p> - крупномасштабное нарастание тов. масс, поступающих на рынок так, что золота не хватало для чеканки соответствующей ден. массы. - возрастание потребности в золоте, как в сырье для современной электроники и промышленности. - высокие издержки ден. обращения при золотых дензнаках.
Международная торговля товарами и услугами, движение капиталов неразрывно
связано с обменом национальных валют. Для обеспечения эквивалентности
обмена необходимо знать валютный курс, в виде соотношения между
национальной и иностранной валютами. Вал. курс - это цена денежной единицы
одной страны, выраженная в денежных ед-цах другой. В.к. могут иметь разные
режимы: плавающие и фиксированные. Фиксированные валютные курсы
предполагают осуществление обмена одной валюты на другую на основе золотого
паритета. Золотой паритет определяется равенством золотого содержания
валют. Ф.в.к. колеблется вокруг золотого паритета в зависимости от спроса и
предложения. Плавающий в.к. предполагает обмен одной в. на другую в
зависимости от спроса и предложения. Виды п.в.к.: - свободно плавать в.к. (исключительно под воздействием спроса и предложения на валютном рынке – это доллар) - плавать совместно (страны, использующие этот вид в.к. в расчетах друг с другом фиксируют колебания курсов, а с другими странами используют режим свободного плавания — страны Евросоюза.) - плавать связанно с другими валютами (страны, использующие данный вид устанавливают жесткую фиксацию своего валютного курса по отношению к валюте одной из ведущих стран, например к доллару США).
Валютный курс определяется: - покупательской способностью каждой из валют, которая зависит от спроса и предложения товара; - их качественных признаков; - спроса и предложения национальной валюты на валютном рынке; - о6еспеченности валюты национальным богатством страны; - устойчивости валюты; - доверием к ней.
В настоящее время обмен нац. денег осуществляется по обменному или
валютному курсу. В связи с отсутствием золотого паритета обменный и
валютный курсы определяются на основе паритетов их покупательной
способности. Паритеты не постоянны, колеблются, их определяют путем
сопоставления цен условной корзины потребительских товаров, конвертируемых
в валюте. В формировании обменного и валютного курсов весьма значительна
роль спроса и предложения на валютных курсах. Котировку валют осуществляют
государственные или крупные коммерческие банки. Торговля иностранными в.
ведется на валютных 6иржах (Лондонская биржа). В 1992 основана ММВБ —
Московская межбанковская валютная биржа (не государственная организация,
хотя ЦБР является учредителем и проводит активную политику на валютном
рынке, влияя на курс рубля (метод поддержания).
48. Цены и теория ценообразования. Закон стоимости и его функции
Цена — это денежное выражение стоимости товара. Уровень цен определяется
стоимостью самих товаров, стоимостью денежного металла (золота).
Существуют 2 концепции ценообразования:
- в основе 1 лежит трудовая теория стоимости. Согласно этой концепции основы цены составляют затраты прошлого и живого труда, т.е. стоимость. Чем она выше, тем выше цена. - 2-ая концепция характерна для представителей неоклассического направления, объединившего множество школ прошлого века и нынешнего. Она утверждает, что каждый покупатель имеет свою шкалу ценностей и оценивает товар с учетом собственных потребностей, а поэтому и цена будет разной.
Суть это концепции сводится к тому, что стоимость, или цена, товара
определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно
спросом и предложением. Согласно этой теории, если спрос превысит
предложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение
при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится. При определении цены
товара учитываются спрос и предложение, качество товара, взаимоотношения
продавца и покупателя и т.д. На механизм колебания цен обращали внимание
многие экономисты. Наиболее известным является положение А. Смита о
"невидимой руке", которая направляет действия разрозненных производителей и
потребителей продукции. Каждый действует, преследуя свой личный интерес.
