Меню
Поиск



рефераты скачать Экономика 90 вопросов

p> Итак, важным преимуществом рыночной экономики (как считает часть экономистов) является то, что это саморегулирующаяся система, т.е. самостоятельно приходит в состояние равновесия. Она способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Само равновесие в экономике следует понимать не статически (как неизменное и фиксированное), а динамически. Оно тоже меняется под влиянием различных обстоятельств, такое равновесие рассматривается как спонтанный порядок, возникающий в рыночной системе в результате взаимодействия спроса и предложения.
Современная рыночная система лучше, чем другие, приспособлена к использованию достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, полному удовлетворению потребностей общества. Лежащий в ее основе рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Рынок имеет и негативные стороны. Он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленному самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную дифференциацию доходов, имущественное расслоение населения.


56. Экономическая природа предприятия. Экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность предприятия
Предприятие – это первичное звено любой экономической системы. Это обособленное структурное подразделение, хозяйственная единица, где фокусируются системы производительных сил и производственных отношений.
Организационно-правовые формы предприятий (ОПФП) - это определенные, установленные законом и нормами хозяйственного права формы организации и структуры управления. Они дают возможность чел-ку, гражданину, коллективу, обрести официальный, правовой статус хозяйствующего субъекта. ОПФП в целом зависят от форм собств-сти на имущественных комплекс предприятия. Т.е. в основе экономической природы предприятия лежит собственность. Собственность является определяющим фактором во всех общественных отношениях и в производственных тоже. Собственность - совокупность отношений отдельных индивидов, групп людей и их ассоциаций к вещам, как к своим, и отношений между людьми по поводу принадлежности вещей. Эк-ое содержание с-ти проявилось в осн. функциях присвоения: 1)пользование — (использование полезного эффекта блага.),2) распоряжение (это опред-ие порядка использ-ия вещи), 3)владение (фактическое обладание вещью, право исключ-го контроля над ней. В экономическом смысле собственность определяет присвоение факторов производства. Экономический механизм реализации собственности - означает: получение дохода и его использование.
В зависимости от форм собственности предприятия делятся на государственные
(сюда же можно отнести муниципальные) и частные (акционерные, кооперативные). Последние различаются в зависимости от числа владельцев предпр-я, от ответственности за деятельностью предпр-я, от способов вкладывания капитала в общий капитал.
1. Индивидуальные частные предприятия основаны на личной собственности граждан (одно лицо владеет и получает весь доход и несет всю ответственность).
2. Полное товарищество основано на долевой собств-сти членов, и не является юридическим лицом. Все члены несут полную ответственность. Прибыль делится пропорционально вкладам.
3. Смешанное товарищество основано на долевой собственности. Его члены

(комплементарии) несут полную ответств-сть, а члены-вкладчики

(коммандисты) несут ответственность в пределах своего вклада. Смеш тов-во

- юр. лицо.
4. Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО), акционерное общество закр. типа - его уставной капитал образ. только за счет вкладов учредителей. Каждый отвечает в пределах своего вклада. Прибыль распред. пропорц. вкладу. Гл. особенность - запрет на продажу своих паев на открытом рынке.
5. Кроме того, существуют объединения предприятий, создается на основе договора (межфирм-го соглашения) в формах союза, ассоциации, концерна, межотраслевого или территориального объединений. Цель - в осуществлении дорогостоящих инвестиц. проектах, взаимном обслуживании участников ассоциации. Имущество является совместным для ее членов.
Самостоятельно хозяйствующий субъект называют предприятием, если он создан в порядке, установленным действующим законодат-вом и осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие образует юридическое лицо, имеет название и печать, расчетный счет в банке.
Юр.лицом принято считать организацию: представляющую в едином лице всех входящих в нее отдельных субъектов; имеющую в распоряжении обособленное имущество; несущую самостоятельную имущественную ответственность; выступающую в качестве самостоятельного субъекта права в роли истца, так и ответчика. Предприятием осуществлять производств., коммерч., научно- исслед., инвестиционную и др. виды деятельности в соответствии с уставом предприятия, а также решать вопросы, связанные с развитием социал. сферы
(стр-во жилья для раб., содержание д/отдыха, д/лагерей, мед.учр-ний и т.д.), проводить природоохранные мероприятия, модернизацию произ-ва. Ф-ции предприятия: организует производств. процесс, ведет бух.учет, проводит поисковые научно-исслед. и маркетинговые исследования, платит налоги, заключает договора с др. предприятиями и др.

Экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность предприятия обусловлена собственностью на это предприятие. Это можно проследить на примере создания и функционирования акционерных предприятий.
В акционерных обществах – капитал образуется путем выпуска и продажи акций.
Владельцами акций могут быть юр. и физ. лица. Акционеры несут ответств-сть в пределах суммы своих акций. Образование АО происходит следующим образом: учредители заключают договор, определяющий совместную деятельность по созданию — размер капитала, категории выпускаемых акций, ном. Стоимость
,размеры уставного капитала, состав и компетенция органов управления определяют собственники, т.е. акционеры. АО может быть создано и одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения им всех акций.
Уставной капитал АО составляется из номинальной стоимости приобретенных акций и представляет минимальный размер имущества АО. АО вправе выпускать облигации на сумму = уставному капиталу. Управление АО: высший орган- общее собрание, определяет изменение устава, избрание совета директоров, ревизионной комиссии, утверждение годовых отчетов, решение о реорганизации или ликвидации АО. Реорганизация или ликвидация АО возможна: добровольно по решению общего собрания или принудительно по решению суда.
А) АО открытого типа. Участники могут продавать акции без согласия остальных членов общества. АО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. АО обязано ежегодно публиковать годовой отчет, бух. Баланс, счет прибылей и убытков.
Б) ОА закрытого типа. Акции распределяются только среди участников АО. АО не вправе проводить свободную подписку. Акционеры имеют преимущество при покупке акций. Число участников ограничено, иначе преобразование в АО открытого типа в течение года или ликвидация в судебном порядке.

57. Основные положения теории фирмы
Коуз в своей работе «Природа фирмы» дал подробный анализ деятельности фирмы. Все фирмы действуют в рамках рыночной экономики, где преобладают горизонтальные связи и нет ни приказов из единого центра, ни централизованного планирования. Тем не менее, любой фирма имеет вертикальную структуру управления, действующую на основе прямых приказов.
Возникает вопрос, почему часть экономической деятельности фирмы протекает в рамках централизованного управления (внутри фирмы), а вторая часть — в условиях рынка, где роль приказов исполняют свободно устанавливаемые цены?
Почему экономика не может существовать в виде «сплошного» рынка? Ответ
Коуза прост: сплошной рынок требует чрезмерно высоких трансакционных издержек (затрат на заключение сделок). Механизм прямого директивного управления позволяет экономить трансакционные издержки, поэтому фирмы вытесняют рынок. Тогда возникает вопрос, почему вся экономика не может функционировать как одна гигантская фирма?. Коуз отвечает на это так — координация экономической деятельности с помощью приказов из одного центра также сопряжено с трансакционными издержками, которые возрастают в геометрической прогрессии с увеличением размера фирмы. Тем самым возникает проблема оптимальных размеров фирмы. Оптимум определяется границей, где издержки рыночной кооперации равны издержкам централизованного контроля. До этой границы выгодна централизация, после — рынок. Оптимум зависит также от структуры отрасли, применяемых технологий и характера конкуренции.

Существует правило максимизации дохода фирмы: следует производить любую единицу продукции, для которой предельный доход все еще больше предельных издержек. Судьба фирмы зависит от величины средних издержек.
Если они чересчур велики, то фирма вынуждена закрываться. Если же фирма получает дополнительную прибыль, то это привлекает в отрасль новые фирмы, которые будут конкурировать между собой. Фирмы, которые используют наиболее эффективную технологию, назначают самую низкую цену и производят наибольший объем продукции, соответствующий ее издержкам.

