В XX в. все исторические преобразования
"традиционной" структуры Казахстана следует называть деформацией,
поскольку в советское время "традиционная" структура
Казахстана разоформлялась и разрушалась в своей сущности, сопровождаясь, с
одной стороны, массовыми жертвами казахского населения, а с
другой "стиранием" и "растворением" ценностей
казачьей свободы в массовых миграциях аграрного по своему мировоззрению
населения из иных советских республик. Казахстан превратился в часть СССР, т.
е. аграрного восточного общества на промышленной стадии развития.
Исторический смысл "Казахстанской трагедии" 30-х гг. состоит в том,
что седентарная коллективизация в Казахстане была организационным средством
советской индустриализации в деле ликвидации казачьего образа жизни,
несовместимого с коммунистическими (тоталитарными) ценностями, маргинального
массового общества. После "казахстанской трагедии" Казахстан
действительно становится советской республикой.
Коммунизм, промышленный идеал аграрно-восточного
общества, преломляясь в "коллективном бессознательном"
"советского народа" как глобальный историко-культурный конфликт
индустриального Запада и аграрного Востока, расщеплял массовидное сознание
маргинальной личности и создавал тем самым условия установления советской
структуры общения с выделением труда как главной ценности и номенклатуры как
реальной основы социальной стратификации "бесклассового и
бессословного" общества. Тоталитарность же советского управления, в свою
очередь, преломляясь в "индивидуальном подсознательном" маргинальной
личности как конфликт между непосредственными ощущениями и опосредованными
инстинктом самосохранения эмоциями, тоже расщепляла её сознание. Таким образом,
массовая маргинализация "советского народа" представляла собой не
столько переход от сельской культуры к городской, сколько
"застревание" в бескультурном пространстве между объектной и
субъектной парадигмами собственности.
Историческая функция советской индустриализации
состояла в промышленном развитии аграрного Востока. Поэтому субъектом советской
индустриализации было государство, а не множество частных лиц. Советская
индустриализация в этом смысле и представляла собой процесс массовой
маргинализации советского общества.
Все указанные процессы аграризации казахов
настолько полно развернулись в Советском Казахстане II половины XX в., что в
настоящее время даже научно обоснованное классифицирование
"традиционной" структуры Казахстана как структуры не традиционного и
не аграрного, а оригинального открытого общества, больше похожего на
индустриальный и информационный этапы развития человечества, научному миру
"диким" и "абсурдным".
На современном этапе, когда Казахстан переходит
к рынку, а мировое сообщество к информационной стадии своего развития, с
необходимостью возобновляются, самовоспроизводятся индустриально-информационные
элементы "традиционной" структуры Казахстана, но этот процесс
правовой и экономической модернизации постсоветского Казахстана отягчается, с
одной стороны, посттоталитарной политикой государства, а с другой так
называемым "возрождением национальной культуры".
Народ Казахстана имеет в настоящее время по
преимуществу авторитарный менталитет, но нельзя примиряться с
этим и приспосабливаться к этому. Наоборот, необходимо
активно исследовать, формулировать и пропагандировать нормы свободного
правосознания и рыночной морали, увязывая их с досоветской
исторической спецификой Казахстана. Соединяя правовую и экономическую
модернизацию постсоветского Казахстана с возрождением и
обновлением, осовремениванием экономических, политических и культурных
ценностей казачьей свободы можно добиться вполне рабочей модели внедрения
и развития открытого общества в Казахстане, обеспечить условия образования
единой, неэтноцентричной казахстанской нации новой, по сути дела, во всей
мировой истории гражданской общности, исповедующей общечеловеческую
религию свободы и претендующей потому на роль центра будущего глобального
информационного общества.
Работа основана на анализе широкоизвестного
материала, касающегося историко-культурных аспектов модернизации традиционных
устоев Казахстана при переходе к свободному рынку и правовому государству.
Выявляется связь между оригинальными традициями степной свободы и возможностями
будущего развития в Казахстане гражданского общества.
В ходе проведенного исследования были выявлены
закономерности и особенности осуществления политической модернизации, причины
усиления института главы государства в восточных обществах; проанализировано
влияние внешнеполитической стратегии президента Республики Казахстана на
процессы политической модернизации казахстанского общества.
1. Среди факторов эффективности института
президентства при осуществлении экономических реформ в странах «догоняющей
модернизации» большое значение играет устойчивость и сила государственной
власти, позволяющая ей подняться над узкогрупповыми интересами и решать общенациональные
задачи. В ходе преодоления «синдрома модернизации» существенные переменные
политической системы не должны выходить далеко за рамки своих критических
значений, т.е. система должна быть способна предлагать обществу ценности и
добиваться их принятия, выполнять функцию авторитетного распределения ресурсов
и ценностей. Поэтому в большинстве данных стран как ответ на вызовы «догоняющей
модернизации» складывается союз технократов и армии, что позволяет проводить
реформы в сжатые сроки (Южная Корея, Чили, Индонезия, Турция и др.). При
реализации данного сценария «авторитаризм развития» сам создает предпосылки
для демократизации, и переход к демократии является закономерным этапом
эволюции этих режимов. В условиях осуществления «догоняющей модернизации»
демократическими режимами на первый план также выдвигается проблема
стабильности и преемственности реформаторского правительства, которая
обеспечивается либо наличием системы доминантной партии (Индия), либо
существованием прочного внутриэлитного консенсуса по стратегическим вопросам
развития общества (страны Южной, Центральной и Восточной Европы). Однако во
всех случаях институт президентства является эффективным инструментом
политической и социально-экономической модернизации.
2. Модель сообщественной демократии наибольшим
образом соответствует парламентской форме правления, основанной на базовых
принципах политического представительства всех сегментов такого сообщества.
