Сами казахи до сих пор в разбирательстве своей
потестарно-политический принадлежности перед "родом" своим
("ру") называют имя определенного племени в качестве народа своего
("ель"), так как гордое имя "казак", обозначающее, прежде
всего, "свободное состояние", являлось в казахской народности всего
лишь титулом простого парода, '"черного люда" ("кара
сеок").
"Казахская идея" должна дать Всеобщей
декларации прав человека о Казахстане реальную историческую основу и придать
свободе личности значение действенной этнодоминанты для Казахстанской нации.
Как этнодоминанта свобода должна стать стереотипным образом жизни и
религиозных мировоззрений, заняв в казахской идее место пока еще не набравшей
силы казахской Модели Ислама.
В этом отношении все рыночные преобразования
постсоциалистического Казахстана должны быть завязаны, наоборот, на возрождение,
восстановление традиционной структуры Казахстана в соответствии с мировыми
условиями современности, а не на ее дальнейшую трансформацию или деформацию.
История показала, что трансформация и деформация
вызывали к жизни именно архаичные, действительно патриархальные, омертвевшие в
самой традиционной структуре Казахстана элементы, в то время как
культивированные традиции свободы - умаляли и уничтожали. Стало быть, именно в
смысле возобновления, а не просто обновления, "традиционной"
структуры Казахстана следует понимать современные процессы модернизации
казахстанского общества. Модернизацию современного Казахстана необходимо
отождествить и интегрировать с модернизацией "традиционной" структуры
Казахстана; с действительным, а не так называемым возрождением национальной
культуры.
Таким образом, категоричное мнение о
регрессивной роли казахов как "традиционно-патриархального этноса" в
урбанизации и индустриализации Казахстана, надо думать, обусловлено общим
историографическим предубеждением относительно традиционных устоев Казахстана.
Оно направлено, скорее всего, на постсоветские, тоталитарные стереотипы
патриархального характера, которые придали силу "южанскому" быту в
казахском сельском населении и образовали вкупе с маргиналистской аномией
устойчивый образ "мамбетизма", так не свойственного казачьим нравам и
степному, до сих пор живому "рыцарскому" духу казахов.
В этой своей узкой, конкретной направленности
совместные труды Амрекулова Н. и Масанова Н. имеют неоценимое значение для
Казахстана, но их отношение к тому "сможет ли Казахская Идея объединить
всех казахстанцев, обеспечить прочный гражданский мир"[52]
все-таки следует признать спорным, не вполне обоснованным в научном отношении.
Казахи по историческому происхождению и
социальной сущности - народ западный, хотя и существующий на Востоке,
более того, если сравнить казачий путь Дикого Востока с ковбойским путем Дикого
Запада, их можно назвать "американским" народом. Отсюда их
"тяга" именно к США. Известно, что современные городские казахстанцы
предпочитают большей частью работать именно с американскими представительствами
и фирмами. Простые же американцы находят Казахстан серьёзно отличающимся от
Средней Азии (в том числе и от современного Ташкента) в части вестернизации.
Некоторым Казахстан кажется, более близким американскому психологическому
складу, чем остальные страны СНГ, даже если они жили до этого достаточно долго
в России. Так Келли Гага из Международного института права (Вашингтон),
прощаясь с участниками двухнедельного семинара, организованного Американским
Юридическим Консорциумом в Алматы летом 1994 г., была тронута "до глубины
души", чем весьма удивила алматинцев, поскольку точно не отличалась
высокой эмоциональностью и улетала не куда-то, а домой, в такой город как
Вашингтон. В свой повторный приезд она признала, что здесь люди также открыты,
как и американцы, но казахская открытость более глубока в смысле
общечеловеческого чувства.
Реализация свободы как идеала США как раз и
составляет особый, специфический путь казахстанского капитализма. Здесь были в
своё время свобода совести и торговли, частная собственность (в т.ч. на землю)
и общественный договор с одним только отличием: Казахстан уже по названию
своему представляется "Свободной Страной". И каждый казахстанец,
подобно американцу, обязан, смело указывать на имя своей страны тому, кто
намеревается нарушить его права, даже если это ему лично грозит неприятностями.
Модернизация "традиционной" структуры
Казахстана как возрождение национальной культуры должна внести "живую
струю" в правовое и экономическое преобразование постсоветского Казахстана
в открытое общество, привнести моральную ответственность в личные действия
казахстанцев перед оригинальной историей страны, объединить в единую нацию, все
национальности Казахстана и зарядить их стремлением, и даже страстью, исполнить
мировую миссию своей страны. А именно: стать в будущем культурным центром
глобального информационного общества, обеспечив его в XXI в. новой
нравственностью, соответствующей современным массовым телекоммуникациям.
