В соответствии с пунктом 2 статьи 281
Кодекса предназначение товаров определяется таможенным органом, исходя из
заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу,
характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через
таможенную границу.
При выявлении таможенными органами
признаков административных правонарушений (преступлений), производство по
которым отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к
компетенции других государственных органов, таможенные органы в соответствии со
статьей 411 Кодекса незамедлительно передают в установленном порядке информацию
об этом соответствующим государственным органам.
Согласно требованиям пункта 3 статьи
397 Кодекса правообладатель в соответствии с гражданским законодательством
Российской Федерации несет ответственность за имущественный вред, причиненный
декларанту, собственнику, получателю товаров или лицу, указанному в статье 16
Кодекса, в результате приостановления выпуска товаров в соответствии с
настоящим Положением, если в установленном законодательством Российской
Федерации порядке не будет определено, что товары (включая их упаковку и
этикетку) являются контрафактными.
Вред, причиненный правомерными
действиями таможенных органов и их должностных лиц, согласно статье 413 Кодекса
возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено Кодексом и иными
федеральными законами.
В соответствии со статьей 413 Кодекса
за неправомерные решения, действия (бездействия) должностные лица таможенных
органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации [33,
ст. 413].
2.3 Проблемы таможенных органов в борьбе с контрафактной
продукцией
Согласно ГК РФ части четвертой ст. 1225,
результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами
индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и
информационных ресурсов, которым предоставляется правовая охрана
(интеллектуальной собственностью), являются:
·
произведения науки, литературы и искусства;
·
программы для электронных вычислительных машин
(программы для ЭВМ);
·
базы данных;
·
результаты исполнения;
·
фонограммы и видеозаписи;
·
сообщение в эфир или по кабелю радио- или
телевизионных передач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
·
изобретения;
·
полезные модели;
·
промышленные образцы;
·
селекционные достижения;
·
топологии интегральных микросхем;
·
секреты производства (ноу-хау);
·
фирменные наименования;
·
товарные знаки и знаки обслуживания;
·
наименования мест происхождения товаров;
·
коммерческие обозначения;
·
доменные имена [8, ст. 1225].
Таможенным органам отводится ключевая
роль в пресечении перемещения контрафактной продукции через таможенную границу
Российской Федерации. Значительное количество контрафактной продукции поступает
в страну с территории Украины, других стран СНГ, Ирана и Китая, а в
приграничных с Россией территориях действует значительное количество цехов и
заводов, выпускающих псевдофирменную продукцию. В такой ситуации чрезвычайно
важно взять под контроль и в перспективе перекрыть все возможные каналы
проникновения контрафактной продукции на рынки страны, что во многом зависит от
эффективности деятельности таможенных органов по данному направлению
Проблема контрафакции и
фальсификации товаров затрагивает все сферы производственной и
предпринимательской деятельности.
Прежде чем говорить об
ущербе, причиняемой контрафакцией, надо определиться в понятийном аппарате. До
сих пор приходиться встречаться с тем, что даже в средствах массовой информации
контрафактную продукцию нередко путают с фальсифицированной продукцией или
считают эти понятия синонимичными. Поэтому целесообразно определить различия
между ними.
Фальсификация - умышленное
качественное изменение продукта с целью выдать товар более низкого качества за
оригинальный.
Контрафакция - это
изготовление, продажа или способствование незаконному использованию патента,
нарушение авторского права, подделка. К контрафакции относятся, например использование
отдельными фирмами на своих товарах обозначений, помещаемых на популярных
товарах других фирм, в целях недобросовестной конкуренции и введения в
заблуждение покупателя, а также литературная подделка, воспроизведение чужого
произведения.
Ввоз и распространение
контрафактной продукции, прежде всего, связаны с занижением таможенной
стоимости товаров и фальсификацией количественных и качественных показателей
товаров, влияющих на исчисление таможенных платежей. В настоящее время на
внутреннем рынке России находится в обороте с нарушением авторских или
патентных прав около 80 % товаров, импортированных в Россию или заявляемых
российским потребителем под видом импортных, но произведенных на таможенной
территории России. Незаконные доходы, получаемые в связи с нарушением
исключительных прав, подпитывают преступную среду и способствуют осложнению
криминальной ситуации в России [44].
