К компетенции Правительства
РФ Патентный закон РФ отнес решение таких важных вопросов, как определение
правового статуса Федерального фонда изобретений России (ст. 9), утверждение
Положения о патентных поверенных (п. 3 ст. 15), установление видов, размера и
сроков уплаты патентных пошлин (ст. 33) и др [26, ст. 9, 15, 33].
Большая роль в регулировании
патентных отношений отводится актам Патентного ведомства. В соответствии со ст.
2 Патентного закона, а также Положением о Российском агентстве по патентам и
товарным знакам, утвержденным Правительством 19 сентября 1997 г. во исполнение
Указа Президента РФ от 11 сентября 1997 г. «О Российском агентстве по патентам
и товарным знакам», Патентное ведомство РФ разрабатывает, принимает и издает
правила и разъяснения по применению законодательства РФ в области охраны
промышленной собственности. Важнейшее практическое значение в этом плане имеют
утвержденные Патентным ведомством РФ Правила составления, подачи и рассмотрения
заявки на выдачу патента на изобретение; Правила составления, подачи и
рассмотрения заявки на выдачу свидетельства на полезную модель; Правила
составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный
образец. Они содержат более подробную по сравнению с Патентным законом РФ
нормативную информацию об оформлении заявок, их составе, формах необходимых
документов и т. п.
К числу ведомственных
подзаконных актов относятся нормативные акты различных министерств и ведомств,
посвященные развитию изобретательства, охране и использованию объектов
промышленной собственности в соответствующей отрасли народного хозяйства.
Количество таких актов, равно как и сфера их действия, в последнее время значительно
уменьшилось в связи с реформой патентного законодательства, а также сокращением
числа отраслевых министерств. Ведомственный характер имеют, однако, и некоторые
акты Патентного ведомства, регламентирующие внутреннюю деятельность
организаций, которым поручено выполнение отдельных функций, закрепленных
законом за Патентным ведомством, в частности федерального института
промышленной собственности (бывшего Российского научно-исследовательского
института государственной патентной экспертизы), Апелляционной палаты и др.
Локальные подзаконные акты представлены, с одной стороны, нормативными актами
местных органов власти и управления, а с другой — внутриорганизационными актами
учреждений, связанных с охраной и использованием объектов промышленной собственности.
Число актов, принятых в рассматриваемой сфере местными органами власти и
управления, крайне ограниченно. Внутриорганизационные нормативные акты,
действующие в пределах издавших их организаций, включают в свой состав
индивидуальные уставы (положения) тех юридических лиц, которые занимаются
охраной и организацией использования объектов промышленной собственности как
одним из основных видов своей уставной деятельности. Сюда же относятся правила
их работы, должностные инструкции отдельных работников и т. п.
Наряду с законами и
подзаконными актами к источникам патентного права относится также судебная
практика. Разумеется, речь в данном случае идет только о той ее части, которая
имеет нормативное значение. До последнего времени судебная практика по
патентным делам была чрезвычайно скупа. Например, в городском суде
Санкт-Петербурга, города с пятимиллионным населением и большим
научно-техническим потенциалом, за год рассматривалось не более десятка дел,
связанных с нарушением прав на объекты промышленной собственности. Причин
такого положения несколько. Основной из них было то, что патентная форма
охраны, несмотря на формальное разрешение, на ее использование, в
действительности российскими изобретателями почти не применялась. Патенты
выдавались практически одним лишь иностранным заявителям, которые, однако,
ввиду закрытости советского общества и отсутствия средств контроля, не имели
реальной возможности в должной степени следить за соблюдением принадлежащих им
прав. Отсутствие патентных прав у российских граждан и организаций естественным
образом исключало возникновение самой распространенной категории патентных
споров, связанных с нарушением чужих патентных прав.
Кроме того, в соответствии с
ранее действовавшим советским изобретательским правом многие споры, возникающие
в сфере изобретательства, подлежали разрушению в административном, а не в
судебном порядке.
