В
том же 1377 году по распоряжению святителя Алексия для Серпуховского Владычнего
монастыря была написана икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых»
по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в
соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжение многих веков была
главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная
(празднование 21 ноября ст. ст.).
С
конца XVII века обитель начала испытывать большие материальные затруднения. Она
потеряла свою самостоятельность и была приписываема то к соседнему Высоцкому
монастырю, то к Московскому Заиконоспасскому. В 1727 году Владычний монастырь
опять стал самостоятельным, но находился уже в совершенном упадке: богослужения
почти совсем остановились, братия разошлась, келлии и храмы пришли в
запустение.
История монастыря в XIX веке. Преобразование его в женский
В
1806 году митрополит Московский Платон (Левшин; † 1812) обратил свое
архипастырское внимание на Владычнюю обитель и испросил у Императора Александра
I разрешение преобразовать ее в женскую. С этого времени начался невиданный
расцвет обители.
Первой
игуменией назначают казначею Московского Новодевичьего монастыря монахиню
Дионисию, и за ней идет целая чреда настоятельниц, возродивших древнюю обитель.
В течение XIX века были обновлены и благоукрашены святые храмы, возведены новые
каменные корпуса, гостиницы для многочисленных паломников, устроена больница с
лабораторией и домашней аптекой. При монастыре было обширное хозяйство:
огороды, сады, луговые и пахотные земли, 180 десятин леса, скотный двор,
пчельник.
Внешнее
процветание обители ни в коей мере не повлекло за собой разлада в духовной
жизни ее насельниц; напротив, они становились все более и более ревностными в
деле своего спасения. Этому способствовали правила общежития, введенные в устав
монастыря великим иерархом Российской Церкви — святителем Филаретом
(Дроздовым), Митрополитом Московским и Коломенским. К середине столетия число
насельниц возросло до 300. Среди них были истинные подвижницы благочестия,
память о святой их жизни сохранилась до наших дней.
История монастыря в XX веке
Вплоть
до закрытия обитель находилась в расцвете. В ней подвизались до 400 насельниц,
здания и территория благоустраивались и украшались. Широко развита была
благотворительная деятельность: существовала богадельня, неимущим бесплатно
оказывалась медицинская помощь, выдавались медикаменты.
В
1919 году монастырь был закрыт, сестры выселены. На территории разместилась
школа «красных военлетов», затем на ее базе было создано среднее военное
училище. Монастырь стал называться Авиагородок. Во Введенском соборе и в
Алексиевском приделе были расположены склады, в Георгиевском храме — клуб с
кинобудкой, в остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские,
офицерские общежития, котельная.
В
1978 году училище освободило территорию, и с тех пор она оставалась без
хозяина. Как ни горько, но монастырь был разрушен за последовавшие семнадцать
лет; его растаскивали по кирпичикам на гаражи и дачи. Рубеж 90-х годов
монастырь переступил без единой крыши, с зияющими провалами вместо окон, в
полуразрушенном состоянии.
По
милости Божией 5 мая 1995 года Священный Синод благословил возобновление
монашеской жизни во Введенском Владычнем женском монастыре и назначил
настоятельницей монахиню Алексию (Петрову). Это событие стало первой страницей
в новой главе летописи обители.
28
июля 1995 года в храме святителя Алексия Высокопреосвященнейшим Ювеналием,
митрополитом Крутицким и Коломенским, была совершена первая Божественная
литургия.
4
января 1996 года в обители состоялся первый иноческий постриг. Его совершил
Высокопреосвященный Григорий, архиепископ Можайский.
С
возобновлением монашеской жизни началось возрождение почитания святынь обители.
По
благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 6 мая 1996 года на
месте погребения преподобного строителя Варлаама был водружен крест, а осенью
того же года возжжена неугасимая лампада. С тех пор все с верою приходящие
получают исцеления по молитвам преподобного. За два года засвидетельствовано
около двадцати чудес. Верующим раздается святое масло из неугасимой лампады, горящей
у надгробия преподобного Варлаама. 25 сентября 1998 года настоятелем
Никольского храма села Бутурлина иереем Владимиром (Андреевым) обители была
подарена икона преподобного Варлаама Серпуховского письма XIX века.
