В условиях строительства
независимого Казахстана, при отсутствии традиций легальной межпартийной борьбы
институт президентства явился одним из факторов активизации процесса
партогенеза в стране.
Началом формирования
современной партийной системы Казахстана можно считать изменение статуса
Компартии КазССР, утрату ее монопольного положения в 1990 году, когда был
издан Закон КазССР об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении
изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР. Согласно
этому закону, к выработке политики республики стали допускаться общественные
организации и массовые движения. При этом устанавливались правовые нормы
функционирования общественных объединений, запрещалось действие тех из них,
которые имеют целью насильственное изменение конституционного строя, право
граждан на создание общественных организаций перестало оговариваться
соответствием целям коммунистического строительства, как это было ранее[91].
Окончательно политическая
монополия Компартии была ликвидирована в августе 1991 года, когда после
провала путча ГКЧП президентом Казахстана была издана серия соответствующих
указов, согласно которым были департизированы силовые структуры, национализировалось
имущество КПСС на территории республики, запрещалось совмещение государственных
и партийных должностей[92].
Следующим важным этапом в
процессе формирования многопартийности в Казахстане можно считать признание
Конституцией Республики Казахстан 1995 года идеологического и политического
многообразия, запрещение незаконного вмешательства государства в дела
общественных объединений и общественных объединений в дела государства,
провозглашение права граждан на свободу объединений, равенства общественных объединений
перед законом[93].
Через год после принятия
новой Конституции Республики Казахстан издаются два важнейших закона,
необходимых для обеспечения конституционного права граждан на свободу
объединений и формирования нормативной базы функционирования политических
партий в стране. Это Законы Республики Казахстан «Об общественных
объединениях» и «О политических партиях».
Тем не менее, формирование
законодательной базы функционирования политических партий в стране не вызвало
бурного подъема их деятельности. Как отмечал в том же 1996 году Президент Н.А.
Назарбаев: «... политические партии так и не смогли до сего времени преодолеть
болезни роста. Перенять демократию, импортировать ее невозможно. Она должна
стать образом жизни, способом политического мышления, средством организации
общества и управления им. Пока же демократия рассматривается лишь как
возможность и средство борьбы за власть. Многопартийность доводится до
абсурда. В сочетании с острыми социальными, политическими, этническими,
конфессиональными, клановыми конфликтами это превращает плюрализм и
политические свободы в пустые лозунги»[94].
Всплеск политической
активности в 2001-2002 годах и дискуссии вокруг образования этнонациональных
партий актуализируют вопрос об оптимальном типе партийной системы. Установка
на институционализацию партийной системы, состоящей из 2 сильных политических
партий, имеет под собой сильное логическое обоснование. Как свидетельствует
мировой опыт, президентские республики плохо совместимы с многопартийными
системами. Ученые отмечают, что «...Только четыре (Колумбия, Коста-Рика,
Соединенные Штаты, Венесуэла) из 31 устойчивых демократий, существующих не
менее 25 лет подряд, имеют президентские режимы (24 - парламентские, 2 -
полупрезидентские, 1 - гибридную), и ни в одной из указанных четырех стран нет
многопартийной системы. Есть только один исторический пример подобного рода:
Чили с 1933 по 1973 г. Таким образом, по мнению специалистов, президентство в
сочетании с многопартийностью образует взрывчатую смесь, сводящую шансы
демократической консолидации к минимуму. Между тем такая комбинация встречается
довольно часто. В 1940-е - 1980-е годы из 31 президентской демократии почти
половина (15) имела многопартийные системы. Только одна из них оказалась
живучей, в то время как половина (5 из 10) президентских республик с
двухпартийной системой, позволяющей контролировать парламент, просуществовала
не менее 25 лет»[95].
Известный исследователь
института президентства В.Б. Кувалдин отмечает, что «...в президентских
демократиях чем больше партий, тем неустойчивее политическая система.
Возможно, именно многопартийность делает президентские демократии особенно
уязвимыми»[96].
Становление полноценной
двухпартийной системы позволит совместить зачастую противоположные цели
эффективности и представительства, создав прочную институциональную основу демократических
реформ. Поскольку институт президентства является системообразующим для
Казахстана, то развитие других политических институтов должно коррелироваться
с общей логикой функционирования президентской республики. Формирование
Двухпартийной системы должно идти эволюционным путем в ходе электоральной
конкуренции элит на честных, демократических выборах.
Учитывая определяющее
влияние типа избирательной системы на конфигурацию партийной системы, открытое
М. Дюверже, необходима взаимоувязка данных реформ. В этом плане наиболее
значимы 3 закономерности: 1) пропорциональная система ведет к образованию
многочисленных негибких, стабильных, независимых друг от друга партий с жесткой
внутренней структурой; 2) мажоритарная двухтуровая система способствует
институционализации многочисленных стабильных партий с гибкой позицией и
склонностью к взаимным контактам; 3) мажоритарная однотуровая избирательная
система с неизбежностью порождает бипартизм[97].