Наконец, в системе источников
патентного права важное место занимают международные договоры и соглашения. Советский
Союз участвовал с 1965 г. в Парижской конвенции по охране промышленный
собственности [25], а с 1978 г. — в Договоре о патентной кооперации. Кроме
того, странами бывшего социалистического лагеря был заключен ряд соглашений,
направленных на углубление сотрудничества в области изобретательства. Распад
СССР как единого государства создал в рассматриваемой области ту же проблему,
что и в сфере авторского права. В отношении себя Российская Федерация решила
эту проблему уже 26 декабря 1991г., официально заявив о том, что «членство СССР
в ВОИС и во всех ее органах, а также участие во всех конвенциях, соглашениях и
других международно-правовых документах, подписанных в рамках ВОИС или под ее
эгидой, продолжается Российской Федерацией». Тем самым обеспечена непрерывность
участия нашей страны в универсальных международных соглашениях по охране
промышленной собственности.
С 17 февраля 1994 г. на третьем
заседании Межгосударственного совета в штаб-квартире ВОИС в Женеве был принят
текст Евразийской патентной конвенции. А 9 сентября 1994 г, главы правительств
десяти стран СНГ подписали эту Конвенцию и после ее ратификации парламентами
первых трех государств она вступила в действие с 12 августа 1995 г. (для
Российской Федерации Конвенция вступила в действие с 27 сентября 1995г.)[11].
С 1 января 1996г. у заявителей не только из стран участниц Конвенции, но и из
других государств появилась возможность подавать заявки в Евразийскую патентную
организацию (ЕАПО), созданную государствами-участниками, и получать патенты на
изобретения, которые действуют на территории всех государств, участвующих в
Конвенции. Вновь созданная организация имеет своим образцом Европейскую
патентную организацию, которая успешно функционирует уже почти четверть века.
Создание евразийской патентной системы и выдача евразийских патентов не умаляет
суверенитета стран СНГ в развитии своих национальных систем по охране
изобретений, в частности функционирования национальных патентных ведомств.
Членство в Конвенции открыто для любого государства-члена ООН, связанного также
Парижской конвенцией по охране промышленной собственности и Договором о
патентной кооперации [47, 83-90с].
3. Система законодательства о
средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими
продукции (работ, услуг)
В настоящее время правовое
регулирование отношений, связанных с фирменными наименованиями, товарными
знаками, знаками обслуживания и наименованиями места происхождения товаров,
осуществляется нормами, содержащимися в ряде законов РФ, актах подзаконного
характера, а также международных договорах, в которых участвует Российская
Федерация.
Специальный закон,
посвященный фирменным наименованиям, принятие которого предусмотрено п. 4 ст.
54 ГК РФ, в России пока отсутствует. В ГК РФ имеется около десятка статей, в
той или иной степени затрагивающих вопрос о фирменных наименованиях.
Центральное место среди них занимает ст. 54 ГК РФ, содержащая ряд нормативных
предписаний принципиального характера. Прежде всего, в ней указывается, что все
юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, должны иметь
фирменное наименование. Эта норма позволяет судить о субъектах права на фирму,
каковыми являются коммерческие юридические лица, а также констатировать, что
право на пользование фирмой одновременно выступает и как обязанность
коммерческой организации [5, ст. 54]/
Следующее правило ст. 54 ГК
РФ развивает предыдущее положение об исключительном характере права на фирму,
поскольку предоставляет фирмовладельцу возможность требовать от любого
незаконного пользователя фирменным наименованием прекращения его дальнейшего
использования, а также возмещения причиненных таким использованием убытков.
Наконец, ст. 54 ГК РФ
указывает на то, что порядок регистрации и использования фирменного
наименования определяется специальным законом и иными правовыми актами в
соответствии с настоящим Кодексом.
