рациональное  мышление  и  выросшее  уважение  к  личности  вызвали   потерю 
интереса к традиционным верованиям  и  ритуалам.  Символы  остались  лишь  в 
литературе и искусстве, светских и религиозных обрядах и фольклоре. 
      Символизм сохранил свою графическую и психологическую силу  не  только 
в таких творческих областях, как литература, музыка, кино, театр,  живопись, 
но так же и в политике и рекламе. 
       Символы  зачастую  –  просто  изображения,  имитирующие  форму   того 
существа  или  предмета,  с  которым  они  связаны.  Их  значения  временами 
неожиданны, но чаще очевидны, так как основаны на  неком  качестве,  которое 
этим предметам или существам изначально присуще:  лев  –храбрость,  скала  – 
стойкость. Хорошо знакомые каждому  объекты  мира  –животные,  птицы,  рыбы, 
насекомые, растения или камни – все они включены  в  реестр  символов.  Они, 
как и сами люди, когда-то считались частью чего-то  большего,  чем  реальная 
действительность, – особенности их поведения  считались  выражением  законов 
природы и моральных истин, присущих космическому порядку. 
       С  другой  стороны,  символы  могут  быть   воображаемыми,   имеющими 
совершенно произвольную форму. Они даже могут быть основаны на  фонетических 
ассоциациях, что, например, обычно в китайской  культуре.  Подобные  символы 
могут включать как графические линии и геометрические фигуры, так и слова  и 
ритуальные жесты. 
      В своей работе я старалась не слепо копировать символы,  а  пропустить 
их через свое восприятие и мироощущение. 
ЭЛЕМЕНТЫ МИРОЗДАНИЯ. 
      Сложная система символических понятий, связанная  с  четырьмя  (иногда 
пятью)  природными  субстанциями  и  явлениями,  которые  по   предположению 
древних были составными частями при создании Вселенной.  Западная  традиция, 
в этом случае испытавшая  значительное  влияние  древнегреческой  философии, 
таковыми элементами считала воду, воздух, землю и огонь.  Иногда  добавлялся 
и пятый элемент – эфир  или  квинтэссенция  духа.  Огонь  считали  средством 
преобразования из одного состояния в  другое.  Эти  элементы  представлялись 
основой  космического  порядка  и  гармонии,  ранняя   медицина   стремилась 
сопоставить с ними  физические  и  психические  особенности  человеку:  так, 
мокроту, мозг, флегматичный темперамент связывали с водой; кровь,  сердце  и 
сангвинистический  темперамент  –  с  воздухом;  светлую  желчь,  печень   и 
холеристический  темперамент   –   с   огнем;   темную   желчь,   селезенку, 
меланхолический темперамент  –  с  землей.  Воздух  и  огонь  представлялись 
активными и мужскими элементами, а вода и земля  –  пассивными  и  женскими. 
Все более и более различные аналогии, включая связь  с  цветом,  сезонами  и 
этапами человеческой жизни, добавлялись сюда в стремлении  создать  стройную 
символическую систему, которая начала разрушаться только в  последнее  время 
в связи с достижениями научной методологии. В Китае  подобная  система  была 
основана на пяти даосских элементах: воде, огне, дереве,  металле  и  земле. 
Их сопоставляли  с  единством  противоположностей,  заключенных  в  активном 
мужском начале «ян» (огонь  и  воздух)  и  женском  пассивном  начале  «инь» 
(земля, вода, металл). Пятеричная индийская система символов  предполагалось 
как «космическое состояние  вибрации»  следующих  элементов:  акаша  (эфир), 
анас (вода), вайю (воздух),  тега  (огонь),  придхиви  (земля).  В  западном 
искусстве вода изображалась опрокинутым кувшином или фигурами богов  моря  и 
рек; воздух – фигурой богини Юноны, иногда летящей,  несмотря  на  оковы  на 
руках и ногах, иногда фигурой женщины с хамелеоном в руке;  огонь  –  птицей 
Феникс, фигурой древнегреческого бога Вулкана, а также женщиной с  огненными 
волосами или молнией  в  руке;  земля  –  аллегорической  фигурой  матери  с 
символами плодородия в руках, а также башнеобразной короной Кибелы. 
