Меню
Поиск



рефераты скачать Казахстан. Модернизация проблемы и перспективы

- право на индивидуальные предпочтения,

- право на жизнь и неприкосновенность,

- право на собственность,

- право на равное правосудие и

- право на участие в жизни общества.

Все остальные человеческие права входят в эти или будут их дополнять. Право на индивидуальные предпочтения, главным образом, означает наличие у человека определённой сферы собственного произвола, непосредственно связанной с данной от рождения индивидуальностью его личности. Это право защищает границы той самой негативной свободы, которая позволяет ему;

- постоянно искать и пытать счастья в своей личной жизни,

- изолироваться от других тогда, когда он этого хочет,  придерживаться своей собственной нравственности, и

- осуществлять    по    собственной    воле    позитивную    свободу, стремящуюся к открытости взаимного общения[57].

Право на собственность не означает, что кто-то обязан предоставить человеку имущество. Просто личность по своей че­ловеческой природе может, безусловно, господствовать над своим имуществом, и прежде всего над своим телом, способностями и достоинствами.

Право на участие в жизни общества гарантирует, прежде всего, то, что власть правительства основана на согласии народа, им управляемого; что политическая свобода каждого гражданина тайно и в равной мере избирать свою власть на альтернативной основе обеспечивает всю прочую свободу человеческой личности.

Таким образом, принцип безусловного действия человеческих прав устанавливает, что закон регулирует вовсе не все, наоборот, он ограничивает область деятельности властей, однозначно описывая ситуации, в которых они могут вмешиваться в деятель­ность индивида; если нельзя сказать более категорично, не имеют права не вмешиваться, особенно в случае нарушения человеческих прав.

С чего же начать пробуждение в Казахстане свободного пра­восознания? Как это ни странно - с литературы.

  Напряженная, деятельность сознания,   неустанная   работа   мысли   в каком-либо направлении всегда получают свое выражение в   литературе.   В   этом   смысле разработка правовых идей в нашей литературе является показате­лем нашего правосознания. У нас нет ни одного, ни советского, ни постсоветского трактата,    этюда о праве,    которые имели бы об­щественное значение.   А между тем литературную разработку пра­вовых идей мы обязаны провести уже только для того,   чтобы они приобрели тот внешний облик и ту определенную формулу,  которые бы     сделали     их  прекрасными,     эластичными  и  удобными  для распространении   и   массе   гражданского   населения. И   новое обращение   к     "традиционной"   структуре      Казахстана  должно сыграть    в    этом    немалую    роль, ведь    недаром    казахский родоправитель    назывался бием, а не беком и не беем, то есть судьей, а не князем.

Казахстан, по большому счету, составлял культурное ядро оригинальной евразийской империи, организованной еще Чингис - ханом на основе принципов свободы. Правление в ней было мягким, торговля - свободной, а законность - вполне правовой. Эта империя, которую условно называют монгольской, в отличие от всех прошлых и будущих мировых держав, просуществовала несравнимо долго и трансформировалась в Российскую империю, сохранив за собой все основные этногеографические параметры. Причиной тому служило то, что она принесла подданным ей народам самоуправление, единство и невиданную даже по сегодняшним временам свободу вероисповеданий. Впоследствии дух свободы остался особенно крепок и жив среди казахов и казаков. Исторические исследования однозначно решили проблему этимологии этнонима "казак". Он не подлежит переводу и означает, прежде всего "свободное состояние" человека, который вооружен и ведет аульно-кочевой образ жизни, завещанный Чингис­ханом.

Люди "свободного состояния" не только составляли основу личной гвардии Чингиса, но и выдвигались в военно-политическую элиту. Выдвигались не по этнической и сословной принадлежности, а по духовным качествам своей личности, которые выпестовывались поколениями   и   несли   в   себе   ценность   независимости   от   ма­териальной обусловленности жизни.

ГЛАВА II. Модернизация внешнеполитических и экономических связей Республики Казахстан


2.1. Цели и стратегия экономического и социального развития Казахстана.


Нередко говорят, что республика не имеет собственной эко­номической концепции, ее экономика развивается хаотично, из-за этого Казахстан находится в глубоком кризисе, катится в пропасть. Да, не все на пути к рынку получается гладко, допус­кается множество перекосов и ошибок, вызывающих недоволь­ство. И все-таки такая концепция есть.

Послания Президента страны народу Казах­стана — «Казахстан-2030», в котором он отмечает: «Мы должны четко знать и понимать, что хотим построить, какой должна быть траектория, магистраль нашего развития, которая приве­дет к выбранной цели. Правильно определив наши приоритет­ные цели, выбрав соответствующие стратегии, проявив волю и терпение при движении по этому пути, мы обезопасим себя от зигзагообразных шараханий, непроизводительной растраты энер­гии, времени и ресурсов. Имея сильную стратегию и целеуст­ремленность, мы сможем успешно преодолеть любые большие препятствия, стоящие на нашем пути»[58].

