В
настоящее время от старой Жерновской усадьбы сохранилось ничтожно мало (не так
давно сгорел деревянный помещичий дом). Фактически вся восточная часть села,
та, что в Тульской области, когда-то и была усадьбой.
Храм
в советское время был закрыт, а ныне вновь передан Русской Православной Церкви.
Настоятелем храма является иерей Дионисий Крюков.
В
настоящее время храм частично отреставрирован, в нем регулярно совершаются
молебны и панихиды.
Духовенство: протоиерей Дионисий Крюков - настоятель.
Адрес: Московская область, Серпуховский район, с. Жерновка.
Исторические
материалы
Приход
с. Жерновки расположен на возвышенной лесистой местности в 2 1/2 верстах от Оки
и на разстоянии от губерн. г. Тулы 70 вер., уезднаго Каширы 25 вер. и от ст.
Московско-Курской ж. дор. также 5 верст. В состав прихода входят село Жерновка
и деревня Елокова, отстоящая от церкви в 2 верстах, с населением в общей
сложности 211 душ мужскаго пола и 253 душ жен. п. Первоначальное образование
прихода, такмо и название его неизвестно; но существующая в с. Жерновке
Преображенская церковь основана и отстроена в 1758 году на средства
достопамятнаго местнаго благотворителя Генерал-Лейтенанта Иродиона Михаиловича
Кошелева (он же храмостроитель и Николаевской церкви в с. Городищах, Каширскаго
уезда). Храм села Жерновки каменный; в нем два придела с алтарями: в настоящей
холодной во имя Преображения Господня и в теплом приделе во имя св. Чудотворца
Николая; оба придела устроены одновременно и снабжены ценною утварью. До 1878 г. приход с. Жерновки был самостоятельным, но с этого года соединен по малочисленности прихожан
с Иродионовскою церковию села Хотавок. Особенно чтимыми иконами в приходе с.
Жерновки служат иконы Покрова Пресвя-тыя Богородицы и Иверской Божией Матери.
Причт
соединенного прихода села Жерновки и Хотавок состоит из священника и
псаломщика; церковной земли при Жерновской Преображенской церкви имеется 48
десятин.
..На
фасадах Преображенской церкви мы увидим и ленточный руст, и причудливые
навершия наличников, и антаблементы, и восьмиугольные медальоны...
Формально
все это - средства из арсенала барочной декорации, но по сути -
малообязательные фасадные украшения, всего лишь узор, который не влияет на
тектонику стены, не вступает в сложные и многообразные связи с архитектурной
массой здания. Обращает внимание и легкость архитектурных членений церкви,
зрительно подчеркивающих ясную структуру ее объемов, и сама композиция фасадов,
традиционно разбитых пилястрами на три прясла, несмотря на то, что четверик
перекрыт сомкнутым сводом.
Все
это убеждает в том, что зодчие жерновской церкви, как и создатели уже знакомого
нам
храма в Липицах,
ориентировались
по преимуществу на традиции и приемы древнерусского зодчества. Налицо
свойственная этим приемам особая иерархия архитектурных средств: ведущая роль в
создании образа произведения принадлежит группе лапидарных, уравновешивающих
друг друга объемов. Их простота и ясность далеки от свойственного барокко
динамизма и разнообразия форм.
Храм Рождества Богородицы с. Подмоклово
Храм
Рождества Богородицы является одним из наиболее интересных сооружений
петровской эпохи, воплотивший в себе черты западноевропейского барокко.
Поставленный на высоком берегу Оки кирпичный храм представляет собой двусветную
ротонду, перекрытую высоким куполом и завершенную световым барабаном. Массивный
циллиндрический объем храма окружен открытой аркадой, соединенной с ним
системой крестовых сводиков. По осям пилонов аркады, над карнизом на высоких
тумбах-постаментах венчающей балюстрады поставлены фигуры 12-ти апостолов и 4-х
евангелистов. Этот храм является наиболее ранней из дошедших до настоящего
времени от всей первой половины XVIII в. ротонд. Автор проекта неизвестен, по
некоторым предположениям им является итальянский архитектор Карло Фонтано.
Начало
строительства храма датируется 1714 годом. Именно в это время князь Григорий
Федорович Долгоруков (1656-1723) -сенатор, полномочный посол России в Польше,
приступает к осуществлению своего замысла — созданию храма-ротонды в своем
имении в с. Подмоклове.
