p>
74. Общественный товар и его особенности. Политический товар Любое общество представляет собой социальное пространство, в котором
имеется распределение власти, капитала и прибыли, т.е. распределение
экономической, политической и административной власти и капитала. Кроме
экономического капитала (в традиционном понимании) существует культурный
капитал, социальный или общественный капитал, политический капитал. В
качестве социального капитала можно рассматривать официальный социальный
статус: например, статус дипломата или высокий административный пост,
которые имеют свою ценность. Общественный капитал может выражаться в таких
формах признания, как «известность», «популярность», т.е. носитель этого
капитала обладает определенными специфическими качествами, представляющими
ценность и которые могут выступать в качестве товара. В качестве
политического капитала можно рассматривать положение в иерархии властных
структур, или причастность к политическим партиям. Политический капитал —
это капитал, основанный на признании. Оно может внешне проявляться в
символах власти: королевский трон, корона, атрибуты президентской власти и
т.д. Участие в выборах, вступление в партию можно рассматривать как частные
случаи встречи спроса и предложения политического товара. Существует даже концепция «политического делового цикла». Ее
сторонники полагают, что экономическое положение в стране существенным
образом зависит от фазы «политического делового цикла» и влияет на
популярность правящей партии. В качестве главных показателей, на которые
реагирует население, выделяются темпы инфляции и безработица: чем ниже их
уровень, тем при прочих равных условиях больше голосов будет подано на
выборах за президента и правящую партию, т.е. их политический товар имеет
спрос. В советском обществе ценностями (т.е. товаром) считались определенные
должности в иерархии, а поскольку не все могли достичь их путем
добросовестного труда, места добивались другим путем — путем вступления в
партию, взяток и подкупов. Сложился бюрократический или административный
рынок. За счет использования субъектом своего иерархического статуса он мог
извлекать прибыль — так называемую административную ренту. Это было связано
с административным регулированием. Стремление к получению административной
ренты порождало торговлю административными правами и привилегиями, которые
выступали в качестве товара. В советской экономике существовал по сути дела
рынок такого товара, причем существовал вертикальный и горизонтальный
рынок. Так осуществлялись торги по «вертикали», т.е. торги между
вышестоящими и нижестоящими звеньями. Это было обусловлено командно-
административными способами регулирования экономики. Торги по горизонтали
осуществлялись между звеньями одного уровня. В условиях нормированного
распределения ресурсов часто складывалась ситуация таких горизонтальных
торгов или «серого рынка». Вертикальные и горизонтальные торги определялись
тем положением, которое занимали партнеры в системе иерархии. Но если по определению общественный продукт— это конечный продукт
(это товары и услуги), которые произведены в общественном производстве для
конечного использования, для продажи потребителю. Он учитывается в основных
показателях измерения объема национального производства. Для этого
существует ряд показателей, среди которых важное место занимает показатель
валового национального продукта (ВНП). То общественный и политический товар
не учитывался и не отражался в официальных показателях.
85. Мировое хозяйство. Место России в мировом хоз.
Единого понимания среди исследователей нет. Существуют 3 основных подхода к
определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства.
1. Мировое хозяйство - совокупность национальных хозяйств, истоки в австро- венгерской школе 19 в. Совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями.
2. Мировая экономика - система международных экономических отношений.
Единая связь между национальными хозяйствами.
3. Мировая экономика - экономическая система, самовоспроизводящаяся на уровне производительных сил, производственных отношений. Объединены экономические силы, производственные отношения, правовые нормы.
Мировое хозяйство имеет свою специфику: составляет целостную систему;
целостность мирового хоз-ния сочетается с национальными интересами стран;
способствует развитию разных стран в едином целостном мире; мировые
отношения строятся на основе конкуренции, кооперации, сотрудничества.
Целостность мирового хоз-ва проявляется в зависимости экономик разных стран
друг от друга. Только в целостной системе возможна циркуляция продуктов в
планетарном масштабе. Целостность мирового хоз-ва хар. укреплением межгос.
связей и общей заинтересованностью всех стран в решении глобальных проблем
(экология, отсталые страны, прогресс и т.д.) Следует отметить сложность и
иерархичность мирового хозяйства. Неравномерность в развитии. 1/3
покупательной способности у США, Японии и Германии при 9% населения.
Порядок функционирования мирового хозяйства базируется на нормах частного и
государственного права. Мировое хозяйство - историческая и политико-
экономическая категория. Глобальное мировое хозяйство сложилось к н. 20 в.