С проблемой контрафактной и
фальсифицированной продукции Россия столкнулась еще в начале 90-х годов, когда
вместе с пришедшим товарным изобилием в нашу страну хлынул поток всевозможных
подделок под "фирму". Наблюдается устойчивая тенденция роста
количества правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с
производством и распространением контрафактной и фальсифицированной продукции.
Проблема фальсификации и контрафакта приобрела национальные масштабы и ставит
под угрозу экономическую безопасность государства. На протяжении ряда лет
наблюдается устойчивая тенденция роста количества выявленных правонарушений в
этой области (Рис. 1).
Рис. 1 Тенденция выявления
правонарушений в области контрафактной и фальсифицированной продукции в России
Производство и реализация
контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозу
экономической безопасности как России, так и стран ближнего зарубежья.
По данным Исполнительного комитета
Содружества Независимых Государств, имеют место исчисляемые значительными
суммами недопоступления налоговых платежей в национальные бюджеты. По оценкам
специалистов, ежегодные убытки составляют: по Российской Федерации - около 3
млрд. долларов США, Украине - 1,5 млрд. долларов, Республике Беларусь,
Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Молдова - от 0,5 до
1,4 млрд. долларов США.
Перечень товаров лидирующих по количеству
подделок
1. Одежда и обувь
2. Кондитерские изделия и иные продукты питания
3. Парфюмерия и косметика, алкогольная и
табачная продукция
4. CD- и DVD-диски, кожгалантерея, часы,
аксессуары, бытовая техника
5. Фармацевтическая продукция
Один из выходов из такой ситуации находится в
том, чтобы бизнес и потребитель шли навстречу друг другу - то есть компании
производили бы более доступный для массовых слоев населения товар, а покупатели
пристальнее следили бы за качеством того, что они приобретают.
Одна из сегодняшних проблем, которая не
позволяет в должной мере контролировать и выявлять контрафактную продукцию –
это низкая регистрация товарных знаков правообладателями в Реестре объектов
интеллектуальной собственности. На сегодняшний день в нем зарегистрировано
около 900 товарных знаков известных компаний. Для сравнения, в одной Европе их
более 5 тысяч. Необходимо активно привлекать представителей бизнеса, чтобы они
регистрировали свои торговые марки. Это необходимо, прежде всего, для самих
участников ВЭД, так как продукцию, с зарегистрированным в Реестре товарным
знаком, намного легче защитить от контрафакта. И соответственно можно
значительно снизить моральный и материальный ущерб законных правообладателей.
Те компании, которые зарегистрировали свои товарные знаки и вошли в состав
Содружества ( «Найк», «Юниливер», «Л’Ореаль», «Нестле», «Проктер энд Гамбл» и
др), при активном сотрудничестве с представителями таможенных служб,
существенно сократили процент поддельной продукции в своих товарных группах
(Рис. 2).
Рис. 2 Тенденция выявления случаев поставок
контрафактных товаров по Уральскому региону.
Несмотря на такой прогресс, таможенным органам
предстоит решить еще несколько проблем, и в частности необходимо
совершенствовать законодательство. Одним из шагов в этом направлении, должно
стать наделение таможенных органов полномочиями по приостановлению выпуска
товаров без заявлений правообладателя, так называемый принцип ex officio,
который в 2003 году, уже обсуждался в Думе и не нашел в ней поддержки. Смысл
предлагаемого ФТС России нововведения в том, что любая продукция сомнительного,
на взгляд сотрудников таможни, качества, может быть отнесена к контрафактной. В
том числе и та, которая не зарегистрирована в таможенном Реестре. Стоит
добавить, что на сегодняшний день, контрафактом считается даже товар,
изготовленный на заводе правообладателя знака, но ввозится на территорию РФ не
уполномоченным импортером.
Также необходимы поправки в Административный
кодекс в части, касающейся четкого определения судьбы конфискованного
контрафакта. В настоящее время суды зачастую отдают такие решения на откуп
подразделениям ФТС России. При этом, ФТС РФ придерживается мнения, что
контрафактные товары должны уничтожаться.
Согласно данным исследования Еврокомиссии,
Россия занимает второе место в списке производителей подделок после Китая. В
одной группе с Россией по объему производства контрафакта находятся Украина,
Чили и Турция.