Ориентиром для нее является лишь повышение или понижение цены. Однако в
результате разрозненных действий, основанных на подчинении ценовому
механизму, рождается определенный порядок, и структура общественного
продукта в большей или меньшей степени соответствует структуре общественных
потребностей. "Невидимая рука" — это деперсонифицированный, безличностный
ценовой механизм. Сторонниками теории спроса и предложения были французский
экономист Ж.Б.Сей и английский экономист Г.Д.Маклеод. Математическое
выражение теории спроса и предложения встречается у Л.Вальраса (Швейцария).
Этой теории придерживались также представители австрийской школы -
К.Меигер, Э.Бём-Баверк, Ф.Визер. Та же идея лежит в основе исследования
современным экономистом Ф. Хайеком спонтанного, т.е. самопроизвольного
порядка. На практике цены не просто отклоняются от стоимости, а формируются
вокруг "конструирующего стержня", отличающегося от стоимости. Английский
экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спроса и предложения с теорией
предельной полезности и теорией издержек производства. Американский
экономист П.Саму-эльсон это соединение называл оптимистическим
неоклассическим синтезом. Но, тем не менее, общепризнанно, что цены имеют свой верхний и нижний
предел. Продавец не может продавать товар по цене, которая не компенсирует
затраты вложенные в него. Верхний предел определяется платежеспособностью
покупателя и готовностью покупает этот товар. Нижний и верхний пределы цены
постоянно изменяются под воздействие множества факторов: спроса и
предложения, монополизации рынка, возможности выбора альтернативного товара
и т.д. Закон стоимости - это закон товарного производства, по которому
производство и обмен товаров осуществляются в соответствии со стоимостью,
общественно необходимыми затратами труда, и цена является денежным
выражением стои-ти. Он требует сведения индивидуального рабочего времени к
общественно необходимому, индивидуальной стоимости - к общественной, а
также к эквивалентности в экономических отношениях между субъектами
хозяйствования. Общественно необходимые затраты труда выступают в роли
своеобразного общественного норматива, который выявляется на рынке и в
который товаропроизводители должны укладываться. Если индивидуальные
затраты ниже общественно необходимых, то товаропроизводители выигрывают, а
когда они выше, их экономическое положение ухудшается. Закон стоимости
является законом цен, он регулирует ценообразование, составляя его исходную
основу.
Согласно закону стои-ти сумма цен товаров = сумме их стоим-ей. В каждом
отдельном случае цена товара колеблется вокруг стоим-ти, тяготеет к ней как
к своей основе. Важным в механизме действия закона стои-ти являются: - 1
конкуренция; -2 - спрос и предложение. Спрос и предложение—это рыночная
форма, проявления произ-ва и потребления. Конкуренция—это борьба за лучшее
условие сбыта и произ-ва товаров на рынке. Конкуренция может быть и на
стороне предложения и на стороне спроса. Конкуренция на стороне
товаропроизводителей, прежде всего, обеспечивает сведение индивидуального
раб. времени к общественно-необходимому. При превышении предложения данного
товара над спросом этот вид конкуренции еще более усиливается стои-ть
товара модифиц-ся в рыноч-ю стои-ть, ее стои-ть регулирует уже не
общественно-необходимое раб. время, а несколько меньшее раб. время. При
повышении спроса над предложением возникает конкуренция на стороне
покупателей, в этом случае стои-ть товара модифицир-ся, но ее регулирует
уже худшее по сравнению с лучшими условиями прои-во.
В реальной жизни в процессе установления рыночных цен учитываются и другие
факторы. Поэтому в процессе использования закона стоимости могут сочетаться
свободные, лимитные, контрактные, коммерческие и другие разновидности цен.
На ценообразование влияет уникальность продукта. Это касается произведений
художников и скульпторов. Известно, что цены на картины растут с ростом
известности их авторов.