По
смерти Г. Ф. Долгорукова имение в Подмоклове переходит к его сыну — дипломату,
тайному советнику князю Сергею Григорьевичу Долгорукову, продолжившему
строительство храма. Но после смерти императора Петра II, благоволившего к
Долгоруковым, и воцарении императрицы Анны, все их семейство попало в опалу.
Князь С. Г. Долгоруков был сослан, а его имения арестованы. 26 октября он был
казнен, так как открылось дело о его участии в составлении подложного завещания
императора Петра II. Строительство храма надолго прекратилось, его закончил сын
Сергея Григорьевича, владелец возвращенного императрицей Елизаветой Петровной
с. Подмоклово, князь Николай Сергеевич Долгоруков. Храм был освящен в 1754
году. С 1860-х гг. усадьбой владели Васильчиковы.
В
книге "Приходы и церкви Тульской епархии" (Тула, 1895 г.) сообщается: "Когда возник приход, неизвестно, но существующий ныне каменный храм во имя
Рождества Пресвятыя Богородицы построен в 1754 г. на средства князя Николая Сергеевича Долгорукова, а возобновлен в 1883 и 1893 годах. Особо
чтимою иконою в нем почитается древняя икона Владимирской Божией Матери, в
честь которой, по случаю избавления от холеры в 1848 г. ежегодно 23 июня после утрени совершается крестный ход".
В
1915 году в храме служил 1 священник и псаломщик. В клировых ведомостях за
1860, 1898, 1915 гг. записано: "Каменное здание церкви с престолом во имя
Рождества Богородицы с. Подмоклово построено в 1754 г. кн. Н. С. Долгоруковым. Вместо деревянной колокольни, устроенной на столбах, строилась
каменная колокольня с предназначением в нижнем этаже придельного храма во имя
Владимирской Божией Матери".
В
советское время храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды. В
1980-х гг. на государственные средства был произведен внешний ремонт. С 1993 г. возобновлена приходская жизнь.
Духовенство: протоиерей Андрей Мышонков — настоятель
Адрес: Московская область, Серпуховской район, село Подмоклово
Проезд: по шоссе Москва — Крым, у поста ДПС "105 км" поворот на с. Лукьяново, от с. Лукьяново 7 км. до с. Подмоклово
Исторические
исследования
Подмоклово
Село
Подмоклово до XVII века числилось в Тарусском уезде, затем в Алексинском, а с
1929 года в Серпуховском районе. Во времена Ивана Грозного возле Подмоклово
"из горы" добывали железную руду, позднее здесь же в каменоломнях
добывали поделочный белый камень, так называемый "тарусский мрамор".
В
книге "Приходы и церкви Тульской епархии" сообщается:
"...Название свое село Подмоклое получило от разлива реки Оки, которая во
время весеннего половодья заливает строения названного села... В селе храм во
имя Рождества Богородицы", который "...возобновлялся в 1883 и 1893
годах... земская школа с 1870 года".
В
допетровскую эпоху Подмоклово принадлежало князьям Голицыным, в начале XVIII
века оно перешло к Долгоруковым и оставалось у них до конца этого века. После
Долгоруковых селом владели Тютчевы, Петр Фадеевич и Анна Фадеевна, вышедшая
замуж за Михаила Николаевича Васильчикова. В 1840-х годах село перешло по
наследству к Александру Михайловичу Васильчикову. Выпускник Царскосельского
лицея, гвардии подпоручик А. М. Васильчиков был одним из самых богатых
помещиков в Алексинском уезде. В 1860 году ему принадлежали 126 дворов
крепостных (598 душ крестьян мужского пола), более двух тысяч десятин земли и
суконная фабрика под селом Подмоклово.
В
1894 году усадьбу, землю и фабрику приобрел серпуховский фабрикант П. И. Рябов,
который владел имением до 1917 года. По данным 1913 года в Подмоклове было 173
двора, в селе проживали 1368 человек.
Скульптуры села Подмоклова
В 7 км к юго-западу от г. Серпухова, на правом крутом склоне р. Оки в с. Подмоклово, расположена
церковь Рождества Богородицы, построенная в 1754 г. в усадьбе князя Н. С. Долгорукова. От самой усадьбы остались лишь флигель и часть парка. Но
усадебная церковь в Подмоклово сохранилась хорошо. По замыслу и исполнению это
исключительное сооружение. Этот памятник имеет форму двухсветной ротонды,
перекрытой сферическим куполом с люкарнами. Храм завершен массивным барабаном.