Поскольку в Казахстане закреплена президентская республика, то при решении
межэтнических вопросов упор сделан на эффективности правления и предсказуемости
политических процессов, которые по объективным причинам доминируют над
императивами представительства интересов элементов, составляющих систему. В
регулировании национальной политики в Казахстане правительство сталкивается с
необходимостью совмещения двух целей - поддержания согласия в многосоставном
обществе и демократичности решения межэтнических и межконфессиональных
вопросов. Оптимальное согласование этих целей осложняется и протекающими процессами
политической модернизации. Переход от первоначальной этноориентированной
политики к большей демократичности национальной политики показывает совмещение
этих целей.
3. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев
реанимировал застоявшиеся интеграционные процессы на постсоветском
пространстве, вывел на новый уровень взаимоотношения стран Содружества,
свидетельством чего выступают углубление сотрудничества внутри ЕврАзЭС и
перерастание Договора о коллективной безопасности (ДКБ) в организацию. Миролюбивая
политика Казахстана получила признание всего мирового сообщества, показателем
чего является повышение авторитета инициативы Президента Н.А. Назарбаева по
созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), которое в
перспективе может взять на себя функции, аналогичные выполняемым ОБСЕ на
Европейском континенте. Сотрудничество в рамках Шанхайской организации
сотрудничества (ШОС) и Антитеррористической коалиции позволяет Казахстану
эффективно отвечать на новые угрозы и вызовы национальной безопасности в эпоху
глобализации. Внешнеполитические инициативы президента Республики Казахстан
исходят из национальных интересов государства, поэтому проводимая многовекторная
политика позволяет укрепить позиции Казахстана на международной арене.
Стратегическое руководство главой государства внешней политикой подчеркивает
приоритетность данной сферы в деле обеспечения благоприятных условий для
демократической модернизации общества.
Список использованной литературы
I. Работы
общетеоретического характера
1.
Назарбаев Н.А. Осмысление пройденного и дальнейшее
демократическое реформирование общества. - Ал маты, 1995. - С.11.
2.
Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. - Алматы: Онер,
1996. - 288 с.
3.
Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. – Алматы:
Казахстан, 1996.- 624 с.
4.
Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание,
безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента
страны народу Казахстана. - Алматы: Бiлiм, 1997. - 256 с.
5.
Выступление Президента Назарбаева Н.А. на
расширенном заседании Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. //Дипломатия
жаршысы. Спецвыпуск. 1998.- октябрь. С. 5- 7.
6.
Нурсултан Назарбаев: Моя цель – построить
нормальное демократическое общество// Казахстанская правда. – 2002. – 7
февраля.
7.
Назарбаев Н.А. Об основных направлениях внутренней
и внешней политики на 2003 год. Послание Президента народу Казахстана, Астана,
апрель 2002 г. // Казахстанская правда. 30 апреля 2002 г.
8.
Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. -
Алматы: Атамура, 2003. - 240 стр.
9.
Назарбаев Н.А. Послание президента народу
Казахстана. Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год //
Казахстанская правда от 4 апреля 2003 года.
10.
Токаев К.К. Внешняя политика: Время размышлений,
время действий. //Казахстан и мировое сообщество. – 1995, №2
11.
Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки
внешней политики. – Алматы: Бiлiм, 1997.- 736 с.
12.
Актуальные проблемы внешней политики Казахстана.
Сборник статей под редакцией Токаева К.К. Подготовлено МИД Республики
Казахстан. М.: Русский Раритет – 1998 г., 450 с.
13.
Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях
глобализации. – Алматы, 2000. – 584 с.
14.
Ертысбаев Е.К. Демократизация в Казахстане:
1990-2000 годы. - Алматы: Атамура, 2000.- 352 с.
15.
Идрисов Е. МИД – не торговый дом (О новом качестве
казахстанской дипломатии) статья Министра иностранных дел РК Идрисова Е. //
«Республика», 26 апреля 2001 г.
16.
История Казахстана в лицах: Политические портреты /
под ред Григорьева В.К. и Кусаинова А.К. – Акмола, 1999. – 128 с.
II. Источники
1)
Конституция
Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. Внесены изменения: Законом РК от 7
октября 1998 г. № 284-1 // Казахстанская правда. - 08.09.95 г.
2)
Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27.12.94
г. (Общая часть): с изменениями и дополнениями по состоянию законодательства
на 1 декабря 1996 г. - Алматы: Жетi жаргы, 1997.
3)
О хозяйственных товариществах. Указ Президента
Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 2 мая 1995 г. № 2255 (с
изменениями и дополнениями).
4)
О товариществах с ограниченной и дополнительной
ответственнностыо. Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 г. № 200-1 ЗРК
/«Казахстанская правда» от 30 апреля 1998 г.
5)
О государственной регистрации юридических лиц.
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 17 апреля 1995 г.
№ 2198 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19 июня 1997 г.) /
Экономика и предпринимательство в Республике Казахстан: правовая база,
картотека, 1998. № 5 (57).
6)
Об акционерных обществах. Закон Республики
Казахстан от 10 июля 1998 г. № 2811.
7)
О банкротстве. Закон Республики Казахстан от
07.04.95 г. № 2173.
8)
Об утверждении исчисления, перечисления
обязательных пенсионных взносов. Постановление правительства Республики
Казахстан от 10 декабря 1997 г. № 1733.
9)
О налогах и других обязательных платежах в
бюджет. Указ, Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 24
апреля 1995 г. № 2235.
10)
Положение о механизме финансово-экономического
оздоровления, реорганизации и ликвидации несостоятельных государственных
предприятий в Республике Казахстан. Утверждено постановлением Кабинета
министров Республики Казахстан от 7 сентября 1994г. №1002.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|