В иерархии нормативных актов,
посвященных регулированию авторских отношений, главенствующая роль принадлежит
правовым актам высших органов государственной власти, т. е. законодательным
актам в точном смысле этого слова. Центральное место среди них занимает Закон
РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. В соответствии со
ст. 1 указанного Закона им регулируются две большие группы относительно
самостоятельных отношений. Первую из них образуют отношения, возникающие в
связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства и
составляющие предмет регулирования авторского права в его точном и традиционном
смысле. Во вторую группу входят отношения, связанные с созданием и
использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного
и кабельного вещания (смежные права). Эти отношения не являются авторскими, но
настолько тесно взаимосвязаны с последними, что их регулирование отдельным законом
едва ли было бы оправданным [14].
Структуру Закона следует
признать достаточно логичной, поскольку она позволяет легко ориентироваться в
правовом материале, практически исключает дублирование норм и последовательно
раскрывает все основные аспекты правого регулирования в рассматриваемой сфере.
По своей юридической природе
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» носит моноотраслевой характер,
являясь частью российского гражданского законодательства. Нормы иной отраслевой
принадлежности в Законе практически не представлены. Исключение составляют
правила, содержащиеся в ст. 50, которые носят гражданско-процессуальный
характер, а также отсылочные нормы к уголовному и административному
законодательству (ст. 48). Указанное обстоятельство, безусловно, усиливает
целостность нового Закона и обеспечивает более тесную взаимоувязку его норм.
Оценивая Закон в целом, можно
отметить следующее. Прежде всего, с его принятием российское авторское право
впервые за всю его историю сблизилось с уровнем авторско-правовой охраны,
которая обеспечивается в большинстве развитых стран мира. Первый серьезный шаг
к этому был сделан Основами гражданского законодательства 1991 г., однако
содержащиеся в них нормы были явно недостаточны для урегулирования возникающих
на практике вопросов. Иными словами, если Основы гражданского законодательства
определили принципиальный подход законодателя к регулированию авторско-правовых
отношений, то Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» впервые подробно
регламентировал основные их аспекты с учетом гарантий, которые обеспечиваются
Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Что
касается отношений, связанных со смежными правами, то их относительно
развернутое правовое регулирование вообще дано впервые в истории российского
законодательства. При этом безусловным достоинством Закона является то, что
подавляющая часть его норм рассчитана на прямое применение. Напротив, число
бланкетных (отсылочных) норм, чрезмерным количеством которых характеризовались
ранее действовавшие акты по авторскому праву, в Законе весьма невелико.
Далее, характерной чертой
Закона является его рыночная направленность. Закон значительно расширяет
возможности участников авторских и смежных с ними отношений по свободному
распоряжению принадлежащими им правами. Имущественные права авторов стали
своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и передаваться на
основании гражданско-правовых сделок. Одновременно отменены многие из
существовавших ранее в законе гарантий и ограничений, которые были призваны
ограждать права создателей творящих в связи с созданием, правовой охраной и
использованием программных средств. В ст. 2 Закона подчеркивается, что
программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права:
программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям
литературы, а базам данных — как сборникам. Распространение на программы для
ЭВМ и базы данных авторско-правовой охраны закреплено и ст. 7 Закона РФ «Об
авторском праве и смежных правах». Принятие Закона, специально посвященного
регулированию отношений, связанных лишь с одним из объектов авторского права,
обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, во внимание была принята та
важная роль, которую играют программные средства в развитии всех современных
отраслей науки и техники. Над созданием программных средств работают миллионы
людей, а с их использованием в той или иной степени, в работе или в быту,
соприкасается подавляющее большинство граждан. Во-вторых, программы для ЭВМ и
базы данных выделяются среди других объектов авторского права формами своего
объективного выражения, способами передачи, видами использования и т. д.
Указанная их специфика требует более детальной правовой регламентации связанных
с ними общественных отношений, которая и обеспечивается специальным Законом
[16].
Изучение Закона «О правовой
охране программ для ЭВМ и баз данных» показывает, что большая часть
содержащихся в нем норм полностью или в существенной части совпадает с нормами
Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Специфика программных средств
как особых объектов авторского права отражена лишь в нормах, посвященных
отдельным имущественным правам правообладателей, а также правилам регистрации
программ для ЭВМ и баз данных в специально созданном Российском агентстве по
правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных
микросхем.
К иным нормативным актам того
же иерархического уровня законодательства об авторском праве могут быть
отнесены и другие акты, имеющие силу закона, например Закон РСФСР «О средствах
массовой информации» от 27 декабря 1991г.1. Многие нормы этого Закона посвящены
регулированию вопросов авторско-правового характера, которые возникают в
деятельности органов массовой информации.
