закономерно) с солнцем, и поэтому обозначает просветление, свет, власть.
Синий ассоциируется с цветом неба, поэтому часто символизирует дух и
истину. Религиозные учения нередко придавали цветам другие значения. Так,
желтый имеет первостепенное значение в Таиланде не потому, что
ассоциируется со светом и пламенем, а потому, что Будда выбрал его, чтобы
символизировать отказ от материального мира (одежду желтого цвета обычно
носили нищие и преступники). У христиан белый – символ света, чистоты,
радости, в противоположность траурному черному, хотя в других культурах эту
роль выполняет белый цвет. Множество сложных систем цветовой символики
охватывают практически все области знания–от планет и первичных элементов
до сторон света, металлов и веществ в алхимии, органов и частей тела.
Однако зачастую эти связи основаны на произвольном выборе. Что касается
истинным, так это то, что цвета представляют в основном жизнеутверждающие
символы. Работая над цветовым решением дипломного проекта я придавала
большое значение цветам и их смыслу, основной цветовой гамме, колориту.
ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ.
Этот цвет связан со сдержанностью, умеренностью, духовностью и
раскаянием, а также с переходом от активного к пассивному, от мужского к
женскому, от жизни к смерти. Подобные интерпретации основаны на смешении
красного (страсть, огонь или земля) с синим (интеллект, вода или небо). В
некоторых изображениях страстей Христовых Иисус и Мария одеты в фиолетовые
одежды. В символике цветов – маленькая фиалка также ассоциируется со
скромностью или смирением – символизм фиалок в сценах поклонения волхвов,
где они являются ссылкой на целомудрие Девы Марии и на кротость младенца
Иисуса. В Риме венки из фиалок были символом воспоминаний. Их также одевали
на пирах, чтобы остужать разгоряченное лицо.
Синий цвет.
Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера частота,
целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь – ассоциации, которые
возникли во многих древних культурах и выражают общую мысль, что синий свет
неба – наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех
цветов. Деву Марию и Христа часто изображают одетыми в синее. Он является
атрибутом многих небесных богов, таких, как Амон в Древнем Египте,
шумерская Великая Мать, греческий Зевс (в римской мифологии Юпитер), Гера
(Юнона), индуистские Индр, Вишну и его воплощение с голубой кожей – Кришна.
Синий свет связан с милосердием в индуизме м с мудростью в буддизме.
Согласно народной традиции, Европе он означает верность, в Китае
образованность и счастливый брак. Ассоциация между голубой кровью и
аристократией происходит от часто применяемой французскими аристократами в
средние века клятвы «кровью бога», где эвфемизмом «Бога» было слово
«голубой», что со временем привело к сленговому выражению «un sang bleu»
(«голубая кровь»). Боле поздней является идиоматическая связь с
меланхолией, возможно имеющая корни в вечерних грустных песнях африканских
рабов в Северной Америке («блюзы»).
Серый свет.
Отречение, смирение, меланхолия, безразличие и, в современной
терминологии, сравнение для скучной рассудительности – возможно, несмотря
на его тонкую красоту, это цвет, который наиболее часто означает
бесцветность. Только в иудейской традиции его связывали с мудростью зрелого
возраста. Как цвет праха, он иногда он иногда ассоциируется со смертью,
трауром и душой. В христианских религиозных общинах он символизирует
отречение.
Пурпурный свет.
С древних времен – цвет королевской власти и достоинства, что было
основано на высокой стоимости ткани, окрашенной в этот цвет. Краску
получали из секрета двух редких видов моллюсков, сам процесс ее получения
был дорогостоящим. Пурпурные одежды носили высшие священнослужители, судьи,
чиновники и военачальники в Древнем Риме. В эпоху Римской империи этот цвет
считался императорским. Жены византийских императоров рожали в комнате
обвитой пурпурной материей, – отсюда произошло выражение «рожденный в
пурпуре». Кардиналов до сих пор именуют «возведенный в пурпур», хотя их
одеяние скорее красного цвета.
Желтый цвет.
Из всех основных цветов наиболее противоречивый по своей символике –
от позитивного до негативного, в зависимости от контекста и оттенка. Теплые
желтые тона разделяют солнечную символику золота. В Китае желтый цвет был
символом царственности, достоинства и центра, а также оптимистическим
свадебным светом цветом юности, девственности, счастья и изобилия. Однако в
китайском театре желтый может означать предательство. Эта символика
распространена весьма широко и объясняет, почему евреи (из-за предательства
или Христа) должны были носить желтое в средневековой Европе и желтую
«звезду Давида» во времена нацизма. Связь между желтой кожей и страхом, и
болезнью объясняет, почему желтый стал цветом трусости и карантина – желтый
крест ставили на чумных домах.
