Меню
Поиск



рефераты скачать Анализ состояния туризма в г. Серпухов

7136 г. в окладных приходных книгах Патр. Казен. приказа Космодамианская церковь писалась с тем же окладом дани. 7161 г. по новому письму и дозору на оную церковь положено дани рубль 5 алт., заезда гривна.

7160 г. июля в 27 день запечатана грамота благословенная, по челобитью из Серпухова, с посаду, кузмодемианскаго попа Михаила на три престола: Богоявления Господня, да св. чудотворцев Космы и Дамиана, да преподобных отец Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев (Патр. пр. прих. кн. 31, л. 80). 7202 г. октября в 20 день, по благословенной грамоте, дан антиминс ко освящению церкви Космы и Дамиана во град Серпухов, на посад, под росписку той же церкви попа Федора (Патр. пр кн. 138, л. 55).

1700 года июня в 5 день, по благословенной грамоте, выданы два антиминса в новопостроенную церковь Сретения Господня да в придел Космы и Дамиана, а взял антиминсы тое ж церкви поп Иван Иванов (Патр. пр. кн. 138, л. 188).

1720 г. мая в 3 день дана перехожая память, по отписке гор. Серпухова Высоцкого монастыря архимандрита Герасима и по приходской заручной челобитной, серпуховского уезда вотчины Серпуховского Высоцкого монастыря, села Дракина, церкви Бориса и Глеба дьякону Григорью Михайлову в Серпухов, к церкви Сретения Господня на место бывшаго дьякона Афанасья Иванова; пошлин 4 ал. с деньгою (Патр. пр. кн. 220, л. 134 об.).

1732 г. мая 10 дня дана третья патрахельная память, по приходской заручной челобитной и по допросным речам, города Серпухова, церкви Сретения Господня и святых чудотворцев Космы и Дамиана вдовому попу Ивану Феодорову на 3 года, пошлин по 5 алтын на год, 15 алтын, а что он, поп Иван, служил в 730 г. с 31 числа мая по 15 число сего 732 года и за те годы взяты пошлины по указу по 5 алтын на год, всего на 5 лет 25 алтын.

 

Церковь Успения Пресвятой Богородицы г. Серпухова

Адрес: Московская обл., г. Серпухов, ул. Володарского, д. 2

Духовенство: священник Александр Волков - настоятель

В посаде, что примыкает к крепости, но расположен выше по течению р. Нары, стоит живописная группа церквей. Ближе к реке и к крепостному валу, на обложенном камнем холме, стоит Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Впервые деревянный храм на этом месте упоминается в 1620 г. В 1352, 1426 и 1693 гг. Серпухов посещало моровое поветрие, один раз город почти весь вымер: По преданию, осталось тогда 6 семей. Умершие были похоронены у церкви Успения в общей могиле, это место называлось "убогий дом". В четверг на 7 неделе по Пасхе сюда направлялся из собора крестный ход, и служилась панихида.

В 1744 г. построен каменный храм Успения. Повреждённый пожаром 1817 г., он перестроен на средства потомственного почётного гражданина Николая Максимовича Коншина (1798-1853) и освящён в 1854 г. В храме три придела: во имя святого апостола Иоанна Богослова, иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" и во имя прп. Николы Святоши (в нижнем ярусе колокольни). Н. М. Коншин и его отец Максим Алексеевич владели миткальной и набивной фабрикой, помещавшейся в 7 каменных и 14 деревянных строениях. Коншины давали работу 2000 человек в городе и в уезде, к 1853 г. рабочих стало 2740.

В советское время Успенский храм был закрыт. Настоятель, протоиерей Алексий Синайский, расстрелян на полигоне "Бутово" в 1938 году.

Проезд: с Курского вокзала до ст. "Серпухов", далее любым автобусом до ост. "Ул. Ситценабивная".

