кыргызстан (13) 31 марта 2004 год
32. Севал Халил, Октай
Кутай, Курманалиева Жылдыз Проблемы маркетинга туристического сектора
Кыргызской Республики и пути их решения, Бишкек, 2003 год.
- Янковский А.
Маркетинговая деятельность на рынке турпродукта//Маркетинг 1998 №4 ст60-65
34. Доклад
о развитии человека за 2001 год. Нью-Йорк; Оксфорд: Оксфорд
юниверсити пресс, 2001.
- Индустрия туризма/ Она
равестница независимости страны//Известия 1999 24 июня с,7
- Новые тенденции в
развитии международного туризма//Коринф 1997 №26 ст7
37. Особенности развития
туризма в горном регионе, материалы конференции посвященного международному
году гор, Бишкек, 2002 год.
38. Отчет по проекту
Рыночные исследования туристов СНГ в Кыргызстане, Маркетинг сервис бюро, 2002
год.
- Статистический сборник.
Туризм в Кыргызстане, Б.: Нацстатком КР, 2001г.
40. Статистический
сборник. Туризм в Кыргызстане, Б.: Нацстатком КР, 2003г.
41. Туризм
Кыргызстана, информация, официальные документы, статистика, анализ,
Государственное агентство по туризму и спорту при Правительстве Кыргызской
Республики, 1999 год.
Нормативно-правовые
акты:
42.
Закон
Кыргызской Республики «О туризме» N 34 от 25 марта 1999 года, г.
Бишкек
43. Концепция развития
туристической отрасли Кыргызской Республики до 2010 года Правительство
Кыргызской Республики, Бишкек, 2000 год.
44.
Положение о
Межведомственном координационном совете по привлечению инвестиций для развития
инфраструктуры туризма в курортной зоне озера Иссык-Куль утверждено
распоряжением Президента КР от 6 февраля 2003 года №26
45.
Постановление
Правительства КР от 17 февраля 2003 года №71 "О неотложных мерах по
улучшению экономических индикаторов туристического сезона 2003 года"
46. Постановление
Правительства КР от 25 ноября 2002 года №802 "О плане мероприятий по
реализации предложений по комплексному развитию туризма в Иссык-Кульском
регионе, разработанных организацией Ага-Хана по развитию"
47.
Постановление Правительства
Кыргызской Республики 2 февраля 2001 года № 33 «О Программе мероприятий
по развитию туризма в Кыргызской Республике до 2001 года»;
48.
Постановление Правительства
Кыргызской Республики от 9 февраля 2001 года № 43 о реализации Указа Президента
Кыргызской Республики «Об объявлении 2001 года – Годом поддержки и развития
туризма в Кыргызской Республике»;
49. Программа мероприятий по
развитию туризма в Кыргызской Республике до 2010 года, Правительство Кыргызской
Республики, Бишкек, 2001 год.
50. Указ
Президента КР от 22 декабря 2000 года УП №346 "Об объявлении 2001 года -
Годом поддержки и развития туризма в Кыргызской Республике"
51.
Указ
Президента КР от 4 сентября 2000 года УП №255 "О концепции развития
туристической отрасли в Кыргызской Республике до 2010 года"
52.
Указ Президента Кыргызской
Республики «Об объявлении 2001 года – Годом поддержки и развития туризма в
Кыргызской Республике» от 22 декабря 2000 года № 346;
Страницы
в Интернет
53. #"#">www.tbr.org
#"#">www.tbr.org
[1]
The 2004 Travel & Tourism Economic Research, 2004 Edition, WTTC
[2] Webster N. An American
dictionary of the English language. - New York, 1828.
[3] Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура,
маркетинг. – М.: «Ось-89», 1997. – 160с.: ил.
[4]
The 2004 Travel & Tourism Economic Research, 2004 Edition, WTTC
[5] Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.:
Финансы и статистика, 2000. – 320 с.: ил.
[6] Закон Кыргызской Республики «О
туризме» N 34 от 25 марта 1999 года, г. Бишкек
[7] Папирян Г.А. Международные экономические
отношения: маркетинг в туризме.– М.: Финансы и статистика, 2000. – 160 с.: ил.
[8]
Travel and tourism is the second largest US services export “Travel Business
Roundtable” www.tbr. org
[9]
Tourism Highlights Edition 2003, WTO, Madrid, Spain
[10] Папирян Г.А.
Международные экономические отношения: Экономика туризма. – М.: Финансы и
статистика, 2000. – 208 с.: ил.