В текущее время, когда Казахстан как никогда
нуждается во введении такого фактора экономической эффективности как политическая
конкуренция, уже можно и необходимо обратиться к модернизации
"традиционной" структуры Казахстана как к средству социального
действия и указать, в частности, в вопросе определения типа республики и
"характера государственности" Казахстана на досоветские традиции
казачьей свободы следующим образом:
В целом же, исходя из всего вышеизложенного,
сегодня необходимо культурную политику поставить во главу угла государственной
деятельности и положить в ее основание Казахскую Идею превращения "ста
национальностей" в единую Казахстанскую нацию на основе культа личной
свободы как главной духовной ценности. Подлинная свобода представляется в
обществе, прежде всего, справедливостью, то есть общечеловеческим
равноправием. В принципе, человеческая свобода это и есть справедливость.
Почему же свобода не может стать богом казахстанцев, если справедливость уже
была богом у древне - монгольского и казахского казачества и действительно
исповедовалась в самом быту, а не в специальных храмах, то есть по-настоящему,
до самой глубины души. Свобода и правосознание вещи неразделимые. Поэтому серьезная
и всеобъемлющая пропаганда свободного правосознания как модернизированной
казачьей свободы будет первым и все определяющим фактором как возрождения
этнической культуры казахов, так и создания национальной культуры казахстанцев.
Правосознание и свободное правосознание
тождественные понятия, но в социально-культурных условиях СНГ и постсоветского
Казахстана, необходимо говорить именно о свободном правосознании, чтобы
подчеркнуть главное содержание знания о праве, свободу личности в человеческом
обществе. У нас даже юриспруденция, не говоря уже о государстве и гражданском
населении, главным содержанием права мыслит государственное законодательство. И
поэтому "некоторая" синонимичность закона и права сводит у нас все
правосудие на нет, в то время как на Западе - не нарушает.
Наше правосознание включает в себя, прежде
всего, знание писаного закона как высшей нормы права; причем, как правило, не
смысловое, а буквальное. Сознание же права как естественной свободы, основанной
на проистекающей из нее же законности, по преимуществу отсутствует вообще.
Такая притупленность нашего правосознания - следствие утверждения в Казахстане
за последний век различного рода порядков, никак не напоминающих собой
правопорядок. В этом отношении правильно будет привести мнение Герцена о том,
что «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него
своего рода школой. Вопиющая несправедливость одной половины его законов
научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство
перед судом убило в нем всякое-уважение к законности. Русский, какого бы
звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать
безнаказанно; и совершенно также поступает правительство»[53].
Но наше правосознание есть не только следствие,
но и причина отсутствия в современном Казахстане какого бы то
ни было правопорядка. Поэтому величайшая ошибка в ходе правовой реформы
заменять внедрение свободного правосознания механическим реформированием
судебных и правоохранительных органов. Необходимо изменять, прежде всего, нe
механизм деятельности правоохрания и правосудия, а концептуальные основы их
отправления.
Дело в том, что свободное правосознание народа и
органов его суда играет решающую роль в реализации такого
идеала политического устройства как правовое государство.
Это вo-первых внутренняя свобода политического
состояния граждан действительно является причиной всех остальных свобод,
но только в том случае, если "в массе населения постоянно живо
сознание свободы, если оно всегда направлено на все реалии этой свободы и
люди заботятся о том, чтобы ее сохранить"[54].
Во-вторых, свободное правосознание, содержа
в себе концепцию естественного права, позволяет правосудию совершаться
практически всегда, поскольку суд отправляет его не только путем ссылки на
нормы права, но и путем их отыскивания в среде - сложившегося
общественного правосознания или путем основания правила, которое, как гласит,
к примеру, швейцарский гражданский кодекс от 1907 г., "он установил был,
если бы был законодателем"[55].
При этом такое, пусть не представительное,
правотворчество судьи является действительно авторитетным, а
не произвольным, так как опирается на то, что стороны спора, вынося
спорные вопросы на решение суда, доказывают свое право на основе
объективной нормы, права, даже если ее точного описания нет в
законодательстве. Таким образом, свободное правосознание народа и его судебных
органов живо и активно питают друг друга.
Вот почему правовые реформы в Казахстане должны,
прежде всего, предполагать исследование, разработку и внедрение в сознание
гражданского населения и органов государства именно свободного правосознания.
Свободного, к примеру, от произвола государственного законодательства.
Наше так называемое правосознание еще может
понять принцип законности, который предполагает главенство закона над государством,
его создавшим, и последовательное проведение его в жизнь без всяких
целесообразных исключений.
Но принцип правозаконности просто не вписывается
в рамки нашего восприятия, поскольку устанавливает соответствие законодательства
праву. Ни наше правосознание, ни наше государство не могут помыслить себе право
иначе, чем свод законов, порождающих право как таковое; не могут представить
себе право в качестве высшей справедливости. Более того, некоторые юристы даже
кичатся тем, что они разделяют справедливость и право. Мол, справедливость это
то абстрактное, чем нельзя руководствоваться в правоотношениях, а право - это
вполне конкретные законы, которые можно и нужно использовать в отравлении
правосудия. Более того, слова "справедливость" мы не находим в
некоторых юридических словарях даже просто в качестве синонима правосудия.
