Анализ состояния туризма в г. Серпухов
РОССИЙСКИЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
ресторанно-гостиничного бизнеса и управления
Работа
по
дисциплине "Организация туризма на внутреннем рынке"
на
тему:
"Анализ
состояния туристских маршрутов на примере г. Серпухов".
Выполнила
студентка 3-го курса,
очного
отделения,
группы
ИРГБиТ-35,
Юрлова
Елена.
МОСКВА
2007
Содержание
Классификация турпродукта в регионе
Раздел 1. Город Серпухов: его
климатические и географические особенности
Раздел 2. Раздел 2. Действия
администрации г. Серпухова по развитию туризма
Раздел 3. Состояние
материально-технической базы г. Серпухова
Раздел 4. Туристические фирмы
г.Серпухова
Раздел 5. Маршруты по региону
Раздел 6. Состояние
инфраструктуры г. Серпухов
Раздел 7. Планы строительства новых
объектов туризма
Раздел 8. Достопримечательности
города Серпухова
Раздел 9. Культурно-исторический потенциал района
Раздел 10. Перспективные направления
развития туризма в г. Серпухове
Классификация
турпродукта в регионе.
По своим основным
характеристикам туризм не имеет принципиальных отличий от других форм
хозяйственной деятельности. В то же время в туризме есть специфика, отличающая
его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. В
туризме имеет место торговля как услугами, так и товарами (по оценкам
специалистов, доля услуг в туризме составляет 75%, товаров — 25%), а также
особенность потребления туристских услуг и товаров в месте их производства,
более того, в определенной ситуации.
Результат
деятельности в туризме сводится к туристскому продукту. По сути, туристский
продукт — это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и
подлежащая оплате с их стороны. К таким' услугам относятся гостиничные, транспортные,
экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие
услуги.
Таким образом,
туристский продукт рассматривается в узком и широком смысле. В узком смысле
туристский продукт — это услуги каждого конкретного сектора туристской
индустрии (например, гостиничный продукт, туристский продукт туроператора,
транспортного предприятия и т. д.). В широком смысле туристский продукт — это
комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку (тур)
или имеющий к ней непосредственное отношение. В литературе этому понятию дается
классическое определение:
Туристский
продукт — это совокупность вещественных (предметов потребления) и
невещественных (в форме услуги) потребительных стоимостей, необходимых для
удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского
путешествия и вызванных именно этим путешествием.
В Законе РФ «Об
основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт
определяется как «право на тур, предназначенное для реализации туристу», а тур
— как «комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов,
экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги,
предоставляемые в зависимости от целей путешествия».
Основным
туристским продуктом является комплексное обслуживание, то есть стандартный
набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете».
Туристскому
продукту присущи свои специфические особенности:
1. Туристский
продукт — это комплекс осязаемых (материальных) и неосязаемых (нематериальных)
услуг и товаров, характеризуемый сложной системой взаимоотношений между различными
компонентами.
2. Спрос на
туристский продукт чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам,
но во многом зависит от политических и социальных условий.
3. Как правило,
потребитель не может увидеть туристский продукт до его потребления, а само
потребление в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте
производства туристской услуги.
4. Потребитель
преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не
наоборот.
5. Туристский продукт
зависит от таких переменных, как пространство и время, для него характерны
колебания спроса.
6. Предложение
туристского продукта отличается негибким
производством. Он может потребляться только непосредственно
на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конец
сезона или в другой регион. Они не могут приспособиться во времени и
пространстве к изменению спроса.
7. Туристский
продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет
собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие
цели.
8. Высокое
качество туристского продукта не может быть достигнуто при наличии даже
незначительных недостатков, поскольку обслуживание туристов состоит из этих
самых «мелочей», по которым судят о сервисе в целом.
9. Оценка
качества туристского продукта отличается значительной субъективностью: большое
влияние на оценку потребителя оказывают лица, не имеющие прямого отношения к
пакету приобретенных услуг (например, местные жители, члены туристской группы
и т. д.).
10. На качество
туристского продукта оказывают воздействие внешние факторы, имеющие форс-мажорный
характер (природные условия, погода, политика в области туризма, международные
события и т. д.).
Туристский
продукт, в отличие от туристских услуг, принимает форму товара. В широком
смысле слова туристский продукт — это экономическое благо, предназначенное для
обмена.
Важное отличие
туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская
услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то
туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен
только в месте производства туристских услуг. Это отличие и используют
турагенты при продаже туристских путевок. Приобретая путевку, турист еще не
приобретает туристские услуги (хотя уже и заплатил деньги), но приобретает
гарантии отдыха. Поэтому задача туроператора — включить в тур только
необходимые услуги, достаточные для того, чтобы потребитель согласился понести
транспортные издержки.