Наконец, в авторское
законодательство входят отдельные статьи законодательных актов, регулирующих в
целом иные общественные отношения. Сюда относятся, например, ст. 2, 9, 10
Закона РФ «О геодезии и картографии» от 26 декабря 1995г.3, в которых
затрагиваются вопросы авторского права на картографические материалы, ст. 146
Уголовного кодекса РФ, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение
авторских и смежных прав, ст. 385 ГПК РСФСР, которая посвящена порядку
обращения взыскания на авторское вознаграждение, и др [12, ст 2, 9, 10].
Помимо законов, источниками
авторского права являются подзаконные акты. Основанные на законе и призванные
развивать содержащиеся в нем правила, подзаконные акты не совпадают друг с
другом по юридической силе, что позволяет провести их дальнейшую
дифференциацию. Все они могут быть подразделены на три основные группы:
подзаконные акты общего характера, ведомственные нормативные акты и локальные
акты.
Общий характер имеют
подзаконные акты, изданные органами общей компетенции либо теми ведомствами,
которые наделены правом принимать акты, обязательные для всех лиц, в том числе
и тех, которые им прямо не подведомственны. Прежде всего, к таким актам
относятся постановления Правительства РФ. В рассматриваемой области на
правительственном уровне в России традиционно принимался относительно небольшой
круг нормативных актов. До недавнего времени важнейшими из них были
утвержденные Правительством России ставки авторского вознаграждения за
использование авторских произведений. Указанные ставки носили для участников
издательских и иных авторских договоров обязательный характер.
Закон РФ «Об авторском праве
и смежных правах» исходит из того, что размер авторского вознаграждения
определяется сторонами самостоятельно. Однако Правительству РФ предоставлено
право устанавливать минимальные его ставки [14, п. 3 ст. 31], которые играют
роль социальных гарантий. Так, постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994
г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды
использования произведений литературы и искусства» утверждены минимальные
ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, за
воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров
звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат, а также за
воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в
промышленности произведений декоративно-прикладного искусства».
Наряду с Правительством РФ
правом принимать подзаконные акты общего характера в области авторского права
пользуются Министерство культуры, Государственной комитет РФ по печати, а также
некоторые другие органы управления функционального назначения. Ими могут
издаваться обязательные для всех предприятий, учреждений и организаций
независимо от их ведомственной подчиненности, а для граждан нормативные акты
по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Важнейшими актами такого рода
до последнего времени были титровые авторские договоры на создание и
использование произведений науки, литературы и искусства. Типовые договоры
служили правовой гарантией реального обеспечения авторских прав при
использовании произведений, так как определяли минимальный уровень прав
авторов, который не мог понижаться в конкретных авторских договорах.
Таким образом, типовые
авторские договоры играли чрезвычайно важную роль в регулировании отношений
между создателями творческих произведений и организациями, занимающимися их
использованием. С принятием Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»
положение кардинально изменилось. Как уже отмечалось, Закон исходит из принципа
свободы авторского договора, предоставляя самим сторонам определять все его
основные условия с учетом тех гарантий, которые закреплены в законе. Принятие
каких-либо типовых договоров, играющих роль источников авторского права,
Законом не предусматривается. Из этого следует, что все утвержденные ранее
органами государственного управления типовые авторские договоры утратили свое
нормативное значение. Конечно, при заключении конкретного авторского договора
стороны могут положить в его основу текст какого-либо из прежних типовых
договоров, но все вытекающие из этого последствия будут определяться нормами
действующего авторского законодательства.
Наконец, третий уровень
иерархий подзаконных актов по авторскому праву составляют локальные акты. Они,
в свою очередь, подразделяются на акты органов местного самоуправления и
внутренние акты учреждений и организаций. Акты местных органов, касаются
проблем, связанных с проведением творческих конкурсов, организацией вернисажей
и выставок, упорядочением реализации произведений изобразительного искусства и
т. п.
Внутренние акты организаций,
действие которых ограничивается пределами издавших их организаций, представлены
индивидуальными уставами и положениями издательств, редакций газет и журналов,
киностудий, учебных и научных заведений и т. д., правилами их работы,
должностными инструкциями и т. п.
Важнейшим источником
российского авторского права являются международные договоры и соглашения. Статья
3 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» закрепляет принципиальную
норму о том, что «если международным договором, в котором участвует Российская
Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем
Законе, то применяются правила международного договора». Такое решение вопроса,
содержащееся и в других законодательных актах, посвященных охране иных объектов
интеллектуальной собственности, имеет большое практическое значение. Оно
означает, что нормы международных договоров РФ имеют преимущество перед
внутренним российским законодательством, в связи с чем их роль в регулировании
авторских отношений чрезвычайно высока.