Как видим, ст. 54 ГК РФ
решает целый ряд вопросов, определяющих принципиальные моменты правового режима
фирменных наименований. Вместе с тем нетрудно заметить, что в ней ничего не
говорится о самом понятии и структуре фирменного наименования, а также об
условиях включения в него отдельных обозначений, когда это затрагивает интересы
третьих лиц, не раскрывается содержание права на фирму, не указывается на
основания и порядок прекращения данного права и т. д. Надо полагать, что эти и
другие вопросы будут решены в специальном законе и иных правовых актах, которые
будут приняты в развитие положений, закрепленных ГК РФ.
Наряду с ГК РФ отдельные
нормативные правила о фирменных наименованиях содержатся в ряде других
законодательных актов. Так, Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» рассматривает использование
чужого фирменного наименования в качестве одной из форм недобросовестной
конкуренции, которая запрещена законом (ст. 10). Закон РФ «О защите прав
потребителей» обязывает все торговые предприятия, предприятия бытового и иных
видов обслуживания иметь вывеску с указанием фирменного наименования, если оно
имеется (ст. 9). Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест происхождения товаров» не допускает регистрацию в качестве
товарных знаков обозначений, воспроизводящих известные на территории РФ
фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам [17, п 2, ст.
7].
Весьма дискуссионным является
вопрос о том, сохранило ли свою юридическую силу Положение о фирме,
утвержденное ЦИК и СНК СССР 22 июня 1927 г. Данное Положение невелико по объему
и состоит всего из 14 статей. Не подлежит сомнению тот факт, что ряд из них
полностью или частично утратил силу в связи с тем, что эти статьи вошли либо в
прямое противоречие с принятыми позднее актами, либо утратили актуальность по
причине изменения организационно-правовых форм субъектов предпринимательской
деятельности. Однако для вывода о том, что Положение о фирме вообще прекратило
свое действие, как представляется, нет оснований. В условиях отсутствия
специального закона о фирменных наименованиях и неурегулированности целого ряда
вопросов в ГК РФ было бы нелепо отбрасывать в сторону нормативный акт,
содержащий многие важные правовые предписания, вполне пригодные для
практического применения в современных условиях. Таковыми являются, в
частности, нормы, раскрывающие хотя бы в общем виде структуру и содержание
фирмы, указывающие более детально, чем ГК РФ, на права фирмовладельцев,
определяющие условия их передачи другим лицам и т. д.
Нельзя сбрасывать со счетов и
еще два взаимосвязанных обстоятельства. Во-первых, в официальном порядке
Положение о фирме не отменено, что весьма затрудняет бесспорное определение
момента утраты им силы. Во-вторых, хотя вновь принятое законодательство и
устанавливает необходимость специальной регистрации фирменного наименования как
условие приобретения исключительного права на него, система такой регистрации
до сих пор отсутствует, и неизвестно, когда она будет реально введена. Поэтому
до настоящего времени право на фирму возникает в явочном порядке, что именно и
предусматривается Положением о фирме 1927 г. Переход к регистрационной системе
неизбежно породит множество вопросов относительно того, за кем должны
закрепляться права на дальнейшее пользование фирменными наименованиями, которые
уже давно параллельно применяются в хозяйственной практике разными
предпринимателями. Решать эти вопросы можно будет, лишь опираясь на нормы,
закрепленные Положением о фирме 1927 г.
Таким образом, Положение о
фирме 1927 г. продолжает оставаться (конечно, в соответствующей части)
действующим правовым актом, и необходим цивилизованный, продуманный переход от
него к будущему закону о фирменных наименованиях.
Содержащиеся в названных выше
законах положения дополняются подзаконными актами, принятыми в их развитие
Правительством РФ, Патентным ведомством РФ, а также некоторыми другими органами
государственного управления. Ими более детально регламентируются вопросы составления,
подачи и рассмотрения заявок, обжалования принятых по заявкам решений, уплаты
патентных пошлин и т.д.