Важным элементом в деятельности фирмы является маркетинг. Маркетинг в широком смысле - это концепция развития бизнеса, ориентированная на приоритет потребителя, т.е. концепция приоритетности рыночного спроса.
Маркетинг- непрерывный, всесторонний анализ, способ генерирования идей и решений.
Определение М. Эванса-Бермана: Маркетинг — это ориентированная на потребителя целевая философия фирмы. Производить то, что продается, а не наоборот - основа маркетингового подхода. М. подход: маркетинговые исследования, создание продукта, процесс ценообразования, сбыт, продвижение товара. В зависимости от ситуации на рынке фирма выбирает одну из стратегий маркетинга: концентрированный (ориентация на один узкий сектор рынка, например, продажа велосипедов) или дифференцированный (ориентация фирмы на широкий или несколько широких секторов).
В маркетинге существует стратегия роста фирм. Стратегия роста крупных фирм состоит в следующем: 1)стратегия массового стандартизированного производства; 2) стратегия расширения сферы своей деятельности
(диверсификация). Диверсификация - расширение номенклатуры товаров, производимых отдельными предприятиями, фирмами. Связана с использованием предприятиями накоплений не только на увеличение производства основной продукции, но и обеспечение новых видов производства, проникновение в другие отрасли и сферы хозяйствования. Во внешнеэкономической практике диверсификация затрагивает экспорт, что означает увеличение количества товаров и услуг, предназначенных для экспортирования, что создает лучшие условия для преодоления неблагоприятных последствий изменения рыночной конъюнктуры, расширяет возможности хозяйственного маневрирования.


58. Сравнительный анализ функционирования административного и коммерческого предприятия
Административное предприятие - обособленная хозяйственная единица, которая функционирует, как правило, на основе общегосударственной собственности
(федеральной или субъектов федерации) или на основе собственности административно-территориальных единиц (государственное коммунальное предприятие). Оно для своего существования должно иметь: самостоятельный баланс; расчетный счет и другие счета в банках; печать со своим наименованием; товарный знак (если выпускает продукцию). Функционируют на основе устава, который утверждается собственником при участии трудового коллектива. Административное предприятие хозяйствует на основе централизованного управления, что влечет ряд негативных явлений, связанных с недостатками централизованного планирования. Административное предприятие может функционировать на основе хозяйственного расчета. Хозрасчет как метод хозяйствования основан на следующих принципах:

- хозяйственная самостоятельность, то есть предприятие само авансирует деньги на средства производства и рабочую силу, рационально их использует, само решает вопрос о производственных товарах (или на основе государственного заказа);

- самоокупаемость, то есть за счет прибыли (выручки) покрывает свои затраты по производству и рассчитывается по налогам и кредитам;

- самофинансирование, то есть обеспечение за счет прибыли расширения, совершенствования производства и решение социальных вопросов;

- материальная заинтересованность предприятия в целом и каждого его члена; экономическая ответственность, то есть предприятие само расплачивается за убытки и за невыполнение обязательств и договоров с партнерами. Но на практике этот механизм часто не работает, т.к. для административных предприятий работают по директивам, принятым каким-либо центром
(федеральным или республиканским). Функционируют такие предприятия по плану, спущенному сверху и зачастую с низкой эффективностью.

Коммерческий тип организации деятельности предприятий является наиболее эффективной формой организации, (по сравнению с административной формой). Потому, что наиболее эффективной формой реализации собственности является предпринимательский бизнес, как производственно- хозяйственная деятельность приносящая доход. Это обусловлено такими обстоятельствами:
1) бизнес основан на экономической свободе хозяйствования субъектов в рамках действующего законодательства и направлен на получение максимального возможного дохода;
2) каждый хозяйствующий субъект вступает в экономические связи с ему подобными бизнесменами, поэтому все экономические связи между бизнесменами являются взаимовыгодными и содержат в себе взаимную заинтересованность в их наилучшей реализации.
В современном понятии коммерческий тип организации — это такой вид организации деятельности ради получения прибыли, который отличается рисковым характером, творческой активностью, инновационной деятельностью.
Стимулом новаторства служит предпринимательская прибыль, ее источник — рост доходов или уменьшение издержек в результате инноваций. Процесс производства, по мнению основоположника теории предпринимательства
Шумпетера — «есть осуществление новых комбинаций, охватывающих 5 основных случаев: создание нового блага, внедрение нового метода производства, освоение нового рынка сбыта, получение нового источника сырья, осуществление реорганизации производства. Предприниматель выбирает и осуществляет новые комбинации, и этот новый вариант представляет собой конкурентное вытеснение старых предприятий. Стимулом новаторства служит предпринимательская прибыль, ее источник — рост доходов или уменьшение издержек в результате инноваций». Основные принципы коммерческой организации деятельности является:

