Меню
Поиск



рефераты скачать Защита таможенными органами прав интеллектуальной собственности

Большинству крупных инвестиционных проектов свойственно воздействие многочисленных диверсифицированных факторов рисков, что может привести к увеличению не только стоимости работ, но и сроков строительства и ввода инвестиционных объектов. Выход из этой ситуации заключается в привлечении к участию в реализации инвестиционных проектов специализированных страховых компаний. Благодаря буму страхования инвестиционных рисков в развитых странах (в первой половине XX в.) были обеспечены стабилизация и оживление их экономики за счет активизации инвестиционных процессов. В России частный страховой бизнес получает сегодня значительное развитие, несмотря на слабую законодательно-правовую базу и сложные условия деятельности страховых и перестраховочных организаций, необходи­мых для ослабления последствий инвестиционных рисков. Расширение сфер страхования гражданской ответственности, рационализация страхования и перераспределение рисков в пользу страховых организаций, которые могут направлять эти средства на финансирование мероприятий по предупрежде­нию инвестиционных рисков, повышают системную безопасность будущих вложений в сферах приоритетного экономического развития. Важное место в защите инвестора должно принадлежать механизмам залоговых обяза­тельств и процедуре банкротства. Эти методы повышения защищенности инвесторов в сочетании со страхованием инвестиционных рисков проверены мировой практикой и позволяют активно реализовать долгосрочные инвести­ционные стратегии и приоритеты в условиях быстро изменяющейся рыноч­ной конъюнктуры.

Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике.

Научные исследования о путях перехода на инновационный путь развития и формирования инновационной экономики начали осуществляться за рубежом1 и в нашей стране2 еще в прошлом веке. Особенность инновационной экономики, по мнению большинства ученых, состоит в способности обеспечивать воспроизводство общественного продукта преимущественно на основе выпуска наукоемкой продукции и услуг. По этому признаку США, Япония, Германия начали обеспечивать более половины производства ВВП еще в 1980-х гг.

Исследования Центра инвестиций и инноваций РАН свидетельствуют о том, что влияние научно-технических факторов на экономический рост носит глобальный характер. Вклад факторов научно-технического прогресса (НТП) в прирост валового национального продукта (ВНП) в США3 еще в прошлом веке превышал 50-60%. Даже в бывшем СССР с помощью факторов научно-технического прогресса обеспечивался прирост около 40% национального дохода. Сегодня в США прирост ВНП более чем на две трети обеспечивается на базе научно-инновационной деятельности при удельном весе финансирования науки в ВНП порядка 4-5%. Кроме того, удельный вес наукоемкой продукции, выпускаемой промышленностью США, превышает 50%, т.е. по экономическим параметрам результат прироста ВНП в 10-15 раз превышает вложения в научно-инновационную сферу.

В период проведения реформ в России доля прироста ВВП с помощью фактора НТП снижалась примерно с 40-45% в 1985-1991 гг. до почти 2-3% в 1994-1996 гг. (практически до нуля в 1998 г.), а влияние отрицательных (экстенсивных) факторов усилилось в этот период из-за нерациональной прива­тизации, коррупции, вывоза капиталов и др. При этом отечественная эконо­мика будет обречена на неизбежный спад производства, если государство от­кажется проводить активную научно-инновационную политику. Это означает, что для воспроизводства ВВП в нашей стане потребуется привлекать все боль­шее число малоквалифицированных рабочих при перерасходе инвестиций и природных ресурсов на эксплуатацию устаревших технологий производства. Причем в России прогнозируется отрицательная демографическая ситуация, и в ближайшие 20-25 лет притока трудовых ресурсов не ожидается. Только пе­реход на инновационную экономику сможет обеспечить стабильное социаль­но-экономическое развитие России.