Мир поделен на сферы влияния, процесс формирования международных монополий.
В н. 20 в. мировое хозяйство состояло из: колоний и метрополий. В
современном мир. хоз-ве входят различные гос-ва с разными экономическими
системами (неоднородность). Существовали различные представления мировой
системы. Одна из них делит мир на три центра: мировые ядра, периферийные
страны, полупериферийные страны. Существует зависимость в их развитии друг
от друга и от центра. Мир. эк-ка включ. в себя разные интеграц. группировки
с разной степенью интегрирования. (Между группировками сущ. сотрудничество,
но и противоречие). Мир. хоз-во хар-ся 3 полюсами развития: США, ЕЭС,
Япония. Между ними сотрудничество в обл. НТП, кооперирования пр-ва, но и
противоречия (реализация, вывоз и использ. капитала, проблемы природ.
ресурсов и т.д.) Вывод: современное мир. хоз-во несмотря на свое единство и
заинтересованность всех стран противоречиво => наблюдается 2 тенденции: 1 —
к интеграции, объединению ценностностей; 2 — центробежная (преобладание
нац. интересов). Преобладающая тенденция (1) В последние десятилетия
возникла теория, связанная с движением капитала, интернационализацией
хозяйства развитых стран. Противостоит всем другим концепциям и исходит из
взаимозависимости и партнерства всех стран. Мировое хоз-во — это прежде всего совокупность межгос. отношений.
Международные экономические отношения (МЭО) - система хозяйственных связей
между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими
субъектами хозяйствования. МЭО - особая сфера деятельности, основанная на
международном разделении труда. МЭО находят практическое выражение в обмене
между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями
продукцией (товарами и услугами) международной торговле, научно-
технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и
кредитных, информационных интернациональных связях, перемещении между ними
трудовых ресурсов. МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда,
международной специализации производства и науки, интернационализации
хозяйственной жизни. Составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфер
мирохозяйственной деятельности: - международная торговля; - международная специализация производства и научно-технических работ; - обмен научно-техническими результатами; - информационные, валютно-финансовые и кредитные связи между странами; - движение капиталов и рабочей силы; - деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем.
МЭО, являющиеся полем и результатом приложения труда, капитала, природных и
других ресурсов представляют собой одну из сфер рыночного хозяйства со
свойственными ему основными признаками. В этой сфере рыночные отношения
предполагают: - множественность их объектов и субъектов; - определяющее воздействие спроса и предложения; - их взаимосвязь с ценами при необходимой гибкости и подвижности последних; - конкуренцию.
Это дополняется свободой предпринимательства.
Геополитическое положение России и ее роль в мировом хозяйстве значительно
ослабли после распада СССР. СССР обладал сильными позициями благодаря не
только уровню развития национальной экономики, но и участию в СЭВ (Совет
экономической взаимопомощи) ее влиянию на страны Восточной Европы и многие
страны в других регионах мира. Позиции России ослабли с появлением новых
независимых государств дрейфующих в сторону Западной Европы. Россия
лишилась половины морских портов, значительной части морского флота,
железных и шоссейных дорог. Трубопроводы ее оказались на территории
соседних государств. Значительно сократился экономический потенциал. К
концу 90-х он составлял всего лишь четвертую часть экономического
потенциала СССР (до распада составляла 60%) глубочайший экономически кризис
сократил ВВП России вполовину. В мировом списке стран по величине ВВП на
душу населения Россия занимает место в четвертом десятке стран. За годы
реформ значительно сократился объем внешнеторгового оборота России.
Особенно негативными являются тенденции возрастания доли сырья во
внешнеторговом обороте. Как и любая страна, экспортирующая в основном сырье
Россия в последние годы постоянно теряет в мировом обмене, т.к. существует
устойчивая мировая тенденция к падению цен на сырьевые товары (за
исключением нефти цены на которую начали расти в этом году). Выручка от
продажи сырья значительно меньше выручки от готовой продукции из этого же
сырья. Доля машиностроительной продукции в российском экспорте составляет 6-
8%.
В составе импорта России преобладают: машины, оборудование для добывающей
промышленности, продовольствие. Таким образом структура внешнеторгового
оборота России все больше приобретает черты присущие периферийной
экономике. Доля России на мировых рынках экспорта ничтожно мала — 1,3%;
импорта — 0,8%.
