На
колокольне до закрытия монастыря в 1931 году было 14 колоколов, самый большой
весил 721 пуд, и башенные часы с циферблатами на четыре стороны. Все колокола
богоборцами были сняты, и только в 1995 году удалось вернуть 5 из них.
Установили и новые часы, которые каждые четверть часа оглашают округу своим
мелодичным перезвоном.
С
северной стороны Зачатьевского собора, в самом конце галереи находится
маленький придельный храм Рождества Богородицы. Храм этот, неизвестно когда и
кем устроенный, существовал уже в конце XVI века. В храме был золоченый резной
иконостас с иконописью XVI века. В советское время внутренний интерьер храма
был полностью уничтожен. В настоящее время храм находится на реставрации.
С
восточной стороны монастыря за стеной расположен храм во имя Всех святых.
Построен он в 1896 году архитектором Р. И. Клейном на средства Н. Н. Коншина.
Стиль его зодчества византийский. Тяжелый каменный пирамидальный верх этой
церкви заканчивался массивным каменным же крестом. Нижняя часть храма была
облицована красным камнем и имела вид открытой галереи с лестницей на два
входа, вся наружная часть была выложена серым камнем. Нижний этаж был занят
семейной усыпальницей храмоздателя, а верхний — церковью. Иконостас был
мраморным, выполненным в византийском стиле, Царские Врата были бронзовыми.
Настенная живопись выполнялась известным живописцем Копьевым, иконы в
иконостасе — не менее известным М. Дикаревым. Сейчас этот когда-то красивейший
храм находится почти в разрушенном виде, все могилы в усыпальнице вскрыты,
разграблены и осквернены.
В
Высоцком монастыре был еще один храм — церковь во имя преподобных Афанасия
Афонского и Сергия Радонежского. Находился он между Зачатьевским собором и
Покровским храмом над местом погребения преподобного Афанасия Высоцкого
(Младшего). Первый храм на этом месте вместо часовни был построен в 1697 году
на средства бояр Нарышкиных. В 1878 году при настоятеле архимандрите Мелетии I
в память 500-летия основания обители вместо этого пришедшего в ветхость
деревянного храма был выстроен новый. Он имел вид большого шатра и был соединен
с Зачатьевским и Покровским храмами внутренними переходами. Внутри храма была
резная деревянная сень над ракой преподобного Афанасия Высоцкого (Младшего),
резной иконостас в русско-византийском стиле. Снаружи, по бокам входной двери,
на стене была выбита надпись с историей основания Высоцкого монастыря. К
сожалению, во время реставрации монастыря в 1967 году этот замечательный храм
был разрушен до основания, «как не имеющий исторической и художественной
ценности». В настоящее время на месте храма выстроено крытое крыльцо в русском
стиле с маковкой и крестом.
Святыни Высоцкого монастыря
Чудотворные иконы и списки с чудотворных
икон:
Икона Божией Матери
"Неупиваемая Чаша"
Молитвы
Акафист
Служба
Некоторые случаи исцелений
Икона святого великомученика
Георгия Победоносца
Икона преподобного Сергия
Радонежского с крышки раки его мощей
Икона "Никола
Можайский"
Икона Божией Матери
"Взыскание погибших"
Икона Божией Матери "Всех
скорбящих Радость"
Икона Божией Матери
"Иверская"
Икона Божией Матери
"Скоропослушница"
Мощи святых:
Мощи преподобного Афанасия
Высоцкого Младшего
В настоящее время по Божией милости в
Высоцкой обители собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими.
Особое место занимает Чудотворный образ Божией Матери
«Неупиваемая Чаша», который находится в Покровском храме. В левый
нижний угол иконы вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы.
Образ прославлен чудесами исцелений от страсти винопития, наркомании и
табакокурения, о которых красноречиво свидетельствуют многочисленные украшения,
пожертвованные верующими, специальная книга с описаниями случаев исцелений от
иконы, множество писем, приходящих в монастырь ежедневно.
