44.
Нуров К.И. О принципах свободного правосознания //
Модернизация: мировой опыт и Казахстан. – А.:ИПК КазГНУ. Независимый
ун.Туран",1995.
45.
Нуров К. И. Правовая и экономическая модернизация
традиционной структуры Казахстана (Х1Х-ХХ вв.).- Алматы: Гылым, 1995.-201 с.
46.
Ортега-и-Гассет. Что такое философия? - М.:Наука,
1991.-286 с.
47.
Пономарева И.Б. Геополитические факторы внешней
политики: современное видение // МЭиМО, 1990, № 1.
48.
Сыроежкин К.Л. Государственность и этничность:
проблемы и приоритеты переходных обществ. // Казахстан на пути к устойчивому развитию.-Алматы,
1996.-С.143.
49.
Таланов А. Духовное согласие - дорога к миру. //
Казахстанская правда. - 29.01.2003
50.
Фукуяму Ф. Конец истории. // Вопросы Философии,
1990, №1.
51.
Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Пер с анг.
М.Экономика, 1992,-176 с.
52.
Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. - М:
Новости, 1992.-302 с.
53.
Харузин А.Н. Киргизы Букеевской Орды
(Антрополого-этнологический очерк). В. 1. М: 1889 г.- 486 с.
54.
Харузин А.Н. К вопросу о происхождении
киргизского народа//Из XXVI кн. "Этнографического обозрения". М: Т-во
скоропечатния А.А.Левинсон, 1895. - 54 с.
55.
Хорос В.Г., Чешков М.А. Политическая
модернизация в посттрадиционных обществах. // Авторитаризм и демократия в
развивающихся странах. - М.: Наука, 1996. - 336 с.
56.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер.
с.нем. - М.: Политиздат, 1991,-527 с.
57.
Mainwaring S. Presidentialism, Multipartism and
Democracy. // Comparative Political Studied. July 1993. Vol. 26.
№ 2. P.199, 204-205, 212.
Приложения
Приложение №1. Н.А. Назарбаев[103]
выделил в своем послании народу семь долгосрочных приоритетов:
Приоритет 1. Национальная безопасность.
Следует обеспечить развитие Казахстана как
независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной
целостности. Президент указал на очевидность приоритетности данного
направления: если страна не сохранит безопасности, у нас не будет возможности
строить планы устойчивого развития.
В последнее время понятие «угроза национальной
безопасности» значительно расширилось. Особо хотелось бы выделить:
1)
экономическая угроза;
2)
экологическая угроза;
3)
вероятность социальных катаклизмов;
4)
угроза, связанная с преступностью.
Однако, на наш взгляд, наибольшую опасность для
государства представляет экономическая угроза. Причем в равной степени выражены
проблемы экономической безопасности, имеющие внутреннюю (значительный спад
производства) и внешнюю (уязвимость от экономики других стран) природу. Не
исключена возможность социальных катаклизмов как прямое следствие низких темпов
развития экономики, а также сепаратизма, в основе которого лежат противоречия
между регионами внутри государства и межэтнические противоречия. Проблема
территориальной целостности государства достаточно актуальна для Казахстана,
но справедливости ради следует отметить, что все возможные потенциальные угрозы
национальной безопасности страны не могут иметь характера прямого военного
вторжения в обозримом будущем. Являясь географическим центром Евразии,
Казахстан имеет уникальную возможность в плане безопасности, учитывая тот фактор,
что он находится в центре интересов трех крупнейших регионов — России, Китая и
мусульманского мира, а также активного небезразличия США, Германии и других
развитых стран. Это позволит Казахстану использовать данные факторы для
эффективного роста экономического потенциала при небольших затратах на оборону
и армию.
Экологические проблемы должны восприниматься в
качестве приоритетных для безопасности не только Казахстана, но и всего
Центральноазиатского региона в целом. Угрозы безопасности, связанные с
преступностью, включают в себя также наркобизнес и нелегальную торговлю
оружием.
Что касается угрозы идеологического или
религиозного влияния, то особой опасности в этом плане в Казахстане не существует,
что в немалой степени объясняется полиэтничностью и толерантностью населения.
Приоритет 2. Внутриполитическая стабильность и
консолидация общества.
Успех решения этой проблемы во многом
определяется уникальностью Казахстана в этническом отношении: «Наше преимущество
состоит в том, что у нас не успел сформироваться единый народ. Требуется время
и определенный уровень развития для идентификации населения с Республикой
Казахстан».
