Меню
Поиск



рефераты скачать Анализ состояния туризма в г. Серпухов

В советское время храм был закрыт и лишился шатра и главок. Его использовали под рыбный склад с коптильней. Вокруг храма построено около 50 гаражей на расстоянии 5...6 метров. Из интерьера сохранились сильно закопченные фрагменты настенной росписи в стиле академической живописи 2 половины XIX века.

Настоятель Спасской церкви протоиерей Николай Боголепов был арестован в 1925 г. Священник Спасской церкви о. Николай Ищенко был расстрелян 23.02.1931 г. в Москве. Священник Пантелеймон Алексеевич Савельев (перед арестом он служил уже в г. Кашире) расстрелян 21 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой. В наше время храм восстанавливается. Богослужения проводятся по субботам, воскресеньям и великим праздникам.

Духовенство: протоиерей Павел Колосов — настоятель

Телефон: 8 (4967) 72-47-60

Адрес: Московская область, г. Серпухов, ул. Чернышевского, д. 52

Проезд: с Курского вокзала до станции "Серпухов", далее автобусами № 5, 11 до остановки "Школа № 5"

Историческая справка

XIXв., 2-я пол. — Занарское кладбище г. Серпухова возникло на городских выгонных землях, вдали от жилой застройки близ Боровской дороги. До 1896 года при кладбище не было храма, строительство которого, во имя Спаса Нерукотворного Образа началось в 1893 году.

1893 г., 22 мая — Астаповым В. Ф., серпуховским купцом 2-й гильдии, получено Удостоверение из Серпуховской Городской Управы на производство "... предположенной им постройки на Занарском Городском кладбище в г. Серпухове, — каменной церкви и при ней небольшой каменной же богадельни с сторожкою..." за его собственный счет.

1893 г., 11 июня — Астапов В. Ф. подает прошение Епископу Дмитровскому Александру, викарию Московскому, о разрешении на постройку им храма на Занарском кладбище в г. Серпухове с Главным престолом во имя Спаса Нерукотворного Образа и с приделами во имя Знамения Божией Матери и Трех Святителей, приложив к письму план храма, "... уже рассмотренный и одобренный Строительным Отделением Губернского Правления" г. Серпухова.

1893 г., 16 июля — "Место избранное для сооружения храма при Занарском Серпуховском кладбище находится на городской луговой земле, рядом с кладбищем,... ничем не занято, от жилых сельских построек вдали..." (Благочинный г. Серпухова Богоявленской церкви протоиерей Василий Розанов в Московскую Духовную Консисторию).

 1893 г., 21 августа — утверждено новое строительство каменного храма на Занарском кладбище г. Серпухова: Протокол Московской Духовной Консистории; и начато производство работ.

1896 г., 9 января — закончено строительство церкви Спаса Нерукотворенного Образа на Занарском кладбище в г. Серпухове, о чем свидетельствует в своем отчете статский советник инженер Ф. Шуберский.

1896 г., 30 апреля — состоялось освящение храма.

1893-1896 г.г. — строительство колокольни, богадельни и сторожки при кладбищенском храме Спаса Нерукотворного Образа.

 

Троицкий собор г. Серпухова

Адрес: Московская обл., г. Серпухов, ул. Красная Гора.

На этом месте в крепости стоял деревянный собор ещё во времена Серпуховского князя Владимира Андреевича (XIV в.). В XVI в. его сменил каменный, в 1696 г. он был перестроен на средства архимандрита Московского Спасо-Андроникова монастыря Феодосия, в прошлом священника Троицкого собора.

