10)
обеспечение полной посещаемости детьми школ;
11)
начало общественной кампании за здоровый образ
жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что опыт
шести лет экономических реформ дал неоднозначные результаты. С одной стороны,
процесс трансформации социально-экономической системы, перевода ее на рыночные
принципы функционирования принял необратимый характер и на этом пути осуществлены
важные системные преобразования. С другой стороны, налицо ряд нерешенных
проблем в области вывода экономики из кризиса и оживления производства.
Состояние экономики продолжает оставаться весьма сложным и напряженным, хотя и
сделаны определенные шаги по приватизации и реструктуризации государственной
собственности, повышению уровня рыночной экономики, снижению темпов инфляции,
сокращению и регулированию бюджетного дефицита и т.д. В числе наиболее же
важных проблем текущего этапа реформирования экономики можно выделить такие
как: макроэкономическая стабилизация, реструктуризация предприятий и развитие
предпринимательства, формирование и развитие национальных производительных
сил, инвестиционная политика, развитие фондового рынка, проблемы регионального
развития, а также социальная защищенность населения.
Важной особенностью экономического курса РК
является стремление ее руководства к сохранению общего экономического
пространства со странами Содружества. Это желание четко прослеживается на всех
совещаниях глав государств и правительств СНГ.
Все документы, представленные казахстанской
стороной на этих совещаниях, говорят о стремлении к укреплению экономических
связей, созданию межгосударственных органов, координирующих экономические
действия Содружества. Не вина, а беда Казахстана, что эти предложения не всегда
принимаются, прежде всего Российской Федерацией.
Таким образом, разработка стратегии реформ,
постоянное обновление этих разработок действительно являются неоспоримым
обстоятельством, особенностью экономической политики Казахстана. Другое дело,
что не всегда намеченное выполняется и соответствует реальной практике. Хотя
значительная часть задач, как мы отметили, уже решена.
Как
уже отмечалось, присоединение Казахстана к ВТО может стимулировать создание
правовых рамок для цивилизованного рыночного развития, привлечение иностранного
предпринимательского капитала, а также повышение в перспективе
конкурентоспособности и модернизацию[66] нашей экономики,
улучшение структуры экспорта и импорта товаров и услуг. Однако это не придет
автоматически. Нам надо учиться новым правилам игры, как на внешнем, так и на
внутреннем рынке. Мы получим преимущества при вступлении в ВТО только при
скорейшей реструктуризации промышленности и проведения правильной
индустриальной, инвестиционной политики в рамках требований ВТО. Нам необходимо
провести широкомасштабные мероприятия в области ликвидации белых пятен в
проблемах присоединения Казахстана к ВТО на всех уровнях - предприятий,
отраслей, ведомств и регионов. Несомненно одно, присоединение Казахстана к ВТО
потребует от нас всех большой совместной, кропотливой работы.
Нынешнее
Послание Президента народу Казахстана[67] охватывает самые
животрепещущие актуальные проблемы современного казахстанского общества и
основные направления его развития.
В
Послании указаны пути решения узловых экономических и социальных проблем. А
именно: обеспечение сбалансированности экономики, опережающее развитие
перерабатывающей промышленности, высокотехнологических и наукоемких
производств, производственной структуры агропромышленного сектора. Это верные
направления укрепления нашей экономики и, соответственно, независимости
Казахстана. Решительное изменение структуры производства в стране, пристальное
внимание к решению задач по возрождению и развитию аула, поворот к его
социально-экономическим проблемам.
Сегодня
с уверенностью можем сказать, что Казахстан сумел решить задачу строительства
самостоятельного, суверенного государства, избрал правильные векторы демократии
и рыночных отношений, заложил фундаментальные базовые институты
демократического государства. Мы сумели перейти от классовой политической
культуры, идеологии противоборства к становлению гражданской демократической
культуры.
В
Послании Президента четко определены принципы и подходы к национальной модели
модернизации Казахстана на ближайшую историческую перспективу. Важно отметить,
что они Главой государства определены комплексно и системно.
Сегодня
архиважной проблемой нашего общества является обеспечение социальной защиты
населения, обеспечение достойного уровня жизни казахстанцев.
Разделы
Послания, касающиеся социального блока развития нашего общества, нашли у всех
самый благожелательный отклик. Повышение пенсии почти миллиону пенсионеров,
увеличение размера минимальной заработной платы, рост заработной платы
государственных служащих - все это новые меры по решению сложных социальных
проблем.
Программа
"Культурное наследие", вошедшая в Послание Президента, несомненно,
послужит укреплению духовной консолидации, межнациональному согласию в
полиэтническом и многоконфессиональном Казахстане. Это, в свою очередь, создаст
здоровую атмосферу национального единства, будет способствовать усилению
чувства патриотизма и безопасности государства.
Интегрирующей
основой культур различных этнических групп страны должно стать овладение
языком, культурой, традициями и обычаями государствообразующего казахского
народа при обязательном обеспечении условий для развития языков, культуры всех
этнических групп, проживающих в Казахстане.