И важным фактором для этого может стать общность
задач и целей идеи «Азиатского Барса». Отсутствие национальной обособленности
позволяет избежать конфликтов на этнической почве и будет способствовать
быстрейшему переходу к универсальному пониманию нации: «Нация — это
цивилизованное сообщество граждан, составляющих государство».
В социальном плане у Казахстана имеются преимущества
по качеству населения и человеческим ресурсам. Здесь образованное население с
высоким уровнем научного и творческого потенциала. Для многих стран достижение
такого интеллектуального уровня, каким располагает Казахстан, является
стратегической задачей. Президент особо отмечает, что «мы должны всемерно
развивать имеющийся бесценный капитал и создавать ему все новые и
цивилизованные условия для развития». Население Казахстана обладает уникальным
качеством: несет в себе ментальность Востока и Запада. Оно несет в себе не
только восточную мудрость, но практичность и рационализм Запада. Именно поэтому
республика остается веротерпимой и устойчивой, не давая никаких оснований для
конфликтов на этнорелигиозной почве. Эти качества граждан государства — серьезный
залог нашего успеха, консолидации общества, привлечения инвестиций и
вовлечения международного сообщества в решение имеющихся в государстве проблем.
Приоритет 3. Обеспечение экономического роста.
Он базируется на открытой рыночной экономике с
высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Это один из
важнейших приоритетов, который основывается «на использовании лучшего
международного опыта в области макроэкономических показателей и предполагает
низкую инфляцию, дефицит бюджета, сильную национальную валюту, высокую норму
накопления». Будет продолжена работа по либерализации цен; институты частной
собственности будут укрепляться за счет собственности на землю, а также
создания такой юридической системы, которая защищает права собственности и
выполнение контрактов.
Как отметил глава государства: «Приватизация
предприятий в основном завершена. Теперь необходима ее окончательная «доводка»,
прежде всего в аграрном комплексе и социальной сфере, и четкая регламентация
процесса обращения акций. Государственные же пакеты акций на предприятиях
стратегического характера будут разумно использоваться».
За счет разработки энергетических и других
природных ресурсов будут увеличены доходы от экспорта, а «чтобы не стать
страной с моносырьевой ориентацией, мы еще более опережающими темпами должны
развить легкую, пищевую промышленность, инфраструктуру, нефте и
газопереработку, химию и нефтехимию, отдельные подотрасли машиностроения, конечных
наукоемких производств, сферы услуг, туризм».
Приоритет 4. Здоровье, образование и
благополучие граждан.
Один из главных приоритетов. Самое страшное —
потерять веру в будущее. Духовное опустошение, нравственное очерствение,
мафиозное растление, рост преступности, пьянство и наркомания могут привести к
самой крупной потере — потере будущих поколении. Неуверенность в завтрашнем дне
очень быстро привела к демографической депопуляции. Серьезную тревогу
Президента вызывает ситуация «демографического креста», когда численность
населения снижается естественным образом. Для смягчения этой ситуации
Президент предлагает некоторые меры в материальном плане: государственная
поддержка матерей и детей, улучшение питания, чистоты окружающей среды и
экологии.
Приоритет 5. Энергетические ресурсы.
Эпитетом к данному разделу Президент взял слова
Сервантеса: «Богатство не в самом обладании богатством, а в умении
целесообразно пользоваться им». И как мы показали, Казахстан обладает
огромными запасами природных и особенно энергетических ресурсов. На территории
страны находятся огромные месторождения нефти и газа, но несмотря на это
имеются огромные затруднения в обеспечении внутренних потребностей. Это нельзя
объяснить одним лишь негативным следствием советского периода развития
Казахстана, здесь присутствует целый комплекс причин, а именно:
1)
отсутствие соответствующей инфраструктуры;
2)
отсутствие необходимых коммуникаций для экспорта
нефти и газа;
3)
превалирование межведомственных интересов перед
общими республиканскими и интересами всего общества в целом.
Стратегия эффективного использования
энергетических ресурсов будет включать в себя следующие направления:
1) долгосрочное партнерство с ведущими нефтяными
компаниями для привлечения передовых технологий, крупного капитала в
Казахстан. Особенно большое значение здесь имеют достигнутые конкретные
договоренности в ходе визита НА. Назарбаева в США (ноябрь 1997 г.) по вопросам
освоения Прикаспийского нефтегазоносного региона, что несомненно ускорит
процесс превращения Казахстана в крупного экспортера углеводородов на мировой
рынок и будет содействовать оздоровлению экономики страны;
2) создание системы трубопроводов для экспорта
нефти и газа. Географическое положение Казахстана и неразвитость траспортной
инфраструктуры нефтегазовой отрасли обязывает государство как можно быстрее
решать данную проблему (см. Нефтяная, газовая промышленность).