Желтый имеет негативный оттенок своего значения и как цвет умирающих
листьев, и переспелых плодов. Это объясняет, почему его повсеместно
связывают с приближением срока смерти и с загробной жизнью. Желтый имеет
очень высокую символическую ценность в странах, где исповедуется буддизм,
из-за своей ассоциации с шафрановыми одеяниями буддийских монахов. Этот
цвет, который первоначально носили преступники, был выбран Гаутамой Буддой
как символ смирения и отделения от суетного мира.
Зеленый цвет.
В основном позитивный символ, что видно из его использования в
современной дорожной сигнализации («щите»). Повсеместно ассоциируется с
жизнью растений (в более широком смысле с весной, молодостью, обновлением,
свежестью, плодородием и надеждой); он получил новый мощный символический
резонанс как современная эмблема экологии. Традиционно его духовный
символизм наиболее важен в исламском мире, где он был священным цветом
Пророка и Божьего проявления, а также в Китае, где зеленый нефрит
символизировал совершенство, бессмертие и долгожительство, силу и
магическую власть – цвет особенно ассоциируется с династией Минь. Зеленый
цвет является эмблематическим цветом Ирландии, «изумрудного острова»; –
эпитет, тонко связанный с кельтской традицией, в соответствии с которой
добродетельные души отправлялись в путешествие на зеленый Остров блаженных.
Изумрудно-зеленый – христианская эмблема веры, предполагаемый цвет святого
Грааля в христианской версии легенды. Зеленый встречается как цвет Троицы,
Откровения и в раннем христианском искусстве – цвет креста, а иногда одежды
Девы Марии.
В языческом мире зеленый был более широко связан с водой, дождем и
плодородием, с богами и духами воды и с женскими божествами, включая
римскую богиню Венеру. Это женский цвет в Мали и Китае. Зеленый дракон в
китайской алхимии представляет принцип «инь», ртуть и воду. Так как этот
цвет символизировал рост, зеленый лев в западной алхимии символизировал
первоначальное состояние материи.
Второй поток символов имеет двойственное значение. Многие традиции
проводят различие между темно-зеленым (в буддизме – цвет жизни) и бледно-
зеленым – оттенком смерти. Зеленый цвет на изображениях бога Осириса в
египетской иконографии символизировал его роль как бога смерти и новой
жизни. В английской идиоматике зеленый означает незрелость, а также это
цвет зависти и ревности («чудовище с зелеными глазами», – говорил Яго о
ревности, обращаясь к Отелло). Это цвет болезни, хотя в психологии занимает
холодную нейтральную позицию в цветовом спектре и часто считается
успокаивающим, «терапевтическим» цветом – отсюда его использование в
качестве символического цвета аптек. Хотя зеленый – преобладающий цвет
природы и чувственного мира, он часто связан с потусторонним миром – это
мистический цвет эльфов и маленьких человечков из космоса. Даже сатану
иногда изображают зеленым, возможно из-за того, что зеленоватый оттенок
имеет нездоровая кожа.
Также в моей работе я использовала цвета серебра, золота и бронзы.
ЗОЛОТО.
Благородный металл. В древности повсеместно ассоциировался с солнцем,
благодаря чему, а также вследствие своего замечательного блеска,
сопротивление ржавчине, прочности и ковкости стал символом божественного
начала. В эмблематике он означает самый широкий спектр качеств: от чистоты,
утонченности, духовной просвещенности, правды, гармонии, мудрости до земной
силы, славы, великолепия, знатности и богатства. Для алхимиков опыты с
золотом были Великим Делом, целью упорных поисков способа превращения
вещества. В Империи Инков правителям, восходившим на престол, поверхность
тела покрывали смолой, смешанной с золотой пылью, что породило легенды о
«золотом человеке» (El Dorado). Позолота на византийских иконах и в
буддийской традиции символизирует божественное начало, так же как и
предметы из сусального золота в средневековом искусстве. Во многих культах
золото было признано материальным проявлением божественной сущности: в
Египте – телом бога солнца Ра, у ацтеков – ликом бога солнца Виулипуцли или
частицами солнца, которое оставило свои лучи – золотоносные жилы – в земле;
в Индии – минеральной формой света. С другой стороны, золото являлось
символом просвещенности и Слова Божьего. Из-за своей ассоциации с солнцем
золото было символом мужского начала. Символизм этого металла приписывается
также и золотому цвету.
СЕРЕБРО.
Чистота, целомудрие и красноречие. В символике металлов серебро –
лунный, женский, холодный знак, атрибут богини луны Дианы, а также металл
королев. Из-за ассоциации с лунным светом, его сравнивали со светом надежды
и мудростью – оракулов часто называли «серебряными языками». Отсюда и
восточная пословица «Слово – серебро, молчание – золото».