Отрадно,
что в Послании нашли свое отражение вопросы модернизации политической сферы,
демократизации и повышения эффективности государственного управления. Здесь
ключевой проблемой является необходимость совершенствования избирательной
системы, главной чертой которой должны стать прозрачность и открытость
избирательных процессов[68].
В
Послании четко определены роль и место политических партий и
неправительственных организаций в политическом устройстве республики.
Своевременно предложение о проведении гражданского форума представителей
общественных объединений, который станет еще одним шагом по дальнейшей
демократизации общества.
Устанавливается,
что только политические партии могут выдвигать своих кандидатов в
представительные органы власти, при этом, важно, сохраняется институт
самовыдвижения. Это, несомненно, не только повышает роль политических партий,
но и накладывает на них большую ответственность.
Кроме
того, в Послании Президента народу Казахстана четко обозначены акценты
функционирования средств массовой информации, как на уровне требований
сегодняшнего дня, так и будущего. При этом отмечена важность подготовки и
принятия нового закона о СМИ.
Общество
осознало, что проблемы коррупции невозможно решить только силами
правоохранительных органов, поэтому содержащиеся в Послании[69]
положения о процессе гуманизации в уголовной сфере, о совершенствовании
деятельности судебных органов, о введении института присяжных и переходе к
институту судебного санкционирования арестов, актуальны и своевременны
В
совокупности указанные факторы и разработанные социальные программы приведут к
улучшению демографической ситуации и к укреплению здоровья нации, особенно
подрастающего поколения.
Можно
отметить, что Президент в своем Послании определил цели, созвучные чаяниям
нашего народа и их осуществление послужит дальнейшему увеличению благосостояния
всех казахстанцев и укреплению независимости Казахстана.
2.2. Основные тенденции модернизации
экономики.
Для достижения положительных результатов в
экономике республики процесс приватизации осуществлялся одновременно с
реформой налогообложения, ценообразования, оплаты труда и политики банков,
подготовкой соответствующей законодательной базы. В республике были приняты
такие важные законы, как: «Об иностранных инвестициях», «О свободных
экономических зонах», «О свободе хозяйственной деятельности и развитии
предпринимательства», «О банках и банковской деятельности», «О валютном
регулировании», «О концессиях», «О залоге», «О банкротстве» и другие.
Крупным шагом в развитии законодательства
являлось принятие и введение в действие с 1 марта 1995 г. Гражданского кодекса
Республики Казахстан (общая часть)[70], регулирующего
гражданско-правовые отношения, Налогового кодекса. Приняты законы «О
хозяйственных товариществах»[71], «О государственном
предприятии», «О производственном кооперативе», «О ценных бумагах и фондовой
бирже», «О лицензировании», «О товариществах с ограниченной и дополнительной
ответственностью»[72] и др. Тем самым созданы
необходимая правовая основа формирования рыночных отношений и развития бизнеса
в республике, достаточно благоприятный режим для зарубежных инвесторов.
Важное значение придается реализации закона об ограничении монополистической
деятельности, основной целью которого является включение механизмов рыночного
регулирования, стимулирования свободной конкуренции, предпринимательства и
защита интересов потребителей в республике. Важнейшее значение для развития
малого бизнеса имеют июньские (1997 г.) законы «Об индивидуальном предпринимательстве»
и «О государственной поддержке малого предпринимательства». Государственная
монополия пока сохраняется в отраслях электроэнергетики, строительства и
эксплуатации, Железных дорог, в отраслях, обеспечивающих оборонные нужды,
космические работы и исследования, а также на магистральных трубопроводах,
коммуникациях и линиях связи.
Законодательством гарантируется защита прав и
интересов граждан и юридических лиц, в том числе иностранных. Не допускается
национализация государством имущества граждан республики и иностранных
граждан, предприятий и организаций, действующих на территории свободной
экономической зоны. Подлежат возмещению убытки, причиненные в результате
необоснованного вмешательства в деятельность государственных и иных органов.
Республика Казахстан также гарантирует
иностранным инвесторам право свободного перевода за рубеж доходов от
деятельности и ликвидации юридических лиц с иностранным участием и продажи
своей доли в названных предприятиях.
Вместе с тем нельзя не признать, что во многих
случаях формальная смена собственности не привела к значительному улучшению
хозяйственной деятельности многих приватизированных предприятий. Они
оказались не способны оплатить поставщикам сырье, материалы, электроэнергию и
были вынуждены работать не в полном режиме, в результате чего сократили объем
производства и ухудшили финансовые результаты работы. Отдельные созданные
предприятия, зарегистрировавшись, к работе так и не приступили ввиду
отсутствия финансовых ресурсов. Более половины занятых в частном секторе занимаются
предпринимательством, не дающим высоких доходов из-за низкой
производительности труда. Поэтому повышение производительности труда и
качества продукции путем поэтапной модернизации производственных технологий,
внедрение эффективных методов управления, применения лизинга — основные
критерии перспективности предприятии негосударственного сектора экономики.