- хозяйственная самостоятельность, то есть предприятие само авансирует деньги на средства производства и рабочую силу, рационально их использует, само решает вопрос о производственных товарах (или на основе государственного заказа);

- самоокупаемость, то есть за счет прибыли (выручки) покрывает свои затраты по производству и рассчитывается по налогам и кредитам;

- самофинансирование, то есть обеспечение за счет прибыли расширения, совершенствования производства и решение социальных вопросов;

- материальная заинтересованность предприятия в целом и каждого его члена;

- экономическая ответственность, то есть предприятие само расплачивается за убытки и за невыполнение обязательств и договоров с партнерами.
Основным принципом существования коммерческого предприятия является, прежде всего, самостоятельность хозяйствующего субъекта. Самостоятельно хозяйствующий субъект называется предприятием, если он создан в порядке, установленным действующим законодат-вом и осуществляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие образует юридическое лицо, имеет название и печать, расчетный счет в банке. Юр. лицом принято считать орг-цию, представляющую в едином лице входящих в нее отдельных субъектов. Предприятие может осуществлять коммерческую деятельность различного типа: производств, посредническую, научно- исследовательскую, инвестиционную и др. виды деятельности в соответствии с уставом предприятия, а также решать вопросы, связанные с развитием социал. сферы (стр-во жилья, содержание д/отдыха, д/лагерей, мед. учр-ний и т.д.) Ф- ции коммерческого предприятия: организует производств. процесс, ведет бух. учет, проводит поисковые научно-исслед. и маркетинговые исследования, платит налоги, заключает договора с др. предприятиями и др. Организационно- правовые формы коммерческих предприятий (ОПФП) - это определенные, установленные законом формы организации и структуры упр-ния. Они дают возможность обрести официальный, правовой статус хозяйствующего субъекта.
ОПФП в целом зависят от форм собств-сти на имущественных комплекс предприятия. Предприятия делятся на государственные (к ним можно отнести и муниципальные) и частные. Последние различаются в зависимости от числа владельцев, от ответственности за деятельность предпр-я, от способов вкладывания капитала в общий капитал. Индивидуальное частное предприятие основано на личной собственности граждан (одно лицо владеет и получает весь доход и несет всю ответственность). Полное товарищество: основано на долевой собств-сти членов, все члены несут полную ответственность, прибыль делится пропорц-но вкладам. Смешан. товарищество (коммандитное): основано на долевой собст-сти действующих членов (комплементариев), к-рые несут полную ответств-сть, и членов-вкладчиков (коммандистов), несущих ответств- сть в пределах своего вклада. Тов-во с огр. ответ-стью (ТОО, акционерное общ-во закр. типа): его уставной капитал образ. только за счет вкладов учредителей, каждый отвечает в пределах своего вклада, прибыль распред. пропорционально вкладу; главная особенность - запрет на продажу своих паев на открытом рынке. Акционерн. общ-во открыта: денежные средства в них образуется путем выпуска и продажи акций; владельцами акций могут быть юр. и физические лица; акционеры несут ответств-сть в пределах суммы своих акций. Объединение предпр-тий создается на основе договора (межфирм-го соглашения) в формах союза, ассоциации, концерна, межотрасл. или территор. объединений. Цель - в осуществлении дорогостоящих инвестиционных проектов.
Имущество явл. совместн. для ее членов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.