Сегодня международные экономические отношения России можно представить в
виде 4 колец. Первое кольцо Россия — страны ближнего зарубежья, т.е.
республики бывшего СССР. Распад привел к ослаблению хозяйственных связей,
доля этих стран в общем объеме российского товарооборота составляет около
25%. Ведущее место занимают Украина, Казахстан, Белоруссия. Второе кольцо:
Россия – страны бывшие участники СЭВ (Совет экономической взаимопомощи).
После распада СЭВ резко сократились экономические связи со странами
Восточной и Центральной Европы, доля составляет около 10% . третье кольцо:
Россия — промышленно развитые страны. В экономическом сотрудничестве с этой
группой стран Россия отдает явное предпочтение Европейскому Союзу (ЕС). На
долю европейских стран сейчас приходится около 40% всего российского
внешнеэкономического оборота. Наиболее активные экономические партнеры
России — Германия (9%), Италия (4%), Великобритания и Нидерланды (по 3%) в
настоящее время Россия занимает важное место в поставках нефти и газа в
европейские страны. В российском импорте из этих стран основное место
занимают машины и оборудование, а также продовольствие. Доля США в общем
объеме внешнеторгового оборота России составляет 5%, Япония — 3%. Четвертое
кольцо: Россия — страны периферийной экономики. В этой сфере наблюдается
упадок из-за стратегических просчетов внешнеэкономической политики. Хотя до
распада СССР эти страны Азии и Африки были рынком сбыта промышленной
продукции (оружие, энергетическое оборудование, машины, строительные
материалы. Потеряв эти рынки сейчас с трудом Россия пытается их вернуть.
86. Международная торговля. Принципы организации. Современная международная
торговая политика
Международная торговля растет и развивается в связи с выгодностью и
целесообразностью международного разделения труда (МРТ). МРТ - это
сосредоточение производства определенных продуктов в экономике отдельных
стран с целью последующей выгодной продажи на мировом рынке и
удовлетворения тем самым потребностей других стран, в которых существует
спрос на этот продукт.
В основе международной торговли лежит принцип сравнительных преимуществ.
Наличие особых условий (выгодное географическое положение, наличие редких
природных ресурсов, квалификация специалистов, высокий уровень технического
оснащения хозяйства и производительности труда) дает стране определенные
преимущества при производстве некоторых товаров и услуг. Различия в
относительной эффективности при производстве разных товаров в отдельных
странах, позволяют извлекать выгоды от специализации производства
определенных видов товаров. Торгуя между собой, страны имеют возможность
получить посредством импорта те товары, которые не производятся в стране,
приобретать их при более низких денежных расходах, чем если бы страна
самостоятельно производила данный вид продукции. Есть ряд стран, которые
торгуют сырьем и несложными видами продукции (к таким в основном относятся
развивающиеся страны), что тормозит их экономическое развитие. Однако и
такие страны не лишены возможности в условиях МРТ выйти на передовые
рубежи, о чем свидетельствует опыт Тайваня Гонконга, Южной Кореи.
Промышленно развитые страны находятся в лучшем положении в области
производства капиталоемких и высокотехнологических товаров. Изменение
отраслевой структуры, технологии, технический прогресс приводят к росту
эффективности производства товаров в различных странах. В последние
десятилетия произошли существенные изменения в географической и отраслевой
структуре экспорта. В экспорте все больше увеличивается доля услуг и
продукции обрабатывающей промышленности. В географической структуре
экспорта увеличивается доля взаимного экспорта продукции промышленно
развитых стран при одновременном снижении доли развивающихся стран.
Внутренние цены не всегда способны служить мерилом эквивалентности обмена
при купле-продаже на мировом рынке. Мировой рынок, балансируя спрос и
предложение, формирует свои цены, обычно в наиболее признанной, твердо
конвертируемой валюте. В основе формирования мировых цен лежит
интернациональная стоимость. Мировые цены регулируются, с одной стороны,
условиями производства в странах, в которых производится основная масса
товаров, поставляемых на мировой рынок, а с другой стороны, спросом и
предложением товаров на этом рынке. В современных условиях отдельная страна
практически не в состоянии производить всю необходимую ей продукцию на
высоком техническом уровне, требуемого качества. Во многих странах 20-30
процентов производимой продукции идет на экспорт. В отдельных странах,
имеющих недостаточные ресурсы, этот показатель может достигать еще большей
величины. Например, в Голландии, Бельгии 60-70 процентов продукции
экспортируется. Мировой экспорт вырос более чем вдвое, увеличившись с 2
триллионов долларов в 1980 году до более чем 4 триллионов долларов в 1994
году. Это означает увеличение объема экспорта на 69% за восьмидесятые годы
и 23% - рост за первую половину девяностых годов. Очень близки к этим
цифрам и показатели импорта.