При этом надо иметь в виду, что переход к рыночной эконо­мике — длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой опыт свидетельствует, что социально-экономические реформы, связанные с коренной перестройкой всей хозяйствен­ной системы, ведут к значительному снижению уровня произ­водства, а следовательно и уровня жизни населения.

С обретением полного государственного суверенитета перед Казахстаном встала сложная задача определения самостоятель­ного пути экономического развития с учетом специфики рес­публики и мирового опыта.

В связи с этим надо отметить, что особенностью экономи­ческой политики Республики Казахстан является то, что разра­ботка стратегии реформ была начата заблаговременно, еще в 1989 г. Эта стратегия определялась очень широким кругом спе­циалистов и ученых Казахстана. После провозглашения суве­ренитета эта работа выполнялась во всех органах управления и научных организациях. Общее же направление реформ и не­посредственное личное участие в разработке программ осуще­ствлял Президент Республики Казахстан.

Исходные положения реформы были сформулированы в Программе стабилизации экономики и перехода к рынку (1990 г.) и Программе совместных действии Кабинета мини­стров и областных Советов народных депутатов по выходу из кризиса (1991 г.). В мае 1992 г. Президент НА. Назарбаев изло­жил основные направления реформы в обобщающей статье «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенно­го государства». В середине 1994 г. правительство Республики Казахстан приняло «Программу действий правительства по уг­лублению реформ и выводу из экономического кризиса»[59] сро­ком до 1996 г. Затем эта программа была продолжена на после­дующий период в виде Среднесрочной программы экономичес­ких реформ в Казахстане на 1996—1998 гг[60]. и Программы прави­тельства до 2000 г[61], Ежегодных посланиях Президента РК.[62]

Основная мысль во всех этих документах — переход к рынку и становление Казахстана как суверенного государства. При этом в сфере экономики были выделены следующие приоритеты:

1)     формирование рыночной экономики, основанной на кон­курентных началах, то есть сочетании и взаимодействии госу­дарственной и частной форм собственности (при этом доля го­сударственной собственности будет постоянно уменьшаться и составит в перспективе 30—40%);

2)     создание правовых норм и других необходимых условий для реализации принципа экономического самоопределения человека;

3)     насыщение потребительского рынка в целях усиления мотивации к труду, повышения качества жизни каждой казах­станской семьи и создания социальной стабильности;

4)     завоевание конкретных позиций на мировых товарных рынках на базе природных ресурсов Казахстана и реконструк­ции его экономики;

5)     привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций для развития Казахстана;

6)     введение и обеспечение внешней конвертируемости на­циональной валюты (тенге).

Спустя 5 лет, в октябре 1997 г., в Послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030, процветание, безопасность и улучшение благосостояния казахстанцев»[63] были подведены некоторые итоги работы государства и намечены дальнейшие перспективы экономического и социального развития. В част­ности, было отмечено, что достигнуты следующие положитель­ные результаты:

1)     заложены основы независимого суверенного государства;

2)     начаты широкомасштабные социальные, политические и экономические реформы, «работает совершенно иная полити­ческая и экономическая система»;

3)     происходит смена «государственно-коллективного миро­воззрения на частно-индивидуалистическое»;

4)     оказывается поддержка со стороны иностранных государств и донорских организаций в проведении реформ.

К этому следовало бы добавить, что за истекшие пять лет практически завершена малая и массовая приватизация, насы­тился потребительский рынок товаров, созданы нормативно-правовая база и условия для развития предпринимательства, введена национальная валюта тенге, Казахстан напрямую вы­шел на мировые рынки по продаже своей, пусть пока сырье­вой, продукции.

И если все прошедшие годы переход к рыночной системе в Казахстане сопровождался жесточайшей инфляцией — от 2265% в 1993 г., 60% в 1995 г., 28,7 в 1996 г., то в 1997 г. она составила 11%. Мировой опыт показывает, что процесс подъема экономи­ки возможен на уровне до 10% инфляции в год, и сегодня, ис­ходя из анализа состояния экономики, можно сказать, что низ­шая точка падения производства пройдена, и она переходит с инфляционной ступени в инвестиционную. Снижение дефици­та бюджета в 1998 г. намечалось до 3%, принимались меры по увеличению реальных доходов госбюджета, предусматривалось привлечение внешних займов, выпуск и размещение государ­ственных ценных бумаг. Уменьшению дефицита способ­ствовало разделение финансов предприятия и государства, от­каз от практики списания долгов и безвозвратного кредитова­ния предприятий.

И в то же время современное состояние экономики говорит о том, что для осуществления поставленных задач у Казахстана есть все по­тенциальные возможности.