Как указано выше,
туристский продукт — это комплекс осязаемых и неосязаемых услуг и товаров. К
осязаемым относятся продукты питания, одежда, различное туристское снаряжение;
к неосязаемым — услуги, которые оказываются туристам. Заметим, что неосязаемые
туристские продукты также являются товаром, но в отличие от осязаемых продуктов
они не ограничены количественно и их нельзя складировать или накапливать. Производство
и потребление неосязаемых туристских продуктов происходит одновременно во
времени и исключительно в тех местах, где они произведены. Они используются
только теми туристами, которые испытывают в них потребность. Такими
неосязаемыми туристскими продуктами являются услуги гостеприимства, которые
предоставляют размещение в определенном месте назначения; бронирование
билетов; услуги питания, которые предлагают рестораны, услуги развлечения,
которые предлагают театры, клубы и т. д. в тех же местах назначения.
Многие из
продуктов, в которых нуждается турист для удовлетворения своих туристских
потребностей и желаний, созданы самой природой, то есть естественным путем. К
таким продуктам относятся, например, свет, температура воздуха, атмосферный кислород,
вода. Эти продукты характеризуются как свободные ресурсы и, как правило,
потребляются бесплатно (хотя для туристской экономики они могут быть и не
совсем бесплатными). Все остальные ресурсы, которые используются не бесплатно,
называются экономическими.
Туристский
продукт как товар характеризуется потребительной стоимостью, то есть
полезностью или способностью удовлетворять определенные рекреационные
потребности людей. Полезность туристского продукта определяется его ценностью
для субъекта. Поэтому туроператор стремится к тому, чтобы создать такой
туристский продукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей.
Туристский
пакет
Туристский пакет
оформляется в зависимости от цели путешествия и потребностей клиентов. Он
включает обязательные базовые элементы: туристский центр, транспорт, услуги
размещения, трансфер. Также в турпакет входят экскурсии, визы, страховка.
Туристский центр
— это место откоса туриста, включающее его рекреационные возможности:
природные, культурно-исторические, экологические, этнические,
социально-демографические, инфраструктурные. Туристский центр относится к
обязательным элементам туристского пакета, поскольку без объекта интереса невозможно
организовать путешествие. Туристский центр представляет собой интегральный
символ интереса, соединяющий в себе все мотивы индивидуума относительно
рекреационных ресурсов.
Каждый турист,
приходя в туристское бюро, выбирает свой объект независимо от масштаба
территории. Для одного — это страна, для другого — регион, для третьего —
конкретный населенный пункт. Независимо от индивидуального интереса потребителя
туроператор обязан свести его к единичному варианту — туристскому центру.
Туроператор обязан доставить туриста в конкретное место отдыха, потому что
именно туда будет заказан транспорт, именно там будет заказана гостиница и т.
д.
Транспорт —
средство передвижения, с помощью которого турист может добраться до туристского
центра. В качестве средства передвижения используются самолет, поезд, паром,
туристский автобус, автомобиль и др. Затраты на перевозку составляют большую
часть затрат, обусловливающую стоимость турпакета. Чем более комфортабельный и
скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия.
Услуги размещения
— это услуги конкретной гостиницы, которая предлагается туристу для размещения
на время путешествия. Порядок размещения в гостиницах различается в соответствии
с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. Это могут быть отели,
мотели, виллы, апартаменты, ботели, кемпинги и т. д. Услуги питания не
включаются отдельным элементом в туристский пакет, поскольку в туризме они
составляют часть услуг размещения. В туризме приняты следующие комбинации
размещения и питания:
- ВВ — размещение
+ завтрак;
- НВ —
полупансион: размещение + завтрак + ужин;
- FР — полный пансион: размещение +
завтрак + обед + ужин.
Выкупая комбинацию
ВВ или НВ, турист получает свободу выбора, поскольку в этом случае он может сам
моделировать программу пребывания в туристском центре, по собственному усмотрению
выбирая ресторан, или может отправиться на экскурсию, в ходе которой обычно
предусмотрен обед.
Трансфер —
доставка туриста от места прибытия, расположенного в стране пребывания
(аэропорт, гавань, железнодорожная станция), к месту размещения (отель), где он
будет проживать, и обратно. Трансферы осуществляются с использованием
автобусов, иногда такси или лимузинов, если такого типа трансферы включены в
турпакет или затребованы туристом.
Пакет
подразумевает обязательный набор туристских услуг, первоначально предлагаемый
клиенту как единое целое, как одна большая услуга. Стоимость отдельной услуги
имеет смысл лишь при наличии всех остальных услуг, составляющих пакет, и, как
правило, точно не известна. Точно определена лишь стоимость всего пакета услуг.
В этом — отличие туристского пакета от туристского продукта. Приобретая пакет,
включающий обязательные базовые элементы, турист получает значительные скидки
от туроператора (поскольку он приобрел серийный туристский продукт туристского
предприятия).