Приоритет 6. Инфраструктура, в особенности
транспорт и связь.
Важную роль в предстоящей мобилизации огромных
ресурсов Казахстана должен сыграть транспорт, в задачи которого, прежде всего,
входит обеспечение конкурентоспособности на мировом рынке и увеличение торговых
потоков через территорию страны (см. Транспорт и связь).
Приоритет 7. Профессиональное правительство.
Задачу формирования профессионального
правительства
Президент определил в семи основных принципах:
1)
компактное и профессиональное правительство;
2)
работа по программам действий на основе
стратегий;
3)
четко налаженная межведомственная координация;
4)
повышение полномочий и ответственности министров
их подотчетность и контроль за их деятельностью;
5)
децентрализация государственной власти;
6)
борьба с коррупцией;
7)
улучшение подготовки кадров.
[1] Назарбаев Н.А. Осмысление пройденного и
дальнейшее демократическое реформирование общества. - Ал маты, 1995. - С.11.
[2] Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. –
Алматы, 2000. – с.121.
[3] Кувалдин В.Б.
Президентская и парламентская республики как формы демократического транзита
(Российский и украинский опыт в мировом контексте). // Полис. - 1998. -
№ 5. - С. 134.
[4] Назарбаев Н.А.
Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех
казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы: Бiлiм, 1997. - 256 с. - С.99.
[5] Назарбаев Н.А. На
пороге XXI века. - Алматы: Онер, 1996. - 288
с. -С.153-154.
[6] Артыкбаев Ж.О. Казахское общество в XIX в
традиции и инновации. - Караганда:Полиграфия,1993,-329 с.
[7] Абылхожин Ж.Б. Традиционная структура Казахстана.
Социально-экономические аспекты функционирования и трансформации. -
А.:Гылым,1992.-100с.
[8] Амрекулов НА.Масанов Н.Э.Казахстан между прошлым и
будущим.А.:МПТБерен", 1994.-205 с.
[9] Нуров К. И. Правовая и экономическая модернизация традиционной
структуры Казахстана (Х1Х-ХХ вв.).- Ал маты: Гылым, 1995.-201 с.
[10] Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Пер с анг. М.Экономика, 1992,-176 с.;
Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. - М: Новости, 1992.-302 с.
[11] Фукуяму Ф. Конец истории. // Вопросы Философии, 1990, №1.
[12] Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с.нем. - М.: Политиздат,
1991,-527 с.
[13] Сыроежкин К.Л. Государственность и этничность: проблемы и приоритеты
переходных обществ. // Казахстан на пути к устойчивому развитию.-Алматы, 1996.
[14] Хорос В.Г., Чешков М.А. Политическая модернизация в посттрадиционных
обществах. // Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. - М.: Наука,
1996. - 336 с.
[15] Егоров С.А. Политическая система, политическое развитие, право:
критика немарксистских политологических концепций. - М.: Юридическая
литература, 1983. - 224 с.
[16] Назарбаев Н.А. Осмысление пройденного и дальнейшее демократическое
реформирование общества. - Алматы, 1995.; Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. -
Алматы: Онер, 1996. - 288 с.; Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. – Алматы:
Казахстан, 1996.- 624 с.; Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание,
безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента
страны народу Казахстана. - Алматы: Бiлiм, 1997. - 256 с.; Выступление
Президента Назарбаева Н.А. на расширенном заседании Коллегии МИД РК. 14
сентября 1998 г. //Дипломатия жаршысы. Спецвыпуск. 1998.- октябрь. С. 5- 7.;
Нурсултан Назарбаев: Моя цель – построить нормальное демократическое общество//
Казахстанская правда. – 2002. – 7 февраля.; Назарбаев Н.А. Об основных
направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послание Президента
народу Казахстана, Астана, апрель 2002 г. // Казахстанская правда. 30 апреля
2002 г.; Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. - Алматы: Атамура, 2003. -
240 стр.; Назарбаев Н.А. Послание президента народу Казахстана. Основные
направления внутренней и внешней политики на 2004 год // Казахстанская правда
от 4 апреля 2003 года.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|