6
мая 1996 года, в день памяти святого великомученика Георгия,
Высокопреосвященнейший Ювеналий совершил в обители Божественную литургию и
освятил список чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша». От этого образа начали
проистекать благодатные исцеления. Приведем свидетельство об одном из них.
«Я,
М. Нина Ивановна, проживающая в г. Москве, имею сына Андрея, 1973 года
рождения, который страдал пристрастием к вину с 1995 года.
О
благодатной помощи иконы Матери Божией «Неупиваемая Чаша» я узнала из передачи
по телевидению и обратилась с молитвами к Ней и прошениями об исцелении сына. В
октябре 1996 года впервые приезжала во Владычний монастырь помолиться у
чудотворной иконы.
Молясь
за сына своими словами, я всякий раз начинала путаться и вспоминать свои грехи,
а тем временем сын пил еще сильней. Тогда я пошла к батюшке в храм у Речного
вокзала. Он мне велел приготовиться к серьезной исповеди и молиться
«Неупиваемой Чаше». После чего я начала каяться со слезами в своих грехах и
просить помиловать мое чадо.
В
этом году, 18 мая, я опять была в обители и молилась об избавлении сына от
страсти пьянства. И с того времени сын не пьет. Сегодня я приехала в монастырь
заказать сорокоуст иконе Матери Божией «Неупиваемая Чаша», возблагодарить
Царицу Небесную за ходатайство и милость ко мне, грешной, и засвидетельствовать
об этом настоятельнице обители монахине Алексии. 19.10.1997г.».
Во
Владычнем монастыре каждый день читается акафист перед иконой «Неупиваемая
Чаша», при этом совершается поминовение людей, страдающих от пьянства, а также
всех нуждающихся в молитвенной помощи.
Восстанавливаются разрушенные храмы и жилые корпуса монастыря. В 1995 году
отреставрирован Алексиевский храм, в 1997 году — Вознесенский придел
Георгиевского храма. Летом 1998 года отремонтирован шатер Георгиевского храма,
а 2 декабря, в день памяти святителя Филарета Московского, некогда
покровительствовавшего обители, над шатром был установлен купол с крестом.
В
настоящее время малое число насельниц подвизается в обители. Они занимаются
выполнением хозяйственных послушаний и молитвой. Сестрами возрождаются традиции
золотошвейного дела. С 1995 года при монастыре действует детская воскресная
школа, занятия в которой ведут сестры обители.
4
декабря 1998 года, в день своего престольного праздника, обитель удостоилась
архипастырского посещения митрополитом Ювеналием. Его Высокопреосвященство
совершил Божественную литургию, во время которой возвел настоятельницу
монастыря монахиню Алексию (Петрову) в сан игумении и постриг в иночество
пятерых насельниц. Затем владыка отслужил молебен перед древней святыней
монастыря — чудотворной иконой Введения Пресвятой Богородицы во Святая Святых,
которая ныне находится в Серпуховском историко-художественном музее и на время
была предоставлена монастырю администрацией музея. Конечно, еще много времени и
средств необходимо для полного восстановления Владычнего монастыря, но хочется
верить, что обитель снова расцветет, как и прежде. Возложим свое упование на
Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. Она Сама воздвигла эту обитель, Она
охраняет ее Своим заступлением и, надеемся, предстательствует о всех живущих в
ней, а также и о тех, кто будет способствовать ее весьма нелегкому в наши дни
благоустроению.
Храмы Владычнего монастыря
Во
времена татаро-монгольского ига город Серпухов, вблизи которого был расположен
Владычний монастырь, часто подвергался набегам вражеских полчищ, так как входил
в сторожевую систему пограничной линии. К тому же место для переправы через Оку
под Серпуховом считалось самым удобным. Ввиду постоянной опасности пологие
берега Оки близ монастыря были укреплены острогом, а сама обитель была оснащена
пушками и пищалями. В смутные же времена самозванцев Серпухов был главным
центром сбора русских сил: «... царь же Василей поиде к Серпухову, а на Коширу
посла с ратными людьми» (Никоновская летопись).