Инновационную деятельность предстоит активизировать на основе интеграции отечественной научно-инновационной системы (НИС) с отраслевыми и региональными научно-инновационными подсистемами. НИС уже сфор­мированы на мировом уровне в развитых странах в виде национальных инно­вационных систем. Предстоит разработать стратегию развития инновацион­ной экономики, базируясь на утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу». Если перспективная инновационная стратегия будет базиро­ваться на развитии науки и технологий, то потребуются специальные иннова­ционные индикаторы, экономические механизмы и законодательно-право­вые методы для системной реализации инновационного направления соци­ально-экономического развития России.

Индикаторы инновационной безопасности целесообразно системно увязывать с эффективностью инновационной деятельности (хозяйственной деятельности от реализации инвестиций). Эффективность инноваций можно измерить как отношение денежного потока доходов к денеж­ному потоку затрат с учетом основных факторов производства.

В соответствии с результатами научных исследований Центра инвестиций  и инноваций ИЭ РАН для перевода экономики на инновационный путь раз­вития в перспективе на 10-15 лет следует ввести индикаторы инновационной деятельности в виде предельно необходимого:

•прироста производительности труда на единицу прироста экономического результата (чистого дохода), который должен быть не ниже 1,5-кратной, а для наукоемких отраслей машиностроения не менее 2,0-кратной величины;

•прироста фондоотдачи на единицу прироста экономического результата (обратного показателю снижения капиталоемкости), который должен быть не ниже 5% для наукоемких производств и минимум 10% для остальных сфер экономики;

•снижения ресурсоемкое™ на единицу прироста экономического результата - не менее 10% для всех отраслей реального сектора экономики.

Указанные индикаторы следует устанавливать на основе разработки концепции и долгосрочной стратегии перехода к инновационной экономике (индикаторы ориентированы на среднегодовой прирост ВВП 7-8%). Достижение этих индикаторов хозяйствующими субъектами необходимо стимулировать путем снижения налогов (на прибыль и НДС), а также путем предоставления налогового кредита. Наоборот, невыполнение установленных индикаторов должно сопровождаться повышенным налогообложением пассивных пред­принимателей в пользу активных инноваторов.

Сегодня отечественные научные разработки и инновации отторгаются производством и бизнесом, поскольку цены на сырье и энергию достигают в нашей стране мирового уровня (по цветным и черным металлам даже превы­шают), а налоговые поборы с науки и инновационной сферы настолько уве­личивают стоимость отечественных технологий и наукоемкого оборудования, что состоятельным корпорациям и частным компаниям выгоднее покупать машины и оборудование на мировом рынке.

Инвестиционная безопасность - первооснова простого и расширенного воспроизводства, которая на государственном уровне должна контролироваться с помощью макроэкономических индикаторов и индикаторов инвестиционных рисков. В качестве механизмов реализации безопасности рекомендуется сформировать государственную институциональную систему инвестицион­ной безопасности по оценке инвестиционных рисков на прогрессивной научно-методологической основе как составную часть общеэкономической безопасности. Для реализации безопасной стратегии развития экономики страны инвестиционная деятельность должна осуществляться на системно-инновационной основе путем перехода к инновационной экономике.

Для перехода к инновационной экономике необходимо следующее:

1.Обосновать стратегию и методологию реализации безопасных и надежных инвестиционных процессов, осуществить научно-аналитическое обоснование и контроль за достижением безопасных целевых ориентиров инвестиционной политики и выполнением перспективных программ, за выбором надеж­ных критериев и системы показателей инвестиционной, бюджетной и экспортной эффективности, степени экологической защиты и других характе­ристик для всесторонней оценки эффективности инвестиционных стратегий.

2.Механизмы безопасной инвестиционной политики должны быть ориентированы на приоритетное совершенствование институциональной структуры экономики для расширения выпуска наукоемкой продукции, что целесообразно обеспечивать за счет инвестирования прогрессивных структурных преобразований на системно-инновационной основе - путем применения высокоэффективной техники, прогрессивных технологий производства, информационных систем.