За годы реформ значительно сократился объем внешнеторгового оборота России.
Особенно негативными являются тенденции возрастания доли сырья во
внешнеторговом обороте. Как и любая страна, экспортирующая в основном сырье
Россия в последние годы постоянно теряет в мировом обмене, т.к. существует
устойчивая мировая тенденция к падению цен на сырьевые товары (за
исключением нефти цены на которую начали расти в этом году). Выручка от
продажи сырья значительно меньше выручки от готовой продукции из этого же
сырья. Доля машиностроительной продукции в российском экспорте составляет 6-
8%. В составе импорта России преобладают: машины, оборудование для
добывающей промышленности, продовольствие. Таким образом структура
внешнеторгового оборота России все больше приобретает черты присущие
периферийной экономике. Доля России на мировых рынках экспорта ничтожно
мала — 1,3%; импорта — 0,8%. Современная международная торговая политика
характеризуется тем, что в товарном обмене очевидна тенденция роста доли
готовых изделий, на которые приходится более 70% мировой торговли.
Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным
экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно сказать, что в
середине этого столетия на долю сырьевых товаров приходится около двух
третей экспорта. Услуги составляют почти четверть международного торгового
обмена. Внешнеторговые связи нуждаются в регулировании со стороны
государства. Основной целью современной международной торговой политики
является обеспечение экономических интересов страны. В современных условиях
любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или
ограничивает международную торговлю. Государственное регулирование - это
совокупность используемых государственными органами и службами форм,
методов и инструментов воздействия на экономические отношения между
странами в соответствии с государственными и национальными интересами,
целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется
посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и
решений правительства. Известны два основных направления политики
правительства - протекционизм (направлена на защиту собственной
промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции) и
фритредерство (политика свободной торговли). В международной торговле
используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы
(систематизированный перечень пошлин, которыми облагают некоторые товары),
налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения,
мероприятия по стимулированию экспорта и импорта. Таможенные пошлины - это
налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров,
имущества, ценностей. Нетарифные ограничения представляют устанавливаемые
прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру
товаров, разрешенных к вывозу или ввозу. Существует несколько видов
количественных ограничений: контингентирование (ограничение экспорта и
импорта определенным количеством или суммой на определенный период
времени), квотирование (ограничение количества экспорта или импорта
определенного наименования), лицензирование (запрет на свободный ввоз или
вывоз без наличия лицензии). Комплексная система форсирования сбыта товаров
на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта,
административные меры по воздействию на вывоз, а также использование
средств морального поощрения экспортеров (кредитные и финансовые
инструменты). Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам,
чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто
реализуются по цене ниже издержек производства. Демпинговая политика
осуждается и страна проводящая ее подвергается экономическим санкциям.
Существует международная экономические организация, регулирующая
международные торговые отношения — Всемирная торговая организация (ВТО).
Она определяет правила международной торговли. Принципы: недискриминация в
торговле, уравнивание в правах импортного и отечественного производителя;
использование не количественных ограничений, а тарифных средств защиты
национальных рынков; взаимность в предоставлении торгово-политических
уступок и разрешение торговых споров методом переговоров и консультаций
которая Кроме того имеет широкий спектр прав, среди них — надзор за
соблюдением торговых соглашений. Цель организации — либерализация мировой
торговли путем сокращения импортных пошлин и устранения нетарифных барьеров
и ограничений в торговле. Россия подавала заявку на вступление, но пока не
член. Это ведет к некоторой дискриминации со стороны западных партнеров.
Вступление России в ВТО повлечет за собой резкое снижение уровень импортных
пошлин и отмену всех импортных квот. Для сохранения протекционистской
политики необходимо будет выработать меры по защите отечественного
производителя, которые не всегда конкурентоспособны по сравнению с
импортерами. В качестве защиты могут использоваться антидемпинговые меры и
компенсационные пошлины, введение квот в тех отраслях, которым грозит
свертывание национального производства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|