      В своей работе  я  показала  гармонию  этих  элементов  мироздания,  а 
именно стихий. С помощью форм показала и характер каждой из них. 
      Воспринимаемая как центр космоса  земля  характеризуется  максимальной 
сакрализованностью и чистотой, поскольку  центр  рассматривался  всегда  как 
священный эмбрион вселенной, своеобразный  космос  в  космосе.  Значительная 
часть сюжетов с участием обожествленной земли содержится  в  космогонических 
мифах, рассказывающих о первоначальной божественной паре  –  небе  и  земле. 
Земля  не  только  супруга  неба,  участвующая  в  создании  космоса,  но  и 
плодородная земля, почва. Поэтому я изобразила ее  в  виде  женской  фигуры, 
спокойно сидящей. Ее положением я  передала  спокойствие,  уравновешенность, 
уверенность в себе. Ее нижняя часть напоминает форму листа  не  случайно,  а 
потому, что лист – китайская эмблема  счастья.  Листья  часто  символизируют 
множественность  человеческих  жизней  и  их   краткость.   Так   же,   лист 
использовался  как  метафора  для  изображения  проходящего  времени.  Земля 
всегда ассоциируется с женщиной. 
       Дающая  жизнь,  защитница  и  кормилица.   Этот   древний   символизм 
преобладает в изображении женщин в искусстве, мифологии и  религии  во  всех 
ранних традициях и отражается в эмблемах, наиболее связанных  с  ними.  Сюда 
входят символы матки, такие, как пещера, колодец, источник; ножны,  корзина, 
лодка, и, похожий по очертаниям  на  лодку,  лунный  полумесяц;  углубления, 
такие, как борозда или долина; сосуды–ваза, кувшин, чаша, урна.  Остановимся 
на символе кувшина, так как именно этот символ я использую в  своей  работе. 
Как и  другие  сосуды,  кувшин–символ  материнского  лона,  источника  жизни 
живительного влаги. В Древнем  Египте  кувшин  считался  атрибутом  Исиды  и 
Осириса. Аллегорическая фигура Умеренности часто  изображалась  льющей  воду 
из одного кувшина в другой. С  кувшином  изображалась  и  Геба,  прислужница 
олимпийских богов. В картах Таро кувшин  –  знак  Водолея  и  Звезды.  Кроме 
этого  с  женщиной  связываются  символы  плодородия  –  деревья  и  фрукты; 
специфические  сексуальные  образы  –  раковина,   ромб   или   перевернутый 
треугольник. Качества, наиболее часто связываемые в  традиционной  символике 
с  женщинами,  –  душа,  интуиция,  эмоции  и  эмоциональное  непостоянство, 
пассивность  и  подсознательное,  любовь  и  чистота.  В  искусстве  женщины 
персонифицируют большинство человеческих недостатков и достоинств. Их  также 
идентифицируют с  магическими  способностями,  особенно  с  предсказанием  и 
пророчеством. Поэтому  землю  в  моей  работе  наполняют  камни  и  растения 
необычной формы. Камень – некогда чрезвычайно важный символ магических  сил, 
заключенных   в   неодушевленной   материи.   Основные   качества,   которые 
символизировал камень во многих древнейших культурах, –  постоянство,  сила, 
целостность. Их значимость  усиливалась  и  приобретала  священный  смысл  в 
отдельно стоящих каменных объектах,  каменных  жезлах  и  ножах  и  каменных 
амулетах. Камням свойственно накапливать тепло, холод,  удерживать  воду,  а 
драгоценным камням – свет. Растение во  всех  культурах  –  основной  символ 
живой земли и циклической природы рождения, смерти  и  возрождение.  Боги  и 
богини растений встречались среди древнейших божеств, часто  почитались  как 
прародители человека, а также растений. Мифы о превращении людей в  растения 
символизируют космическое  единство,  жизненную  силу,  дающую  начало  всем 
созданиям Божьим. 
      Воздух – одна из  фундаментальных  стихий  мироздания.  Как  и  огонь, 
воздух соотносится с мужским, легким, духовным началом  в  противоположность 
земле  и  воде,  относящимися  чаще  всего  к  началу  женскому,   тяжелому, 
материальному. 
