В этом смысле традиционные общества не являются
первобытными, поскольку их устройство было много сложнее современных, по крайне
мере, в части качества функционирования общества. Все типы социальных запретов
и общественного контроля носили глубоко личный характер, были внутренними
элементами в человеческого духа, поэтому регулирование всех общественных
взаимоотношений обходилось без системы писаных законов и применения специальной
силы общества, имеющей физический характер.
Таким образом, традиционное общество было
обществом свободных людей как во внутреннем, так и во внешнем плане. Но, кроме
этого, в отличие от современного свободного общества, люди традиционного
общества были счастливы и его население не имело неврозов в 85%-процентной
своей части. В настоящее время эти неврозы возникают у современных людей при
переживании всех противоречий и конфликтов, которые неизбежны в условиях
свободы людей. В традиционном обществе также было много противоречий и
конфликтов интересов, но они все разрешались не только формально (юридически),
но и по содержанию (фактически), и потому не переживались с такой остротой.
Если традиционное общество было свободным и в то же время не применяло общей
силы, то оно уже не было примитивным по своему устройству. И уж тем более,
исходя из этого, поведение личности в традиционном обществе не могло быть
диким, то есть пренебрегающим общением и проявляющим животные инстинкты[32].
Но, говорить о традиционном человеке как о
диком нельзя еще и с другой стороны, с концептуальной. Естественной природой
человека как особого рода живого существа является общение. Вполне логичным
было бы предположить, что человечество на этапе своего изначального
возникновения было наиболее общительным, социальным, чем на последующих,
железных этапах своей истории, на которых социальность человека поддерживается
не вполне "социально", то есть при помощи применения общественной силы.
В дальнейшем, несмотря на общинность жизни и деятельности общества поведение
людей на долгом этапе перехода от традиционного общества к аграрному
действительно становилось диким и превращало тонкое общественное устройство
традиционного общества в примитивное, поскольку господство грубой силы
становилось всеобъемлющим и вызывало необходимость появления и оформления
собственное и в качестве института, хоть как-то восстанавливающего порядок,
пусть и не правовой. Традиционные средства и структура общения больше не в силах
были регулировать массовое проявление насилия и предотвращать его.
Вот тогда то и появляется аграрное общество,
аграрная структура общения. Это тоже древнее общество, но уже не традиционное.
Оно разделяет мир на Запад и Восток. Оно появляется как реакция на кризис и
крах традиционного общества, как первое средство регулирования одичавшего
посттрадиционного общества людей, теряющих, человеческий облик и
индивидуальность. Это общество имело государственность, вводило, хотя и не
частную, но все-таки собственность.
Необходимо различать в историческом плане
понятия аграрного и сельскохозяйственного, индустриального и промышленного.
Когда мы говорим об аграрном обществе, мы имеем в виду способ социального
взаимодействия, структуру общения определенного типа, а не то, что это общество
не имеет промышленности и занимается, в основном, только сельским хозяйством,
"Модернистская" школа античной историографии убедительно показала,
что в античном мире в определенных случаях промышленность по-своему преобладала
над сельским хозяйством и была весьма развита. Но тем не менее античный мир был
аграрным, хотя и западным, обществом по типу своей социальной структуры, по
устройству своего общения. В этом смысле Античный Мир был аграрным, как и
Древний Восток.
Прежде всего, необходимо отметить в аграрном
обществе, несмотря на развитость его определенных социальных институтов, личную
зависимость целого ряда социальных слоев, групп и классов населения. Неважно о
чем идет речь: о классическом или патриархальном рабстве, о крепостной или
какой-либо ещё феодальной зависимости. Важно то, что в аграрном обществе мы
имеем дело с "внеэкономическими методами принуждения", с отсутствием
всеобщей равноправной свободы и неприкосновенности личности в человеческом
обществе.
Правда, это отсутствие было различным по своей
степени и мере в западном и восточном аграрных обществах. Когда мы говорим об
индустриальном обществе, мы должны иметь в виду именно гражданский способ
социального взаимодействия; определенную структуру общения, которая ограждает
личность в деятельности общества от насилия в качестве субъекта индивидуального
поведения, а вовсе не промышленную развитость какой-либо страны. Например, СССР
был в целом, безусловно, промышленной страной, но никак индустриальным
обществом. Скорее, СССР был ярким примером промышленной стадии развития
восточного аграрного общества. И действительная индустриализация
разворачивается только сейчас в некоторых странах СНГ, которые стремятся
конституировать себя в качестве гражданского общества, где индивидуальная воля
личности ограждена от государственного произвола посредством общественного
контроля над правительством, стремится оградиться от групповой воли общества, и
составляет основной элемент последней.
