Важное значение для
разрешения вопросов, связанных с охраной ранее созданных топологий, имеет
постановление Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона РФ «О
правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 г.
Российская Федерация
участвует также в подписанном 26 мая 1989 г. в Вашингтоне Договоре об
интеллектуальной собственности в отношении интегральных микросхем, который,
однако, не вступил в действие.
Правовая охрана селекционных
достижений обеспечивается Законом РФ «О селекционных достижениях» от 6 августа
1993 г. [13]. Указанный Закон раскрывает понятие, признаки и виды охраняемых
законом селекционных достижений, общий порядок оценки их охраноспособности,
исключительные права патентообладателей и авторов селекционных достижений,
ответственность за их нарушения и т. д. Положения Закона развиты в ряде других
законодательных актов, в частности в Законе РФ «О семеноводстве» от 17 декабря
1997 г., а также подзаконных актов, принятых Правительством РФ, Министерством
сельского хозяйства и продовольствия РФ и Государственной комиссией РФ по
испытанию и охране селекционных достижений. В 1997 г. Российская Федерация
присоединилась к Международной конвенции об охране новых сортов растений от 2
декабря 1961 г. и вступила в международный союз по охране новых сортов
растений, учрежденный этой Конвенцией.
Таким образом, сфера
централизованного государственного регулирования рационализаторской
деятельности сейчас сузилась до предоставления предприятиям и организациям
свободы в решении всех основных вопросов, касающихся рационализации, и принятия
на этот счет рекомендательных правил. Поэтому хотя Положение об открытиях,
изобретениях и рационализаторских предложениях 1973г., а также дополняющие и развивающие
его иные подзаконные акты, принятые в 70-80-е годы, формально не отменены, но
фактически утратили свое обязательное значение [47, 120- 125с].
2. Соблюдение и защита прав интеллектуальной
собственности в РФ и в мире
2.1 ВОИС и международная охрана интеллектуальной
собственности
Всемирная организация
интеллектуальной собственности (ВОИС) – это специализированное учреждение
Организации Объединенных Наций. Ее деятельность посвящена развитию сбалансированной
и доступной международной системы интеллектуальной собственности (ИС), которая
обеспечивает вознаграждение за творческую деятельность, стимулирует инновации и
вносит вклад в экономическое развитие, соблюдая при этом интересы общества.
ВОИС была создана Конвенцией
ВОИС в 1967 г. и получила мандат от своих государств-членов на содействие
охране ИС во всем мире путем сотрудничества между государствами во
взаимодействии с другими международными организациями. Штаб-квартира
Организации находится в Женеве, Швейцария [21].
Стратегическая
направленность и деятельность. Видение ВОИС состоит в том, что ИС является
важным инструментом экономического, социального и культурного развития всех
стран. Это обуславливает предназначение ВОИС – содействовать эффективному
использованию и охране ИС во всем мире. Стратегические цели изложены в
четырехлетнем Среднесрочном плане и подробнее раскрываются в документе,
содержащем двухлетние Программу и бюджет [58].
Программа и бюджет на 2006-2007
гг. определяют следующие пять стратегических целей:
·
Содействие
развитию культуры ИС;
·
Включение
ИС в политику и программы национального развития;
·
Разработка
международных законов и норм в области ИС;
·
Оказание
качественных услуг в рамках глобальных систем охраны в области ИС; и
·
Повышение
эффективности процесса управления и вспомогательных процессов в ВОИС
Ключевые задачи#"#" target="_self">#"#">Органиграмма
·
Главные
должностные лица
·
Профиль
Генерального директора
НПО, МПО, гражданское
общество. ВОИС работает с широким спектром заинтересованных лиц, включая другие
межправительственные делегации, неправительственные делегации, представителей
гражданского общества и промышленных групп.
В настоящее время на заседаниях
ВОИС статус наблюдателя имеют около 250 НПО и МПО.
Программа
и бюджет. Каждые два года Генеральный директор ВОИС представляет
государствам-членам на одобрение документ, содержащий Программу и бюджет. В нем
подробно характеризуются цели, показатели производительности и бюджетное
планирование для всех предлагаемых видов программной деятельности.
ВОИС отличается от других
организаций системы ООН тем, что она в значительной мере является
самофинансируемой. Около 90% ассигнованных в бюджете на двухлетний период
2006-2007 гг. расходов Организации в сумме 531 млн. шв. франков поступят за
счет доходов от услуг, которые ВОИС предоставляет пользователям международных
регистрационных систем (РСТ, Мадридская система, Гаагская система и пр.).
Остальные 10% поступят главным образом за счет доходов в рамках услуг ВОИС по
арбитражу и посредничеству, а также продажи публикаций, плюс взносы
государств-членов. Размер этих взносов сравнительно невелик. Каждая из
крупнейших пяти стран по уплате взносов вносит приблизительно 0,5% бюджета
Организации.
Международная охрана
ИС осуществляется путем соблюдения международных договоров и конвенций,
подписанными странами участниками ВОИС.
Договоры
по охране интеллектуальной собственности
Эта группа договоров определяет
международно-признанные основные стандарты охраны интеллектуальной собственности
в каждой стране.