Следующим шагом на пути
продвижения России в избранном направлении стало принятие Правительством РФ
постановления от 3 ноября 1994 г. № 1224 «О присоединении Российской Федерации
к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в
редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и
дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов
производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм»1.
Данным актом Министерству иностранных дел РФ поручалось оформить присоединение
РФ к указанным выше Конвенциям и Протоколам, уведомив при этом, что «действие
Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не
распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в
силу для РФ уже являются на ее территории общественным достоянием». Во
исполнение этого поручения Министерство иностранных дел РФ 9 декабря 1994 г.
передало соответствующие заявления в ВОИС и ЮНЕСКО, и с 9 марта 1995 г. Россия
стала участницей Всемирной конвенции об авторском праве в ее Парижской редакции
от 24 июля 1971 г., а с 13 марта 1995 г. — участницей Бернской конвенции и
Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм [ 47, 68-75]/
2.
Система источников патентного права
В настоящее время основным
источником патентного права России является Патентный закон от 23 сентября 1992
г. Как следует из ст. 1 указанного Закона, им регулируются имущественные, а
также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с
созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и
промышленных образцов. Объединение в одном акте правовых норм, посвященных
трем, хотя и схожим, но вполне самостоятельным объектам промышленной
собственности, является особенностью российского Патентного закона [26].
Патентный закон России
представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий патентные
отношения различной отраслевой принадлежности. При этом по сравнению с ранее
действовавшим законодательством, в частности Положением об открытиях,
изобретениях и рационализаторских предложениях 1973г. и даже с Законом «Об
изобретениях в СССР» 1991г., значительно возрос удельный вес гражданско-правовых
норм, которые в настоящее время регулируют практически все ключевые вопросы
изобретательской деятельности. Сейчас к их числу могут быть отнесены, к
примеру, нормы, регламентирующие подачу и рассмотрение заявок на объекты
промышленной собственности, которым ранее традиционно приписывался
административно-правовой характер.
Наряду с гражданско-правовыми
Патентным законом регламентируются и некоторые административно-правовые (ст.
26,33,34) и процессуальные (ст. 31) отношения, в нем содержатся отсылки к уголовному,
налоговому и иному законодательству.
Оценивая Патентный закон РФ в
целом, можно сказать следующее. Безусловно, данный акт, рожденный в столь
непростых условиях, имеет множество недостатков. Он не свободен от пробелов и
противоречий, редакция ряда его норм ухудшена по сравнению с Законом СССР «Об
изобретениях в СССР» 1991г., некоторые его положения представляют собой явные
результаты компромиссов противоборствующих сил. Однако при всем этом Закон
следует признать весьма прогрессивным и в целом квалифицированно составленным
актом. С его принятием возник правовой фундамент для создания в России
общепринятой системы охраны новых разработок, без которого было бы немыслимо
дальнейшее научно-техническое развитие страны в новых рыночных условиях.
Помимо Патентного закона РФ
вопросы, связанные с охраной и использованием объектов патентного права,
затрагиваются в ряде других законодательных актов, посвященных в целом
регулированию иных общественных отношений. Так, например, Закон РФ о товарных
знаках указывает, что не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения,
воспроизводящие промышленные образцы, права на которые в Российской Федерации
принадлежат другим лицам [17].
Наиболее актуальным и важным
в этом плане является принятие законодательных актов, касающихся предоставления
авторам и хозяйствующим субъектам, которые используют изобретения, полезные
модели промышленные образцы, льготных условий налогообложения и кредитования.
В соответствии с п. 2
постановления Верховного Совета РФ «О введении в действие Патентного закона РФ»
от 23 сентября 1992г., данный Закон применяется к правоотношениям,
возникшим после введения его в действие, т.е. после 14 октября 1992г., когда он
был официально опубликован. Такой подход является вполне естественным, однако
он порождает множество вопросов, связанных с правовым режимом ранее
зарегистрированных объектов промышленной собственности, судьбой поданных, но
еще не рассмотренных заявок и т. д. В основном эти вопросы решены в названном
выше постановлении, которое в связи с этим также является важным источником
патентного права.
Важную группу источников
патентного права образуют подзаконные акты, принятые в развитие Патентного
закона РФ и других законодательных актов. В рассматриваемой области подзаконные
акты в основном носят общий характер, т.е. распространяются на всех лиц, так
или иначе связанных с охраной и использованием объектов промышленной
собственности. Напротив, ведомственных и локальных актов относительно немного.
Среди подзаконных актов общего характера различаются нормативные акты, принятые
Правительством РФ, и нормативные акты, принятые Патентным ведомством РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|