О значении Троицкого собора в жизни серпуховского края свидетельствуют грамоты великих князей и царей. В 1514 г. грамотой Василия III были подтверждены старинные привилегии духовенства Троицкого собора. Его протопопу люди, приезжавшие торговать в Серпухов, должны были платить таможенную пошлину, треть средств шла на содержание построенного в крепости ещё князем Владимиром Андреевичем Храбрым храма Великомученика Димитрия Солунского. Протопопы собора собирали венечную пошлину со всего Серпуховского уезда. Кто венчался без уплаты её, подлежал штрафу в два рубля (очень большая для тех времён сумма). В XVII в. в соборе был придел святого мученика Димитрия Солунского, разобранный и вновь восстановленный при перестройке в 1837-1841 гг., когда были также изменены завершение колокольни и восьмерик храма, пристроен придел святителя Николая Мирликийского (храм Святителя Николая издревле стоял в Серпуховском кремле южнее Троицкого собора). Фасады храма получили архитектурную обработку в стиле ампир. В проёме кремлевских стен были видны только западный фасад и колокольня (которой в советское время вернули облик конца XVII в., нарушив тем целостность восприятия архитектурного памятника).

Первым по времени обер-священником армии и флота был протоиерей Павел Яковлевич Озерецковский, с 1795 по 1797 г. настоятель Троицкого собора. Он родился в 1758 г. в с. Озерецком Дмитровского уезда Московской губернии, в семье священника, впоследствии игумена Лушановской пустыни Суздальской епархии Макария (ум. 3 июня 1798 г.), и получил образование в духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры. По блестящем окончании курса о. Павел был назначен профессором философии и префектом в Переяславскую семинарию, а по её упразднении в 1788г. переведён на ту же должность в Коломенскую духовную семинарию. В Коломне Озерецковский вскоре был рукоположен во священники и определён присутствующим в Коломенской консистории, в каковой должности состоял до 1795 г., когда, возведённый в сан протоиерея, стал настоятелем Троицкого собора в г. Серпухове. Около этого времени открылась вакансия священника при церкви Святого митрополита Петра в Академии наук, и Озерецковский при содействии своего брата тогда уже академика, был определён к означенной церкви 16 января 1797 г., а через два месяца стал и присутствующим Санкт-Петербургской духовной консисто-рии. В том же году он был назначен полевым обер-священником и вскоре обратил на себя внимание императора, который приблизил его к себе, и Озерецковский во всё время царствования Павла пользовался исключительным положением при дворе. Император в день представления ему избранных полевых обер-священников и подчинённых им полковых священников посвятил Озерецковского в свои планы об устройстве особого самостоятельного управления военным духовенством под непосредственным высочайшим наблю-дением и вверил ему это дело, наградил званием обер-священника армии и флота, камилавкой, крестом Мальтийского ордена и предоставил ему право доступа к государю во всякое время дня и ночи. Потом, 6 апреля 1799 г., Озерецковский по высочайшему повелению был назначен присутствующим в Синоде, 4 декабря награждён митрою и крестом, а 9 апреля 1800 г. назначен обер-священником всей армии. Таким образом состоялось отделение в управлении военного духовенства от епархиального, постепенно слагавшееся под влиянием условий военно-походной жизни.

В середине XIX в. в соборе служил протоиерей А. И. Левитский, любитель старины, собиравший документы по истории Троицкого собора и пользовавшийся всеобщим уважением и большим влиянием в городе.

Митрополит Иоанн (Снычев) в книге "Жизнь и служение митрополита Мануила" пишет, что в иосифлянский раскол уклонился и остался непримиримым настоятель Троицкого собора, благочинный церквей Серпуховского округа, священник Александр Анатольевич Кремышенский. В 1931 г. он был расстрелян.

В 1937г. расстрелян настоятель Троицкого собора протоиерей Василий Студницын. Священномученик Василий прославлен в лике Новомучеников и исповедников Российских (память 26 ноября (9 декабря).

В семье настоятеля Троицкого собора, протоиерея Измаила Орленкова (ранее служившего в с. Воскресенское Бронницкого района), родился будущий священник Пётр Измаилович Орленков (1876-1937), арестованный по месту последнего служения в с. Кондрево Коломенского района и 16 ноября 1937 г. расстрелянный на Бутовском полигоне. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. Священомученик Пётр Орленков причислен к лику новомучеников и исповедников Российских (память 3 (16) ноября).

В советское время Троицкий собор был закрыт. В настоящее время в нём размещён филиал Серпуховского историко-художественного музея.