«Серебряный век» – аллегория потери невинности, возможно, потому, что
этот ковкий металл с древности применялся для чеканки монет и со временем
приобрел некоторые отрицательные значения. Наиболее известный пример –
предательство Иудой за 30 серебряников.
БРОНЗА.
Сплав олова и меди, символизирующий мощь, силу, стойкость. Бронзу
связывали с хромым кузнецом Гефестом, который, согласно древнегреческому
мифу, выковал из нее великана Талоса. Культовые объекты часто сооружали из
бронзы, полагая, что она обладает оберегающей силой.
Следовательно, символика цвета связана с чувствами и чертами
характера людей, их деятельностью, убеждениями, мировоззрением.
Выразительности живописного изображения способствует также свойство линий
рисунка и силуэтов картины вызывать впечатления стремительности, плавности,
покоя, замкнутости и т.д.
3.3. ХОД РАБОТЫ
В работе над батиком практически основное место занимает эскиз
декоративной композиции. Эскиз должен быть продуман досконально как
графически, так и в цвете.
Ткань перед работой требует специальной подготовки. Многие
профессионалы советуют выстирать шелк перед тем, как приступить к работе, а
тяжелый шелк замочить в высококачественном моющем средстве при температуре
300 С. Это позволяет очистить шелк от возможных загрязнений и застрахует от
пятен, образующихся на шелке в результате попадания на него во время работы
капель воды. Предварительная стирка или замачивание важны еще и потому, что
недекатированный шелк дает после росписи усадку примерно на 2-3 см на 1
погонный метр. В любом случае шелк следует хорошо отутюжить, прежде чем
прикреплять ткань к подрамнику. Подрамник тоже отличается от подрамников,
предназначенных для работ, выполняемых масляными красками. Рейки должны
иметь скос 300-400, так как ткань, натянутая на подрамник, не должна
ложиться на всю сторону подрамника, а только слегка ее касаться (фото 1).
Для натягивания шелка на подрамник используются канцелярские кнопки.
Натягивать нужно строго по расположению нитей. Прикрепляем сначала одну
сторону ткани (это легче сделать если начать с кромочного края). А затем,
прежде чем приколоть край, противоположный кромочному, приколите ее,
натянув, к двум оставшимся углам, и лишь после этого прикалываем остальные
края. Если все сделано правильно, шелк будет натянут «как на барабане».
Бросьте на середину натянутого шелка булавку – она буквально отскочит от
него вверх.
Теперь неострым и мягким карандашом (8В) переводим на шелк
просвечивающиеся контуры декоративной композиции (фото 2). Следующим шагом
в работе является обведение контуров декоративной композиции, которые по
задумке должны оставаться белыми. Это делается с помощью специальной
стеклянной трубочки с шариком и вытянутым носиком (фото 3). Резервирующий
состав должен хорошо высохнуть, иначе в дальнейшей работе от будет
пропускать краску. В то время пока сохнет резерв можно развести красители.
Их обычно разводят водой, каждый цвет в отдельной закрывающейся посуде, это
может быть стеклянная баночка. Посуда должна плотно закрываться, так как
при длительной работе вода может испаряться и концентрация красок
изменится. После высыхания резерва, перед тем как начать вводить цвет в
работу, нужно намочить всю натянутую ткань, для того, чтобы было легче
покрыть ее красителями и для лучшего смешения цветов. Пока краска на тканях
не высохла можно применить солевую технику для выполнения разводов,
напоминающих камни, растения.
Причудливые узоры и изумительные структуры возникают в результате
использования соли, причина этому – гигроскопические свойства соли: она
поглощает влагу. Если покрасить шелк и, не давая ему высохнуть, нанести на
него немного соли, она тут же начнет впитывать воду. Вместе с водой соль
притягивает и содержащиеся в ней пигменты – в результате краска становится
светлее, цвета смешиваются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем
все время разные, в зависимости от влажности, состава краски или
особенностей самой соли. Эту технику я использовала при работе над дипломом
(фото 4). А теперь более подробно о том как это делается. Результат
зависит, в частности, от зернистости соли, то есть от величины ее
кристаллов. Для мелкозернистой соли типичны многочисленные, близко
расположенные друг к другу относительно темные участки пигментных
скоплений, в то время как крупная соль дает узоры с четкими цветовыми
смешениями. Действие соли можно корректировать. После того, как насыпали ее
на влажную краску, вокруг отдельных кристаллов соли, кисточкой можно
нанести немного воды. Этот прием я использовала при выполнении центральной
фигуры Земли (фото 4). Не берите воды слишком много, соль может
раствориться, что ведет к образованию некрасивых пятен. Очертания узоров
можно корректировать с помощью соли «абсолютно целенаправленно», если
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|