–сотворенный  космос,  его  состав  и  параметры.  Порядок  сотворения  мира 
соответствует следующей идеальной схеме: хаос  –  небо  и  земля  –  солнце, 
месяц, звезды > время > растения > животные > человек > дом, утварь  и  т.д. 
Таким  образом,  космогонические  мифы  описывают   становление   мира   как 
результат последовательного введения основных  бинарных  оппозиций:  небо  и 
земля и т.п. и градуальных серий, основанных на постепенном возрастании  или 
уменьшении какого-либо признака: растения > животные >  люди. 
      Порядок творения подчеркивается часто введением числовых  показателей, 
которые относятся или к порядковому номеру этапа  творения,  или  количеству 
элементов мироздания, возникающих на данном этапе его развития. В  идеальной 
схеме оба эти варианта сводится к одному, имеющему примерно  следующий  вид: 
«один объект на первом шаге порождает два объекта» – «два объекта на  втором 
шаге порождают три объекта» – «три объекта на третьем  шаге…»  (такая  форма 
находит  подтверждении  в  безразличии  к  размежеванию   количественной   и 
порядковой функции чисел в ряде  архаичных  культур,  например  в  китайской 
традиции). Указанная  структура  основана  на  мифопоэтической  логике  схем 
порождения, зафиксированных во многих мифах  творения  например,  шумерская, 
где Номму, праматерь всего сущего, порождает гору,  на  которой  обитали  Ан 
(небо) и  Ки  (земля);  они  порождают  Энлиля,  хозяина  земли,  основателя 
Ниппура. В наиболее полном виде подобная схема представлена в  начале  Книги 
Бытия: «и сказал бог: да будет свет… и отделил бог свет от  тьмы.  И  назвал 
бог свет днем, а тьму ночью…день один. –  и  сказал  бог:  да  будет  твердь 
посреди воды… и создал бог твердь  и  отделил  воду…  и  назвал  бог  твердь 
небом… день второй…» и т.д. вплоть до  седьмого  дня;  в  исходной  ситуации 
«земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной». Подобным  же  образом, 
но без числового  упорядочения  построена  гераклеопольская  версия  мифа  о 
сотворении мира, где объекты появляются в следующем порядке: небо  и  земля; 
воздух; растения, животные, птицы,  рыбы;  свет;  молельня;  князья…  Иногда 
порядок творения подчеркивается  не  только  числовыми  показателями,  но  и 
чередованием  вопросов  и  ответов,  отсылающим  нас  к  практике  основного 
(годового) ритуала. Сходная ситуация в ведийских  брахмодья–словесной  части 
ритуала, построенной как серия загадок и отгадок  на  космогонические  темы. 
Подобные схемы определяют космогонические мифы и в  традициях  не  прошедших 
через стадию литературной обработки. Так, широко распространенный в  Евразии 
и Северной Америке космогонический миф, в  котором  творцом  мира  выступает 
гагара, строится в соответствии с принципом: ныряет  в  море  одна  птица  и 
остается там один день. Потом ныряют две птицы и  остаются  там  два  дня  и 
т.д. Наконец,  ныряют  в  море  семь  птиц  и  остаются  там  семь  дней,  в 
результате чего был сотворен мир. Таково строение  космогонических  мифов  в 
отношении последовательности этапов творения и содержания каждого из них.  В 
целом космогонический миф соответствует сюжетной схеме, в  которой  движение 
осуществляется в  следующих  направлениях:  от  прошлого  к  настоящему,  от 
божественного к человеческому, от космического природного  к  культурному  и 
социальному, от стихий к артефактам (вещам и  соответствующим  институциям), 
т.е. внешнего и далекого к внутреннему и близкому. 
      Для типологии космогонических мифов существенен  еще  ряд  параметров. 