 

Серпуховский Высоцкий мужской монастырь

В подмосковном городе Серпухове, на высоком левом берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулись строения древней обители, называемой Серпуховской Высоцкий мужской монастырь. Основан он в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, сподвижником в ратных делах своего двоюродного брата великого князя Димитрия Иоанновича Донского, и по благословению преподобного Сергия Радонежского, поставившего в первые настоятели монастыря любимого ученика своего Афанасия. Название свое "Высоцкий" получил монастырь от места, на котором устроен, в древности прозывавшегося "Высокое".

В XVIII в. Андрей Тимофеевич Болотов, живший в своей усадьбе Дворяниново неподалеку от Серпухова, писал: "... любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцев наших..."

Представший перед Болотовым Высоцкий монастырь и поныне занимает пологий холм, возвышающийся над окружающейся местностью к югу от Серпухова. Извилистая лента Нары, огибая подножие холма, образует широкую зеленую пойму, через которую окский пейзаж проникает во все уголки старого города. Лесов, "видевших праотцев наших", близ Высоцкого монастыря давно уже нет; городская застройка, к счастью, малоэтажная, взобравшись на холм, еще в XIX в. достигла монастырских стен, смешавшись с домиками тихой подмонастырской слободки.

Монастырь насчитывает более 20 насельников — монахов и послушников. Настоятель обители — игумен Кирилл. Службы в монастыре проходят по полному суточному кругу богослужения. Ежедневно служатся молебны с водоосвящением и акафистом у Чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Многие и многие приезжающие в монастырь отмечают особенную молитвенную настроенность в стенах обители, стремление к покаянию и очищению, душевное успокоение в доме Пресвятой Богородицы.

 

Храмы Высоцкого монастыря

Самым первым храмом обители была деревянная церковь, заложенная преподобными Сергием и Афанасием и князем Владимиром Андреевичем во имя Пресвятой Богоматери, честного Ее Зачатия праведной Анной. Церковь эта находилась на месте нынешнего Никольского храма. В 1380 году произошла Куликовская битва, которая положила начало освобождению Руси от татарского ига. Князя Димитрия Донского и его двоюродного брата князя Владимира Серпуховского благословил на эту великую битву их духовный наставник — Преподобный Сергий Радонежский. Во время самой битвы князь Владимир командовал засадным полком, который состоял из серпуховичей. На Куликовом поле русские войска наголову разгромили войско Мамая. Павшие воины Серпуховского ополчения были погребены в братской могиле в стенах Высоцкой обители.

Возвратившись в свою вотчину, князь Владимир Андреевич, прозванный за эту битву Храбрым и Донским, пожелал возблагодарить Бога за дарованную Им еще неслыханную на Руси столь славную победу над страшным и сильным неприятелем. В основанной им любимой Высоцкой обители над братской могилой убиенных воинов он строит величественный и дивный каменный храм во имя Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной. Вот почему соборный храм Высоцкого монастыря представляет собой один из замечательных исторических памятников нашего отечества — памятник, воздвигнутый непосредственно самим доблестным победителем в память великой Куликовской битвы, чтобы через многие века сохранить память о том радостном великом событии, которое переживала тогда, ликуя и славя милость Божию, вся многострадальная Русская земля. Этот храм, претерпев некоторые переделки, сохранил в основных своих формах все данные, подтверждающие, что он — тот же подлинный храм, который некогда воздвиг герой Куликовской битвы. Собор имеет вид правильного квадрата. К его восточной стороне примыкает граненая алтарная апсида, свидетельствующая о несомненной древности, а вокруг идет крытая каменная галерея на массивных столбах. Собор в основных своих формах хранит характер зодчества XIV века. Правильность квадратов внешних частей этого храма, внутреннее устройство сводов, наличники его дверей и общий характер зодчества — все это дало возможность компетентному ученому-византологу академику Никодиму Павловичу Кондакову признать этот храм за памятник зодчества XIV века, то есть современный Димитрию Донскому. Однако в некоторых отдельных частях во внешнем его виде произошли значительные перемены — пять шлемовидных куполов заменены на луковичные главы, устроена железная кровля с прямыми скатами, расширены окна. По-видимому, собор со времени своего основания многократно возобновлялся и перестраивался, пока не принял современного вида.