Целесообразно создавать механизмы формирования стабильных и

3.надежных источников инвестиций, прежде всего эффективно использовать фи­нансовые источники и внешние кредитные ресурсы, а также обеспечить стра­хование и надежную защиту частных и иностранных инвестиций, в первую очередь путем хеджирования инвестиционных рисков и предоставления форфейтинговых услуг инвесторам, гарантирующих стабильный процент дохода инвесторам на принадлежащие им акции и ценные бумаги.

4.В качестве стимулирующего механизма безопасности целесообразно
сформировать налогово-стимулирующую систему инвестиционной безопасности, применять систему мероприятий по ограничению влияния фискальных факторов, направленных на сокращение налогооблагаемой базы, и стимулировать факторы, создающие предпосылки для роста рентабельности производства и сокращения числа убыточных предприятий.

5.Наибольшего эффекта в повышении системной инвестиционной безопасности следует ожидать от реализации механизмов социальной ориентации инвестиционной политики, создающей предпосылки и условия для роста профессионализма и научно-технологической компетентности работников, что в перспективе будет иметь решающее значение для расширения выпуска наукоемкой продукции.

Для перехода к инновационной экономике необходимо обеспечивать достижение контрольных индикаторов инновационной безопасности на макроуровне, на мезоуровне - в регионах и отраслях, на микроуровне - на предприятиях и в корпорациях, а также сформировать механизмы по реализации общесис­темных требований по снижению трудо-, фондо-, энерго-, материалоемкости и повышению уровня наукоемкое™ выпускаемой продукции.

В области государственной инновационной политики предстоит обеспечивать государственную поддержку и стимулирование инновационной деятельности-

реализовать льготы для фондов инновационного развития в полном

1)объеме путем внесения поправок в Налоговый кодекс;

2)распространить на договора на научно-прикладные разработки в предпринимательском секторе экономики льготы, применяемые при бюджетном финансировании заказов на научные разработки (прежде всего освободить от НДС);

3)освободить от налога на прибыль, налога на имущество, а также от муни­ципальных налогов все научно-прикладные разработки и инновационные про­екты, включая частное и негосударственное финансирование НИОКР и созда­ние опытных образцов наукоемкого оборудования, машин, технологий и т.п.;

4)освободить от налога на прибыль и от НДС инновационные программы с участием частных и иностранных инвесторов, а также распространить дей­ствие Закона о разделе продукции на сферу научно-инновационной деятельности;

5)применять налоговые каникулы (до 3 лет) и ввести налоговые кредиты
(до 5 лет) при реализации инновационных проектов и программ.

Предстоит приоритетно развивать общероссийский рынок инноваций и научных достижений и сформировать специализированную рыночную инфраструктуру, проводить торги и аукционы, в том числе с помощью организации выставок научных достижений, технологий, опытных образцов, ноу-хау, техники. Целесообразно создать Государственный инновационный фонд (по типу дорожного фонда), куда все предприятия имели бы право на добровольной основе вносить «инновационные» взносы до 5% балансовой прибыли с полным освобождением от уплаты налогов, включая НДС. Законодательно установить упрощенные процедуры и организовать выпуск государственных ценных бумаг и акций под инновационные проекты и программы, реализуемые при поддержке государства. Целесообразно создать инновационный фондовый рынок (инновационную биржу) по торговле научными изобретениями, патентами, лицензиями, инновационными ценными бумагами.

Государство должно устанавливать «правила игры» на рынке инноваций, создать законодательство и инфраструктуру рынка, в том числе стимулировать инвестирование научно-инновационной деятельности на возвратной основе.

В приоритетном порядке необходимо обеспечивать государственное стимулирование подготовки кадров и накопления интеллектуального потенциала. Все развитые страны мира переходят на путь накопления интеллектуального человеческого капитала, обеспечивающего переход экономики на инновацион­ный путь развития. Например, в Японии до 2005 г. намечен переход к всеоб­щему высшему образованию.

Расходы коммерческих фирм и частных лиц на образование и повышение квалификации целесообразно освободить от любых налогов.