Стены церкви кирпичные оштукатуренные. Белокаменный декор — резьба на пилястрах
— образует рельефный фриз во втором ярусе ротонды.
Совершенно
необыкновенными для храмов России являются скульптурные изображения апостолов и
персонажей из Евангелия. Расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга,
поставленные на высокие тумбы балюстрады, стоят 16 белокаменных скульптур
высотой 1,82 м. Исследование образцов, отобранных из белокаменных фигур в
1973-1974 гг., показало, что известняк, из которого выполнены скульптуры и
украшения, на 97-98% состоит из кальцита (углекислого кальция). Плотность камня
2,08-2,14 г/куб. см., водопоглощение 6,5-8,4%. По составу, структуре и
физическим свойствам этот белый камень является полным аналогом известняка из
мячковских карьеров. Поэтому вполне обоснованно можно предполагать, что крупные
монолиты для скульптур доставляли в Подмоклово из окрестностей с. Мячково по
Москве-реке и далее по р. Оке к месту постройки.
В
истории зодчества России нет другого примера поразительного пренебрежения к
постановлению Святейшего синода, который еще в 1722 г. вынес запрет на подобного рода скульптуру в Православной Церкви. Все фигуры, несмотря на то
что в течение многих лет они находились на открытом воздухе, сохранили
первоначальный облик и не имеют следов разрушения. Лишь тонкая серая корочка
выветривания — естественная преграда для проникновения коррозии в глубь
материала — и остатки покраски или побелки защищали скульптуры от атмосферных
осадков. Вследствие мягкости известняка характер резьбы, украшающий фигуры,
близок к резьбе по дереву. Позы и складки одежды весьма пластичны, лица, пальцы
рук и ног тщательно отделаны, хорошо выдержаны пропорции всего тела. Скульптура
не может оставить равнодушным человека, впервые близко увидевшего эти образцы
русского каменного искусства прошлого века. В каждой статуе — классическое
совершенство исполнения, неповторимая индивидуальность.
Если
двигаться по окружности галереи по часовой стрелке, то вначале слева от входа в
церковь располагаются фигуры апостолов Павла, Иоанна и Симона. Далее
размещаются изображения двух евангелистов — Луки и Матфея. За ними следуют
скульптуры трех апостолов — Филиппа, Иакова и Варфоломея. На южной стороне
балюстрады установлены статуи Максима, апостолов Андрея и Иакова. К югу же
обращена и фигура евангелиста Иоанна, за которой один за другим идут Марк, Фома
и Матфей. Завершается скульптурный ансамбль массивной фигурой апостола Петра с
ключами в руке. На цоколе каждой статуи на церковно-славянском языке вырезана
глубокая надпись, поясняющая, кто изображен.
Вглядываясь
в скульптурные изображения, невольно ловишь себя на мысли, что неизвестный
мастер создавал образы не святых, а простых русских крестьян, лишь одетых в
церковные одежды и наделенных надлежащими атрибутами святых. Вместе с тем
каждая из фигур имеет свою оригинальную позу и выражение, отражающие
характерные черты персонажей евангелистских преданий.
В
истории русского искусства скульптуры из с. Подмоклова занимают особое место.
Несомненно, они представляют следующую ступень по отношению к примитивным
каменным фигурам у церкви с. Дубровицы и являются, по существу, настоящей
скульптурой, изваянной из местного материала. Вязкость камня и податливость его
резцу позволили скульптору выполнить задуманное.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в
селе Турово
Недалеко
от устья Лопасни, впадающей в Оку, на высокой береговой террасе расположена
усадьба Турово. Издревле на этом месте находился погост с деревянным храмом -
центр Туровского стана Каширского уезда. Вокруг располагалось большое
государево село. К Серпухову Турово отошло поздно, в конце XVIII века, и к тому
времени было уже селом владельческим.
В
середине XIX века Туровым владел известный поэт и публицист И. С. Аксаков.
Церковь
Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1848 году и является памятником
позднего классицизма времени его упадка, когда отошли в прошлое
"старомодные" ротонды и появились всевозможные четверики, которые в
недалеком будущем станут украшать "русскими" кокошниками.