На сегодняшний день доля контрафактной продукции
сократилась по сравнению 1999 годом (Рис.3).
Рис. 3 Доля контрафактной продукции на
Российском рынке
Благодаря совместным усилиям компаний и ФТС
России удается снизить объем контрафакта до 3% от всего товара на российском
рынке.
Проводимые Уральским
таможенным управлением встречи с представителями правообладателей крупнейших
зарубежных компаний, работающих на российском рынке, позволили определить ряд
проблем по организации взаимодействия в области защиты интеллектуальной
собственности.
Одна из проблем это -
недостаточность знаний у должностных лиц таможенных органов по идентификации
контрафактной продукции. Его предложено решать, организовав на постоянной основе
проведение учебных занятий с должностными лицами таможенных органов региона,
участвующими в процессе оформления товаров. Занятия будут проводить специалисты
по идентификации контрафактной продукции (правообладатели). Такого рода
обучения необходимо проводить в таможнях, в зоне деятельности которых,
предполагается ввоз или вывоз контрафактной продукции. Здесь значительную
помощь окажут разработанные правообладателями методические и справочные
материалы по идентификации контрафактной продукции [37].
Следующая проблема - это
отсутствие информирования правообладателями таможенных органов о потоках,
каналах поставок, местах сокрытия контрафактных товаров. Ведь именно
правообладатели, создавая специальные службы безопасности, нанимая юридические
и охранные компании, привлекая к работе различные компетентные государственные
и правоохранительные органы, отслеживая конъюнктуру рынка и работая с
розничными торговыми сетями и пострадавшими потребителями, становятся
обладателями полной оперативной информации, необходимой для выявления
поддельной продукции.
Еще одна проблема, которая
сегодня приобретает серьезные масштабы – это перемещение через таможенную
границу контрафактной продукции физическими лицами. Крупные партии поддельных
товаров дробятся за рубежом, перевозятся на российскую территорию, где
аккумулируются на складах, формируются в товарные партии, которые реализуются в
другие регионы РФ
Отдельной проблемой,
возникающей у таможенных органов при осуществлении в пределах своей компетенции
защиты прав на интеллектуальную собственность - нежелание самих
правообладателей, отказ от применения к нарушителям мер административного
воздействия. Наболевшая проблема для нашего региона, возникающая при применении
таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товара,
обладающего признаками контрафактных (кондитерские изделия), не единственная.
Так, в зоне деятельности таможен Уральского региона часто беспрепятственно
вывозится товар, маркированный товарными знаками, включенными в таможенный
реестр, с согласия правообладателя лицами, не поименованными в письме ФТС
России о включения данного товарного знака в таможенный реестр, где определен
перечень лиц, уполномоченных ввозить и вывозить указанную продукцию.
Трудности
возникают и в проведении экспертизы на предмет сходства до степени смешения.
Необходимо определить экспертные организации, уполномоченные на проведение
исследований и выдачу заключений на предмет наличия или отсутствия сходства до
степени смешения. Кроме того, как показывает практика, многие международные компании -
владельцы товарных знаков - не знакомы с механизмом защиты прав владельцев
интеллектуальной собственности в РФ, что, естественно, препятствует тесному
взаимодействию и не позволяет таможенным органам РФ обезопасить рынок России от
низкокачественных подделок. Защита прав интеллектуальной собственности очень
интересная и злободневная тема. В решении многочисленных проблем этой сферы
внешнеэкономической деятельности заинтересовано в первую очередь само
государство и бизнес, и не в последнюю - общество, как представитель
потребительского класса. А вступление России в ВТО еще больше повышает важность
поднятой темы.
Одной из проблем, возникающих
у таможенных органов – это низкая правовая грамотность фирм-правонарушителей,
которые зачастую не знают о принципах правового регулирования интеллектуальной
собственности или недооценивают его практическое значение. Это происходит в
силу того, что фирмы-правообладатели недостаточно информируют рядовых
потребителей о своих правах на данный товарный знак и о последствиях за
незаконное использование торговой марки (гражданская, административная и
уголовная ответственность).
Для вступления России в ВТО
необходимо привести национальное законодательство в соответствие с
международными стандартами. РФ в настоящее время не является участницей
Международного соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС) - это основной документ ВТО в части защиты прав
интеллектуальной собственности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|