[11] Статистический сборник. Туризм в Кыргызстане, Б.: Нацстатком, 2003 г.
[12] См. Приложение 1
[13] Ибрагим Рустамбек Стране необходим
качественный прорыв в экономике, Аргументы и факты
Кыргызстан (13) 31 марта 2004 год
[14] #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Статистический сборник. Туризм в Кыргызстане, Б.: Нацстатком, 2003 г.
[16] Статистический сборник. Туризм в Кыргызстане, Б.: Нацстатком, 2003 г.
[17] Статистический сборник. Туризм в Кыргызстане, Б.: Нацстатком, 2003 г.
[18] Коэффициент
использованного гостиничного фонда наличных мест равен числу ночевок, деленному на произведение единовременной
вместимости и числа дней в году
[19] #"#_ftnref20" name="_ftn20" title="">[20] Комисаров В. Проблемы туристической отрасли КР, Реформа №3/2003, ст
18-20
[21] #"#_ftnref22" name="_ftn22" title="">[22] #"#_ftnref23" name="_ftn23" title="">[23] Статистический сборник. Туризм в Кыргызстане, Б.: Нацстатком, 2003 г.
[24] Статистический сборник. Туризм в Кыргызстане, Б.: Нацстатком, 2003 г.
[25] См. Приложение 3
[26] См. Приложение 2
[27]
The 2004 Travel & Tourism Economic Research, 2004 Edition, WTTC
[28] Алмакучуков О.М. Обзор ситуации в туристической отрасли Кыргызстана
Б.: 2002 #"#_ftnref29" name="_ftn29" title="">[29] См. Приложение 4
[30] Данные учитывались по курсу Национального
банка Кыргызской Республики на 03.03.04г. (1 доллар = 42,77 сома).
[31] Данные Комитета по туризму, спорту и молодежной политике КР за 9
месяцев 2003 года
[32] Данные Комитета по туризму, спорту и молодежной политике КР, 2004г.
[33] #"#_ftnref34" name="_ftn34" title="">[34] Постановление Правительства КР от 25 ноября 2002 года №802 "О
плане мероприятий по реализации предложений по комплексному развитию туризма в
Иссык-Кульском регионе, разработанных организацией Ага-Хана по развитию"
[35] Постановление Правительства КР от 17 февраля 2003 года №71 "О
неотложных мерах по улучшению экономических индикаторов туристического сезона
2003 года"
[36] #"#_ftnref37" name="_ftn37" title="">[37] Данные Комитета по туризму, спорту и молодежной политике КР, 2004г.
[38] В Кыргызстане 10 ВУЗов осуществляют подготовку по туристским
специальностям
[39] #"#_ftnref40" name="_ftn40" title="">[40] См. Приложение 5
[41] Данные Комитета по туризму, спорту и молодежной политике КР, 2004г.
[42] Постановление Правительства КР от 25 ноября 2002 года №802 "О
плане мероприятий по реализации предложений по комплексному развитию туризма в
Иссык-Кульском регионе, разработанных организацией Ага-Хана по развитию"
[43] #"#_ftnref44" name="_ftn44" title="">[44] #"#_ftnref45" name="_ftn45" title="">[45] #"#_ftnref46" name="_ftn46" title="">[46] Закон КР от 25 марта 1999 года № 34 "О туризме"
[47] Указ Президента КР от 4 сентября 2000 года УП №255 "О концепции
развития туристической отрасли в Кыргызской Республике до 2010 года"
[48] Указ Президента КР от 22 декабря 2000 года УП №346 "Об объявлении
2001 года - Годом поддержки и развития туризма в Кыргызской Республике"
[49] Данные Комитета по туризму, спорту и молодежной политике КР, 2004г.
[50] #"#_ftnref51" name="_ftn51" title="">[51] Положение о Межведомственном координационном совете по привлечению
инвестиций для развития инфраструктуры туризма в курортной зоне озера
Иссык-Куль утверждено распоряжением Президента КР от 6 февраля 2003 года №26
[52] #"#_ftnref53" name="_ftn53" title="">[53] #"#_ftnref54" name="_ftn54" title="">[54] #"#_ftnref55" name="_ftn55" title="">[55] #"#_ftnref56" name="_ftn56" title="">[56] #"#_ftnref57" name="_ftn57" title="">[57] #"#_ftnref58" name="_ftn58" title="">[58] Ибрагим Рустамбек Стране необходим качественный прорыв в экономике
Аргументы и факты Кыргызстан (13) 31 марта 2004 год
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|