Колокольня
была построена по проекту архитектора А. Н. Зборжевского в 1877 г.
Церковь
была приписной зимней прихода Ильинской церкви, первые сведения о которой
относятся к 1578 году, и была в свою очередь деревянной.
Церковь
Рождества Богородицы была построена в основном на средства местного помещика А.
Н. Писарева. При церкви действовала церковно-приходская школа, свечной завод,
просфорная. Территория церкви была обнесена каменной оградой с коваными
металлическими решетками.
В
тридцатые годы XX века Богородицерождественская церковь была закрыта;
богослужебная утварь, иконы разграблены, колокола с колокольни сброшены и
разбиты.
В
неизменном виде церковь простояла до конца 50-х годов прошлого века. Лишь в
годы Хрущёвской "оттепели" были уничтожены завершение храма и
колокольня (кроме первого яруса). Здание перестроено в клуб.
В
2000 году зарегистрирована православная община Богородицерождественской церкви
села Турово, ведется сбор пожертвований на восстановление церкви.
Духовенство: священник Владимир Кирпичев - настоятель.
Адрес: Московская область, Серпуховской район, с. Турово.
Проезд: от Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее авт.
"Серпухов-Турово".
Турово
По
сведениям 1859 года в волостном селе Турово на р. Лопасне стояла православная
церковь, был в нем 91 крестьянский двор с жителями мужского пола - 452,
женского - 485. В своих записках Д. Н. Свербеев сообщает, что в Турово жил
помещик Арцыбашев, у которого село было куплено И. С. Аксаковым. О жизни и
деятельности публициста, поэта, славянофила Ивана Сергеевича Аксакова, сына
писателя С. Т. Аксакова, владевшем в середине XIX столетия Туровом, мало
известно.
Вся
жизнь Ивана Сергеевича Аксакова, начиная с 1851 года, связана с издательской и
публицистической деятельностью. В издаваемых им газетах он с присущей ему
резкостью обрушивался на внутреннюю и внешнюю политику царского правительства.
Первое выступление Аксакова в печати в "Московском литературном
сборнике" относится к 1845 году. В 1847 году он стал обер-секретарем
Московского сената и членом суда, вместе со своими товарищами ринулся в
неравную борьбу с судейской неправдой, но быстро осознал свое бессилие и
перешел на службу в Министерство внутренних дел.
18
марта 1849 года Аксакова арестовали по делу славянофила Ю. Ф. Самарина. Однако
за недостаточностью улик он был освобожден. Когда началась Крымская война, то
33-летний Иван Сергеевич записывается в Серпуховскую дружину Московского
ополчения. "Я готов защищать Россию от опасности, что касается до меня,
то, кроме других побуждений, я вступаю по требованию совести, о чем я не говорю
никому, потому, что совестно это, говорить", - писал Аксаков. Вместе с А.
Толстым, который был назначен командиром Серпуховской дружины, Аксаков
приезжает в Серпухов, где она формировалась. В письме к родным он сообщал, что
в качестве штабс-капитана вступил в исполнение своих новых обязанностей
казначея и квартирмейстера. О Серпухове Аксаков писал: "... Серпухов
большой и красивый город, окрестности, кажется, должны быть летом очень
хороши".
После
военной кампании Аксаков в 1857 году едет за границу, где встречается с
Герценом и становится корреспондентом его газеты. Вернувшись в Россию,
погружается в литературную и общественную деятельность. Издает газету
"День", которая неоднократно приостанавливалась цензурой. В июле 1878
года Аксаков резко критикует царское правительство и его высылают из Москвы. По
возвращении в столицу издает газету "Русь". Не менее интересна и
достойна внимания личность жены Аксакова, Анны Федоровны Тютчевой, дочери
известного поэта Ф. И. Тютчева. В ее дневниках есть воспоминания и о селе
Турово, и о Серпухове. Когда умер отец Анны Федоровны, Аксаковы, находясь в
Турово и получив телеграмму, выехали в Абрамцево на похороны Тютчева. Патриот,
поэт, публицист, редактор, неутомимый труженик - таким был И. С. Аксаков. Он
скончался в своем кабинете 27 января 1886 года за редакторским столом,
редактируя газету "Русь". Думается, мы имеем право гордиться, что
жизнь И. С. Аксакова была связана с Серпуховским краем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|