Освободить инвестиции в строительно-монтажные работы от НДС и налога на прибыль при строительстве социальных и культурных объектов для науки и жилья для научных работников, в том числе развивать строительство жилья на долевой основе и путем создания паевых инвестиционных фондов с участием государства для этих целей.

Следует постоянно обеспечивать национальную безопасность науки и государственную защиту научных идей и интеллектуального потенциала. Защита интеллектуальной собственности должна осуществляться на государственном уровне путем реализации «защищающих» принципов законодательства в сфе­ре научно-инновационной деятельности. Предстоит на основе законодатель­ной защиты собственности опубликованных идей, открытий, изобретений, депонированных работ и других научных разработок, включая содержание кандидатских и докторских диссертаций, статей, научно-прикладных разра­боток, использовать инновации в коммерческих целях путем их реализации на рынке инноваций. Целесообразно поставить под контроль спецслужб «утечку мозгов», нелегальную торговлю открытиями, изобретениями, патен­тами, лицензиями, ноу-хау, имеющими народнохозяйственное и оборонное значение. Предстоит создать механизмы государственной защиты целевого использования интеллектуального

потенциала в научно-инновационной дея­тельности как высшего национального достояния и применять специальную систему ротации и перемещения высококвалифицированных кадров и ученых с учетом их специальности и индивидуальных пожеланий. В ближайшей пер­спективе необходимо обеспечить высокий уровень социальных стандартов жизни ученых и специалистов, не уступающий развитым странам мира.

Заключение


Характеризуя понятие интеллектуальной собственности, нельзя  
обойти вниманием и вопрос о том, что вкладывается в него важнейшими международными соглашениями, тем более что в соответствии с
Конституцией РФ те из них, в которых участвует Российская Федерация, являются составной частью российской правовой системы (п. 4 ст. 15). Наиболее полным образом понятие интеллектуальной собственности раскрывается в пункте VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), от 14 июля 1967 г. В ней указывается, что интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

— литературным, художественным и научным произведениям;

— исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;

— изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

— научным открытиям;

— промышленным образцам;

— товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

— защите против недобросовестной конкуренции;

Совершенствование правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности человека, максимальная гармонизация соответствующих национальных законодательств, создание и эффективное использование механизмов вовлечения интеллектуальной собственности в гражданский оборот должны заменить уже давно существующую в России ориентацию на доминирующее использование национальных природных ресурсов. Без этого невозможен устойчивый экономический рост – основа процветания России.

В Российской Федерации результаты интеллектуальной деятельности охраняются нормами национального законодательства, а также нормами международных договоров. Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, в Российской Федерации установлен примат международного права над национальным законодательством. В Российской Федерации существует федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент), который выполняет функции по надзору и контролю в сфере интеллектуальной собственности.

На сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция роста количества правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с производством и распространением контрафактной и фальсифицированной продукции. Проблема фальсификации и контрафакта приобрела, национальные масштабы и ставит под угрозу экономическую безопасность государства. На протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества выявленных правонарушений в этой области.

По данным правоохранительных и контролирующих органов, а также самих производителей, доля контрафактной и фальсифицированной продукции на потребительском рынке увеличивается по самой широкой номенклатуре. По отдельным группам товаров - парфюмерно-косметических, обуви, одежды, синтетических моющих средств, мясных, молочных и рыбных консервов, чая, кофе и кондитерских изделий - от 30 до 50% находящихся из них в обращении являются контрафактными или фальсифицированными. Особую озабоченность вызывает проблема фальсификации лекарственных средств. Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности, как России, так и стран ближнего зарубежья.

Список используемой литературы

1.                 «Арбитражный Процессуальный Кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002)

2.                 «Бернская Конвенция об  охране литературных и художественных произведений» (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971г)

3.                 «Всемирная Конвенция об авторском праве»  от 6 сентября 1952г.