Поэтому главным
электоральным механизмом по созданию двухпартийной системы должен стать
переход от смешанной системы выборов, применяемой сейчас в Казахстане
(мажоритарная двухтуровая система абсолютного большинства в сочетании с
элементами пропорциональной), к мажоритарной системе относительного большинства
(однотуровой).
С обретением независимости
и выходом на новый уровень отношений Республики Казахстан вопросы внешней
политики обрели особую актуальность. Необходимость защиты суверенитета
республики выдвинула на одно из первых приоритетных направлений - защиту
национальных интересов и национальной безопасности. И именно от
внешнеполитических инициатив президента зависело дальнейшее развитие
государства.
2 марта 1992 года на 46
сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была единогласно
одобрена резолюция 46-224 о приеме Республики Казахстан в члены ООН. Вступление
Казахстана в ООН стало отправной точкой его интеграции в систему международных
организаций в качестве независимого государства.
Выступив инициатором
созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), целью
которого является создание новых структур безопасности на всей территории
азиатского региона, Президент Н.А. Назарбаев заложил основы для начала
общеазиатского процесса расширения доверия в сфере развития сотрудничества и
укрепления безопасности. Успешное проведение в Алматы Первого саммита СВМДА еще
одно свидетельство активной позиции президента Казахстана на мировой арене.
Придавая большое значение
повышению эффективности мер по обеспечению международной безопасности,
Казахстан активно поддерживает миротворческую деятельность ООН. Участие в
системе международной безопасности в рамках ООН дало Казахстану возможность
развития отношений и в сфере социально-экономических и
культурно-образовательных программ. Об этом свидетельствует расширение
представительств ООН в республике[98].
Краеугольным камнем
внешней политики Республики Казахстан являлся вопрос выработки ядерной
политики. Унаследованное от СССР, базировавшиеся на территории нашей страны,
ядерное оружие не позволяло успешно вести переговоры по целому ряду важных
вопросов. Продолжением мер, начавшихся с подписания в декабре 1991 года
Алматинской Декларации о механизмах совместного контроля над ядерным оружием,
находившемся на территории стран СНГ, стала выработка позиции отказа от
ядерного оружия. Твердая позиция по этому вопросу Президента Республики
Казахстан Н.А. Назарбаева сыграла важнейшую роль в усилении безопасности и
экономического развития суверенного государства.
Как отмечает известный
политолог Л,М. Иватова, выбор такой позиции объясняется рядом разумных причин.[99] Во-первых, обладание ядерным оружием
являлось тяжким бременем для молодой республики, как в экономическом, так и
техническом плане относительно его содержания и установления контроля над ним.
Во-вторых, казахстанская общественность считается с тем фактом, что последствия
ядерных испытаний до сих пор сказываются на жизни и здоровье населения
республики. В-третьих, сохранение ядерного оружия на территории Казахстана
могло бы привести к дипломатической изоляции и помешать его вхождению в мировое
сообщество в качестве полноправного актора международных отношений. В-четвертых,
миролюбие и ответственность в делах, связанных с международной безопасностью,
также явились одной из причин отказа от стратегического оружия.
Одним из стратегически
важных направлений внешней политики Казахстана является китайское направление.
С обретением независимости перед руководством страны встала серьезная задача
выстраивания новых отношений с Китаем, поскольку отношения с Советским Союзом
были очень напряженными. На фоне положительных тенденций в урегулировании вопросов
в торгово-экономической сфере не столь радужными были вопросы разрешения
пограничных споров. Следует отметить, что мощная советская дипломатия на
протяжении более 70 лет не могла решить эту проблему, и лишь усилиями
президента Казахстана этот вопрос снят с повестки.
Образцом высокой
дипломатии президента Казахстана и международного признания авторитета
молодого государства явилось участие его в Шанхайском форуме. Шанхайский форум
базируется на двух основных документах: «Соглашение об укреплении мер доверия в
военной области в районах границы» и «Соглашение о сокращении вооруженных сил в
районе границы»[100].
Взаимодействие Казахстана, Китая, России и других государств Центральной Азии
является весомым подтверждением умения решать проблемы, касающиеся укрепления
доверия и снижения военного противостояния. Соглашения, подписанные в Шанхае и
Москве, положившие начало деятельности Шанхайской организации сотрудничества
(с июня 2001 года), не имеют прецедентов в мировой дипломатии.
Одну из ключевых ролей в
обеспечении режима международной безопасности и безопасности собственной
играет участие Республики Казахстан в программе НАТО «Партнерство во имя
мира». Оно обретает большую значимость на этапе становления собственных
вооруженных сил в обретении положительного опыта деятельности
государств-участников НАТО.