       Воздух  описывается  в  виде  дыхания,  дуновения  ветра,  обладающих 
множеством  символических  значений.  Дуновение,  дыхание  –   олицетворение 
муссонного ветра; созидатель мира – дух божий, носящийся над  водами.  Также 
существуют  варианты  мифов  о  мировом  яйце,  снесенном   крылатым,   т.е. 
воздушным, божеством. Изображая  в  своей  композиции  воздух,  я  осознанно 
показала его с  крыльями,  так  как  они  означают:  скорость,  подвижность, 
подъем, возвышение,  сильное  желание,  превосходство,  свобода,  интеллект, 
вдохновение. Хотя крылья обычно эмблема возвышения или перехода с  земли  на 
небеса, они могут также символизировать защиту («взять под  крыло»).  Крылья 
часто  были  связаны  с  солнечными  божествами   и   привнесли   иронию   в 
древнегреческий  миф  об  Икар,  который  вместе  со  своим  отцом   Дедалом 
попытался убежать от гнева владыки Крита  Миноса.  Икар  разбился  насмерть, 
когда воск на его искусственных  крыльях  расплавился  из-за  того,  что  он 
подлетел слишком близко к  солнцу  –  истинному  богу,  противопоставленному 
самонадеянному человеку. Лишь достойный  человек  может  обладать  крыльями. 
Крылья тщеславных подрезаны или опалены огнем, как крылья  сатаны.  Так  как 
символизм птиц и крыльев тесно связан, в искусстве крылатые  создания  могут 
быть хищными и  пугающими,  особенно  те,  чьи  крылья  покрыты  чешуей  или 
напоминают  крылья  летучей  мыши  (знак  сатаны).  Феи  наделены   крыльями 
бабочек. Обычай рисовать ангелов с крыльями  появился  приблизительно  в  VI 
в.н.э. и основан на классических образах вестника богов  и  других  крылатых 
божеств. Кроме ангелов, душ и персонификации Духа, таких как голубь  Святого 
Духа,  другие  крылатые  существа  в  искусстве  включают  греческого  бога- 
вестника Гермеса (у римлян Меркурий); бога сна Гипноса и  его  сына  Морфея; 
богиню Немезиду и Гарпий; и  аллегорические  фигуры  Славы,  Истории,  Мира, 
Фортуны. Крылатые диски –  солнечные  эмблемы.  Крылатые  змеи  или  драконы 
сочетают в себе земную и небесную силы. На мой взгляд, воздух был бы  беден, 
если бы не обладал облаками – своим вторым я. Облака  в  символике  означают 
мужское плодородие, физическое и духовное.  Кроме  того,  что  облака  несут 
символику  изобилия  как  предвестники  дождя,   они   также   символизируют 
Божественное Откровение и само присутствие Бога. Так, бог  Иегова  в  образе 
облачного столпа  вел  израильтян  через  пустыню;  согласно  Корану,  Аллах 
вещает с облаков. В Китае облака, особенно розовые,  символизируют  счастье, 
а  также  вознесение  на  небеса.  «Девятое  облако»  –  мистический  символ 
счастья.  Также  по  воздуху,  как  легкой  духовной  субстанции,  прилетают 
крылатые божественные вестники – ангелы. Так как воздух является  обиталищем 
множества духов, среди них помещаются  и  души  умерших,  которые  не  нашли 
успокоения. 
      Гераклит говорил: «Из смерти земли рождается воздух, из смерти воздуха 
– огонь». Именно поэтому в моей композиции воздух убегает от огня, а  огонь, 
для того, чтобы жить, догоняет воздух. 
      Огонь –  божественная  энергия,  очищение,  откровение,  преображение, 
возрождение,   духовный   порыв,   искушение,    честолюбие,    вдохновение, 
сексуальная  страсть,  сильный   активный   элемент,   символизирующий   как 
созидательные, так и разрушительные силы. Поэтому  его  я  изобразила  также 
как и воздух с крыльями, но другими по  общей  форме  и  структуре.  У  огня 
крылья – это языки пламени, которые как греют, так  же  и  могут  обжечь.  В 
древности люди были уверенны, что огонь может защищать  от  зла.  Графически 
огонь в алхимии изображается в виде треугольника  и  считается  субстанцией, 
объединяющей три остальные стихии. В  моей  композиции  он  несет  такую  же 
функцию. 