Закон стоимости выполняет следующие функции: - осуществление учета общественного труда через формирование общественно необходимых затрат труда; - обеспечивает распределение труда между различными сферами производства. Через механизм колебаний рыночных цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов производства из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском различных товаров; - стимулирующая. Закон стоимости стимулирует снижение производственных затрат. Если индивидуальные затраты труда превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, товаропроизводитель обязан снижать величину этих затрат. Предприниматели стремятся производить продукцию с меньшими индивидуальными затратами труда, что при данных ценах обеспечивает больший доход и прибыль. - распределительная, когда с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение общественного продукта между регионами, предприятиями; - на его основе происходит дифференциация товаропроизводителей. Индивидуальные затраты труда у товаропроизводителей неодинаковы. При продаже товаров товаропроизводители, у которых они ниже общественно необходимых, окажутся в выгодном положении - получат дополнительный доход. И наоборот, те из них, у кого индивидуальные затраты выше общественно необходимых и они не в состоянии возместить свои затраты труда, несут убытки, нередко подвержены банкротству, разоряются.
По мере формирования мирового рынка действие закона стоимости
распространяется и на мирохозяйственные связи. Здесь национальные стоимости
выступают как индивидуальные, из которых образуются интернациональные.
Страна с высокой производительностью труда имеет низкие индивидуальные
затраты труда и при продаже товаров по интернациональной стоимости получает
дополнительную прибыль, а с высокой индивидуальной стоимостью —
проигрывает. Однако это не означает, что стране с низкой
производительностью труда внешнеторговые связи невыгодны. Они
целесообразны, если она получает товары дешевле, чем могла бы сама их
производить. Здесь важна не столько сама по себе величина стоимости
товаров, сколько соотношение национальной и интернациональной стоимостей
экспортируемых и импортируемых товаров.
49. Понятие спроса и его детерминанты. Закон Госсена. Феномен Гимффена.
Смещение кривой спроса
Рыночный механизм – это механизм формирования и распределения ресурсов,
механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу
установления цен и качества, объема производства. Основой механизма
рыночной саморегуляции являются спрос и предложение. Рыночное равновесие
устанавливается, когда планы покупателей (спрос) и продавцов (предложение)
совпадают так, что при данной цене величина предложения равна величине
спроса. Спрос - это форма выражения потребности, представленной на рынке и
обеспеченной соответствующими денежными средствами. Спрос - количество
продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене
из возможных, в течение определенного периода. На спрос влияют следующие
факторы: уровень доходов в обществе; размеры рынка данного товара; наличие
взаимозаменяемых товаров; объективные вкусы покупателей. На рынке действует
объективный закон спроса. Если цены на товар растут, то спрос уменьшается.
Соотношение цены и количества, реализованных на рынке товаров отражает
кривая спроса и количества продаж:
Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если
на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на
ординате — движение цены Р, то получится следующий результат. график
Эту кривую в экономической литературе называют кривой спроса. С ее помощью
можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены.
Полученная кривая иллюстрирует закон постепенного убывания спроса, который
можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара
повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос
будет предъявляться на меньшее количество этого товара, т.е. спрос
уменьшиться.
Покупатель приобретает товар ради его потребительной стоимости, потому
что этот товар обладает полезностью и необходим ему для удовлетворения его
потребностей. Спрос и потребительский выбор связываются теорией предельной
полезности. Основные положения: во-первых, большая часть потребностей
человека рано или поздно насыщается, т.е. постепенно удовлетворяется по
мере того, как используется благо; во-вторых, переход от неполного
удовлетворения потребности к ее полному удовлетворению происходит не
внезапно, а через более или менее многочисленные ступени. Но если
напряженность потребности убывает по мере того, как потребность
удовлетворяется, то и полезность блага для потребителя тоже должна убывать
по мере роста количества этого блага. Так, если для голодного человека
первая небольшая порция еды будет иметь наибольшую полезность, то по мере
утоления голода каждая последующая порция еды будет иметь все меньшую
полезность, Для более точного описания процесса убывания полезности в
экономической науке используется понятие предельная полезность, т.е.
добавочная полезность, прибавляемая каждой последней порцией товара.
Используя это понятие, сформулируем закон убывающей предельной полезности:
по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная
полезность имеет тенденцию к сокращению.