Видимо, наша юридическая наука оставила это слово на откуп философским и
этическим словарям. Так или иначе у нас мало кто решающим образом отождествляет
справедливость и правосудие и мало кто может представить себе право как
совершенство правосудия, как его идеал, которому законы государства должны
соответствовать, даже учитывая реалии конкретно-исторических условий. Одним
словом, простой принцип того, что законы сами должны быть справедливыми прежде,
чем они будут справедливо применяться, никак не соответствует нашему
менталитету.
Между тем, для нас понимание правозаконности
намного труднее и важнее понимания законности, так как правозаконность
подчеркивает жизненную необходимость абстрактного характера законодательства.
Ведь сейчас такие слова как "абстрактный" и "теоретик"
повсеместно стали ругательными в противоположность словам
"конкретный" и "практик".
Абстрактность законов важна как в экономическом,
так и в юридическом смысле. Это хорошо показал Хайек в своей книге "Дорога
к рабству"[56]
Действительно формальным правило может быть
только в абстрактной формулировке, которая сообщает людям заранее, какие
действия предпримут власти в ситуации определенного типа, и не содержит
конкретных указаний на место, время, лицо и т.д. Она лишь, описывает
обстоятельства, в которых может оказаться каждый и найти их полезными с точки
зрения своих целей. Такое различие между формальным правилом (то есть юстицией)
и конкретным установлением "по существу дела" подобно разнице между
Дорожным правилом и приказом, куда и как ехать. Отсутствие правозаконности
нарушает у людей непрерывность ожиданий. А между тем именно на основе ее ими
принимаются сколько-нибудь значимые экономические решения. Знание того, что при
таких-то условиях государство будет действовать так-то, необходимо всякому, кто
строит какие-то планы; если же государство стремится направлять действия
индивидов, предусматривая их конечные результаты, то его законы обретают
характер конкретных указаний и, следовательно, являются непредсказуемыми. Чем
больше государство планирует, тем труднее планировать индивиду и тем быстрее
экономика летит в пропасть. И наоборот, правозаконность является безотказным механизмом
экономического роста нации: поскольку законы государства прогнозируемы, и
сформулированы безотносительно к каким-либо непредсказуемым обстоятельствам,
постольку их могут применять совершенно разные люди для совершенно различных
целей, умножая общественное благосостояние. И то, что мы действительно не
знаем каким будет результат применения таких правовых законов, заставляет нас
формулировать их так, чтобы они были как можно более универсальными, как можно
более полезными и выгодными для всех, не включая "абстрактного
общества" д.е. для всей совокупности индивидуальных воль, и не были бы
отражением советского "баланса между интересами "общества" и
личности".
Не менее важным для свободного правосознания
представляются моральные доводы в пользу правозаконности. Если государство
действительно предвидит последствия своих действий, это значит, что оно лишает
права выбора тех, на кого эти действия направлены. Подлинные законы должны
создаваться так, чтобы они могли работать в неизвестных заранее обстоятельствах.
А значит, результаты их действия нельзя было знать наперед. В этом и только в
этом смысле законодатель должен быть беспристрастным, не иметь ответов на
вопросы, для решения которых надо подбрасывать монету.
Правозаконность без признания прав человека, как
и законность без правозаконности, оказалась бы ущербной. Поэтому свободное
правосознание включает в себя также и принцип безусловного действия
неотъемлемых прав личности, собственно человеческих прав. Сейчас во всем
мире, а в Казахстане особенно, есть тенденция выхолостить смысл
понятия прав человека. Последнее понимают очень расширенно, включая в его
перечень различного рода гражданские права, женские, этнические и даже такие
"права личности", которые ведут в конечном счете к
нарушению прав человека и к их незнанию. Поэтому теперь лучше говорить про
человеческие права, говоря о правах человека, поскольку права человека
стали синонимом прав личности вообще. В то-время как только неотъемлемые
права личности являются основными и принадлежат ей естественно в силу
того, что она, помимо своих личных, групповых и гражданских
достоинств, обладает человеческим существованием, является человеком.
Человеческие права составляют основу свободы личности в
человеческом обществе, так как они, хотя и относятся к каждой
личности конкретно, никак не связаны с какой-либо одной непосредственно. Их
перечень ограничен, но они суть правового государства и начало новой
нравственности, нравственности третьего тысячелетия. Человеческие
права не зависят от границ и законов государств, они должны действовать
повсеместно и безусловно, их обязаны соблюдешь все люди и
правительства, ибо нарушение их есть преступление против человека, против
изначально существующего единства человечества, и, следовательно,
против бога, так как именно в человеческий форме пребывает верховная
личность бога. Прежде всего, к ним относятся:
- свобода слова,
- свобода веры (совести), .
- свобода собраний и передвижения,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|