      Вода – древний универсальный символ  чистоты,  плодородия  и  источник 
самой жизни. Существует множество  мифов:  в  одних  говорится  о  всемирном 
океане, из вод которого появилась земля,  а  в  других  говорится,  что  бог 
метнул молнию в землю и из того места  начал  бить  ручей.  Поэтому  в  моей 
композиции вода и земля являются одним целым  женским  началом.  Вода  также 
изображена в виде женской фигуры, значение которой описывалось  в  тексте  о 
земле. Вода во многих культурах – первичный источник жизни  –  безграничный, 
неистощимый и полный  неожиданностей.  Вода  является  образом  матери,  но, 
кроме того, символом превращения и возрождения,  бесконечности  познания.  В 
самой фигуре  воды  я  изобразила  потоки  рек  –  мощный  символ  уходящего 
времени, жизни. Кельты считали, что места  слияния  рек  особенно  священны. 
Также  в  фигуре  присутствуют  различные  раковины,  которые  в   древности 
символизировали  плодородие.  Также  плодородие  символизировал  и   кувшин, 
описанный в тексте о земле, который также присутствует в  фигуре  воды.  Для 
того, чтобы показать, что вода  является  источником  жизни  я  использовала 
символ – точку. Точка в мистических представлениях – центр и источник  жизни 
–  символ  первичной  созидательной  энергии,  которую  иногда  представляют 
настолько   сконцентрированной,   что   отражать   ее   может   лишь   нечто 
нематериальное, например, отверстие. Древний символизм точки, как  предельно 
сжатой  энергии,   широко   распространенный   в   мистической   литературе, 
чрезвычайно близок к современным  физическим  и  астрономическим  теориям  о 
происхождении вселенной. 
      Все фигуры в композиции вписаны в круг, который в свою очередь  вписан 
в квадрат, так  как  круг  означает  совокупность,  совершенство,  единство, 
вечность – символ полноты, законченности, который  может  заключать  в  себе 
идею и постоянства и  динамизма.  Взаимосвязь  между  открытиями  в  атомной 
физике и мистическими  значениями  круга  поразительна.  Помимо  точки,  или 
центра, которая разделяет его символизм, круг – единственная  геометрическая 
фигура, неделимая  на  себе  подобные  и  одинаковая  во  всех  точках.  Для 
неоплатоников  круг  является  воплощением  бога  и  неограниченным  центром 
космоса. Так как круг, иногда сфера – фигура без четкого начала  и  конца  – 
это  наиболее  важная  и  универсальная  из  всех  геометрических   форм   в 
мистических учениях. И так как он может обозначать другие важные  символы  – 
колесо, диск, кольцо, циферблат, солнце, луну его символизм довольно  трудно 
определить. 
       Для  древних  обозримая  Вселенная  виделась,  без  всяких  сомнений, 
кругообразной – сюда входили не только сами планеты, включая  предполагаемый 
земной диск, окруженный водой, но также  их  циклические  движения  и  смена 
времен года. Символические значения и функции при  использовании  круга  для 
измерения времени (солнечные часы) и пространства (основные  астрологические 
и астрономические исходные точки) составляли неразрывное единство.  Небесный 
символизм и вера в небесную силу лежали  в  основе  первобытных  ритуалов  и 
ранней архитектуры по всему  миру:  круговые  танцы  и  ритуальные  хороводы 
вокруг огня, алтаря или  идола,  передаваемая  по  кругу  трубка  мира  –  у 
индейцев Северной  Америки;  круглые  формы  юрт,  шатров  и  самих  стойбищ 
кочевых народов; кружение шаманов; круговая структура мегалических знаков  и 
сооружений  в  неолитический  период.  Круг  имел  как   защитное,   так   и 
божественное значение, как, например, у кельтов, – и это  значение  все  еще 
сохраняется в  фольклоре,  но  уже  в  новых  современных  формах.  Вспомним 
загадочные кольца  на  фермерских  полях  и  летающие  тарелки.  Круг  также 
представлялся объектом, заключающим в себе гармонию, – как  круглый  стол  в 
легенде о короле Артуре или широко  используемое  в  современной  английской 
идиоматике  выражения  «колдовской  круг  связей  и  знакомств».  Во  многих 
изображениях кругу придавался динамизм  с  помощью  лучей,  крыльев,  языков 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 
   
 |