Европейское направление
внешней политики Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности,
помимо партнерства с НАТО, также включает сотрудничество с Организацией по
безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Однако, учитывая
геополитическое положение, многолетний путь развития Казахстана в составе СССР
и придерживаясь политики многовекторности, было бы неэффективно ограничиваться
лишь участием в международных организациях без учета региональной специфики. В
связи с этим Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выступил одним из
инициаторов создания системы коллективной безопасности в рамках СНГ.
СНГ, как
межгосударственное объединение играет позитивную роль в правовом оформлении
межгосударственных отношений входящих в него стран. Потенциал действия СНГ еще
не исчерпан. Тем не менее, существующая в настоящее время структура органов
СНГ не позволяет реализовать имеющийся интеграционный потенциал в полном
объеме.
Сегодня с уверенностью
можно сказать, что модель Евразийского союза является одним из самых
эффективных институтов в истории Содружества Независимых Государств, в котором
сконцентрирована забота Президента Н.А. Назарбаева о людях своей страны и
бывшего СССР. Несомненным успехом является и то, что идея Н.А. Назарбаева
реализована в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Это еще
раз подтверждает значимость института президентства в мировых политических и
экономических процессах.
Сегодня с уверенностью
можно сказать, что Президент Казахстана Н.А. Назарбаев реанимировал
застоявшиеся интеграционные процессы на постсоветском пространстве, вывел на
новый уровень взаимоотношений страны Содружества. Особое место во
взаимоотношениях Казахстана со странами СНГ принадлежит России. Россия
рассматривает Казахстан как стратегического партнера, в свою очередь и
Казахстан подтверждает свою приверженность этому уровню взаимоотношений.
Важным фактором в данном отношении являются личные отношения президентов Н.А.
Назарбаева и В.В. Путина.
Самоутверждение Казахстана
в качестве равноправного участника международных отношений и субъекта
международного права, обеспечение его долгосрочных интересов испытывает влияние
взаимоотношений с великими державами, одной из которых являются Соединенные
Штаты Америки. Понимание и поддержка национальных интересов Республики Казахстан
со стороны США способствует более активному и гармоничному вхождению нашего
государства в мировое сообщество[101].
Главным направлением
сотрудничества Казахстана с Соединенными Штатами Америки является
внешнеэкономическая сфера. США проявляют огромную заинтересованность в
установлении прочных экономических связей и освоении казахстанского рынка.
Акцент в отношениях был поставлен на привлечении американского капитала в
различные секторы экономики страны. Особое внимание
в отношениях Казахстана с США уделяется проблемам сотрудничества в области
безопасности, в частности по ядерному сотрудничеству. В настоящее время
казахстанско-американские отношения отмечаются повышением уровня
взаимодействия, что отражает совпадение интересов двух государств в реализации
экономических проектов и поддержании региональной безопасности.
Развитию долговременного
стратегического партнерства между Казахстаном и Соединенными Штатами Америки
во многом способствовали как инициатива по развитию взаимовыгодного
сотрудничества, так и личные дружеские связи и взаимоотношения Президента Н.А.
Назарбаева с официальными американскими представителями.
Необходимо отметить, что
США, как и Россия и Китай уделяют особое внимание Казахстану как одному из
самых весомых государств в Центрально-Азиатском регионе. И поэтому решение
спорных и проблемных вопросов в этом регионе невозможно без участия
Казахстана. Осознавая значимость процессов в регионе, Президент Казахстана
особое внимание уделяет взаимодействию с государствами ЦАР. В настоящее время
регион является зоной столкновения интересов крупных геополитических «игроков»,
поэтому интеграция в рамках ЦАР — объективная необходимость.
Можно сделать вывод о
значительном влиянии внешнеполитических инициатив Президента на процесс
модернизации политической системы.
Заключение.
Сущность "традиционного"[102]
Казахстана как своеобразного государства, составляла свобода именно
внутриполитического состояния его членов, которая несовместима с феодализмом и
патриархатом и которая после присоединения к России постоянно убывала, пока
не была окончательно уничтожена в советское время. Поэтому все
исторические преобразования "традиционной" структуры Казахстана
в XIX в. следует называть трансформацией, поскольку "традиционная"
структура Казахстана видоизменялась и по форме искажалась, но сохраняла при
этом свою сущность и с успехом приспосабливалась как к западной
индустриализации российского правительства, так и к восточным императивам
Русского царизма. Соответственно этому, с одной стороны, и без того
многочисленный народ казахов значительно увеличился, а с другой - он стал
приобретать патриархальные черты восточного характера, которые
существовали в нем лишь как элементы этноразличных архаизмов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|