4.                 «Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)

5.                 «Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

6.                 «Гражданский Кодекс Российской Федерации  (Часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995)

7.                 Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть третья)» от  26.11.2001 N 146-ФЗ

8.                 «Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть четвертая)» вступает в силу с 1 января 2008г.

9.                 «Договор о законах по товарным знакам»

10.            «Договор о патентной кооперации»

11.            «Евразийская патентная конвенция» от 17.02.1994

12.            «Закон РФ «О геодезии и картографии» от 26.12.1995 

13.            Закон РФ от 06.08.1993 N5605-1 « селекционных достижениях»

14.            Закон РФ от 09.07.1993 N5351-1 «Об авторском праве и  смежных правах»

15.            Закон РФ от 23.09.1992 N3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»

16.            Закон РФ от 23.09.1992 N3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»

17.             Закон РФ от 23.09.1992 N3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» 

18.            Закон РСФСР от 22.03.1991 N948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

19.            «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N195-ФЗ

20.             «Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» Женева, 29 октября 1971

21.            «Конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности» Стокгольм, 14 июля 1967

22.            «Конституция Российской Федерации» 12 декабря 1993

23.            «Марракешское соглашение о создании в всемирной торговой организации» от 01. 01. 1995

24.            «Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций» Рим 26 октября 1961г

25.            «Парижская Конвенция по охране промышленной собственности» Стокгольм  14 июля 1967г.

26.            «Патентный закон Российской Федерации» от 23.09.1992 N 3517-1

27.            Письмо ГТК РФ от 27.07. 2004 №01-06/27410 «О разъяснениях по применению отдельных положений приказа ГТК РФ от 27.10.03 №1199» 

28.            Приказ ГТК РФ от 27 октября 2003 г. N 1199

29.            Приказ ГТК РФ от 28.11. 2003 №1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров»

30.            «Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС/TRIPS)  от 15. 04. 1994

31.            Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 "О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав»

32.            « Ниццкое Соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков» от 15. 06. 1957г

33.            «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003)

34.            «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)

35.            «Уголовный Кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

36.             Богомолов В. А. «Экономическая безопасность» - М., 2006

37.            Ворожейкина А. «Борьба с контрафактом: проблемы и решения»: Таможня №9, 2006  

38.             Габричидзе Б. Н. Таможенное право: Учеб. для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и К, 2004.

39.            Гаврилов А. Б., Посошкова А.Н. « Защита объектов интеллектуальной собственности и сферы высоких технологий».  Москва – 2001г.

40.            Громов Ю.А. «Защита и комерцианализация интеллектуальной собственности» Москва – 2003г.

41.             Гуев А. Н. « Комментарий к гражданскому законодательству, не вошедшему в части первую-третью Гражданского кодекса Российской Федерации» Москва «Экзамен» - 2006.

42.            Дозорцев В.А. «интеллектуальные права» «Питер» - 2004 год.

43.            Елесеев А. Н. « Институциональный анализ интеллектуальной собственности». «Москва» - 1999

44.            Измайлова Е. «Контрафактная продукция и роль таможенных органов в борьбе с ее распространением» - Интеллектуальная собственность №10, 2006

45.            Минков А.М. «Международная охрана интеллектуальной собственности» Санкт –Петербург «Питер» - 2001.

46.             Одинцов А.А. «Экономическая и информационная безопасность предпринимательства» - М.: 2006

47.            Сергеев А.П. «Право интеллектуальной собственности в РФ». Москва 2003г.

48.            Химмельрайх А. «Зарубежный опыт» - Интеллектуальная собственность №10, 2006

49.             Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. -  М.:  Дело, 2005.

50.             http:/ /www.baltex.ru

51.             http:/ /www.fips.ru

52.             http:/ /www.g8russia/ru

53.             http:/ /www.legalru.ru/document

54.            http:/ /www.patent.md/rus

55.             http:/ /www.tamognia.ru

56.            http:/ /www.tks.ru

57.            http:/ /www.vch.ru

58.            http:/ /www.wipo.int/about-wipo/ru



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.