Индустриальное общество наряду с информационным
необходимо отнести к современным обществам не только в хронологическом, но и в
историческом смысле. Индустриальное общество как историческая категория
обозначает этап именно капиталистического развития человеческой истории, в
котором рынок постепенно, но неуклонно устанавливался в качестве, расширенного
способа социального взаимодействия[33].
Дело в том, что рынок как расширенный способ
социального взаимодействия стремится достичь такой структуры общения, которая
придает взаимодействию между людьми, с одной стороны, общечеловеческий
характер, а с другой характер индивидуальной конкуренции. В то время как
аграрная структура общества придает взаимодействию людей групповой характер,
превращая тем самым социальный конфликт в войну. Индустриальная же структура
переводит социальный конфликт в свободную конкуренцию индивидуумов, позволяя
рынку через посредство универсального механизма ценового (информационного)
распределения ограниченных ресурсов связывать каждого отдельного человека в
своих экономических решениях во всем человечеством в целом.
История капитализма как история установления и
развития индустриальной структуры в человеческом обществе в последние четыре
столетия полна трагических перипетий и противоречий, обусловленных
приверженностью людей к групповому, узкому порядку социального взаимодействия
и мировосприятия.
Тем не менее, события последнего десятилетия в
промышленно развитых странах посткоммунизма, знаменующие собой смену аграрной
структуры общества индустриальной, свидетельствуют о том, что капитализм как
тотальная система открытого общества начинает неуклонно осуществлять переход
всего человечества в информационную стадию развития и это начало Фрэнсис
Фукуяма назвал "концом истории"[34].
Чем же характеризуется информационная стадия
развития истории человечества? Что есть вообще информационное общество? Чем
информационная структура общения отличается от индустриальной?
Существует множество теорий телематического,
технотронного, информационного и иного постиндустриального общества. Но все они
далеки от четко выхваченных характеристик, забывают переходную суть
постиндустриального общества и связаны либо с уходом капитализма с исторической
сцены, либо с конвергенцией его и социализма. А между тем именно при
информационном обществе капитализм обретает поистине неизмеримые возможности проявления своей производительной силы. Информационное
общество предполагает не столько развитость информационных технологий, которая
представляет собой лишь следствие капитализма, сколько индивидуально
оригинальную природу общения в массовых обществах.
Если индустриальное общество необходимо
предполагало массовидность, одномерность личности, то информационное
предполагает уникальную индивидуальность, многомерность личности, которая
служит основным, а может быть и единственно подлинным, источником информации и
вообще различного, сложного многообразия. Информация в виде человеческого
капитала является в информационном обществе основным средством и объектом
инвестиций, и потому индивидуальность человеческой личности представляет собой
не только главный ресурс, но и цель массового производства.
Рынок при этом как экономическая система
проявляет наиболее полным образом свою мистическую сущность: чем больше рост
народонаселения, тем лучше качество его всевозрастающего в опережающем порядке
благосостояния, несмотря на предполагаемое уменьшение исходных ресурсов природы
и увеличение разнообразия и меры потребностей человека. Таким образом,
макроэкономическая проблема ограниченности материальных ресурсов сводится на
нет при информационном обществе: развитие эффективности их использования за
счет социальных возможностей общения и неограниченности духовных ресурсов
опережает по своим темпам их уменьшение. Конкретно можно привести следующий
пример. Запасы такого энергоносителя как нефть, безусловно, ограничены. До
настоящего времени все остро сознавали необходимость их консервирования, но в
настоящее время становится все яснее незначительность в экономическом отношении
консервации месторождений нефти по сравнению с развитием технологии ее
переработки и утилизации. Познание нового способа переработки нефти, применение
и передача этого знания уже сегодня делают неочевидной будущую необходимость
добычи нефти в законсервированных месторождениях, или, по крайней мере,
разведку новых месторождений. А поскольку познание не имеет предела, то
продолжительность такой перспективы, по крайней мере, долгосрочна.
Человечество становится единым не только на
Земле, но и по всей Вселенной, поскольку новая нравственность и
духовность информационного общества позволят человеку обрести новые
познания и возможности в деле космической коммуникации, позволят
преодолевать пределы пространства[35].
Поскольку государственные границы человеческого
общения в определенном смысле исчезают, постольку
необходимость в принудительной силе государства ослабляется, и
демократический режим плавно переходит в полиархический, при котором
человеческая личность имеет сферу своего непосредственного
контроля не только в своей личной жизни, но и в общественной.
Теперь не только гражданское общество контролирует правительство,
но и " каждая отдельная личность контролирует государство и не зависит
от решимости гражданского общества защищать свою свободу;
представительство и правило представительного большинства
заменяются личным участием и правилом непосредственного
совокупного большинства. Власть как общественная функция теряет
принудительную силу общества. Земной шар становится единым и свободным
рынком, на котором не только товары, но и деньги лишний раз перестают
фактически обращаться: теперь обращается только, информация о них.