Как правило, ни
одна услуга не может быть удалена из пакета, но в него могут добавляться
дополнительные услуги. Турист всегда может попросить туроператора расширить
его за счет включения других услуг или сможет это сделать самостоятельно — непосредственно
в туристском центре.
Стоимость
туристского пакета как единого и неделимого целого определяется не просто
суммой цен услуг, но их набором. Одна и та же услуга от одного партнера, но в
разных пакетах будет иметь разную стоимость. Например, стоимость проживания
туриста в гостинице будет на 10% меньше при условии аренды клиентом
автомобиля, и на 11% — если турист воспользуется экскурсионной программой.
Подобный подход чаще всего применяется для групповых туров.
После заключения
Шенгенской конвенции (1995 год) вопросы унификации требований к туристскому
продукту стали особенно актуальны. Тур, приобретенный в одном месте,
потребляется в другом, и только полное согласование позиции туроператора,
тур-агента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств.
Согласно Международной конвенции по туристским контрактам (Брюссель, 1970 год),
такое согласование осуществляется на контрактной основе в форме ваучера,
который подписывают все участники соглашения: туроператор, турагент и турист.
В специальной директиве Европейского союза по пэкидж-турам от 15 июня 1990 года
приводятся обязательные требования к содержанию ваучера. Он должен включать
следующую информацию о туре:
- страна, город
(туристский центр), куда направляется турист;
- средства
транспорта, используемые для перевозки туриста;
- условия
размещения туристов, включая расположение гостиницы, ее категорию, уровень
комфорта, перечень обязательных услуг, включенных в стоимость тура;
- условия
питания;
- даты начала и
завершения тура;
- программа
пребывания с разбивкой по дням с указанием включенных экскурсий и
социокультурных мероприятий;
-
паспортно-визовые формальности;
- медицинская
страховка;
- минимально
допустимое число участников тура;
- предельно
возможные сроки аннуляции тура (в ЕС — не позднее 20 дней до его начала);
- комплексная
цена тура;
- компенсация за
несоблюдение сроков, программы и условий пребывания туриста;
- название и
реквизиты туроператора и туристского агента.
Согласно этому
контракту туроператор несет ответственность за:
- соблюдение
программы пребывания;
- соответствие
рекламы и иной предоставляемой туристу информации фактическому комплексу
услуг;
- произвольное
изменение цены тура;
- достоверность
информации о туристском продукте.
В случае
нарушения одного из этих пунктов туроператор обязан компенсировать туристу не
только материальный, но и моральный ущерб.
Структура
туристского продукта.
Успех туристского
предприятия на рынке туризма в первую очередь определяется привлекательностью
предлагаемого туристского продукта. Современный туристский продукт представляет
собой совокупность весьма сложных разнородных элементов:
- природные
ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт и т. п.), исторические, культурные,
архитектурные достопримечательности, которые могут привлечь туриста и побудить
его совершить путешествие;
- здания и
сооружения (средства размещения туристов, рестораны, сооружения для отдыха,
занятий спортом и т. д.), которые сами по себе не являются фактором, влияющим
на мотивацию путешествия, но при отсутствии которых возникают многочисленные
препятствия для возможного путешествия;
- средства
передвижения, которые в определенной мере зависят от моды на различные виды
транспорта, используемые туристами.
До определенного
момента туристский продукт не имеет для потребителя реальной ценности. Туристы
приобретают на рынке не товары, а их функциональную способность удовлетворять
определенную человеческую потребность. Они оплачивают не гостиничное
размещение, а новые ощущения и знакомства с неизвестным и т. д. Только
осознав, что товар способен удовлетворить его насущную потребность, турист
становится покупателем.
Туристский
продукт — это результат усилий многих предприятий. Он состоит из следующих
элементов:
- тур;
- товары;
- дополнительные
туристско-экскурсионные услуги.
Туристский
продукт отличается от туристского пакета тем, что туристский пакет — это только
часть туристского продукта, точнее — обязательная часть тура (тур больше или
равен туристскому пакету).
Тур — первичная
единица (товарная форма) туристского продукта, реализуемая клиенту как единое
целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные
сроки. Под туром понимают комплекс различных видов услуг, объединенных на базе
главной цели путешествия, предоставляемых по определенному маршруту и в
определенный срок.
Все услуги, из
которых формируется тур, можно подразделить на индивидуальные, индивидуальные
групповые и пакетные. Индивидуальные — это услуги, стоимость которых на одного
человека не зависит от наличия или отсутствия других услуг в туре, а также от
числа туристов, пользующихся данной услугой (например, страховка).
Индивидуальные групповые — это услуги, стоимость которых на одного человека
зависит от общего числа туристов, пользующихся данной услугой (например,
трансфер в 20-местном автобусе). Пакетные — это услуги, входящие в туристский
пакет, стоимость которых имеет смысл лишь при наличии других услуг,
составляющих пакет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|