·
Договор о
патентном праве (ПЛТ)
·
Парижская
конвенция об охране промышленной собственности
·
Бернская
конвенция об охране литературных и художественных произведений
·
Римская
конвенция по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов
вещания
·
Найробский
договор об охране олимпийского символа
·
Договор о
законах по товарным знакам
·
Статьи
·
Инструкция
к Договору о законах по товарным знакам
·
Типовой
международный бланк заявки
·
Брюссельская
конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через
спутники
·
Договор
ВОИС по авторскому праву
·
Договор
ВОИС по исполнениям и фонограммам
Договоры
о глобальной системе охраны
Эта группа обеспечивает, чтобы
каждая международная регистрация или подача заявки действовали в любом
соответствующем подписавшем государстве. Услуги, предоставляемые ВОИС в
соответствии с этими договорами, упрощают и сокращают стоимость подготовки или
подачи отдельных заявок во всех странах, в которых запрашивается охрана в
отношении какого-либо данного права интеллектуальной собственности.
·
Договор о
патентной кооперации (РСТ)
·
Инструкция
к договору о патентной кооперации
·
Мадридское
соглашение о международной регистрации знаков
·
Протокол
к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков
·
Общая
инструкция к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков и
протоколу к этому Соглашению
·
Гаагское
соглашение о международном депонировании промышленных образцов
·
Инструкция
к Гаагскому соглашению о международном депонировании промышленных образцов
·
Будапештский
договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей
патентной процедуры
·
Инструкция
к Будапештскому договору о международном признании депонирования микроорганизмов
для целей патентной процедуры
·
Лиссабонское
соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной
регистрации
Договоры
о классификациях
Эта группа создает системы
классификаций, которые организуют информацию об изобретениях, товарных знаках и
промышленных образцах в индексированные, управляемые структуры для облегчения
поиска
·
Локарнское
соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов
·
Ниццкое
соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков
·
Страсбургское
соглашение о Международной патентной классификации
2.2 Защита таможенными органами прав интеллектуальной
собственности в РФ
В целях обеспечения реализации таможенными
органами Российской Федерации функции по защите прав интеллектуальной
собственности и на основании статей 149, 393 - 400, 403 Таможенного кодекса
Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N
22, ст.2066) на территории Российской федерации действует приказ ГТК РФ от 27
октября 2003г. N 1199 «Об утверждении Положения о защите интеллектуальной
собственности таможенными органами»[28].
Положение о защите прав
интеллектуальной собственности таможенными органами
Положение о защите прав
интеллектуальной собственности таможенными органами разработано на основе
таможенного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской
Федерации об интеллектуальной собственности, а также международных договоров и
иных обязательств Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав
интеллектуальной собственности и пресечения незаконного оборота через
таможенную границу Российской Федерации (далее - таможенная граница) товаров,
содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Положение в соответствии с Таможенным
кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет единый порядок
обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами, в
том числе порядок подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением
выпуска товаров, требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида
объекта интеллектуальной собственности, порядок ведения таможенного реестра
объектов интеллектуальной собственности.
Правообладатель вправе подать
заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска только тех
товаров, которые содержат объекты авторского права, смежных прав, товарные
знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров и в
отношении которых у правообладателя имеются достаточные основания полагать, что
их перемещение через таможенную границу или совершение с ними иных действий при
их нахождении под таможенным контролем может осуществляться с нарушением его
исключительных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации об
интеллектуальной собственности (далее - товары, обладающие признаками
контрафактных).
Таможенные органы принимают меры,
связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками
контрафактных, на основании письменного заявления правообладателя или его
представителя.
Меры, связанные с приостановлением
выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными
органами при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных
действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
В соответствии со статьей 360 Кодекса
товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются
находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы
при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента:
- выпуска для свободного обращения;
- уничтожения;
- отказа в пользу государства;
- обращения товаров в федеральную
собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с таможенным
законодательством Российской Федерации;
- фактического вывоза товаров и
транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.
Российские товары и транспортные
средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с
таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной
декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз
товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения
таможенной границы.
Меры, связанные с приостановлением
выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными
органами вне зависимости от вида заявленного таможенного режима либо иной
таможенной процедуры, под которую помещаются товары.
Меры, связанные с приостановлением
таможенными органами выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, не
препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения защиты прав
интеллектуальной собственности могут применяться методы анализа рисков для
определения товаров, документов и лиц, подлежащих проверке, а также степень
такой проверки.
Подача заявления о принятии мер,
связанных с приостановлением выпуска товаров, порядок его рассмотрения и
принятия решения.
Правообладатель или его представитель
(далее - заявитель), имеющий достаточные основания полагать, что при
перемещении товаров через таможенную границу или при совершении иных действий с
товарами, находящимися под таможенным контролем, может иметь место нарушение
прав правообладателя в соответствии с законодательством Российской Федерации об
интеллектуальной собственности, вправе подать заявление о принятии мер,
связанных с приостановлением выпуска таких товаров (далее - Заявление).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|