Во-первых, довольно выгодное географическое, геополити­ческое и геоэкономическое положение.

Во-вторых, высокообразованное население с высоким уров­нем научного и творческого потенциала, довольно богатый и невостребованный арсенал научных идей, открытий и изобре­тений.

В-третьих, богатейшие запасы природных ресурсов, прежде всего рудных и топливных полезных ископаемых, которые, ко­нечно, необходимо рационально использовать.

В-четвертых, большие площади сельхозугодий и пашни, по­зволяющие республике стать на мировой арене заметным экс­портером продовольствия.

Наконец, относительно устойчивая политическая стабиль­ность и единство в обществе.

Если говорить о конкретных задачах экономики Казахстана в сфере материального производства, то к ним следует отнести:

1)     насыщение рынка продовольствием и товарами народного потребления собственного производства;

2)     наращивание базы строительства и стройиндустрии, в пер­вую очередь для возведения жилья;

3)     преодоление сырьевой направленности экономики;

4)     развитие наукоемких производств и машиностроения;

5)     внедрение экологически чистых технологий;

6)     формирование современной инфраструктуры (транспор­та, связи, энергетики, туризма и т.д.).

Предполагалось всю эту работу осуществить в три этапа. Первый этап охватывал 1992—1995 гг. и характеризовался дву­мя процессами: активным разгосударствлением, приватизацией собственности и насыщением потребительского рынка товара­ми.

На втором этапе (до 2005 г.) будет продолжаться работа по постепенному преодолению сырьевой направленности эконо­мики и ускоренному вхождению Казахстана в мировую эконо­мику. В этот период должны заработать полнокровные рыноч­ные механизмы, обеспечиться подлинная свобода всех товаро­производителей, рациональное природопользование, высокий уровень технологий.

Третий этап продолжительностью до 2030 г. будет характе­ризоваться ускоренными темпами развития экономики откры­того типа и вступлением Казахстана в разряд новых индустри­альных стран мира.

Для достижения данной цели Н.А. Назарбаев[64] выделил в сво­ем послании народу семь долгосрочных приоритетов:

Приоритет 1. Национальная безопасность.

Приоритет 2. Внутриполитическая стабильность и кон­солидация общества.

Приоритет 3. Обеспечение экономического роста.

Приоритет 4. Здоровье, образование и благополучие граж­дан.

Приоритет 5. Энергетические ресурсы.

Приоритет 6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь.

Приоритет 7. Профессиональное правительство. (Подробнее см. Приложение №1.)

При соблюдении всех этих принципов государство берет на себя функции социальной защиты, становясь действительно социальным государством, снимает с себя многие контрольные функции, децентрализуя власть, отдавая ее на места. Централь­ные органы будут осуществлять надзорные и контрольные фун­кции. И в этом случае госслужащий будет отвечать требовани­ям, вытекающим из Послания Президента: «чиновник новой генерации — это слуга нации, патриотичный, справедливый преданный своему делу и профессиональный». Только создав эффективный и современный корпус государственных служа­щих Казахстана, преданных делу и способных выступать пред­ставителями народа, общество сможет реализовать стратегию, концентрируя усилия на конкретных действиях, намеченных в годовых планах.

Решение же социальных вопросов в концепции развития неразрывно связано с экономикой, и практически она должна обеспечить их осуществление. При этом предусматривается:

1)     создание общества, в котором наделе было бы обеспечено благосостояние всех слоев населения;

2)     обеспечение каждому желающему предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой сфере дея­тельности;

3)     развитие этнической самобытности и сохранение нацио­нально-культурного многообразия Казахстана;

4)     повышение трудовых доходов, пенсий и пособий по мере роста и стабилизации экономики, но не допуская незаконного обогащения.

В центре же стратегии социального развития в переходный период находится социальная защита населения Казахстана в основе, которой:

1)     государственная поддержка нетрудоспособных и малоиму­щих слоев (пенсионеров, инвалидов, учащихся, многодетных семей);

2)     государственная поддержка науки, культуры, образова­ния и здравоохранения;

3)     обеспечение социальных гарантий по безработице. Об этом свидетельствуют и задания, данные Президентом государства правительству на 1998 г. Среди них:

4)     обеспечение полной и своевременной выплаты пенсий, пособий и заработной платы в бюджетных организациях;

5)     выдача микрокредитов не менее чем 30 тыс. наименее обес­печенных граждан;

6)     выдача кредитов на развитие малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств на сумму не менее чем в 100 млн. долл.;

7)     компьютеризация школ, на что уже в 1998 г. выделяется 22 млн. долл. США;

8)     начало реализации программы жилищного строительства и выделение на эти цели в 1998[65] г. 40 млн. долл.;

9)     обеспечение удешевления кредитов для крестьянских и фермерских хозяйств на 2,5 млрд. тенге;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.