Один из них связан с ответом на вопрос «как произошло творение?».  «Нулевое» 
значение этого параметра – ответ «так и было» (без каких либо мотивировок  и 
объяснений). Происхождение космоса или его частей предстает как  превращение 
тех или иных объектов в другие (австралийские тотемные предки, свершив  свой 
маршрут и «утомившись», спонтанно  превращаются  в  скалы,  холмы,  деревья, 
животных);  пространственное  перемещение,   добывание   или   похищение   у 
первоначальных хранителей (гагара, утка, нырок и  т.п.  добывают  грязь  или 
ил,  из  которых  возникает  мир,  как  в  мифах  народов   Сибири,   бурят, 
американских  индейцев);  изготовление  демиургом  или   богом   –   творцом 
(наиболее типичный пример – библейская космогония, где бог с  самого  начала 
выступает как единственный творец и мироустроитель, и все стадии творения  – 
«шестидневье» –  суть  акты  его  творческой  воли;  в  религиях  Востока  – 
маздеизме, манихействе,  богомильстве  –  образ  творца  двоится:  добрый  и 
мудрый творец создает  все  хорошее,  полезное  для  человека,  а  его  злой 
соперник  вредное  и  дурное).  Широко  распространен  мотив  биологического 
порождения космических объектов,  богов  и  людей  творцом  (космогонический 
процесс предстает при этом как цепь  рождений  богов,  моделирующих  те  или 
иные  природные  объекты,  и  нередко  связан,  в  этом  случае,  со  сменой 
поколений богов и борьбой между ними, как  в  аккадской,  западно-семитской, 
хетто-хуритской,  греческой  мифологиях).  Порождение  осуществляется  часто 
каким-либо необычным способом: из частей тела творца (иногда сам творец  при 
этом исчезает, превращается,  гибнет  –  приносит  себя  в  жертву  или  его 
убивают другие  боги),  путем  изрыгания  (египетский  Атум,  проглатывающий 
собственное семя и изрыгающий Шу и Тефнут),  и  нередко  представляется  как 
своеобразное извлечение объектов божеством из себя.  Физическому  порождению 
очень близко порождение предметов путем их словесного  называния,  поскольку 
последнее есть некая духовная эманация божества, а  не  творение  из  ничего 
(египетский Птах  создает  мир  «языком  и  сердцем»);  мотив  возникновения 
вселенной по приказу (серия приказов в мифе  маори),  в  результате  которых 
совершаются основные космогонические акты,  или  мифы  индейцев  хайда,  где 
подобные приказы отдает ворон. Перечисленные способы творения  («порождение» 
в  широком  смысле  слова)  воспринимаются  мифопоэтическим  сознанием   как 
эквивалентные, они  часто  сочетаются  друг  с  другом  или  один  в  другой 
(возникновение  мира  благодаря  вращению  или  увеличению  земли  в   мифах 
индейцев хайда, луисеньо, сенека, помо, виннебаго и др.,  а  также  создание 
вселенной  путем  последовательного  наращивания  слоев,  как  в   ацтекской 
космогонии или в представлениях  некоторых  народов  Океании  о  космосе  из 
девяти слоев, каждый из которых связан с особым  классом  мифологизированных 
существ). 
      Процесс творения может совершиться в результате волевого  акта  самого 
творца  или  в  ответ  на  чью-либо  просьбу,  мольбу;  часто  (особенно   в 
архаических мифологиях) в результате  ошибки,  оплошности  (в  австралийских 
мифах два человека забывают поднять с  земли  копья,  из  которых  вырастают 
чудесные деревья; в мифах индейцев апапокува –гуарани  старший  брат  солнце 
творит вселенную, исправляя ошибки младшего брата – месяца и др.). 
      «Материальным составом» творимых объектов чаще всего служат либо части 
тела, слово и т.п. любого из творцов (бога или человека, иногда  животного), 
как при порождении (возникновение мира из  тела  убитого  гиганта,  например 
аккадский Тиамат), либо  элементы,  смешанные  в  хаосе  (Апсу  и  Тиамат  в 
аккадской мифологиях, египетская,  греческая,  китайская,  японская  версии, 
также  изредка  в   мифах   индейцев).   Практически   универсальный   мотив 
возникновения мира из первозданных вод,  часто  отождествляющихся  с  хаосом 
(мифология  Двуречья,  Египта,  Индии,  Греции,  Японии,  Океании,   Африки, 
Америки); создание вселенной из пены, ила, грязи: пена  и  ил,  плавающие  в 
первозданном океане (мифология индейцев миштеков),  грязь  (гавайский  миф). 