Конечно,
за шесть с половиной веков существования обители инокам не раз приходилось
принимать участие в воинских сражениях. Но они стремились сберечь память не о
своих подвигах, а о небесном заступлении и помощи, явленных монастырю в эти
годы.
Несмотря
на частые бедствия, постигавшие обитель, игумены старались сохранить ее в
должном благоустроенном виде и по мере возможности занимались
храмостроительством.
В
конце XV — начале XVI века к древнему Введенскому собору с северной стороны был
пристроен придел святителя Московского Алексия. Под ним была устроена
усыпальница для тех, кто был памятен молитвенными подвигами или богатыми
вкладами.
В
конце XVI века на средства царя Бориса Годунова в монастыре был построен
каменный двухъярусный храм в честь святого великомученика Георгия. О небесной
защите, явленной этим святым, повествует местное предание: во время осады
города Серпухова неприятелями горожане видели великомученика Георгия,
выехавшего на белом коне из задней калитки монастыря и подъехавшего к вражьим
полчищам. Последние, увидев святого, устрашились и бежали, а великомученик
вернулся в монастырь через ту же калитку. В память этого священного события в
обители установлено празднество святому великомученику и победоносцу Георгию.
Совершается оно в седьмой понедельник после дня Успения Божией Матери (в
середине октября) и именуется в народе «Георгий Потаенный».
Над
Святыми вратами в 1599 году игуменом Вассианом была построена церковь святого
мученика Феодота Анкирского. В 1834 году она была перестроена и освящена
святителем Московским Филаретом в честь Нерукотворного образа Спасителя.
Святыни Владычнего монастыря
Чудотворная икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша"
Чудотворная
икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», явленная в Серпуховском Владычнем
женском монастыре в 1878 году, помещалась, как и гробница преподобного
Варлаама, в соборном храме, в особо устроенном иконостасе. Со времени явления
она имела большую известность, перед нею молились не только жители города
Серпухова, но и приезжие из других мест, иногда очень дальних.
Для
многих непонятно наименование иконы «Неупиваемая Чаша». В самом деле, что же
означает сие наименование? Неупиваемая, или Неиспиваемая, Чаша — это
неистощимая Чаша радости, утешения, исцеления, жизни, вообще неистощимый
источник всяких духовных дарований, «Чаша, черплющая радость», как сказано в
акафисте Пресвятой Богородице. Очевидно, что в таком смысле именование Матери
Божией Неупиваемою Чашей вполне благолепно. И можно увидеть глубокий внутренний
смысл в том, что икона «Неупиваемая Чаша» соделалась источником спасительных
надежд и исцелений для многих одержимых страстью винопития. Матерь Божия
молится за всех грешников, всем хочет спасения. Она, Милосердная, видит и
страдания предающихся пьянству, видит, что многие из них искренне хотят
избавиться от этого жестокого тирана, исцелиться от губительной болезни, но не
находят в себе сил бороться и победить врага. И Матерь Божия Своею святою
иконою «Неупиваемая Чаша» говорит всем этим страдальцам, как бы вслух, чтобы
обращались они за помощью к Ней, Царице Небесной. Она есть неистощимый источник
радости духовной, Она изольет в их сердца из Своей Неоскудеваемой Чаши духовных
дарований небесную усладу, после чего им станет ненавистна и противна та
губительная чаша вина, которая прежде так неодолимо влекла их к себе.
Несчастные
страдальцы, предающиеся страсти пьянства! На всяком месте и на всякое время
прибегайте к всемощному заступлению Царицы Небесной. Если хотите быть
здоровыми, положите себе за правило хотя бы трижды в день прочитывать ей
Ангельское приветствие: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с
Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса
родила еси душ наших». Сколь ни сильна была бы у вас закоренелость страсти, она
будет бессильна против небесной помощи Матери Божией: никто же притекает к Ней
тощь и не услышан исходит.