Форсированные темпы приватизации, ориентация на количественные показатели
отодвинули на задний план рост эффективности производства, обеспечение
условий для мобилизации средств населения в инвестиционных целях. Задача
ставилась — придать необратимость проводимым реформам в экономике. Эта задача
достигнута, и надо идти дальше. Принятая правительством Республики Казахстан
Программа приватизации и реструктуризации государственной собственности в
Республике Казахстан на 1996— 1998 гг. должна завершить формирование в
республике многоукладной экономики. Особое внимание в ней уделено развитию
малого бизнеса.
Современная рыночная экономика требует
оптимального сочетания крупных, средних и малых предприятий. Особенность
последних достижений в экономике развитых стран — крупные структурные сдвиги в
пользу малых предприятий, что обусловлено их эффективностью за счет развития
предпринимательства и конкуренции, быстрой реакции на спрос и ускорения
научно-технического развития, рационального использования кадров, минимума
капиталовложений и т.д. В США, например, из зарегистрированных 18,1 млн. фирм
97% принадлежит к категории мелких с числом занятых менее 500 человек, в 90%
фирм занято менее 15 человек. На долю мелкого бизнеса здесь приходится 38% ВНП
и 47% занятой рабочей силы. Показатели, характеризующие значительную роль
малого и среднего бизнеса в экономике, имеются и по другим странам, где эти
статистические данные порой намного выше[73].
Так, ученые и эксперты разных стран пришли к
выводу, что важнейшее значение малого бизнеса заключается в борьбе с
безработицей. На сегодняшний день в наиболее развитых странах к этому сектору
экономики относятся 9 из каждых 10, а в Японии, в Германии — половина всех
предприятий, на них занято около 2/3 всего
трудоспособного населения. Малый и средний бизнес — основа среднего класса —
дает работу 70-—80% граждан в развитых странах и основные поступления в госбюджет.
И не случайно основные направления разгосударствления и приватизации в
республике, о которых мы уже говорили выше, непосредственно связаны со
становлением и развитием малого и среднего бизнеса.
Известно, что в странах рыночной экономики
примерно 80% новых рабочих мест приходится на долю мелкого бизнеса. Можно в
качестве образца привести Голландию. В этой стране с численностью населения
15,5 млн. человек насчитывается более 4 млн. хозяйствующих субъектов.
За годы реформ в Казахстане, с формальной точки
зрения, сделано немало для формирования конкурентной среды, создания
необходимых малых рыночных структур. Если в 90-е годы в государстве
насчитывалось около десяти тысяч предприятий, то позже их число стремительно
выросло, и на начало 1997 г. в стране было около 150 тыс. хозяйствующих субъектов.
При этом около 90% из них по действующей классификации можно отнести к малым
предприятиям (в мировой практике принято различать мелких производителей с
численностью занятых от 1 до 19 человек).
В то же время, несмотря на внушительность
приводимых данных, в экономике Казахстана не наблюдается предпринимательского
бума. До сих пор складывается сложная обстановка на рынке труда, несмотря на
некоторые улучшения производственных показателей, не удается стабилизировать
социальное положение людей. Все это требует особой заботы государства.
Дальнейшее поступательное развитие экономики Казахстана должно быть тесно
связано с созданием необходимых условий (правовых, налоговых) для развития
мелкого бизнеса, который является фундаментом рыночной экономики. Следовательно,
мы вправе ожидать, что в ближайшее время, при наличии соответствующих условий,
мелкий и малый бизнес станет основной сферой предложения новых рабочих мест в
Казахстане.
Поэтому разработана и осуществляется программа
развития малого бизнеса, которая предусматривает введение в практику продажи
госимущества в рассрочку, оказание гражданам и юридическим лицам кредитной
помощи, создание льготных условий для перехода государственной собственности в
собственность членов трудовых коллективов в виде акций, в том числе путем
продажи по льготным ценам. Создаются товарные биржи, биржи ценных бумаг,
валютные биржи, коммерческие банки, оптово-посреднические предприятия,
институты маклерства, коммерческие информационные центры, рекламные агентства и
многое другое.
По данным Министерства экономики и торговли, на
август 1997 г. 11,6% мелких предприятий уже действовали в промышленности,
30,4% были заняты в сельском хозяйстве, 8,9% работали в строительстве, 16,3% —
в торговле и общественном питании, 9,7% занимались общей коммерческой
деятельностью. В региональном разрезе ситуация выглядит следующим образом:
большинство малых предприятий — 27 817 (что составляет 23,7% от общего числа) —
находится в Алматы, 13 517 (11,5%) — в Южно-Казахстанской, 7941 (6,8%) — в
Акмолинской, 8575 (7,3%) — в Карагандинской, 2891 (2,5%) — в Алматинской
областях[74].
Следующим шагом в развитии малого бизнеса в
республике стало осуществление государственной программы поддержки малого
предпринимательства на 1997—2000 гг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|