В 1380 году был заложен и другой храм — во имя Покрова Божией Матери — с обширной трапезой. В 1381 году оба храма — соборный и трапезный — были освящены Митрополитом Московским и всея Руси Киприаном. На освящение прибыл из своей обители и Преподобный Сергий Радонежский.

При частых обновлениях Покровского храма его наружный вид значительно уклонился от первоначального. Об облике первоначального каменного Покровского храма ничего не известно. Он простоял почти два столетия, постепенно ветшая и страдая от пожаров при неоднократных разорениях монастыря врагами. От этого здания доныне сохранился только белокаменный подвал под восточной частью существующего храма.

После пожара и разрушения в 1571 году возникла настоятельная необходимость в реконструкции пострадавших строений обители. В это время возводится из кирпича и новое здание трапезной с Покровской церковью на высоком подклете, в котором расположились житница, теплый погреб, хлебня, кузница. Здание представляло из себя большую одностолпную палату, к которой с севера примыкали служебные помещения, а с востока — безапсидный храм с шатровым завершением. С Зачатьевским собором трапезную соединяла тогда же выстроенная галерея. В таком виде храм просуществовал около столетия. В конце XVII столетия Покровский храм вновь подвергся коренной перестройке — в 1697 году от Нарышкиных в их излюбленный монастырь поступили значительные вклады на строительство и украшение храмов. Ктиторами этого третьего по счету каменного Покровского храма были и другие знатные лица — такие, как, например, царский спальник князь Феодор Васильевич Засекин. В облике этого храма отразились характерные черты архитектурного стиля московского барокко. Высокий четверик храма увенчивался рядом декоративных кокошников и одной главой на граненом барабане. Окна были обрамлены наличниками с килевидными завершениями. Барабан главы и фасады церкви украшались полихромными изразцами. Среди них выделялись изразцы с изображением Российского государственного герба — двуглавыми орлами. Они напоминали о том, что с южной стороны Покровского храма располагались палаты, в которых останавливались все Великие князья и Цари вплоть до Царя Алексея Михайловича.

В начале XIX столетия Покровский храм приобрел черты классицизма — фронтоны и купол. В 1872 году храм был расширен за счет пристройки с северной стороны придела во имя Похвалы Пресвятой Богородицы, существовавшего ранее при монастырской больнице, здание которой было разобрано. В 1902 году была осуществлена реставрация храма на средства казначея Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Никона (Рождественского), с 1904 по 1906 годы епископа Серпуховского, впоследствии архиепископа Вологодского.

Ко времени передачи монастыря Православной Церкви в 1991 году Покровский храм пришел в аварийное состояние. Купол был снесен, западная часть храма сгорела, в стенах зияли огромные пробоины, крыша едва прикрывалась листами ветхого железа, штукатурка снаружи и внутри осыпалась, пол был выломан, в стенах виднелись многочисленные трещины. В 1992 году была начата кропотливая работа по восстановлению храма. Сегодня уже ничего не напоминает о былом поругании. 9 июля 1993 года было совершено освящение придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 8 сентября 1994 года — главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Поскольку в Зачатьевском соборе службы совершались лишь в летнее время, Покровский храм всегда служил соборным храмом обители. В настоящее время именно в нем совершаются все уставные монастырские Богослужения. Перед чтимыми святынями обители в этом храме день и ночь неугасимо горят четыре лампады, проливая благодатный свет в души приходящих сюда.

Есть в обители и храм, посвященный Преподобному Сергию. Он расположен с южной стороны Зачатьевского собора, на месте, где при основании обители был водружен Крест и воздвигнута первая деревянная церковь. Основанием его служит храм во имя небесного покровителя Серпухова — святителя Христова Николая, во втором этаже здания расположена соборная ризница, над ней — церковь во имя Преподобного Сергия. Внешняя реставрация здания произведена в 1991 году.

