- право на индивидуальные предпочтения,
- право на жизнь и неприкосновенность,
- право на собственность,
- право на равное правосудие и
- право на участие в жизни общества.
Все остальные человеческие права входят в эти
или будут их дополнять. Право на индивидуальные предпочтения, главным образом,
означает наличие у человека определённой сферы собственного произвола,
непосредственно связанной с данной от рождения индивидуальностью его личности.
Это право защищает границы той самой негативной свободы, которая позволяет ему;
- постоянно искать и пытать счастья в своей
личной жизни,
- изолироваться от других тогда, когда он этого
хочет, придерживаться своей собственной нравственности, и
- осуществлять по собственной воле
позитивную свободу, стремящуюся к открытости взаимного общения[57].
Право на собственность не означает, что кто-то
обязан предоставить человеку имущество. Просто личность по своей человеческой
природе может, безусловно, господствовать над своим имуществом, и прежде всего
над своим телом, способностями и достоинствами.
Право на участие в жизни общества гарантирует,
прежде всего, то, что власть правительства основана на согласии народа, им
управляемого; что политическая свобода каждого гражданина тайно и в равной мере
избирать свою власть на альтернативной основе обеспечивает всю прочую свободу
человеческой личности.
Таким образом, принцип безусловного действия
человеческих прав устанавливает, что закон регулирует вовсе не все, наоборот,
он ограничивает область деятельности властей, однозначно описывая ситуации, в
которых они могут вмешиваться в деятельность индивида; если нельзя сказать
более категорично, не имеют права не вмешиваться, особенно в случае нарушения
человеческих прав.
С чего же начать пробуждение в Казахстане
свободного правосознания? Как это ни странно - с литературы.
Напряженная, деятельность сознания,
неустанная работа мысли в каком-либо направлении всегда получают свое
выражение в литературе. В этом смысле разработка правовых идей в нашей
литературе является показателем нашего правосознания. У нас нет ни одного, ни
советского, ни постсоветского трактата, этюда о праве, которые имели бы
общественное значение. А между тем литературную разработку правовых идей мы
обязаны провести уже только для того, чтобы они приобрели тот внешний облик и
ту определенную формулу, которые бы сделали их прекрасными,
эластичными и удобными для распространении и массе гражданского
населения. И новое обращение к "традиционной"
структуре Казахстана должно сыграть в этом немалую роль,
ведь недаром казахский родоправитель назывался бием, а не беком и не
беем, то есть судьей, а не князем.
Казахстан, по большому счету, составлял
культурное ядро оригинальной евразийской империи, организованной еще Чингис -
ханом на основе принципов свободы. Правление в ней было мягким, торговля -
свободной, а законность - вполне правовой. Эта империя, которую условно
называют монгольской, в отличие от всех прошлых и будущих мировых держав,
просуществовала несравнимо долго и трансформировалась в Российскую империю,
сохранив за собой все основные этногеографические параметры. Причиной тому
служило то, что она принесла подданным ей народам самоуправление, единство и
невиданную даже по сегодняшним временам свободу вероисповеданий. Впоследствии
дух свободы остался особенно крепок и жив среди казахов и казаков. Исторические
исследования однозначно решили проблему этимологии этнонима "казак".
Он не подлежит переводу и означает, прежде всего "свободное
состояние" человека, который вооружен и ведет аульно-кочевой образ жизни,
завещанный Чингисханом.
Люди "свободного состояния" не только
составляли основу личной гвардии Чингиса, но и выдвигались в
военно-политическую элиту. Выдвигались не по этнической и сословной
принадлежности, а по духовным качествам своей личности, которые выпестовывались
поколениями и несли в себе ценность независимости от материальной
обусловленности жизни.
ГЛАВА II. Модернизация внешнеполитических и экономических связей Республики Казахстан
2.1. Цели и стратегия экономического и социального развития Казахстана.
Нередко говорят, что республика не имеет
собственной экономической концепции, ее экономика развивается хаотично, из-за
этого Казахстан находится в глубоком кризисе, катится в пропасть. Да, не все на
пути к рынку получается гладко, допускается множество перекосов и ошибок,
вызывающих недовольство. И все-таки такая концепция есть.
Послания Президента страны народу Казахстана —
«Казахстан-2030», в котором он отмечает: «Мы должны четко знать и понимать, что
хотим построить, какой должна быть траектория, магистраль нашего развития,
которая приведет к выбранной цели. Правильно определив наши приоритетные
цели, выбрав соответствующие стратегии, проявив волю и терпение при движении по
этому пути, мы обезопасим себя от зигзагообразных шараханий, непроизводительной
растраты энергии, времени и ресурсов. Имея сильную стратегию и целеустремленность,
мы сможем успешно преодолеть любые большие препятствия, стоящие на нашем пути»[58].