В Покровском храме почивают мощи преподобного отца нашего
Афанасия Высоцкого (Младшего), второго игумена монастыря, которые
обретены были в 1994 году и прославлены многими чудесами исцелений и
благодатной помощи. В обители собрано более 200 частиц мощей различных
угодников Божиих, прославленных от первых веков христианства до новомучеников
Российских. Наиболее крупные части мощей хранятся в алтаре храма в особых
ковчегах, среди которых выделяется серебряный ковчег в форме митры с частью
мощей Преподобного Сергия Радонежского — их передал в обитель 8 октября 1992
года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Среди множества икон, украшающих храмы, особо
чтятся верующими чудотворный образ Святого
Великомученика Георгия Победоносца, новгородского письма XV века,
который всегда брало в поход Серпуховское ополчение — если городу грозила
опасность нашествия неприятеля, незажженная свеча у этого образа
самовозгоралась; храмовый образ Покрова Пресвятой Богородицы московской школы
XVII века; иконы Божией Матери «Скоропослушница»,
«Утоли моя печали» Корсунская, образ Святого Великомученика и Целителя
Пантелеймона, которые писаны в прошлом веке на святой горе Афон; чудотворный образ Божией Матери
«Взыскание погибших»; чудотворная икона Николы
Можайского XIV века; образ Преподобного Сергия
Радонежского — крышка раки с его мощами; икона преподобного Серафима
Саровского с частицей от рубашки, пропитанной его кровью, когда святой был
избиваем разбойниками и другие иконы. Почти все они старого письма, у каждой из
них своя история, некоторые прославились чудесами.
С благоговением хранятся в обители части
Древа Животворящего Креста Господня, Гроба Господня, частицы Гвоздя Распятия
Христова, Пояса Пресвятой Богородицы, который она носила при жизни, части Дуба
Мамврийского, камня, на котором молился 1000 дней и ночей преподобный Серафим
Саровский, Древа куста Неопалимой Купины со святой горы Синай, епитрахиль св.
праведного Иоанна Кронштадского и другие святыни.
Подвижники Высоцкого монастыря
Высоцкая
обитель славна не только своими святынями — просияла она и своими
подвижниками-иноками, некоторые из которых прославлены Православной Церковью в
лике святых, к их молитвенному предстательству прибегают многие верующие.
Первым
игуменом Высоцкой обители был поставлен Преподобным Сергием Радонежским
преподобный Афанасий Высоцкий (Старший) — подвижник высочайшей духовной жизни,
прозорливец и великий молитвенник. После того, как он вместе с Митрополитом
Московским и всея Руси Киприаном отбыл в 1387 году в Константинополь, где и
остался до конца дней своих, его приемником по управлению обителью стал его же
ученик преподобный Афанасий Высоцкий (Младший). Сравнительно недолго управлял
он обителью и от великих трудов и подвигов почувствовал, как пишется в его
житии, «старческое изнеможение» и преставился ко Господу в 1396 году. На его
могиле стали происходить многочисленные чудеса, свидетелями которых были не
только братия монастыря, но и многие богомольцы и паломники. Мощи его были
обретены в 1994 году и почивают ныне в Покровском храме монастыря. Третьим
игуменом обители был ученик и родственник Преподобного Сергия Радонежского
преподобный Никита. Подвизался здесь и приемник великого Сергия преподобный
Никон Радонежский, постигая монашескую науку под руководством преподобного
Афанасия (Старшего), именно здесь он был пострижен в монахи и получил священный
сан. По мнению исследователей в Высоцкой обители проходил иноческий искус и
обучался иконописи преподобный Андрей Рублев, а учеником преподобного Никиты в
течение многих лет был преподобный Пафнутий, основатель Боровского монастыря. В
1825—26 годах в братии Высоцкого монастыря состоял знаменитый монах-прорицатель
Авель Вещий, который имел удивительный дар пророчества и предсказывал многие
события в жизни Российских Императоров. А сколько неизвестных
монахов-подвижников возносили здесь ежедневно в продолжение многих столетий
свои святые молитвы ко Господу и Его Пречистой Матери! Монастырская земля
освящена их подвигами и молитвами, которые они и поныне возносят уже в Горних
Селениях Престолу Божию.
Высоцкий монастырь сегодня
Сегодня
монастырь насчитывает более 20 насельников — монахов и послушников. Настоятель
обители — игумен Кирилл. Почти за 13 лет существования возрожденного монастыря
многое уже восстановлено и сделано, но многое и предстоит сделать с помощью
Божией, по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Службы
в монастыре проходят по полному суточному кругу богослужения. Ежедневно
служатся молебны с водоосвящением и акафистом у Чудотворного образа Божией Матери
«Неупиваемая Чаша». По пятницам после вечернего богослужения в 18
часов совершается братский молебен со акафистом преподобному отцу нашему
Афанасию Высоцкому (Младшему), Серпуховскому чудотворцу, у раки с его чудотворными мощами.