21 сентября 2003 г. собором духовенства Серпуховского благочиния был отслужен первый со дня закрытия храма молебен с водоосвящением.

Проезд: с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее любым автобусом до центра города.

 

Храм Воскресения Христова

Адрес: Московская область, г. Серпухов, ул. Калужская, д.3.

Духовенство: свящ. Виктор Давыдов - настоятель.

Один из некогда самых красивых храмов Серпухова был построен тщанием прихожан братьев Сериковых в 1723 или 1715 гг. Имел два престола: Воскресения Христова и свв. Афанасия и Кирилла Александрийских. Храм был 2-х ярусный, 2-х этажный, на первом служили зимой, на втором летом. Стройной шатровой колокольне вторили стройные пять куполов, высокие светлые церковные стены, украшенные каменными наличниками возносились над древней частью города - подолом и оврагом с речкой Серпейкой. С севера к зданию примыкала 2-х ярусная галерея. Гора, на которой стоит храм, так и называлась - Воскресенская. Убранство Воскресенской церкви, скорее всего, было очень нарядным, но ничего не сохранилось до наших дней. В собрании Серпуховского музея хранится деревянный резной образ Святителя Николая Можайского (XVII в.) - удивительное произведение древнерусского искусства, полное теплой веры и любви к дивному угоднику Христову. К сожалению, ничего больше не сохранилось.

 В начале 30-х годов XX в. церковь была закрыта, протоиерей Николай Теряев принял мученическую кончину в далекой Перми, куда был сослан. В 1935 г. снесена колокольня, пятиглавие разрушено, окна растесаны, стены надстроены, нагорожены три этажа, и сейчас невозможно узнать в этом брошенном, изуродованном здании храм. О доме Божием напоминают заложенные галереи с севера, полукруглая арка входа с юга. Ныне поздняя штукатурка по всему зданию отваливается, и видны кирпичи первоначальной старинной кладки.

Храм занят сторонними организациями.

Проезд: от Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее любым авт. до ост. "Студенческая".

Храм Всех Святых (на Всехсвятском кладбище)

Этот массивный храм воздвигнут в 1870 годах средствами и стараниями Серпуховского городского общества. Проект Всехсвятской церкви выполнил архитектор Казимир Викентьевич Гриневский (1825-1885), разработавший многие проекты храмов в Московской губернии.

Кроме главного, Всехсвятского престола, имелись приделы во имя иконы Божией Матери "Взыскание погибших", св. вмч. Никиты. Храм построен в формах, подражавших древнему русскому зодчеству популярному в то время. Отдаленно некоторые архитектурные детали церкви имеют сходство с московским Храмом Христа Спасителя — килевидные завершения наличников окон, кокошники. Высокая колокольня очень похожа на несохранившуюся колокольню московского храма свв. Космы и Дамиана в Столешниках. Перед закрытием в 1920-х гг. Всехсвятский храм окормлял прот. Василий Студницын, прославленный в лике святых новомучеников Российских. По воспоминаниям старожилов на праздники приглашался протодиакон Максим Михайлов, впоследствии известнейший бас, артист Большого театра в Москве.

Как и большинство серпуховских церквей, храм был закрыт, использовался как складское помещение. За это время снесена верхняя часть колокольни, на которую водрузили громоздкую антенну, пятиглавие было разрушено, храм и кладбище приходили в запустение, разрушались.

В 1995 г. церковь была открыта вновь. В подклете устроен храм в честь св. прав. Иоанна Кронштадского.

Духовенство: протоиерей Владимир Андреев — настоятель

Телефоны: 8 (4967) 77-28-81, 8 (4967) 72-88-81

Адрес: Московская обл., г. Серпухов, проезд Мишина, д. 2

Проезд: от Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее любым авт. до ост. "Рынок"

Исторические исследования

В архивном деле Московской духовной консистории сохранилась переписка по поводу возникновения этой церкви. В прошении городского главы потомственного почетного гражданина Николая Николаевича Чернова, почетных граждан Ивана Николаевича Коншина, Василия Афанасьевича Игнатова и купеческого сына Степана Афанасьевича Карпова говорится, что по плану Серпухова, вне городской черты, на общественной земле отведено городское кладбище, на котором вот уже 70 лет производятся погребения умерших жителей города. Храма же, в котором совершалось бы богослужение об упокоении усопших, до сего времени не устроено. И граждане города просят разрешения на сооружение каменного храма на собственные средства городского общества и пожертвования отдельных благотворителей.