Судебная практика по спорам,
связанным с использованием фирменных наименований и товарных знаков, в
Российской Федерации до самого последнего времени фактически отсутствовала. В
этой связи ни Верховным Судом РФ, ни Высшим Арбитражным Судом РФ пока еще не
принято руководящих постановлений по данному вопросу. Известный интерес имеют,
однако, рекомендации совещаний по судебно-арбитражной практике, а также
экспертная практика Патентного ведомства РФ, которые хотя и не являются
источниками права, но показывают, как применяются нормы патентного права в
реальной жизни [1].
Наконец, большое значение в
рассматриваемой области имеют положения международных конвенций, являющихся
составной частью правовой системы Российской Федерации. Действия РФ,
направленные на признание правопреемства России в отношении международных
обязательств
Советского Союза, обеспечили
участие РФ практически во всех основных международных договорах, прямо
посвященных или затрагивающих вопросы международно-правовой охраны средств
индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции
(работ, услуг). Российская Федерация в время участвует в Парижской конвенции по
охране промышленной собственности, Мадридском соглашении о международной
регистрации знаков, и Ниццком соглашении о международной классификации товаров
и услуг для регистрации знаков [47, 112-116c].
4.
Система законодательства об охране нетрадиционных объектов интеллектуальной
собственности
Законодательство,
определяющее правовой режим нетрадиционных объектов права интеллектуальной
собственности, образует ряд иных институтов российского гражданского права,
каждый из них имеет свою систему источников. В иерархии нормативных актов,
посвященных научным открытиям, высшее место занимает раздел «Право на открытие»
ГК РСФСР 1964 г. Однако, как уже отмечалось, содержащиеся там нормы лишь
констатируют, что открытие относится к числу охраняемых объектов, указывают на
права автора, возможность перехода некоторых из них по наследству и судебный
порядок разрешения споров об авторстве.
Основным нормативным актом,
раскрывающим понятие и признаки открытия, порядок оформления прав на него,
содержание этих прав и иные важнейшие вопросы, продолжает оставаться Положение
об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденное
Советом Министров СССР 21 августа 1973 г. В связи с принятием в 1992 г.
Патентного закона РФ, а также ряда других нормативных актов многие нормы
данного Положения автоматически утратили силу. Это, однако, не коснулось
правил, посвященных открытиям, которые хотя и не применяются сейчас на
практике, но формально сохраняют свою юридическую силу [26].
Следует отметить, что 7 марта
1978 г. странами—участницами Всемирной организации интеллектуальной
собственности (ВОИС) в Женеве был принят Договор о международной регистрации
научных открытий. Настоящий Договор дает определение научного открытия,
указывает на критерии его охраноспособности, вводит международную регистрацию
открытий непосредственно Международным бюро ВОИС, а также закрепляет принцип
свободного использования открытий. Однако Женевский договор так и не вступил в
силу.
Российское законодательство
об охране служебной и коммерческой тайны в настоящее время представляет собой
совокупность статей, которые содержатся в различных правовых актах, посвященных
в целом регулированию иных общественных отношений. Центральной из них является
ст. 139 ГК РФ, содержащая определение служебной и коммерческой тайны,
раскрывающая условия признания ее самостоятельным объектом правовой охраны и
указывающая на основные юридические средства защиты прав ее обладателя. С
принятием ГК РФ фактически прекратила свое действие ст. 151 Основ гражданского
законодательства 1991 г., которая была посвящена решению этих же вопросов [7,
ст. 15].
Основным нормативным актом,
посвященным правовой охране топологий интегральных микросхем, является Закон РФ
«О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 г. В
связи с тем, что топология ИМС рассматривается в качестве самостоятельного
объекта, отличного от объектов, охраняемых авторским и патентным правом. Закон
включает нормы, регулирующие все виды гражданских и иных отношений, возникающих
по поводу создания и использования топологий. Данное положение, конечно, не
исключает того, что в рассматриваемой сфере могут применяться общие нормы
гражданского права, а по вопросам, для которых специфика охраняемого объекта не
имеет существенного значения, и некоторые правила авторского и патентного
права.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|