Первый закон Госсена: желаемость данного блага убывает по мере увеличения
его потребления. В точке полного удовлетворения она равна нулю. Если
классическое понимание обмена – «равное на равное», то Госсен понимал обмен
как источник прироста полезности, каждый меняет то, что ему менее полезно
на то, что более полезно. Отсюда второй закон.
Второй закон Госсена: Лицо максимимизирует свою полезность, когда
распределяет имеющиеся у него денежные средства между различными благами
так, что достигает равного удовлетворения от последней единицы денег,
потраченных на каждый из товаров.
Детерминантами спроса называются неценовые факторы влияния на спрос.
Факторы, которые связаны с ценой, изменяют спрос в соответствии с
вышеприведенным графиком. Неценовые факторы действуют при данном
фиксированном уровне цен. Влияние детерминантами спроса сказывается в
смещении графика вправо, когда спрос увеличивается и влево, когда убывает
(при прочих неизменных условиях). К детерминантам спроса относятся: - изменение доходов потребителя. В отношении большинства товаров рост благосостояния ведет к увеличению спроса и, наоборот, в то же время достижение более высокого благосостояния сокращает спрос на одни товары (боле дешевые) и увеличивает спрос на другие (более дорогие), - изменение различных форм инвестиционных расходов (процентных ставок, изменение налогового бремени – увеличение налогов снижает спрос, новые технологии – увеличивают спрос и т.д.) - изменение вкусов. Так пропаганда здорового образа жизни снижает потребление сигарет, - изменение числа покупателей. Уменьшение этого числа сокращает спрос. Так происходит с понижением рождаемости – снижается спрос на детские товары. - государственные расходы. Их увеличение приводит к росту совокупного спроса - валютный курс и т.д. Существует эффект замещения – изменение величины спроса на товар в результате замещения более дорогих товаров менее дорогими. Так при уменьшении запасов нефти побуждает замещать ее потреблением газом, запасы которого более велики. Закон Энгеля (дохода) заключается в том, что по мере роста доходов потребителей, увеличиваются расходы на покупку более дорогих товаров
50. Понятие предложение и его детерминанты. Смещение кривой предложения
Предложение – это совокупность товаров находящихся на рынке или способных
быть произведенными и представленными к продаже по соответствующим
удовлетворяющим производителя товара ценам. На предложение влияют следующие
факторы: цена на выпускаемую продукцию, уровень прибыли; снижение издержек
производства. В свою очередь сказываются и такие факторы как: а) достижения
научно-технического прогресса; б) степень монополизации рынка; в) движением
цен на другие товары, т.е. влияет взаимозаменяемость товаров. Предложения
определяют закономерную взаимосвязь между рыночными ценами и количеством
производимого и предлагаемого к продаже. Соотношение цены и количества,
поставляемых на рынок и предлагаемых к продаже товаров в течение
фиксированной единицы времени — кривая предложения товаров в зависимости от
их цены:
Закон предложения: с повышением цен соответственно вырастает и величина
предложения с понижением цен сокращается так же и предложение. Все продавцы
будут стремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет
цена, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара,
т.е. увеличить предложение. Иными словами, у каждого продавца объем
предложения будет меняться в зависимости от цены: чем выше цена, тем, при
прочих равных условиях, выше размер предложения на рынке данного товара.
Графически данная зависимость –изображена на рис. 2 (абсцисса служит для
обозначения количества товара Q, доставленного на рынок; ордината
обозначает движение цены Р). Кривую S называют кривой предложения. график
Главный фактор, воздействующий на предложение, — издержки производства.
Детерминантами предложения называются неценовые факторы влияния на
предложение. Факторы, которые связаны с ценой, изменяют предложение в
соответствии с вышеприведенным графиком. Неценовые факторы действуют при
данном фиксированном уровне цен. Особенностью неценовых факторов является
то, что они все определяются, в конечном счете, издержками на единицу
продукции. Влияние детерминант предложения сказывается в смещении графика
вправо, когда издержки уменьшаются и влево, когда увеличиваются (при прочих
неизменных условиях). К детерминантам предложение относятся:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|