При этом надо иметь в виду, что переход к
рыночной экономике — длительный, сложный и противоречивый процесс. Мировой
опыт свидетельствует, что социально-экономические реформы, связанные с коренной
перестройкой всей хозяйственной системы, ведут к значительному снижению уровня
производства, а следовательно и уровня жизни населения.
С обретением полного государственного
суверенитета перед Казахстаном встала сложная задача определения самостоятельного
пути экономического развития с учетом специфики республики и мирового опыта.
В связи с этим надо отметить, что особенностью
экономической политики Республики Казахстан является то, что разработка
стратегии реформ была начата заблаговременно, еще в 1989 г. Эта стратегия
определялась очень широким кругом специалистов и ученых Казахстана. После
провозглашения суверенитета эта работа выполнялась во всех органах управления
и научных организациях. Общее же направление реформ и непосредственное личное
участие в разработке программ осуществлял Президент Республики Казахстан.
Исходные положения реформы были сформулированы в
Программе стабилизации экономики и перехода к рынку (1990 г.) и Программе
совместных действии Кабинета министров и областных Советов народных депутатов
по выходу из кризиса (1991 г.). В мае 1992 г. Президент НА. Назарбаев изложил
основные направления реформы в обобщающей статье «Стратегия становления и
развития Казахстана как суверенного государства». В середине 1994 г.
правительство Республики Казахстан приняло «Программу действий правительства по
углублению реформ и выводу из экономического кризиса»[59]
сроком до 1996 г. Затем эта программа была продолжена на последующий период в
виде Среднесрочной программы экономических реформ в Казахстане на 1996—1998 гг[60].
и Программы правительства до 2000 г[61], Ежегодных посланиях
Президента РК.[62]
Основная мысль во всех этих документах — переход
к рынку и становление Казахстана как суверенного государства. При этом в сфере
экономики были выделены следующие приоритеты:
1)
формирование рыночной экономики, основанной на
конкурентных началах, то есть сочетании и взаимодействии государственной и
частной форм собственности (при этом доля государственной собственности будет
постоянно уменьшаться и составит в перспективе 30—40%);
2)
создание правовых норм и других необходимых
условий для реализации принципа экономического самоопределения человека;
3)
насыщение потребительского рынка в целях
усиления мотивации к труду, повышения качества жизни каждой казахстанской семьи
и создания социальной стабильности;
4)
завоевание конкретных позиций на мировых
товарных рынках на базе природных ресурсов Казахстана и реконструкции его
экономики;
5)
привлечение и эффективное использование
иностранных инвестиций для развития Казахстана;
6)
введение и обеспечение внешней конвертируемости
национальной валюты (тенге).
Спустя 5 лет, в октябре 1997 г., в Послании
Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030, процветание, безопасность
и улучшение благосостояния казахстанцев»[63] были подведены
некоторые итоги работы государства и намечены дальнейшие перспективы
экономического и социального развития. В частности, было отмечено, что
достигнуты следующие положительные результаты:
1)
заложены основы независимого суверенного
государства;
2)
начаты широкомасштабные социальные, политические
и экономические реформы, «работает совершенно иная политическая и
экономическая система»;
3)
происходит смена «государственно-коллективного
мировоззрения на частно-индивидуалистическое»;
4)
оказывается поддержка со стороны иностранных
государств и донорских организаций в проведении реформ.
К этому следовало бы добавить, что за истекшие
пять лет практически завершена малая и массовая приватизация, насытился
потребительский рынок товаров, созданы нормативно-правовая база и условия для
развития предпринимательства, введена национальная валюта тенге, Казахстан
напрямую вышел на мировые рынки по продаже своей, пусть пока сырьевой,
продукции.
И если все прошедшие годы переход к рыночной
системе в Казахстане сопровождался жесточайшей инфляцией — от 2265% в 1993 г.,
60% в 1995 г., 28,7 в 1996 г., то в 1997 г. она составила 11%. Мировой опыт
показывает, что процесс подъема экономики возможен на уровне до 10% инфляции в
год, и сегодня, исходя из анализа состояния экономики, можно сказать, что низшая
точка падения производства пройдена, и она переходит с инфляционной ступени в
инвестиционную. Снижение дефицита бюджета в 1998 г. намечалось до 3%,
принимались меры по увеличению реальных доходов госбюджета, предусматривалось
привлечение внешних займов, выпуск и размещение государственных ценных бумаг.
Уменьшению дефицита способствовало разделение финансов предприятия и
государства, отказ от практики списания долгов и безвозвратного кредитования
предприятий.
И в то же время современное состояние экономики
говорит о том, что для осуществления поставленных задач у Казахстана есть все
потенциальные возможности.
Во-первых, довольно выгодное географическое,
геополитическое и геоэкономическое положение.