Космогенез предстает как развитие  из  яйца  мирового  или  из  близких  ему 
образов, например, из двухстворчатой раковины, из скорлупы. Вселенная  может 
создаваться   творцом   с   привлечением   различных   других   сил   (также 
осмысляющихся как  ее  части):  с  участием  божеств  четырех  сторон  света 
(четыре брата в  мифологии  индейцев  виннебаго;  четыре  бога,  сотворенных 
первозданным океаном Лова в мифах туземцев Маршалловых островов),  духов,  с 
помощью гигантского змея, поддерживающего  землю  (скандинавский  Ермунганд, 
огромный  змей  Мидгарда,   опоясывающий   мир;   Айдо-Хведо–змея-радуга   в 
дагомейской мифологии). 
      Два других типологических параметра космогонических мифов представляют 
крайние  точки  эпохи  творения,  т.е.  начало  и  ее   конец.   На   уровне 
мифологических персонажей им соответствуют творец  и  тварь,  среди  которых 
последнее звено в цепи творения – человек, о  его  происхождении  повествуют 
антропогонические мифы как  составная  часть  космогонической  мифологии.  С 
сотворением человека, вместе с тем,  открывается  уже  другая  серия  мифов, 
связанная  с  человеческими  деяниями,   с   достижениями   и   завоеваниями 
культурного героя (обычно  уже  в  узкоземном  масштабе)  вплоть  до  рубежа 
мифического времени. 
      Творец, если он вообще существует в данной  космогонической  традиции, 
как некое первое существо  может  иметь  божественную  космическую  природу: 
(«высший бог» Темаукль, или «тот, что наверху», «один  на  небе»,  создатель 
неба и земли, о котором говорят, что не было времени, когда бы  Тамаукля  не 
было в мифах индейцев Огненной Земли);  «первый  бог»,  создавший  мир  и  в 
дальнейшем редко вмешивающийся в дела людей  (праздный  бог),  возникший  из 
первородного хаоса или океана или нашедший сам  себя  (обнаруживший  себя  в 
пустоте и безвидности), «делатель земли»; космические родители: небо-отец  и 
земля-мать (иногда речь идет о двух началах – мужском,  идущим  от  неба,  и 
женском,  идущем  от  земли,  которые  сливаясь  порождают  отца   и   мать, 
находящихся между небом и землей). 
      Творец, обладающий  человеческой  природой  (во  всяком  случае  более 
близкой к ней, чем к божественной; на грани того и другого–демиург),  –  это 
первочеловек,  культурный  герой,  основатель  данной  культурной  традиции. 
Творец иногда имеет облик животного: ворон, койот,  корова,  ящерица,  червь 
(участие змея в сотворении мира), гагара и т.п. 
      Таким образом, по трем перечисленным  параметрам  космогонический  миф 
отвечает схеме типа «некто сотворил неким образом нечто (некоего)». 
                        2.2 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ. 
       С  самых  ранних  ступеней  развития  коллектива   его   общественным 
сознанием,  обслуживающим  важные  практические  потребности  общины,   была 
мифология. Ее зарождение связано со  стремлением  людей  осознать  отношения 
между человеком и природой, а тем самым и осмыслить  социальные  и  духовные 
отношения.  В  основе  мифологических  представлений   лежала   архаическая, 
неразвитая,  примитивная  форма  веры  в  сверхъестественное  –   магические 
верования. Но в то же время  мифы  имели  чувственно-конкретный,  наглядный, 
художественно-образный   характер.   Они   были    одним    из    проявлений 
развивающегося  воображения  человека.  Мифы   включали   в   себя   зачатки 
художественной  образности   и   этических   представлений,   т.е.   зачатки 
искусства. 
      Магическая сторона мифа придавала уверенность, что с помощью  действия 
можно будет легче достичь поставленной  практической  цели,  подчинить  себе 
чуждые внешние природные и социальные силы. А к  чему  все  это  привело  мы 
видим и ощущаем на себе. Поэтому в  своей  работе,  придерживаясь  поговорки 
«Клин клином вышибают», я  опиралась  именно  на  мифы  и  на  символику,  в 
надежде на то, что древняя  мудрость  мифологии  заставит  каждого  человека 
задуматься о глобальных проблемах человечества. 