Концом
же всего, бедный страдалец, будет радостное спасение твое и всего дома твоего.
Богу же нашему слава, даровавшему нам, грешным, такую крепкую Помощницу,
Утешительницу, Милостивицу — Матерь Свою.
Из прилагаемого сказания, записанного в начале XX века, ты увидишь,
благочестивый читатель, когда и по какому случаю началось прославление иконы
Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Сказание о чудотворной иконе Божией Матери "Неупиваемая Чаша"
Сказание
это, по справедливости, принадлежит всему Владычнему монастырю, потому что
прошло 35 лет тому и у многих еще в памяти. Но более оно все-таки есть сказание
монахини Елизаветы (+ 1910), потому что она была церковницей при том храме, где
обретена была чудотворная икона «Неупиваемая Чаша», и в то самое время. К тому
же монахиня эта имела чрезвычайно твердую память и время казалось бессильным
похитить какую-либо подробность в том, что она знала. Вдобавок монахиня
Елизавета отличалась простым, участливым сердцем, за что всеми была любима.
Святой иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» она прислуживала до самой своей
кончины. Вот ее рассказ.
Случившееся
произошло в первый год игуменства матушки Марии (1878), один крестьянин
Тульской губернии Ефремовского уезда, отставной николаевский солдат, с пенсией,
имел слабость к вину. Он пропивал все в доме и всю пенсию и дошел до нищенского
состояния. В довершение бедственности у него отнялись ноги. Но и при этом он не
переставал пить. Находясь в таком разладе душевном, телесном и материальном, он
видит однажды сон: приходит к нему старичок благообразного вида и говорит ему:
«Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона
Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров и
душою и телом».
Но
крестьянин, несмотря на то, что сон, видимо, был необыкновенный, не пошел в
Серпухов, потому что не знал, как добраться туда без ног и без гроша денег.
Тогда
тот же старец явился ему во второй и в третий раз и уже настолько грозно
потребовал исполнить его приказание, что наш крестьянин решился немедленно
отправиться в путь.
Двигался
он на четвереньках. По лежащим на пути селениям останавливался для отдыха и
подкрепления пищей. На одной из таких остановок старушка-крестьянка приняла его
на ночлег, напоила и, в облегчение болезненности ног, растерла их и уложила
больного и усталого путника на печь. И вот что тогда случилось: ночью,
проснувшись, путник почувствовал приятное ощущение в ногах и тут же, с большой
осторожностью спуская их с печи, пробует встать на ноги. Хотя и очень слабо, но
он может стоять на ногах! И с нетерпением ждет утра, чтобы отправиться в
дальнейший путь: теперь уже, может быть, не на четвереньках, а на ногах, хотя и
с помощью палок! Но добрая старушка удержала его еще на сутки. И опять на ночь
растерла ему ноги. Видимо, больному стало лучше. И он действительно теперь уже
идет, правда, сначала с двумя палками, а потом уже и с одной.
Так
дошел он до Серпухова и до Владычнего монастыря. Обут был в теплые валяные сапоги,
несмотря на июль месяц.
Во
Владычнем монастыре он поведал о своих дивных сновидениях послушнице Захарии
(впоследствии монахиня Елизавета), церковнице при храме великомученика Георгия,
и настойчиво просил, чтобы отслужен был молебен Матери Божией пред Ее иконой
«Неупиваемая Чаша». Последним он вводил всех в большое затруднение, потому что
в монастыре никто не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда
явилась мысль: уж не та ли это икона, которая висит в проходе из Георгиевского
храма на колокольню или в ризницу, рядом с иконой Божией Матери Калужской, по
левую ее сторону? На ней есть изображение чаши. И каково же было удивление
всех, когда на обратной стороне этой иконы действительно усмотрели надпись:
«Неупиваемая Чаша».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|