Во-вторых, высокообразованное население с
высоким уровнем научного и творческого потенциала, довольно богатый и
невостребованный арсенал научных идей, открытий и изобретений.
В-третьих, богатейшие запасы природных ресурсов,
прежде всего рудных и топливных полезных ископаемых, которые, конечно,
необходимо рационально использовать.
В-четвертых, большие площади сельхозугодий и
пашни, позволяющие республике стать на мировой арене заметным экспортером
продовольствия.
Наконец, относительно устойчивая политическая
стабильность и единство в обществе.
Если говорить о конкретных задачах экономики
Казахстана в сфере материального производства, то к ним следует отнести:
1)
насыщение рынка продовольствием и товарами
народного потребления собственного производства;
2)
наращивание базы строительства и стройиндустрии,
в первую очередь для возведения жилья;
3)
преодоление сырьевой направленности экономики;
4)
развитие наукоемких производств и
машиностроения;
5)
внедрение экологически чистых технологий;
6)
формирование современной инфраструктуры
(транспорта, связи, энергетики, туризма и т.д.).
Предполагалось всю эту работу осуществить в три
этапа. Первый этап охватывал 1992—1995 гг. и характеризовался двумя
процессами: активным разгосударствлением, приватизацией собственности и
насыщением потребительского рынка товарами.
На втором этапе (до 2005 г.) будет продолжаться
работа по постепенному преодолению сырьевой направленности экономики и
ускоренному вхождению Казахстана в мировую экономику. В этот период должны
заработать полнокровные рыночные механизмы, обеспечиться подлинная свобода
всех товаропроизводителей, рациональное природопользование, высокий уровень
технологий.
Третий этап продолжительностью до 2030 г. будет
характеризоваться ускоренными темпами развития экономики открытого типа и
вступлением Казахстана в разряд новых индустриальных стран мира.
Для достижения данной цели Н.А. Назарбаев[64]
выделил в своем послании народу семь долгосрочных приоритетов:
Приоритет 1. Национальная безопасность.
Приоритет 2. Внутриполитическая стабильность и
консолидация общества.
Приоритет 3. Обеспечение экономического роста.
Приоритет 4. Здоровье, образование и благополучие
граждан.
Приоритет 5. Энергетические ресурсы.
Приоритет 6. Инфраструктура, в особенности
транспорт и связь.
Приоритет 7. Профессиональное правительство.
(Подробнее см. Приложение №1.)
При соблюдении всех этих принципов государство
берет на себя функции социальной защиты, становясь действительно социальным
государством, снимает с себя многие контрольные функции, децентрализуя власть,
отдавая ее на места. Центральные органы будут осуществлять надзорные и
контрольные функции. И в этом случае госслужащий будет отвечать требованиям,
вытекающим из Послания Президента: «чиновник новой генерации — это слуга нации,
патриотичный, справедливый преданный своему делу и профессиональный». Только
создав эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана,
преданных делу и способных выступать представителями народа, общество сможет
реализовать стратегию, концентрируя усилия на конкретных действиях, намеченных
в годовых планах.
Решение же социальных вопросов в концепции
развития неразрывно связано с экономикой, и практически она должна обеспечить
их осуществление. При этом предусматривается:
1)
создание общества, в котором наделе было бы
обеспечено благосостояние всех слоев населения;
2)
обеспечение каждому желающему
предпринимательской свободы и возможности приложения сил в любой сфере деятельности;
3)
развитие этнической самобытности и сохранение
национально-культурного многообразия Казахстана;
4)
повышение трудовых доходов, пенсий и пособий по
мере роста и стабилизации экономики, но не допуская незаконного обогащения.
В центре же стратегии социального развития в
переходный период находится социальная защита населения Казахстана в основе,
которой:
1)
государственная поддержка нетрудоспособных и
малоимущих слоев (пенсионеров, инвалидов, учащихся, многодетных семей);
2)
государственная поддержка науки, культуры,
образования и здравоохранения;
3)
обеспечение социальных гарантий по безработице.
Об этом свидетельствуют и задания, данные Президентом государства правительству
на 1998 г. Среди них:
4)
обеспечение полной и своевременной выплаты
пенсий, пособий и заработной платы в бюджетных организациях;
5)
выдача микрокредитов не менее чем 30 тыс.
наименее обеспеченных граждан;
6)
выдача кредитов на развитие малого и среднего
бизнеса, фермерских хозяйств на сумму не менее чем в 100 млн. долл.;
7)
компьютеризация школ, на что уже в 1998 г.
выделяется 22 млн. долл. США;
8)
начало реализации программы жилищного
строительства и выделение на эти цели в 1998[65] г. 40 млн. долл.;
9)
обеспечение удешевления кредитов для
крестьянских и фермерских хозяйств на 2,5 млрд. тенге;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|