Каждое воскресенье после вечерни служится братский молебен со акафистом пред иконой Божией Матери «Неупиваемая
Чаша».
Монастырь
принимает паломников на несколько дней (обязательно наличие паспорта) — в
обители обустроены мужская и женская гостиничные кельи по 20 мест каждая.
Мало-помалу
Серпуховский Высоцкий мужской монастырь восстанавливается и благоустраивается.
Многие и многие приезжающие в монастырь отмечают особенную молитвенную
настроенность в стенах обители, стремление к покаянию и очищению, душевное
успокоение в доме Пресвятой Богородицы. Молитвенная лампада, вознесенная «на
Высоком» святыми руками Преподобного Сергия и шесть с лишним веков озарявшая
своим светом Православную Русь, продолжает и сегодня светить миру.
Расписание богослужений в Серпуховском
Высоцком мужском монастыре
Будничные службы:
6:00
— начало Богослужения (Полунощница, Утреня).
8:00
— Исповедь. После Исповеди — Литургия.
По
окончании Литургии служатся панихида и заказные молебны.
17:00
— Вечерня.
По
окончании Вечерни читается Акафист.
Службы в воскресные и праздничные дни совершаются:
8:00
— Исповедь.
8:30
— Литургия.
По окончании Литургии совершается водосвятный молебен пред иконой "Неупиваемая
Чаша".
Начало Всенощного Бдения накануне воскресных и праздничных
дней в 17 часов.
Каждую пятницу в 18 часов служится братский молебен с
Акафистом преподобному Афанасию Высоцкому (Младшему).
Каждое воскресенье в 18 часов совершается братский молебен с Акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери
"Неупиваемая Чаша".
Имеется возможность заказать поминовение на молебне перед иконой Божией Матери
"Неупиваемая Чаша" на год или на 40 дней подряд,
поминовение "о здравии" и "о упокоении" на месяц, полгода,
год и т.д. Монастырь принимает паломников на несколько дней (обязательно
наличие паспорта). Большие группы паломников принимаются по предварительной
договоренности.
Владычний монастырь
История Владычнего монастыря
Основание монастыря
«И
по древности основания, и по священному началу своему монастырь Владычний
становится в ряду очень немногих достопамятнейших монастырей русских», — так
писал в прошлом веке автор исторического очерка о Серпуховском Владычнем
монастыре.
Введенский
Владычний монастырь, древнейший на серпуховской земле, был основан в 1360 году
Митрополитом Алексием, святителем Московским и всея России чудотворцем.
Монастырь возник по особому изволению Божией Матери — святитель Алексий услышал
глас, исходящий от Ее иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени
Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для
сооружения монастыря «в пределе града Серпухова», среди дремучего соснового
бора на правом берегу реки Нары, и то событие земной жизни Пресвятой Богородицы
— преславное Ее Введение во храм, — в честь которого воздвигнут монастырь.
Вот
что повествует хранившаяся некогда в монастыре летопись его основания, писанная
на доске полууставными буквами.
Об
основании Владычнего монастыря, что в Серпухове
В
лето 1868, когда в богоспасаемом граде Москве духовным правителем был
Преосвященный Митрополит Алексий, прозываемый мудрым и исправно правящим Святою
Церковью, то он имел у себя келейника, именем Варлаама, постриженника
пустынного, и очень любил его, ибо тот жил, боясь Бога и в покорении Ему. И
после долговременного жития своего во святительстве исполнял он однажды обычное
свое правило. Диакон Герасим прочел кондаки и икосы. Когда же святитель Алексий
произнес Всепетую песнь, великий свет осветил келлию его, так что все
ужаснулись, и он услышал глас от иконы Пресвятыя Богородицы, глаголющий:
«Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в
память». И он пребывал в размышлении, не ведая, что делать. По окончании же келейного
правила он пошел во внутреннюю келлию и начал молиться, класть поклоны и
преклонять колена пред иконою Владычицы Богородицы, чтобы стало ему известно. И
в то время снова был глас: «Алексие, Алексие, поставь монастырь во имя Мое». Он
же сказал: «Владычице, где будет монастырь во имя Твое? Я поставлю, но где, не
знаю». И снова был глас: «В пределе града Серпухова, там возлюбила Я место на
спасение многим душам человеческим». Он же, повинуясь воле Божией и Владычицы
Богородицы, приготовляет потребное для монастыря и посылает вышеназванного
преподобного Варлаама осмотреть место ко устроению монастыря. Святитель повелел
известить и его, чтобы увидеть самому, своими глазами. Варлаам же, подыскав
место, заночевал там, а ночью слышит звон великий и гремения сосудов железных и
медных. И он подумал, что здесь Господу угодно поставить монастырь. Варлаам был
рад и возвратился известить о сем Алексия. Святитель же Алексий также был рад.