Да, но что это за духовная нравственность такая,
которая позволяет человеку быть единым по всей Земле и Вселенной в экономике,
политике и культуре, которая позволяет всему человечеству быть не только
свободным, но и счастливым?
Это нравственность свободы, это религия свободы.
Людям в такой степени нравится свобода, что они возводят ее в купы, делают ее
принципом всего народа и практикой каждого отдельного человека. И это не
есть только внутриполитическая свобода граждан или свобода граждан
или совершенно отработанная система права. Это ко всему тому же есть система
наслаждения, новая иерархия духовных ценностей, позволяющая переживать мир с
особым сознанием жизни.
Почему эта религия, религия свободы, станет
вселенской для человечества? Потому что только свобода делает человека
человеком и является подлинным и единственным всеобщим благом, вещью, которая
желаема действительно для всех. Если сейчас свобода окружения человека от него
самого имеет уникальный смысл для этого человека, то в будущем эта свобода окружающих
человека людей станет универсальной ценностью, поскольку без нее человек
никогда, как бы не была велика его собственная свобода, т.е. власть и
богатство, не ощутит и не поймет радость взаимности, собственно человеческую
радость, единственно естественную радость именно человека.
Сейчас любой из нас не откажется никоим образом
от предполагаемого могущества, которое позволяло бы ему по его желанию без
принуждения или вынуждения делать людей вокруг него любящими его. Но в будущем
такое желание покажется просто диким для человека информационного общества.
"Какой мне толк в том, что ты любишь меня, если ты обязан любить или
любишь меня по моей, а не по своей воле, если ты не свободен от меня, хотя и не
подозреваешь об этой несвободе; как я могу знать, что ты любишь именно меня и
что ты - это ты, а не я" - таков будет ход переживаний и мыслей
"информационного" человека.
Почему мы так много уделяем времени созданию
представления об информационном обществе? Потому что информационное общество -
это венец исторического цикла железной, эпохи данного человечества. Вся так
называемая всемирная история после исчезновения традиционного общества как
повсеместного способа гармоничного общения индивидуумов, как "золотого
века" человечества, была историей индивидуализации личности в человеческом
обществе. Начиная от локализованных стад посттрадиционных, деградированных. До
стадии дикости человеческих существ, проходя через аграрный и индустриальный
периоды истории, индивидуальность человеческой личности все более возрастала,
усложняя тем самым организованность общества. Это идёт таким самоускоренным
темпом, что в духовном плане информационное общество скоро как бы повторит
"золотой век" или "потерянный рай" традиционного[36].
Информационное общество призвано вернуть
человеку его утерянное традиционное совершенство уже в массовом обществе.
Индивидуальность человеческой личности, несмотря на массовый характер
информационного общества, снова станет многомерной и многоуровневой; весь мир
будет отражен со всем своим многообразием в каждом отдельном человеке особым
индивидуальным способом и обликом, и каждый будет вносить в мир массовой
коммуникации индивидуальные различия своего общения.
После исчезновения традиционного общества Восток
пытался преобразовать, усовершенствовать внутренний мир человека, а Запад -
внешний. Востоку недоставало внешнего мира, а Западу - внутреннего. В
индустриальном обществе на этапе индустриального развития человеческой истории
Запад позволил Востоку осваивать также и внешний мир, но на этапе
информационного развития Восток позволит Западу освоить внутренний мир:
личность человека перестанет быть одномерной, но в то же время не перестанет
быть материально обеспеченной. Макрокосм и микрокосм в человеке соединятся как
в едином образе мира. Информация должна будет, по крайней мере, в этой
вселенной, достигнуть предела своего накопления и данное человечество, единое в
своем многообразии, должно будет начать новый цикл истории, снова
преобразовавшись в традиционное общество.
Данное деление всемирной истории не тождественно
цивилизационному подходу к истории, получившему в последнее время широкое
распространение в исторической науке и других социальных дисциплинах, так как
предполагает единство, целостность и взаимосвязанность всемирно-исторического
процесса, в отличие от цивилизационного подхода. Кроме этого, цивилизационный
подход имеет несколько другие, более культурологические задачи и намного
меньшую методологическую роль для исторической науки.
Деление всемирной истории человеческого общества
на традиционный, аграрный, индустриальный и информационный этапы развития
общения имеет глобальные характеристики. Поэтому оно растянуто в
хронологическом отношении и не подлежит точной локализации. Новый этап
глобальной истории начавшись где-либо, захватывает постепенно весь земной шар,
и в то время, когда он его заканчивает где-либо, уже давно начался и распространяется
другой этап, более новый.
Например, сейчас, когда даже в Китае аграрная
история уходит безвозвратно в прошлое, а индустриальное общество охватывает
самые глухие и изолированные уголки Азии, в Англии, в Западной Европе и США уже
начался и ждет своего развития информационный этап истории.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|