      На мой взгляд, именно  такая  техника,  как  роспись  шелка,  наиболее 
удачна для выражения моего замысла. Изображение, полученное с  помощью  этой 
техники, может быть как  плоскостным,  так  и  вполне  живописным,  обладать 
различной фактурой, также в  работе  присутствуют  элементы  графики.  Из-за 
такого множества положительных качеств работа приобретает  достаточно  яркую 
эмоциональную окраску, что  на  мой  взгляд  привлечет  внимание  зрителя  к 
красоте природы. И каждый человек будет стремиться к достижению  гармонии  с 
природой.  Именно  поэтому,  в  качестве  выражения  своего  мироощущения  я 
выбрала  технику  росписи  по  шелку,  так  как  шелк   является   природным 
материалом,  позволяющим  ощутить  всю  тонкость  и   нежность   взаимосвязи 
элементов мироздания. 
                           III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 
                     3.1. ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СИМВОЛОВ 
      В работе над дипломным проектом я опиралась на исторически сложившиеся 
сведения из легенд и мифов всех народов  мира.  Немаловажную  роль  в  своей 
работе я отвела символике. 
      С древнейших времен человечество сопровождают символы.  С  их  помощью 
он пытался и пытается сделать  видимыми  и  узнаваемыми  свои  идеи.  Однако 
функции и  значения  символов  часто  разрастается  до  чего-то  большего  и 
перестают быть только  художественно  выполненными  указателями.  В  течении 
тысячелетий  они   позволяли   скульпторам,   художникам   и   ремесленникам 
передавать глубочайшие мысли о человеческой жизни и  природе.  Как  японские 
«хайку» в трех строчках заключают иногда целые миры,  так  и  символы  могут 
нести огромное количество информации и при этом оставаться простыми и  легко 
запоминающимися. Многие символы наделены не одним, множеством значений,  так 
как содержат идеи, несущие различную смысловую нагрузку. 
      Основное различие между символом и знаком  состоит  в  том,  что  знак 
имеет практическое,  недвусмысленное  значение:  «не  курить»,  «опасность». 
Символ имеет гораздо большую возможность обратной связи, он  несет  значения 
иногда  противоречащие  друг  другу.  Многие  символы  вобрали  в  себя  как 
древнейшие так и более новые представления людей о космосе,  своем  месте  в 
нем, о своих поступках, о том, чем  они  должны  гордиться  и  что  уважать. 
Многие символы приняты на вооружение психологией, так как  отражают  глубины 
человеческого  сознания  и  познания.  Простые  идеи,  выраженные  символом, 
несущем эмоциональную окраску, приобретают новую силу, расширяют свой  смысл 
от частного случая к обобщению. 
      В процессе обмена идеями между  людьми  (и  даже  культурами)  образы, 
символы предшествовали  слову.  Вырезанные,  нарисованные,  изображенные  на 
одежде в  виде  орнаментов,  легко  узнаваемые  в  результате  многократного 
повторения, эти образы использовались как для  магических  целей  –  отвести 
зло, умолить или умиротворить богов, так и для управления  обществом  –  его 
сплочения, внушения чувства преданности,  послушания,  агрессии,  любви  или 
страха. Общепринятая система жизненных символом позволяет людям  чувствовать 
гармонию друг с другом,  обществом  и  космосом,  побуждают  к  коллективным 
действиям, люди до сих пор сражаются и  умирают  под  эмблемами,  знаменами, 
имеющими символическое значение. 
      С самого начала человеческой  истории  наиболее  важные  символы  были 
попыткой  упорядочить  и  понять   смысл   человеческого   существования   в 
таинственной  вселенной.  Многие   фундаментальные   идеи   и   их   символы 
замечательным образом совпадают как и  в  примитивных  обществах,  так  и  в 
развитых цивилизациях Азии,  Индии,  Ближнего  Востока,  Западной  Европы  и 
Центральной Америки.  На  Западе  этот  универсальный  язык  символов  начал 
постепенно  терять  свое  значение  в  эпоху   Возрождения,   когда   наука, 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 
   
 |