И спустя несколько дней он посылает вышеназванного Варлаама приготовить потребное.
И, отпуская Варлаама, начал говорить «Достойно есть», а когда окончил отпуст,
Варлаам упал и испустил дух. Видя сие, Алексий возопил ко образу, от которого
был глас: «О Владычице, что побудило Тебя уморить строителя дома Твоего? Печаль
моя с болезнью во ад сошла. Без него кто дом Твой устроит? И не знаю я, кого
послать?» И был глас к нему: «Алексие, возьми его за руку и подними, и он
послушается тебя». Он взял его за руку, и тот тотчас встал, сильно плача. И
начал святитель вопрошать о причине плача его, он же сказал: «Умоляю тебя, не
вынуждай меня говорить об этом до моей смерти, ибо только перед смертью
расскажу тебе». И тотчас был отпущен.
Спустя
малое время и сам Алексий пришел в Серпухов и много мест обошел, место же то не
очень ему полюбилось, ибо показалось неугодным. И внезапно ночью на том же
месте услышал то же самое, что и старец Варлаам, вкупе же и глас был, что здесь
монастырь поставить. И он тотчас повинуется сему и повелел церковь заложить
деревянную, Варлаама же назначил строителем. Спустя время и каменную церковь
поставил, а также трапезную в лето 1870. Варлаам же пожил строителем в
монастыре тринадцать лет и внезапно ослеп. И по ослеплении пребыл два года.
Когда же пришло время отшествия его к Богу, посылает он к Алексию со словами:
«Монастырь ты воздвиг, и церкви ты сам освятил, молю тебя, и меня погреби
своими руками». И Алексий скоро направился в град Серпухов и нашел Варлаама
слепым и в великой скорби. Вспомнив слово его о кончине, он с волнением сказал
ему: «Брате Варлааме, Господа ради поведай мне то, что обещал когда-то
поведать, о происшедшем прежде основания сего монастыря». Он же сказал: «Не
могу словом произнести, так как сие страшно было, а чтобы писанием сообщить —
нет у меня зрения». И повелел Алексий диакону принести трость, и чернила, и
хартию. И вместе все молитву сотворили, и тотчас прозрел Варлаам, и взял
трость, и начал писать следующее: «Почему монастырь наречется Владычний, а не
Алексиевский, — потому что я видел Владычицу, и устроился он Ее Промыслом». И
еще написал: «Когда я упал, то увидел монастырь, держимый Ангелами, и Захарию,
стоящего в дверях церковных, и Богородицу, входящую с родителями Ее. Захария же
Богородицу принял и посадил на третьей ступени». И в это время был свет великий
в келлии его, и оставил он писало и сказал им: «Приведите ко мне брата
Гедеона». Был же тот Гедеон слеп. И он положил свою руку на главу Гедеона и
сказал: «Со мною ты ослеп, ныне и прозри». И тот тотчас прозрел. [Варлаам
продолжал:] «Я отхожу сегодня, ты же, пожив три недели и покаяние приложив к
покаянию, приходи ко мне, если и не хочешь того. Я с радостью приму тебя. И
преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров». Гедеон же,
воззрев, сказал: «Пощади, молю тебя, я не готов». Варлаам же сказал: «Я уже
готов». Затем, поцеловавши святителя, с миром преставился в лето 6885, в 5-й
день мая. И Алексий отпел его по обычаю. И по завещанию его погребен он был под
папертью церковной, ибо сам он сказал когда-то: «Погребите меня так, чтобы я
всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы». И писание то цовелел хранить в
память имени его. Гедеон же пожил три недели и, по слову святого, во время
перенесения Честных Даров поклонился и почил о Господе. И погребен был близ
святого Варлаама. Алексий же много скорбел по Варлааме и, мало пожив после
него, ко Господу отошел и погребен был в основанном им Чудовом монастыре о
Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же со Отцем и со Святым Духом слава вовеки.
Аминь.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|