Начало пожертвованиям положил Почетный гражданин, серпуховской 1-ой гильдии купец Николай Максимович Коншин, назначив на постройку храма 10 тысяч рублей. Граждане города обязались при получении разрешения на строительство собрать необходимую сумму. Прошение было рассмотрено Московской духовной консисторией. Серпуховский благочинный протоиерей Алексий Левицкий осмотрел место строительства храма и взял под личный контроль производство работ.

11 сентября 1858 года Иван Николаевич Коншин получил указ о разрешении строительства. Рассмотрение проекта длилось четыре года. Начались сборы необходимых средств. Родители купеческого сына Степана Афанасьевича Карпова пожертвовали 6 тысяч рублей. Кроме того, Афанасий Гаврилович Карпов заказал для церкви три иконы: Всех Святых, Богоматери — "Взыскание погибших" и великомученика Никиты. Однако между ответственными за исполнение работ возникли трения. Коншин и Карпов отказываются от участия в работе вместе с Черновым, мотивируя тем, что Николай Николаевич Чернов начал строить храм без надзора архитектора, без согласия на то лиц, избранных обществом, и даже без предварительных обсуждений места строительства. Рассмотрев жалобу И. Н. Коншина, собрание городского общества постановило: так как Коншин и Карпов постоянно находятся в отлучке по торговым делам, в помощь Чернову избрать Серикова Дмитрия Ивановича.

Строительство храма продолжалось 12 лет. Церковь была построена, но на колокольню так и не хватило средств.

19 июня 1875 года уже новое поколение серпуховичей: священник церкви Николай Орлов, церковный староста купеческий сын Игнатий Федорович Карпов, Иван Николаевич Чернов, Яков Яковлеевич Бобров и Алексей Иванович Кулаков подали прошение о разрешении достроить начатую колокольню. В прошении указывалось, что церковь начата в 1858 году, закончена и освящена в 1870 году, колокольня по недостатку средств до сего времени не окончена (начат 1-й этаж), и горожане желают достроить колокольню, для чего избрали их попечителями кладбищенской церкви. 23 декабря 1875 года протоиерей Алексий Левицкий доложил в духовную консисторию, что кладка колокольни доведена до 3-го этажа, в котором должны размещаться колокола.

 

Церкви Крестовоздвиженская и Печерской иконы Божией Матери г. Серпухова

Адрес: Московская обл., г. Серпухов, ул. Ситценабивная.

Духовенство: священник Александр Волков - настоятель

Крестовоздвиженская церковь возведена в 1755 г. на средства серпуховских купцов Николая и Василия Григорьевичей Кишкиных и их сестры Акилины. Она стоит на месте одного из первых каменных (построенного на месте деревянного) посадских храмов Серпухова - Святого великомученика Георгия (1694). Георгиевская церковь дала название одной из трёх главных улиц древнего Серпухова (две другие также получили названия от стоявших на них церквей - Ильинской и Фроловской). Большая Егорьевская улица переходила в Московскую дорогу.

Сложенная из кирпича, церковь представляет собой массивный двухстолпный четверик, перекрытый системой коробовых сводов с миниатюрными барабанами. Не имеющий трапезной, храм был с четырех сторон окружен сводчатыми арочными галереями - папертями, скрывавшими низкий трехчастный алтарь.

Крестовоздвиженская церковь была закрыта в советское время, сбиты купола, разрушены колокольня и галерея. Несмотря на это, храм не утратил своего значения для истории архитектуры как представитель оригинального архаизирующего направления в местном зодчестве XVIII века.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.