Сергиевская церковь существовала уже в конце XVI в. Во вкладной книге монастыря упоминается, что в 1618 году архимандрит Иосиф жертвовал деньги на ремонт Сергиевского храма, пострадавшего в разрушительное и бедственное время междуцарствия. Храм неоднократно перестраивался и ремонтировался. В нем сохранялся иконостас XVIII в. Царские врата являлись одним из лучших образцов русской резьбы по дереву XVII в. Мерзость запустения коснулась и этого храма. Из его внутреннего убранства ничего не сохранилось. Реконструкция интерьера Сергиевского храма была начата зимой 1996 года. Храм был вновь оштукатурен, заменены оконные рамы и двери, настелены дубовые паркетные полы. Изящная резьба трехъярусного иконостаса и настенных киотов выполнена выпускниками Абрамцевского художественного училища в стиле XVI века. Особенно великолепно тончайшее кружево Царских врат. Иконы иконостаса и чудная настенная живопись воспроизведены в древнерусском стиле художником-реставратором 1 категории В. В. Артемьевым. В куполе храма изображение Святой Троицы и трех евангельских событий — искушения Христа в пустыне, умовения ног и моления о чаше. Они напоминают о необходимости неустанной борьбы с искушениями, непрестанной молитвы, смирения и послушания. Ниже — жизнь Преподобного Сергия, образец монашеских трудов и подвигов. На горнем месте находится старинная чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Она особенно чтилась в одном из ныне уничтоженных подмосковных храмов, по просьбам верующих ее носили с Крестными ходами по окрестным селениям. В храм Преподобного Сергия с галереи собора ведет узкая крутая лестница, он совсем маленький и необычайно радостный и теплый. Его освящение состоялось 6 сентября 1996 года, в день празднования явления Божией Матери Преподобному Сергию. Освящение совершалось ночью, в присутствии только братии, так как храм не мог вместить богомольцев. Необычность священнодействия, ночной Крестный ход со святым Антиминсом под звон колоколов «во вся», переживание духовной радости живо напомнили Пасху. В дни, связанные с памятью Преподобного Сергия (18 июля, 6 сентября, 8 и 20 октября) в этом храме совершается ранняя Литургия.

осстановлен и Никольский храм. 18 июня 1997 года совершилось его малое освящение. Основанный в XVI в. Никольский храм служил для совершения заупокойных богослужений по ктиторам обители, в числе которых был и род Нарышкиных. 26 января 1734 года у северной стены в храме был погребен государственный канцлер граф Гавриил Иванович Головкин (1660-1734), родственник царицы Наталии Кирилловны, матери императора Петра I. Последняя реставрация храма была произведена в 1873 году на средства гг. Шибаевых. К этому времени относится и сохранившаяся масляная живопись, изображающая жизнь и чудеса святителя Христова Николая. Ко времени открытия монастыря в храме располагалась пилорама. Он был настолько обезображен, что трудно было догадаться, что когда-то здесь был храм. Но в 1991 году это был единственный храм, который возможно было приготовить к зиме для совершения богослужений. Наскоро были произведены необходимые работы, расчищена замазанная известью живопись, из старых икон, пожертвованных монастырю, собран иконостас и 11 августа 1991 года в день Рождества святителя и чудотворца Николая Преосвященным епископом Можайским Григорием было совершено великое освящение храма. В 1996 году в храм проведено отопление. Зимой 1997 года начат капитальный ремонт. Заново перештукатурена северная часть храма, вновь настелен пол из итальянской плитки, стены храма украсили инкрустированные панели, живопись 1873 года отреставрирована, а утраченная часть написана вновь. Храм украшают небольшие иконы в старинных киотах, среди которых выделяется древний резной образ святителя Николая XIV века. Невысокий сводчатый Никольский храм невелик и по-домашнему уютен.

Современная трехъярусная колокольня в обители была сооружена около 1840 года взамен старой, которая пришла в ветхость и рухнула, к счастью, никого не задев. Вскоре затем во втором ее ярусе был устроен храм во имя Трех Великих святителей и Вселенских Учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Освящен он был в 1843 году святым митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Трехсвятительский храм был первым храмом, в котором начались ежедневные богослужения в 1991 году во вновь открытой обители. В настоящее время в нем проходит Исповедь во время больших праздников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.